Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1001

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 2. Междисциплинарные связи эргономики


Для современного этапа развития эргономики особое значение приобретает вопрос о взаимосвязи ее предмета с предметами смеж­ных наук. Это представляется важным не только с точки зрения определения концепции эргономики как науки и выявления кон­структивных путей ее формирования, но и в плане решения прак­тических задач организации соответствующих научных исследова­ний и эффективного использования их результатов в различных сферах деятельности.

Эргономика, занимаясь комплексным изучением человека в конкретных условиях его деятельности с использованием машин (технических средств), руководствуется основополагающими прин­ципами марксистско-ленинской философии о социальной и пред-метно-деятельностной сущности человека; о целостном и конкретно-историческом понимании человека; о сущности и* содержании про­цесса труда как человеческой предметной деятельности, преобра­зующей природу и производящей весь мир человеческой культу* ры; о технике как системе материальных, искусственно созданных средств деятельности людей; о человеке, его всестороннем разви­тии как высшем критерии ценности научно-технического и общест­венного прогресса. Теория целостного человека, развиваемая в фи­лософии, представляет методологическую базу для комплексного исследования взаимодействия человека и машины, человеко-ма­шинных систем и среды.

Исследуя закономерности построения нового общества, научный коммунизм служит методологической основой определения целей и задач эргономики при социализме. Будучи непосредственно свя­зана с созданием и развитием техники, изучением и совершенство­ванием трудовой деятельности людей, эргономика руководствует­ся положениями политической экономии — науки о законах, управ­ляющих производством, распределением и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе.

Эргономика взаимодействует с общественными, естественными и техническими науками. Продолжающийся процесс формирования эргономики осуществляется в контакте со многими сферами науч­ной и практической деятельности и позволяет говорить о базовых по отношению к эргономике науках; о комплексе научных дисциплин, специально вовлекаемых в эргономические исследования, и, нако­нец, о собственно эргономике как сфере научной и практической деятельности.



Логика развития эргономики все теснее связывает ее с социологией, и прежде всего с социологией труда, которой отводится веду­щая роль в реализации комплексного подхода к изучению трудо­вой деятельности (характер и содержание труда, соотношение раз­личных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, социаль­ные аспекты рациональной организации труда и т. д.). Важное место отводится в социологии труда изучению системы «человек — техника» [40]. Изучая социальные аспекты трудовой деятельности и закономерности функционирования трудовых коллективов, соци­ология труда разрабатывает широкий круг проблем, являющихся методологически отправным пунктом многих эргономических иссле­дований. Социологические исследования позволяют более конкрет­но связать 'принцип объективной детерминации деятельности с принципом активности субъекта. Применительно к трудовой дея­тельности источник активности человека лежит в соотношении ин­тересов, поскольку индивид совершает эту деятельность всегда в качестве члена той или иной социальной общности, и она направ­лена на удовлетворение потребностей и интересов определенной социальной группы, класса или общества в целом [47].

Используя для решения многих прикладных задач результаты исследований социологии труда, эргономика, в свою очередь, начи­нает оказывать на нее возрастающее обратное влияние. Укрепле­нию этих взаимосвязей в немалой степени способствует общая тен­денция развития социологии, задача которой «не только описывать нынешнее состояние социальных объектов, не ограничиваться об­щим прогнозом будущего их состояния и выработкой отдельных практических рекомендаций как «побочного продукта» исследова­ний, но специально разрабатывать систему новых социальных средств и методов, позволяющих своевременно и точно воздейство­вать на объекты социального управления в целом и обеспечивать интенсификацию их развития» [20, с. 166].

Связи с социологией — необходимое, но не единственное усло­вие реализации эргономикой комплексного подхода к изучению че­ловека в конкретных условиях деятельности. Для эргономики представляются важными связи с социальной психологией, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обуслов­ленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Игнорирование этих связей приводит, как правило, к ситуации, при которой исследова­тель становится неспособным за среднестатистическими данными и схемами увидеть живого человека со всем богатством его соци­ально-психологических отношений [42]. Изучение социальной пси­хологией кооперированной совместной деятельности членов групп определяет наиболее существенные ее связи с эргономикой. Теория деятельностного опосредствования взаимоотношений в группе [35] представляется принципиальной для эргономического изучения и проектирования трудовой деятельности групп (коллективов). Вме­сте с тем деятельностный подход в эргономике позволит обогатить и саму эту теорию.


Для эргономики важны также исследования неформальных отношений всех видов в группах: горизонтальных, вертикальных и «диагональных» (отношения между лицами с различным должно­стньм статусом, но не находящимися в прямом подчинении). Осо­бый интерес представляет подход, в котором подчеркивается роль де­ловых отношений (в том числе и отношений ответственной зави­симости) в формировании и развитии трудового коллектива. Изу­чение и проектирование конкретных видов трудовой деятельности предполагают учет социально-психологических факторов, которые непосредственно влияют на характер протекания и результаты де­ятельности. В этом отношении наиболее существенными представ­ляются два основных направления изучения социально-психологи­ческого климата, под которым понимают преобладающую и отно­сительно устойчивую духовную атмосферу, психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так и в отношении к общему делу.

Социально-психологические исследования отношения к труду и прежде всего удовлетворенности трудом, включенности личности в трудовую деятельность, профессиональной и социальной адапта­ции и др. также имеют прямое или косвенное отношение к проб­лематике эргономических исследований.

Эргономика нуждается в установлении прочных связей с эконо­микой труда, предметом изучения которой является труд в его исторически определенной форме, общественная и народнохозяй­ственная организация труда.

В настоящее время отмечается тенденция к взаимному про­никновению психологии и экономической науки, обусловленная по­требностями объективного развития производительных сил, изме­нением характера труда в ходе научно-технической революции, не­обходимостью улучшения отбора и подготовки кадров, растущим значением рационализации и организации труда с целью эффек­тивного использования «человеческого фактора» и т. д. [45]. Под влиянием этих же процессов происходит сближение эргономики и экономической науки. Определение социально-экономической эф­фективности новой техники, ставшее актуальной проблемой эконо­мической науки, является сферой, где перекрещиваются интересы экономики и эргономики. Без опоры на эргономические знания вряд ли возможно продуктивное решение указанной проблемы. «Возможности повышения производительности труда и, следова-тельно, экономической эффективности заложены в самой новой технике как таковой. Но реализация их происходит не автомати­чески, а тогда, когда техника творчески используется человеком в процессе производства. От того, как техника в процессе ее ис­пользования влияет на человека, на его условия жизни в обществе и условия труда на производстве, зависит, в какой мере будет ре­ализован потенциально заложенный в ней экономический эффект» [25, с. 12]. В свою очередь, возможности дальнейшего развития эргономики и особенно использования ее результатов в различных сферах народного хозяйства в существенной степени будут зави­сеть от разработки круга проблем, связанных с определением со­циально-экономической эффективности новой техники.


Как уже отмечалось, статус эргономики определяется тем, что она оперирует данными, полученными в других науках, и транс­формирует их, разрабатывая свои исходные представления и сред­ства. Разработка общего понятия человеко-машинной системы и со­ответствующего языка ее описания как единого целого, согласую­щего между собой описания указанной системы на языках отдель­ных наук, представляется одной из важных задач эргономики.

Эргономику интересует прежде всего функциональная структура СЧМ, определяемая положением и ролью человека в системе, внутренние связи этой системы и взаимодействие со средой, тогда как психология, физиология и гигиена труда сосредоточивают свои научные интересы на изучении и моделировании отдельных составляющих названной системы и их взаимодействия с другими ее элементами. «Комплексность в изучении человека, занятого про­изводством, связана с решением в каждой из комплексирующих наук двух параллельных и связанных между собой задач: 1) изу­чение каждого звена такой системы, особенностей и закономерно­стей, существующих внутри этого звена; 2) изучение зависимостей между звеньями, существующих здесь прямых и обратных связей» [24, с. 27].

Эргономика не может не интересоваться изучением отдельных элементов системы, точно так же как психология, физиология и ги­гиена труда не могут упускать из виду связи изучаемых ими эле­ментов системы с другими составляющими и системой в целом. Следовательно, изучение зависимостей, существующих внутри этой сложной системы, существенно не только с точки зрения эргономи­ки, но и наук, на стыке которых она возникла. Более того, только изучение этих зависимостей, например, позволит решить поставлен­ные перед физиологией труда теоретические и практические задачи.

Основная задача физиологии труда заключается в изучении закономерностей протекания физиологических процессов и особен­ностей их регуляции в ходе трудовой деятельности, т. е. в выявле­нии особенностей, характеризующих функционирование физиологи­ческих систем и всего организма в зависимости от существующих связей между указанными элементами системы [24].

Эргономика не отменяет и не подменяет исследований, проводи­мых в сфере физиологии, гигиены и психологии труда, но опира­ется на них, синтезирует их достижения. Эргономика использует результаты и стимулирует определение оптимальных характери­стик рабочего процесса, позволяющих достигнуть высокой эффек­тивности труда, изучение изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности, осу­ществляемые в рамках физиологии труда.