Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 986

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. Информационная подготовка решения



Актуальность исследований процессов информационной подго­товки и принятия решений связана с наиболее существенными особенностями СЧМ. Эти системы должны быть способны к реше­нию творческих задач, возникающих в ходе практического пове­дения. Практическое поведение системы или ее функционирование протекает в условиях, когда имеется большое число динамических и взаимосвязанных факторов, создающих в своей совокупности большую неопределенность в выборе оптимального действия. СЧМ, как правило, работает в режиме реального времени и всегда в ус­ловиях дефицита последнего. Наконец, СЧМ работает в условиях изменяющейся внешней обстановки и наличия конкурирующих, конфликтных факторов (что делает ее, по существу, игровой си­стемой). Поэтому она должна быть способна учитывать происходя­щие во внешней обстановке изменения, устанавливать законы про­текания этих изменений с целью их прогнозирования и предвари­тельного приспособления к ним или парирования их. СЧМ, рас­сматриваемая как сложный организм, должна создавать модель этих условий или, иначе говоря, модель внешней обстановки и сво­его собственного состояния. Поскольку внешняя обстановка и со­стояние системы все время меняются, система должна непрерывно строить, изменять, уточнять создаваемые модели. Но так как воз­можно построить практически бесконечное число моделей одной и той же обстановки, система управления должна строить модели, адекватные стоящим перед ней в данный момент задачам, т. е. приводить информацию к виду, удобному для принятия решения и осуществления исполнительных действий. В принятом решении должно быть учтено состояние переменных и конфликтных факто­ров, должен быть построен план поведения на ближайший и более отдаленный промежуток времени. Принятие решения в условиях неопределенности и конфликта, возникающих в работе СЧМ,— прерогатива человека-оператора. Операторы, принимающие реше­ние в этих ситуациях,— это операторы-исследователи и операторы-руководители, работающие в режиме оперативного мышления. Ре­зультатом оперативного мышления или принятия решения в СЧМ является построение образа новой ситуации и построение последо­вательности действий с управляемыми объектами, посредством ко­торой наличная ситуация может быть переведена в желаемое (в том числе и продиктованное условиями) состояние. Оперативное мышление тесно связано с практическим мышлением, характерные черты которого выделены Б. М. Тепловым [57]: решение должно быть положительным и наилучшим в данных конкретных услови­ях (для теории ценны и отрицательные результаты); решение должно быть конкретным (на основании анализа сложного материала с обязательным выделением существенного необходимо син­тезировать решение, дающее простые и определенные положения); решение должно быть жестко ограничено во времени.


В описаниях оперативного мышления, принятия решений боль­шое внимание уделяется интуиции, т. е. способности быстро разби­раться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение. Интуиция или инсайт относятся к завершающей стадии мыслительного процесса — к возникновению идеи решения. Пред­шествующим стадиям уделялось значительно меньшее внимание, что сказалось и на бедности психологических интерпретаций яв­лений интуиции. Несмотря на это можно указать некоторые приз­наки интуитивных решений, хотя и полученные путем самонаблю­дения, но, видимо, имеющие объективный характер, так как ука­зания на них делались неоднократно и независимо друг от друга. Эти признаки таковы:

  • чувство полной уверенности в правильности результата и яс­ности, что надо делать дальше [66, с. 127];

  • чувство стройности, «нужного вида» результата, которое иногда достигается не сразу, но будучи достигнуто, порождает чувство уверенности [;65, с. 150];

  • автоматизация действий после инсайта, выполнение технических операций без размышления, с полной уверенностью, что желаемый результат будет достигнут [65, с. 193].

Подобные черты характеризуют и результативную часть опе­ративного мышления. Однако содержательная характеристика за­вершающей части акта принятия решения возможна лишь на осно­вании понимания его подготовительных этапов, которые изучены далеко не полно.

Информационная подготовка решения — это совокупность дей­ствий и операций по приему и обработке информации о внешней среде, о состоянии системы управления, о ходе управляемого про­цесса, а также вспомогательной и служебной информации. В ходе осуществления этих действий и операций, к числу которых отно­сятся процессы информационного поиска, обнаружения, идентифи­кации, опознания, перекодирования и трансформации информации, предъявленной на средствах отображения, оператор строит образ­но-концептуальную модель (ОКМ) ситуации. Если сопоставить эту стадию деятельности операторов с многочисленными описаниями творческого процесса, то он ближе всего соответствует стадии воз­никновения темы.

Эта стадия деятельности характеризуется тем, что информация переводится на язык образов, схем, оперативных единиц восприя­тия и т. п., которым владеет оператор. Дальнейшая обработка ин­формации осуществляется на этом языке — языке собственной ОКМ оператора. На второй стадии оператор анализирует и сопо­ставляет ситуацию с имеющейся у него или специально вырабаты­ваемой для данного конкретного случая системой оценочных кри­териев и мер, которые определяют характер и направленность пре-



образований ОКМ ситуации. В описаниях творческого процесса этой стадии соответствует стадия восприятия темы, анализа ситу­ации и осознания проблемы. Основная задача этой стадии состоит в трансформации ОКМ в модель проблемной ситуации, возникшей в связи с выбором темы. Эта новая модель, адекватная объектив­но сложившейся проблемной ситуации, является сферой кристал­лизации проблемы, подлежащей решению. Первая и вторая ста­дии — это сознательная работа, направленная на создание ОКМ и модели проблемной ситуации, ее скелета, схемы, т. е. своего рода функциональных органов индивида.

Если на этапе формирования ОКМ фиксируются неопределен­ность или чрезмерно большое число степеней свободы в ситуации, то на стадии формирования проблемной ситуации происходит осо­знание (и означение) противоречия или конфликта, порождающего эту неопределенность. В результате этой работы часто создается возможность визуализации того мысленного пейзажа, в котором должны протекать события, и интуитивного представления об их ходе.

На третьей стадии происходит напряженная работа над реше­нием проблемы. Она состоит в оперировании исходными и преоб­разованными данными и протекает в виде целенаправленных дей­ствий либо в виде неосознаваемых и автоматизированных опера­ций, которые далеко не всегда имеют вербальный характер. На основании исследований деятельности операторов с графическими информационными моделями можно заключить, что на этой стадии большой удельный вес занимают зрительно-пространственные трансформации и манипуляции элементами проблемной ситуации или ситуацией в целом. Основное внимание при этом уделяется определению различных взаимоотношений между вступившими в противоречие и породившими конфликтную ситуацию элемента­ми или их комплексами. По мере такого оперирования создается более полное представление о предметном содержании ситуации, возможных направлениях ее развития, структурируется значение вступивших в противоречие элементов, комплексов и свойств ситу­ации. Результатом такой работы может быть порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение структурированным и видимым. Подобный тип деятельности все чаще называют визуаль­ным мышлением [64; 74]. На этой стадии информационная подго­товка решения переходит в процесс принятия решения.


Четвертая стадия — собственно принятие решения. Она чаще всего описывается как одномоментный акт озарения, хотя ему предшествует длительная работа. Его содержательная сторона опи­сывается в терминах возникновения идеи, усмотрения смысла и природы обнаруженного ранее противоречия или конфликта. Тем не менее природа озарения остается неясной и ждет своих исследо­вателей. Наконец, последняя стадия — реализация решения — это стадия исполнительных действий и особых пояснений не требует. Процессы информационной подготовки принятия решения не беспристрастны. Они испытывают на себе влияние так называемых субъективных факторов, личностно-смысловых образований, к чис­лу которых относятся мотивы, субъективные цели, установки, воля и т. п. Эти влияния сказываются на способах интерпретации и пре­образования условий и предметного содержания задачи, на точ­ности полученного результата, на стиле его реализации. Личностно-смысловые образования влияют на процессы информационной под­готовки и принятия решений значительно сильнее, чем на более элементарные исполнительные и когнитивные акты. Это объясняет­ся тем, что оценочные критерии в сложных ситуациях, характеризу­ющихся в том числе и недостаточностью информации о среде, вы­рабатываются, как правило, субъектом деятельности. И этот про­цесс их выработки, упорядочивания и переупорядочивания, реорга­низации осуществляется непрерывно в ходе мыслительной деятель­ности. Именно он и влечет за собой изменение целей, выработку и постановку новых целей.

Значительность роли неосознаваемых компонентов в процессах информационной подготовки и собственно принятия решения, рав­но как и в любой области творчества, ставит задачу их объектив­ного исследования. Метод самонаблюдения, естественно, не может дать достаточно точных данных, хотя с его помощью еще можно извлечь очень многое. Это подтверждает и приведенная выше ха­рактеристика, в которой суммированы преимущественно данные самонаблюдения.

Как в психологических, так и в прикладных инженерно-психоло­гических исследованиях ищутся и опробоваются различные экспе­риментальные методы анализа мыслительной деятельности и со­ставляющих ее стадий, фаз, компонентов. Этот процесс поиска еще не закончен. Объект исследования настолько сложен, что для его изучения необходимо использование самых разнообразных мето­дов, в том числе и таких, которые помогли бы дифференцировать выделенные стадии. В настоящее время с большим успехом изуча­ются стадии, связанные с информационной подготовкой и реали­зацией решения, чем стадии собственно принятия решений.


Попытки воспользоваться характеристиками глазодвигательно­го поведения для прогноза затрат времени оператора, работающе­го в режиме информационной подготовки решения, потерпели не­удачу. В этом виде деятельности нарушается регулярность саккадических движений (которая имеет место в задачах информационного поиска [4]) и длительность зрительных фиксаций варьирует в очень широких пределах: от 200 мс до многих секунд. Причина этого состоит в том, что в этом виде деятельности начи­нают принимать участие другие действия, изменяется и состав опе­раций. Поэтому прежде чем ставить метрические задачи, необхо­димо выявить состав действий, участвующих в информационной подготовке решения и, в частности, в формировании ОКМ и моде­ли проблемной ситуации.

Анализ микроструктуры преобразований информации дал ос­нования предположить, что в ОКМ может поступать информация из разных функциональных блоков как в терминах первичного ото­бражения реальности, так и в терминах вторичного или N-ричного отображения (рис. 17). Одна и та же ситуация может последова­тельно (или одновременно) отображаться посредством различных оперативных единиц восприятия и памяти в ОКМ. Иными словами, ОКМ представляет собой многомерное отображение реальности, отображение, описанное на разных перцептивных, символических и вербальных языках1. Соответственно в функциональный блок вербального перекодирования могут переводиться осмысленные сведения, извлеченные из ситуации, а не исходная информация, данная зрительно.

На основании микроструктурного анализа различных преобра­зований информации в зрительной и слуховой системах можно прийти к заключению, что перцептивные, опознавательные и мнемические действия участвуют не только в информационной подготовке мыслительного акта, но и вносят существенный вклад в реа­лизацию последнего. В процессе решения задач на одном шаге ин­формационного поиска (т. е. за время, равное продолжительности одной зрительной фиксации) может развернуться достаточно широ­кий диапазон преобразований информации — от сканирования до невербальных семантических преобразований. В зависимости от сложности решаемой задачи число и тип преобразований меняют­ся, что находит свое выражение, в частности, в длительности зри­тельных фиксаций. Это означает, что человек, решающий задачу, обладает способностью настраиваться на перцептивную или семан­тическую сложность информационного поля. Указанная способ­ность в некоторой мере подобна настройке зрительной системы на интенсивность светового потока. Если последняя выражается в зрачковых реакциях, то настройка на сложность выражается в длительности зрительных фиксаций и в количестве перерабаты­ваемой информации.