Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 984
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
____________________________
1 Вместе с тем, по нашему мнению, в высшей степени вероятны предположения ряда психолингвистов о существовании глубинных семантических структур, инвариантных по отношению ко всем этим языкам [67].
Это подтверждается исследованием скорости переработки информации при формулярном способе кодирования. Испытуемым в одном и том же месте поля зрения предъявлялись буквенно-цифровые формуляры. От серии к серии менялись задачи. В опыте находилась величина межстимульного интервала между предъявлением формуляров, при которой испытуемые давали не менее 90% правильных ответов. Обнаружен достаточно большой диапазон изменения скорости обработки информации при одном и том же количестве и способе ее предъявления и при различных задачах, которые решает оператор. Эта скорость меняется от 1 до 100 символов в секунду. Максимальная скорость получена в задачах обнаружения искомого символа при хорошо усвоенной системе кодирования информации. Минимальная скорость получена при чрезмерном усложнении требуемых от операторов способов семантической обработки информации [27].
В реальной работе оператора скорость обработки информации, как правило, не постоянна. Это связано с тем, что оператор от режима поиска переходит к режиму построения ОКМ и собственно к режиму решения. Как указывалось выше, деятельность оператора имеет стадийный, фазовый характер. Фазовость познавательной деятельности обнаружилась при исследовании процессов решения оперативных задач на имитаторе мнемосхемы энергосистемы. В этом случае у операторов (в отличие от задач информационного поиска) отсутствовали сколько-нибудь конкретные и отчетливые опознавательные эталоны и оценочные критерии и им приходилось формировать их в самом процессе решения, руководствуясь ранее усвоенной системой правил. В излагаемом исследовании [40] осуществлялась полиэффекторная регистрация ряда функциональных систем, участвующих в информационной подготовке и принятии решения: ЭОГ, ЭМГ нижней губы и ЭЭГ затылочной области мозга.
Операторам предлагалось проанализировать состояние отдельных энергоблоков или системы в целом. В случае обнаружения отклонения от нормы испытуемый должен был принять решение о способе восстановления нормального состояния. Проводилась параллельная запись показателей работы ряда физиологических систем. Оказалось, что по данным электроокулограммы можно выделить четыре фазы глазодвигательного поведения, отличающиеся амплитудой скачков и длительностью фиксаций. На первой фазе наблюдаются скачки большой амплитуды, на второй — малой. Длительность фиксаций на первых двух фазах сравнительно невелика и находится в пределах 0,3—1,0 с. Затем наступает третья фаза длительных фиксаций (до 5 с),
перемежаемых скачками большой амплитуды, и, наконец, четвертая фаза, характеризующаяся отсутствием макродвижений глаз. Эта последняя фаза могла продолжаться десятки секунд. Депрессия а-ритма была наименьшей на первой и третьей фазах (до 40% от фона). Максимальная депрессия а-ритма наблюдалась на четвертой фазе решения (80% от фона). Артикуляционный аппарат по данным регистрации электромиограммы нижней губы включался на завершающих этапах решения задач. При решении самых сложных задач наблюдалось поочередное включение всех трех регистрируемых систем, однако и в этом случае удельный вес артикуляционной системы в процессе решения оставался небольшим. Данные, полученные при исследовании решения задач этого типа, не дают основания для выделения специальной фазы оперирования вербальным отображением проблемной ситуации.
Психологически обнаруженные фазы могут быть интерпретированы следующим образом. На названных первых двух фазах осуществляются ознакомление с элементами ситуации и анализ свойств и отношений элементов. Иными словами, эти фазы ответственны за построение ОКМ и модели проблемной ситуации. При решении сравнительно простых задач наблюдается переход к третьей фазе, которая может рассматриваться как фаза опознания ситуации, направленная на формирование и оценку пригодности программы действий. Последняя строится на основании ряда правил и способов деятельности, усвоенных в процессе обучения. На этой фазе осуществляется выбор варианта из ряда стандартных вариантов решения. Наконец, в более трудных случаях, когда регистрируется четвертая фаза, мы имеем дело с деятельностью во внутреннем плане в собственном смысле этого слова. Эта деятельность связана с построением на основе манипулирования и преобразования ОКМ совершенно нового варианта решения.
Анализ взаимоотношений описанных выше четырех фаз показал, что процесс решения сложных задач имеет рекурсивный характер. Возможны переходы от первой фазы сразу к четвертой, возвраты от четвертой к первой или второй и т. д. Наиболее вероятны переходы от первых фаз к третьей и четвертой. Между последними фазами вероятность переходов близка к нулю. Вместе с тем от третьей или четвертой фазы максимальна вероятность перехода к завершающей стадии — стадии подготовки решения в плане внутренней речи и формирования ответа.
Таким образом, регистрация параметров работы отдельных физиологических систем дает основание для объективной оценки функциональной структуры сложной познавательной деятельности и характеристики преобразований, которые совершаются оператором в 'проблемной ситуации.
Исследования функциональной структуры микроструктуры деятельности необходимы для оптимизации существующих вариантов информационных моделей. Информационная модель должна соединять оператора с объектами управления, а не быть преградой, отделяющей его от них.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23.
2. Алякринский Б. С. Временная развертка рабочих операций человека.— В кн.: Проблемы космической биологии, т. 34. М., «Наука», 1977.
3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., изд. АПН РСФСР, 1960.
4. Б е р е з к и и Б. С, 3 и н ч е н к о В. П. Исследование информационного поиска.— В кн.: Проблемы инженерной психологии. М., «Наука», 1967.
5. Бернштейн Н. А. Современная биомеханика и вопросы охраны труда.— «Гигиена, безопасность и патология труда», 1930, № 2.
6. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., «Медгиз», 1947.
7. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966.
8. Б е с п а л о в Б. И. Исследование визуальных преобразований геометрических форм.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 12. М., 1976.
9. Б е с п а л о в Б. И. Микроструктурный анализ сенсомоторного действия.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., 1978.
10. Буев а Л. П. Человек: деятельность и общение. М., «Мысль», 1978.
11. В е л и ч к о в с к и й Б. М. Микрогенетический аспект изучения восприятия.— «Психологические исследования», вып. 6. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.
12. В е л и ч к о в с к и й Б. М. Зрительная память и модели переработки информации человеком.— «Вопросы психологии», 1977, № 6.
13. В е л и ч к о в с к и й Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., Изд-во Моск. ун-та, 1973.
14. В е л и ч ко в с к и й Б. М., Леонова А. Б. Психология установки и микроструктуриый подход.— В кн.: Бессознательное, т. 1. Тбилиси, «Мецние-реба», 1978. .
15. В в е д е и с к и й Н. Е. Физиологическое явление с биологической точки зрения.— В кн.: Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы, т. 1. М., «Медгиз», 1952.
16. Вучетич Г. Г., 3 и нч енко В. П. Сканирование последовательно фиксируемых следов в кратковременной памяти.— «Вопросы психологии», 1970, № 1.
17. Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М., «Медицина», 1975.
18. Гордеев а Н. Д., Гречина А. П., Мнацаканян С. А. Этапы построения сенсомоторного образа пространства.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., 1978.
19. Гордеева Н. Д., Д е в и ш в и л и В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М., изд. ВНИИТЭ, 1975.
20. Г о р д е е в а Н. Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Функциональная структура и критерии оценки инструментальных пространственных действий.— В кн.: Проблемы космической биологии, т. 34. М., «Наука», 1977.
21. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П., Ребрик С. Б. О формировании сложных пространственных действий.— «Вопросы психологии», 1978, JV» 3.
22. Г о р д е е в а Н. Д., Лигачев В. И., Сироткина Е. Б. Сравнительный анализ формирования пространственного действия в стабильных и динамичных условиях.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16, М., 1978.
23. Г о р д о н В. М. Исследования внешних и викарных перцептивных действий в структуре решения задач.— В кн.: Психологические исследования, вып. 6. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.
24. Гордон В. М. Изучение функциональных особенностей процессов опознания и оперирования образом.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 11. М., 1976.
25. Гордон В. М., Зинченко В. П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности.— В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977. М., «Наука», 1978.
26. Гор яннов В. П., Зинченко В. П., Лепский В. Е. Проектирование внешних и внутренних средств деятельности.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 12. М., 1976.
27. Гречищев А. С, Зинченко В. П., Цыгуро Т. В., Шлягин а Е. И. Влияние семантической сложности задачи на скорость обработки информации оператором.—В кн.: Эргономика. Принципы п рекомендации, вып. 6. М., изд. ВНИИТЭ, 1974.
28. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений, изд. АПН РСФСР. М., 1960.
29. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность.— «Вопросы психологии», 1967, № 1.
30. Запорожец А. В., В е н г е р Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., «Просвещение», 1967.
31. Зинченко В. П. Восприятие и действие. Сообщ. 1 и 2.— «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 2 и 5.
32. 3 и н ч е н к о В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия.— В кн.: Инженерная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964.
33. Зинченко В. П. Продуктивное восприятие.— «Вопросы психологии», 1971, № 6.
34. 3 и н ч е н к о В. П. Микроструктурный анализ перцептивных процессов.— В кн.: Психологические исследования, вып. 6. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.
35. Зинченко В. П. Установка и деятельность. Нужна ли парадигма? — В кн.: Бессознательное, т. 1. Тбилиси, «Мецниереба», 1978.
36. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., Изд-во Моск. ун-та, 1969.
37. Зинченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности.— В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1975. М., «Наука», 1976.
38. 3 и и ч е н к о В. П. М а м а р д а ш в и л и М. К. Проблема объективного метода в психологии.— «Вопросы философии», 1977, № 7.
39. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М., «Экономика», 1974.
40. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления.— «Вопросы психологии», 1973, № 2.
41. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., изд. АПН РСФСР, 1961.
42. Зинченко Т. П., К и р е е в а М. М., Р я б и н к и н а Л. И., Бурый Г. В., Остромоухов М. 3. Исследование характеристик движений глаз в процессе информационного поиска в связи с проблемой кодирования зрительной информации,—В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., изд. ВНИИТЭ, 1978.
43. К в а ш а Я. Б. Статистическое изучение механизации труда. М., «Наука»,44. Козловская И. Б. Афферентный контроль произвольных движений. М «Наука», 1976.
45. Коц Я. М. Организация произвольных движений. М, «Наука», 1975.
46. К р ы л о в А. А. (ред.) Методология исследований по инженерной психоло. гии и психологии труда, ч. 2. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.
47. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972.
48. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., «Политиздат» 1975.
49. Леш л и К. С. Мозг и интеллект. М.— Л., Огиз — Соцэкгиз, 1933.
50. Л и н д с е й П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., «Мир», 1974.
51. Петренко В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа.— В кн.: Восприятие и деятельность. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.
52. Р е б р и к СБ., Г о р д е е в а Н. Д., Крнчевец А. Н. Типы связей между когнитивными и исполнительными компонентами в инструментальном пространственном действии.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., изд. ВНИИТЭ, 1978.
53. Самойлов А. Ф. Сеченов И. М. и его мысли о роли мышцы в нашем познании мира.— В кн.: Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы, т. III. M., «Медгиз», 1952.
54. Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. Спб., 1901.
55. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
56. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., Изд-во Моск. ун-та, 1959.
57. Т е п л о в Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., изд. АПН РСФСР, 1961.
58. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л., «Наука», 1978.
59. Файнбург 3. И., Козлова Г. П. К вопросу о группировках рабочих по содержанию их труда.— В кн.: Социальные исследования, вып. 2. М., «Наука» 1968.
60. Ш е р р и н г т о н Ч. С. Интегративная деятельность мозга. Л., «Наука», 1969.
61. Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. М., «Просвещение», 1967.