Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 984

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

____________________________

1 Вместе с тем, по нашему мнению, в высшей степени вероятны предположения ряда психолингвистов о существовании глубинных семантических структур, инвариантных по отношению ко всем этим языкам [67].

Это подтверждается исследованием скорости переработки ин­формации при формулярном способе кодирования. Испытуемым в одном и том же месте поля зрения предъявлялись буквенно-циф­ровые формуляры. От серии к серии менялись задачи. В опыте находилась величина межстимульного интервала между предъявлением формуляров, при которой испытуемые давали не менее 90% правильных ответов. Обнаружен достаточно большой диапазон из­менения скорости обработки информации при одном и том же ко­личестве и способе ее предъявления и при различных задачах, ко­торые решает оператор. Эта скорость меняется от 1 до 100 симво­лов в секунду. Максимальная скорость получена в задачах обнаружения искомого символа при хорошо усвоенной системе кодирования информации. Минимальная скорость получена при чрезмерном усложнении требуемых от операторов способов семан­тической обработки информации [27].

В реальной работе оператора скорость обработки информации, как правило, не постоянна. Это связано с тем, что оператор от ре­жима поиска переходит к режиму построения ОКМ и собственно к режиму решения. Как указывалось выше, деятельность оператора имеет стадийный, фазовый характер. Фазовость познавательной деятельности обнаружилась при исследовании процессов решения оперативных задач на имитаторе мнемосхемы энергосистемы. В этом случае у операторов (в отличие от задач информационного поиска) отсутствовали сколько-нибудь конкретные и отчетливые опознавательные эталоны и оценочные критерии и им приходилось формировать их в самом процессе решения, руководствуясь ранее усвоенной системой правил. В излагаемом исследовании [40] осуществлялась полиэффекторная регистрация ряда функциональ­ных систем, участвующих в информационной подготовке и при­нятии решения: ЭОГ, ЭМГ нижней губы и ЭЭГ затылочной области мозга.

Операторам предлагалось проанализировать состояние отдельных энергоблоков или системы в целом. В случае обнаружения отклонения от нормы испытуемый должен был принять решение о способе восстановления нормального состояния. Проводилась параллельная запись показателей работы ряда физиологических систем. Оказалось, что по данным электроокулограммы можно вы­делить четыре фазы глазодвигательного поведения, отличающиеся амплитудой скачков и длительностью фиксаций. На первой фазе наблюдаются скачки большой амплитуды, на второй — малой. Дли­тельность фиксаций на первых двух фазах сравнительно невелика и находится в пределах 0,3—1,0 с. Затем наступает третья фаза длительных фиксаций (до 5 с),
перемежаемых скачками большой амплитуды, и, наконец, четвертая фаза, характеризующаяся от­сутствием макродвижений глаз. Эта последняя фаза могла про­должаться десятки секунд. Депрессия а-ритма была наименьшей на первой и третьей фазах (до 40% от фона). Максимальная де­прессия а-ритма наблюдалась на четвертой фазе решения (80% от фона). Артикуляционный аппарат по данным регистрации электромиограммы нижней губы включался на завершающих этапах решения задач. При решении самых сложных задач наблюдалось поочередное включение всех трех регистрируемых систем, однако и в этом случае удельный вес артикуляционной системы в процессе решения оставался небольшим. Данные, полученные при исследо­вании решения задач этого типа, не дают основания для выделе­ния специальной фазы оперирования вербальным отображением проблемной ситуации.

Психологически обнаруженные фазы могут быть интерпретиро­ваны следующим образом. На названных первых двух фазах осу­ществляются ознакомление с элементами ситуации и анализ свойств и отношений элементов. Иными словами, эти фазы ответ­ственны за построение ОКМ и модели проблемной ситуации. При решении сравнительно простых задач наблюдается переход к третьей фазе, которая может рассматриваться как фаза опозна­ния ситуации, направленная на формирование и оценку пригод­ности программы действий. Последняя строится на основании ряда правил и способов деятельности, усвоенных в процессе обучения. На этой фазе осуществляется выбор варианта из ряда стандартных вариантов решения. Наконец, в более трудных случаях, когда ре­гистрируется четвертая фаза, мы имеем дело с деятельностью во внутреннем плане в собственном смысле этого слова. Эта деятель­ность связана с построением на основе манипулирования и преоб­разования ОКМ совершенно нового варианта решения.

Анализ взаимоотношений описанных выше четырех фаз пока­зал, что процесс решения сложных задач имеет рекурсивный ха­рактер. Возможны переходы от первой фазы сразу к четвертой, возвраты от четвертой к первой или второй и т. д. Наиболее веро­ятны переходы от первых фаз к третьей и четвертой. Между послед­ними фазами вероятность переходов близка к нулю. Вместе с тем от третьей или четвертой фазы максимальна вероятность перехода к завершающей стадии — стадии подготовки решения в плане внут­ренней речи и формирования ответа.

Таким образом, регистрация параметров работы отдельных фи­зиологических систем дает основание для объективной оценки функциональной структуры сложной познавательной деятельности и характеристики преобразований, которые совершаются операто­ром в 'проблемной ситуации.



Исследования функциональной структуры микроструктуры деятельности необходимы для оптимизации существующих вариантов информационных моделей. Информационная модель должна соединять оператора с объектами управления, а не быть преградой, отделяющей его от них.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23.

2. Алякринский Б. С. Временная развертка рабочих операций челове­ка.— В кн.: Проблемы космической биологии, т. 34. М., «Наука», 1977.

3. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., изд. АПН РСФСР, 1960.

4. Б е р е з к и и Б. С, 3 и н ч е н к о В. П. Исследование информационного поиска.— В кн.: Проблемы инженерной психологии. М., «Наука», 1967.

5. Бернштейн Н. А. Современная биомеханика и вопросы охраны труда.— «Гигиена, безопасность и патология труда», 1930, № 2.

6. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., «Медгиз», 1947.

7. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии актив­ности. М., «Медицина», 1966.

8. Б е с п а л о в Б. И. Исследование визуальных преобразований геометриче­ских форм.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 12. М., 1976.

9. Б е с п а л о в Б. И. Микроструктурный анализ сенсомоторного действия.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., 1978.

10. Буев а Л. П. Человек: деятельность и общение. М., «Мысль», 1978.

11. В е л и ч к о в с к и й Б. М. Микрогенетический аспект изучения восприя­тия.— «Психологические исследования», вып. 6. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.

12. В е л и ч к о в с к и й Б. М. Зрительная память и модели переработки инфор­мации человеком.— «Вопросы психологии», 1977, № 6.

13. В е л и ч к о в с к и й Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., Изд-во Моск. ун-та, 1973.

14. В е л и ч ко в с к и й Б. М., Леонова А. Б. Психология установки и мик­роструктуриый подход.— В кн.: Бессознательное, т. 1. Тбилиси, «Мецние-реба», 1978. .

15. В в е д е и с к и й Н. Е. Физиологическое явление с биологической точки зре­ния.— В кн.: Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы, т. 1. М., «Медгиз», 1952.

16. Вучетич Г. Г., 3 и нч енко В. П. Сканирование последовательно фикси­руемых следов в кратковременной памяти.— «Вопросы психологии», 1970, № 1.

17. Горбов Ф. Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М., «Медицина», 1975.

18. Гордеев а Н. Д., Гречина А. П., Мнацаканян С. А. Этапы построения сенсомоторного образа пространства.— В кн.: Эргономика. Тру­ды ВНИИТЭ, вып. 16. М., 1978.

19. Гордеева Н. Д., Д е в и ш в и л и В. М., Зинченко В. П. Микрострук­турный анализ исполнительной деятельности. М., изд. ВНИИТЭ, 1975.


20. Г о р д е е в а Н. Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Функцио­нальная структура и критерии оценки инструментальных пространственных действий.— В кн.: Проблемы космической биологии, т. 34. М., «Наука», 1977.

21. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П., Ребрик С. Б. О формировании сложных пространственных действий.— «Вопросы психологии», 1978, JV» 3.

22. Г о р д е е в а Н. Д., Лигачев В. И., Сироткина Е. Б. Сравнительный анализ формирования пространственного действия в стабильных и динамич­ных условиях.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16, М., 1978.

23. Г о р д о н В. М. Исследования внешних и викарных перцептивных действий в структуре решения задач.— В кн.: Психологические исследования, вып. 6. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.

24. Гордон В. М. Изучение функциональных особенностей процессов опозна­ния и оперирования образом.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 11. М., 1976.

25. Гордон В. М., Зинченко В. П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности.— В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977. М., «Наука», 1978.

26. Гор яннов В. П., Зинченко В. П., Лепский В. Е. Проектирова­ние внешних и внутренних средств деятельности.— В кн.: Эргономика. Тру­ды ВНИИТЭ, вып. 12. М., 1976.

27. Гречищев А. С, Зинченко В. П., Цыгуро Т. В., Шляги­н а Е. И. Влияние семантической сложности задачи на скорость обработки информации оператором.—В кн.: Эргономика. Принципы п рекомендации, вып. 6. М., изд. ВНИИТЭ, 1974.

28. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений, изд. АПН РСФСР. М., 1960.

29. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность.— «Вопросы пси­хологии», 1967, № 1.

30. Запорожец А. В., В е н г е р Л. А., Зинченко В. П., Руз­ская А. Г. Восприятие и действие. М., «Просвещение», 1967.

31. Зинченко В. П. Восприятие и действие. Сообщ. 1 и 2.— «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 2 и 5.

32. 3 и н ч е н к о В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия.— В кн.: Инженерная психология. М., Изд-во Моск. ун-та, 1964.

33. Зинченко В. П. Продуктивное восприятие.— «Вопросы психологии», 1971, № 6.

34. 3 и н ч е н к о В. П. Микроструктурный анализ перцептивных процессов.— В кн.: Психологические исследования, вып. 6. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.

35. Зинченко В. П. Установка и деятельность. Нужна ли парадигма? — В кн.: Бессознательное, т. 1. Тбилиси, «Мецниереба», 1978.

36. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., Изд-во Моск. ун-та, 1969.

37. Зинченко В. П., Гордон В. М. Методологические проблемы психоло­гического анализа деятельности.— В кн.: Системные исследования. Ежегод­ник 1975. М., «Наука», 1976.


38. 3 и и ч е н к о В. П. М а м а р д а ш в и л и М. К. Проблема объективного метода в психологии.— «Вопросы философии», 1977, № 7.

39. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М., «Экономика», 1974.

40. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления.— «Вопросы психологии», 1973, № 2.

41. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., изд. АПН РСФСР, 1961.

42. Зинченко Т. П., К и р е е в а М. М., Р я б и н к и н а Л. И., Бурый Г. В., Остромоухов М. 3. Исследование характеристик движений глаз в про­цессе информационного поиска в связи с проблемой кодирования зрительной информации,—В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., изд. ВНИИТЭ, 1978.

43. К в а ш а Я. Б. Статистическое изучение механизации труда. М., «Наука»,44. Козловская И. Б. Афферентный контроль произвольных движений. М «Наука», 1976.

45. Коц Я. М. Организация произвольных движений. М, «Наука», 1975.

46. К р ы л о в А. А. (ред.) Методология исследований по инженерной психоло. гии и психологии труда, ч. 2. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.

47. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во Моск. ун-та, 1972.

48. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., «Политиздат» 1975.

49. Леш л и К. С. Мозг и интеллект. М.— Л., Огиз — Соцэкгиз, 1933.

50. Л и н д с е й П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., «Мир», 1974.

51. Петренко В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного обра­за.— В кн.: Восприятие и деятельность. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976.

52. Р е б р и к СБ., Г о р д е е в а Н. Д., Крнчевец А. Н. Типы связей меж­ду когнитивными и исполнительными компонентами в инструментальном про­странственном действии.— В кн.: Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 16. М., изд. ВНИИТЭ, 1978.

53. Самойлов А. Ф. Сеченов И. М. и его мысли о роли мышцы в нашем познании мира.— В кн.: Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы, т. III. M., «Медгиз», 1952.

54. Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. Спб., 1901.

55. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведе­ния. М., 1947.

56. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., Изд-во Моск. ун-та, 1959.

57. Т е п л о в Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., изд. АПН РСФСР, 1961.

58. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л., «Наука», 1978.

59. Файнбург 3. И., Козлова Г. П. К вопросу о группировках рабочих по содержанию их труда.— В кн.: Социальные исследования, вып. 2. М., «Наука» 1968.

60. Ш е р р и н г т о н Ч. С. Интегративная деятельность мозга. Л., «Наука», 1969.

61. Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. М., «Просвещение», 1967.