Файл: Технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ
1. Выделите в презентации группового проекта 2–3 ключевых слайда и доработайте их содержание по высказанным замечаниям.
2. Составьте с учетом полученных замечаний обновленную презента- цию для инвесторов (FundingPitch).
3. Нарисуйте сюжетную линию презентации: «завязка – тезис – доказа- тельство – вывод».
ДЛЯ ЗАПИСЕЙ
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

116
16. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСТИСТЕМА
Для того чтобы идеи превращались в инновации, необходимо форми- рование особой инновационной среды (внутренней и внешней), которая способствовала бы эффективной реализации инновационных процессов. В этой главе вы получите ответы на следующие вопросы: что такое инноваци- онная среда и национальная инновационная система? Какие элементы наци- ональной инновационной системы могут быть вам полезны на разных ста- диях развития ваших собственных проектов?
Инновационная среда и ее структура
Основная стратегическая цель развития России – ее возрождение в ка- честве передовой научно-технологической державы, опирающейся на соб- ственное производство научных знаний и эффективное коммерческое ис- пользование результатов исследований и разработок в экономике.
Однако ключевая проблема современной России и специфика сложив- шейся ситуации как раз и заключается в противоречии:

с одной стороны, мы располагаем еще достаточно высоким уров- нем научно-технического потенциала,

с другой стороны – крайне низкими показателями коммерческого использования научных исследований и разработок.
Решение проблемы перехода к инновационной экономике лежит в двух взаимосвязанных плоскостях:
1. В плоскости создания внешних условий, благоприятствующих ин- новационному развитию, к которым можно отнести совокупность институ- тов и организаций в структуре национальных инновационных систем, фор- мирующихся в настоящее время во всех развитых странах мира.
2. В плоскости наличия у хозяйствующих субъектов необходимой внутренней среды – инновационного потенциала, способного генерировать идеи и осуществлять процесс их коммерциализации по всему инновацион- ному циклу. Такое сочетание внутренней среды и внешних условий, опре- деляемое как инновационная среда, является основополагающим условием осуществления эффективной инновационной деятельности.
Концепция инновационного потенциала
Инновационный потенциал компании или проекта характеризуется совокупностью различных ресурсов, включая:

интеллектуальные ресурсы (технологическая документация, па- тенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная про- грамма предприятия).


117

материальные (опытно-приборная база, современное технологи- ческое и информационное оборудование, ресурс площадей).

финансовые (собственные, заемные, грантовые средства).

кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в иннова- циях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, опыт про- ведения НИР и ОКР, опыт управления проектами).

инфраструктурные ресурсы (собственные подразделения
НИОКР, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, ин- формационный отдел), а также иные ресурсы, необходимые для осуществ- ления инновационной деятельности.
Это важнейшие условия создания и реализации нововведений на лю- бом этапе жизненного цикла проекта (компании).
Но инновационное развитие компании (как действующей, так и создава- емой) определяется не только наличием ресурсов, но и наличием возможно- стей по использованию этих ресурсов, т. е. многое зависит от так называемого инновационного климата в компании (атмосферы творчества, сотрудничества, особой корпоративной культуры), который характеризует сами возможности компании по созданию (коммерциализации) инноваций. Также на инноваци- онный потенциал влияет и внешняя среда, о которой пойдет речь дальше.
Сущность и структура национальных инновационных систем
Для эффективного функционирования всех звеньев инновационного процесса и осуществления процесса коммерциализации научных разрабо- ток необходимо наличие внешних условий, благоприятствующих иннова- ционному развитию. К таким внешним условиям, способствующим разви- тию инновационной экономики каждой страны, относятся национальные инновационные системы (НИС). Начиная с 80-х годов XX века создание ин- новационных систем являлось главным приоритетом государственной по- литики всех развитых стран мира.
Наличие эффективно функционирующей национальной инновацион- ной системы является основополагающим фактором формирования благо- приятной инновационной среды, способствующей успешной реализации стратегий инновационного развития различных стран.
Национальная инновационная система – это совокупность взаимосвя- занных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реа- лизацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время НИС – комплекс институтов правового, финансового и социаль- ного характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих проч- ные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
Таким образом, национальная инновационная система включает в себя два блока: научно-производственный и институциональный (рис. 21).


118
Рис. 21. Общая структура национальной инновационной системы
Институциональная среда обеспечивается деятельностью государства в рамках формирования государственной научно-технической и инноваци- онной политики. Исходя из этих предпосылок, на рисунке 3 представлена концептуальная схема построения национальных инновационных систем.
Как видно из рис. 22, важнейшими структурными элементами нацио- нальных инновационных систем являются наука и образование (источники инновационных идей), предпринимательский сектор и разнообразные эле- менты инновационной инфраструктуры, содействующие коммерциализа- ции научных разработок. Государство также является одним из участников процессов, обеспечивая:

наличие всех необходимых структурных элементов НИС;

полноту и достаточный уровень развития этих элементов;

координацию и их эффективное взаимодействие.
Важнейшим фактором развития национальной инновационной си- стемы является не только наличие ключевых элементов, но и их эффектив- ное взаимодействие. Методологической основой осуществления такого вза- имодействия может рассматриваться концепция «тройной спирали»
(TripleHelix), предложенная Г. Ицковицем (2000, H. Etzkovitz), которая ил- люстрирует исключительно тесное взаимодействие университетов (науки), государства и бизнес-сообщества. Эти три элемента являются относительно автономными, но в то же время и пересекающимися, подчас выполняю- щими функции друг друга. Так, университеты берут на себя роль бизнес- сообщества, создавая и развивая малые инновационные компании в универ- ситетских бизнес-инкубаторах. Правительство развивает функции бизнес- сообщества, предоставляя венчурный капитал стартапам. Бизнес-сообще- ство берет на себя роль университетов, развивая обучение и исследования в собственных или совместных с университетами лабораториях, причем под- час на столь же высоком уровне, как в университетах.

119
Рис. 22. Концептуальная схема построения национальных инновационных систем
Таким образом, современный университет – это не только центр под- готовки кадров и реализации научных исследований, но и центр, где форми- руется современная институциональная среда, порождающая бизнесы, ком- пании, технологии, продукты, которые потом активно востребуются рын- ком. Важно отметить, что внутри университетов существует своя среда для развития инноваций, о которой пойдет речь ниже.
Элементы инновационной инфраструктуры
Инновационная инфраструктура – это часть национальной инноваци- онной системы, которая содействует переводу научных знаний в коммерче- ски привлекательные продукты.
Это своего рода «мост» между идеей и коммерциализацией этой идеи.
Особая роль инновационной инфраструктуры заключается в формировании благоприятных условий для развития инновационной деятельности, под- держки инновационных предприятий на разных стадиях развития компаний.
Можно выделить следующие подсистемы инновационной инфра- структуры:

Производственно-технологическая инфраструктура – так назы- ваемая hard-инфраструктура, которая предоставляет для инновационных компаний помещения, специальное оборудование, производственные ли- нии, «чистые» комнаты, лаборатории и т. п.


120

Финансовая инфраструктура – те организации и частные лица, которые формируют и предоставляют особые финансовые инструменты для финансирования инновационных проектов на разных стадиях его развития.
К таким объектам инфраструктуры относятся различные типы фондов (вен- чурные, корпоративные, страховые), частные инвесторы, бизнес-ангелы и их ассоциации, фондовый рынок, краудфандинговые и краудинвестинговые площадки.

Экспертно-консалтинговая и информационная инфраструктура позволяет решать специфические вопросы, возникающие при развитии ин- новационных проектов, например, вопросы, связанные с проблемами интел- лектуальной собственности, сертификации, выходом на международные рынки. К объектам, оказывающим экспертно-сервисные и информационные услуги, можно отнести центры трансфера технологий, центры консалтинга
(общего и специализированного назначения), интернет-ресурсы, информа- ционно-аналитические центры и др., очень часто такие услуги предостав- ляют и указанные выше технопарки, бизнес-инкубаторы и т.д.
В последние годы возник новый термин – «инновационная экоси-
стема». В отличие от инновационной инфраструктуры, включающей сово- купность элементов (научные парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.), инновационная экосистема предполагает содержатель- ный аспект и отражает эффективность сетевого взаимодействия всех клю- чевых участников инновационного процесса.
Инновационная экосистема – сеть институтов частного и обществен- ного секторов, чья деятельность и взаимосвязи направлены на инициацию, импорт, модификацию и диффузию новых технологий.
Рассмотрим некоторые элементы инновационной инфраструктуры бо- лее подробно.
Технопарки и научные парки – это имущественные центры, состоящие из офисных зданий, производственных помещений и объектов вспомога- тельной инфраструктуры, целью которых является формирование иннова- ционной среды для поддержки начинающего бизнеса в инновационной сфере.
Тем самым технопарки могут вносить значительный вклад в эконо- мику региона через ее диверсификацию и поддержку новых наукоемких компаний и отраслей.
К основным задачам функционирования технопарков можно отнести:

мотивирование компаний и предпринимателей к созданию инно- вационных технологий и их коммерческому освоению;

поддержку в становлении, развитии и подготовке к самостоятель- ной деятельности малых и средних инновационных компаний;

передачу на рынок научно-технической продукции с целью удо- влетворения потребности в этой продукции региона и страны;


121
Для этих целей технопарки часто предоставляют для компаний-рези- дентов льготные ставки на аренду производственных, офисных и складских помещений, доступ к своему оборудованию, а также доступ к объектам ин- женерной, транспортной, жилой инфраструктуры. Резидентами технопар- ков являются не только малые предприятия, но и научные организации, про- ектно-конструкторские бюро, научно-исследовательские центры, а также бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий. Технопарки обычно открываются и работают на уровне города или региона, в крупных научных центрах, наукоградах и при вузах. Некоторые из технопарков находятся в особых экономических зонах, имеющих особые налоговые и таможенные режимы (которые распространяются на резидентов технопарка). Многие имеют свою специализацию – например, в секторе информационных техно- логий, сфере высокотехнологичной химии и новых материалов, в атомной промышленности и т.д.
Бизнес-инкубаторы – это структуры, которые создают наиболее бла- гоприятные условия для начального этапа развития стартапов. Они помо- гают стартапам выживать на самом сложном этапе их развития, создают условия для роста, среду для быстрого накопления опыта и формирования бизнес-связей, а также снижают риск «провала» вновь созданных компаний.
Бизнес-инкубаторы могут быть отраслевыми (например, работать с проектами только из IT-отрасли), а также региональными, городскими, ву- зовскими. Часто бизнес-инкубаторы работают при технопарках (научных парках), являясь важным звеном для развития начинающих компаний.
Бизнес-акселераторы – структуры или программы, которые подразу- мевают различные инструменты (образование, менторство, экспертизу и др.) для интенсивного развития компаний за определенный период (обычно
3-4 месяца). Обычно (но не всегда) за участие в акселераторе команды от- дают небольшую долю своей компании (обычно 5-7%). Цель акселераторов: отобрать и ускорить развитие стартапов с потенциалом взрывного роста для последующей продажи своей доли в успешном проекте.
Бизнес-акселераторы появились как усовершенствованная модель бизнес-инкубаторов. В 2005-м Пол Грэм (Paul Graham) запустил в Силико- новой долине проект Y Combinator, который вместо длительной «инкуба- ции» проектов предложил трехмесячные групповые программы подготовки и небольшие посевные инвестиции.
Сегодня в мире насчитывается много акселераторов. Некоторые из ак- селераторов имеют отраслевую специфику и отбирают проекты только из выбранной сферы. В последнее время появляются корпоративные акселера- торы, которые отбирают проекты с потенциалом внедрения в компанию или дальнейшей перепродажи своей доли. Важными отличиями акселераторов являются жесткий отбор команд в программу, обучение в составе потока
(набора), а ключевой задачей проводимых программ акселерации являются