Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
современной биологической науки и одного из интереснейших ее разделов
– биоакустики, изучающей звуковой язык животных.
Ведущий
N
2:
Язык животных
– сложное понятие, не ограничивающееся только звуковым каналом связи. Так, важную роль в обмене информацией между животными играют язык поз и телодвижений.
Оскаленная зубастая пасть, вздыбленная шерсть, выпущенные когти –
достаточно выразительные свидетельства намерения животного драться.
Ритуальный, брачный танец журавля – сложная система поз и телодвижений, передающая партнеру информацию совсем другого рода.
Ведущий N 1: В языке поз и телодвижений животных огромную роль играют хвост и уши. Их многочисленные характерные положения свидетельствуют о более тонких оттенках настроений и намерений хозяина,
значение которых не так ясно для постороннего глаза человека- наблюдателя, хотя прекрасно понимается сородичами животного.
Ведущий N 2: Важнейшим элементом языка зверей является язык запахов. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за вышедшей на прогулку собачкой: с каким вниманием и тщательностью обнюхивает она все места с метками, оставленными у столбов другими собаками, и как добросовестно оставляет свои метки!
Ведущий N 1: Наконец, звуковой язык имеет для животных совершенно особое значение. Чтобы получить информацию при помощи языка поз и телодвижений, животные должны видеть друг друга. Язык запахов предполагает, что животное пребывает поблизости от того места,
где находится или побывал другой зверь. Преимущество языка звуков состоит в том, что он позволяет зверям общаться, не видя друг друга,
например в полной темноте и на далеком (подчас очень далеком!)
расстоянии. Трубный глас оленя, ищущего себе самку и вызывающего на бой соперника, разносится на многие километры.
Ведущий N 2: Важнейшей особенностью языка животных является его эмоциональный характер. Алфавит этого языка включает возгласы типа: «Внимание!»; «Осторожно, опасность!»; «Спасайся, кто может!»;
«Поберегись!»; «Убирайся прочь!» и т. п.
В отличие от речи человека, обладающего свойством передавать бесконечные объемы сложнейшей информации не только практического, но и абстрактного характера, язык животных всегда конкретен, т. е.
сигнализирует о действительной окружающей обстановке или состоянии животного.
Ведущий N 1: Ну, а могут ли все-таки звери говорить человеческим голосом? Оказывается, могут! Сенсацию в свое время произвел тюлень по

кличке Гувер, живущий в аквариуме американского города Бостон.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27

Тюлень: Посетителей я встречаю дружным приветствием: «Хай ду ю ду?» (Как поживаете?). Голос у меня – глубокий бас. Представляясь посетителям, я называю свое имя. Но не успевают растроганные гости прийти в себя от умиления, как я, свирепо выкатив глаза и растопорщив усы, могу огорошить их криком: «Смывайся отсюда!».
Ведущий N 2: По мнению зоологов, Гувер – первое в мире говорящее млекопитающее животное. Попытки подражать человеческой речи он начал на седьмом году жизни в аквариуме, а на десятом году достиг совершенства. Правда, Гувер имитировал ограниченное число слов. Тем не менее уникальный «талант» его звукоподражания, как говорится, налицо.
Ведущий N 3: Подавляющее большинство животных используют голос, чтобы что-то сообщить другому животному, т. е. в целях коммуникабельности. Но есть среди зверей и такие, которые научились в процессе эволюции использовать свой голос для ориентации в окружающей обстановке, добывания пищи и в качестве средства навигации. Это так называемые эхолоцирующие звери, к которым принадлежат летучие мыши, дельфины, а также некоторые птицы.
Ведущий N 4: Эти животные издают короткие звуковые щелчки,
которые несутся со скоростью звука (т. е. 340 м/с в воздухе и 1500 м/с – в воде) в окружающее пространство, «натыкаются» на различные препятствия и возвращаются к пославшему их животному уже в виде эха.
Поймав эти эхо-сигналы своим чутким ухом, эхолоцирующие животные узнают о наличии препятствий на своем пути, а также определяют на слух характер различных предметов. Основой для этого служит неодинаковый характер эха, отраженного от различных предметов: ясно, что отражения от дерева, камня, воды или тела животного будут акустически разные.
Характер этих различий и несет эхолоцирующему зверю информацию, с чем он имеет дело.
Ведущий N 3: Эхолокатор позволяет этим животным ориентироваться в абсолютной темноте, т. е. без помощи зрения, только на слух. Они как бы видят ушами. Поэтому такой способ ориентации иногда называют звуковедением.
Ведущий N 4: Около 1000 различных видов насчитывает отряд летучих мышей, называемых в науке рукокрылыми. Здесь и совсем маленькие, с домовую мышь, зверьки, и настоящие гиганты, называемые летучими собаками и летучими лисицами за сходство своей головы с головами этих животных, и с размахом крыльев до 1,5 м. Живут летучие мыши большими колониями в темных пещерах, где иногда собирается их

великое множество: десятки тысяч и даже миллионы особей.
Кормятся летучие мыши, как известно, насекомыми, охотясь за ними на лету по ночам.
(появляются летучие мыши).
1-я летучая мышь: Но почему же насекомыми? Среди нас есть и вегетарианцы, питающиеся только соком растений.
2-я летучая мышь: Но есть и кровожадные вампиры, сосущие кровь у крупных млекопитающих – коров, собак, ночующих под открытым небом,
и даже у человека.
Летучая мышь-вампир: Совершенно бесшумно и незаметно для
«хозяина» я сажусь на свою жертву благодаря легким подушечкам на ногах,
с молниеносной быстротой делаю на коже глубокий разрез своими острыми, действующими как ножницы, зубами, и начинаю слизывать вытекающую из раны кровь, слегка отсасывая ее. У человека мы нередко сосем кровь из пальцев ног, которые спящий выставляет ночью из-под одеяла.
1-я летучая мышь: Есть среди нас и такие, которые питаются рыбой,
выхватывая ее из воды своими острыми, как острога, когтями.
Ведущий N 3: Но неужели вы обнаруживаете рыбу под водой? Ведь на границе воздух-вода ультразвук почти полностью отражается от поверхности воды, и в воду проникает лишь незначительная часть акустической энергии.
2-я летучая мышь: Все значительно проще: эхолокатор не может обнаруживать рыбу, если та скрыта под водой. Но если та высунет из-под воды хотя бы частицу своего тела – участь ее, считайте, решена.
Ведущий N 4: Многие свойства эхолокатора летучей мыши являются предметом изучения ученых-ботаников, стремящихся использовать
«патенты» природы для совершенствования существующих и создания принципиально новых эхолокационных систем. В результате этих поисков созданы приборы для ориентации слепых по принципу эхолокации летучих мышей.
Ведущий N 5: Волки! Кому из деревенских жителей не знаком их заунывный, леденящий душу вой? В вое волков звуки, выражающие дикость и жестокость, сливаются со звуками тоски и страдания. Как правило, волки «поют» на рассвете или в сумерках, но отнюдь не каждый день.
Ведущий N 6: Сольное завывание начинает всегда вожак стаи, его голос заметно отличается от голосов рядовых «хористов», которые вскоре к нему присоединяются. Какую информацию несут эти хоровые концерты
ночных хищников? Кому они предназначены? По-видимому, это коллективное голосовое «творчество» стаи является каким-то символом,
признаком общинной жизни. Но чем же еще?
Ведущий N 5: Кроме сольного и хорового воя, у волков зарегистрирован тявкающий, визгливый лай, которым обычно завершается хоровое «пение». Наконец, записан также сигнал к нападению – боевой клич, подаваемый, очевидно, вожаком стаи. Это – вселяющий ужас звук,
похожий на рычание разъяренной собаки, бросающейся на человека, чтобы укусить.
Ведущий N 6: Давайте послушаем, какую информацию передают волки друг другу.
(два холма, появляются два волка).
1-й волк: Послушай, брат! Олени-карибу двинулись на юг. Я сам не видел оленей, об этом мне сообщил волк-сосед. И еще одна новость: в тундре появились люди-эскимосы. Передай другим вожакам.
Ведущий N 5: Мы с вами убедились в том, что волки обладают не только способностью поддерживать связь через огромное расстояние, но могут даже «говорить» не хуже людей.
Ведущий N 6: Попытки научить обезьяну разговорной человеческой речи производились неоднократно, но не увенчались успехом. Даже воспитание детеныша обезьяны в человеческой семье вместе с ребенком человека, как это было предпринято еще нашей исследовательницей Н. Н.
Ладыгиной-Котс и американскими зоопсихологами, державшими у себя дома детеныша шимпанзе начиная с трехдневного возраста и до 6 лет, не дало никаких результатов. Ребенок человека научился говорить, а обезьяна так и не приобрела дара человеческой речи.
Ведущий N 5: Хотя обезьяна Вика – так звали шимпанзе – научилась понимать много слов, произносить же, и то кое-как, она смогла лишь три слова: «мама», «папа», «чашка». Неуспех такого рода экспериментов,
однако, объясняется не тем, что обезьяна безнадежно глупа и у нее нет потребности что-то сообщить, а тем, что голосовой аппарат обезьяны,
включая мозговые центры управления, устроен иначе и не способен воспроизводить сложные звукосочетания человеческой речи, несмотря на всю «человекообразность» высших обезьян.
Ведущий N 6: Американский ученый Дэвид Примак научил обезьяну
Сарах разговаривать с человеком при помощи кусочков пластика различных форм и цветов, которые она должна была выкладывать по порядку. Каждому такому кусочку соответствовало определенное слово, и обезьяна, выучив около 130 слов-символов, научилась составлять

предложения. Сейчас обезьяна Сарах продемонстрирует это.
(выходит обезьяна).
Ведущий N 5: Сарах, положи яблоко на тарелку.
(обезьяна составляет предложение, слова располагаются «по- китайски» – сверху вниз.
Ведущий N 6: Какая молодец! А теперь, Сарах, дай мне банан.
Спасибо! Сарах! Положи банан в ведро. Умница!
Ведущий N 5: Исследователи считают, что разработанный ими метод обучения языку жестов может быть с пользой применен при обучении языковому общению людей, речевое развитие которых затруднено вследствие мозговых аномалий.
Ведущий N 6: Удивительно способной оказалась горилла Коко,
которую обучала языку американская исследовательница Ф. Паттерсон.
Коко быстро освоила 375 знаков азбуки глухонемых и выражала при их помощи не только элементарные потребности есть, пить и иные, но и свои сложные ощущения и эмоции. Она имела представление о таких абстрактных понятиях, как скука, воображение, а также о прошедшем и будущем времени. Коко не очень любила мыться в ванне. Когда ей показали фотографию другой обезьяны, которую вели в ванну, она сообщила: «Я там плакать». Паттерсон считал, что в своем шестилетнем возрасте горилла
Коко «похожа на ребенка-дошкольника в период образования языка».
Ведущий N 7: Голоса птиц связаны в нашем сознании с чем-то особенно приятным: они непроизвольно навевают ощущение живой природы, лесной тишины, летнего отдыха, душевного спокойствия.
Ведущий N 8: Птицы – виртуозные «музыканты»! Одна из причин этого заключается в том, что они обладают весьма оригинально устроенным «музыкальным инструментом».
Ведущий N 7: Долгое время считали, что голосовой аппарат птиц устроен так же, как и у человека. Однако оказалось, что у некоторых певцов не одна гортань, а целых две: верхняя, как у всех млекопитающих,
и, кроме того, нижняя. Причем главная роль в образовании звуков принадлежит как раз не верхней, а именно нижней гортани, устроенной очень сложно. Наличие нижней гортани – это оригинальное эволюционное приобретение птиц, не встречающихся у других животных.
Ведущий N 8: Специалисты насчитывают в языке птиц десятки звуковых сигналов, при помощи которых птицы «переговариваются»,
сообщая друг другу ту или иную информацию (сигналы бедствия,
предостережения, пищевые, сигналы ухаживания, спаривания,
агрессивные, стайные, гнездовые и т. п.).

Ведущий N 7: Территориальные и другие споры в животном мире решаются довольно четко: побеждает сильнейший. Но если среди других зверей решающее значение имеют рога, клыки, когти, мускулы, то среда певчих птиц – голосовое превосходство. Правда, дерущиеся воробьи (да так, что только перья летят!) – явление не такое уж и редкое. Но вот среди соловьев… Впрочем, давайте понаблюдаем за ними.
(сад. На куст сирени взлетают две птички. Взлетели и стали драться.
Далее запела одна птичка, сразу же, ну, может, на секунду попозже другой соловей тоже рассыпал свою трель).
Ведущий N 8: Обратите внимание: пение одного соловья с каждой секундой звучит все сильней и сильней. Трель другого ослабла и неожиданно оборвались. Послушайте, послушайте.
Соловей-победитель (обращается к другому): Мой голос сильней и красивей. Значит, я и сам сильней тебя и интересней. Уверен, что любая соловьиха предпочтет меня, а не тебя. Поэтому территория эта моя.
Убирайся прочь, поищи себе другую территорию.
Ведущий N 7: Соперник улетает, а другой, самый голосистый, все распевает, не умолкая. Бесспорно только одно: птичья песнь поется отнюдь не для забавы в часы досуга, а несет соплеменникам важнейшую,
биологически значимую информацию, в соответствии с которой регулируется их поведение и выясняются взаимоотношения между членами общества.
Ведущий N 8: Голоса певчих птиц настолько индивидуальны и разнообразны, а слух настолько изощрен, что они прекрасно различают своих близких сородичей по характеру песни. Так, птица-самка безошибочно отличает пение своего супруга от пения чужого самца своего же рода. А это очень важно для поддержания у птиц семейных отношений.
Ведущий N 7: Многие птицы обладают феноменальным музыкальным слухом. Они легко повторяют песни других птиц и даже голоса многих животных, как бы передразнивая их. Поэтому птиц этих называют пересмешниками. Из птиц наших лесов такие свойства проявляют сойки,
дрозды, скворцы, вороны, снегири, сороки и даже воробьи.
Ведущий N 8: Среди говорящих птиц особого интереса заслуживают попугаи – как рекордсмены по числу заученных слов. Некоторые из них заучивают по 100 и более слов человеческой речи. Считается, что попугай воспроизводит эти звуки чисто механически, т. е. совершенно не осмысляя.
Однако замечено, что птица выкрикивает определенные слова в определенной ситуации.
(появляется попугай).