Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
антикальцинирующих веществ, регулирует фосфорно-кальциевый обмен.
Хорошими источниками витамина Д являются молоко, печень, яйца, салат- латук.
Ведущий N 6: Если вы плохо спите, причиной этого может быть дефицит кальция. Наиболее богаты кальцием капуста, ботва молодой репы,
фасоль, миндаль.
(появляется фосфор).
Фосфор: Мы с кальцием неразлучные минеральные вещества, не можем друг без друга. Я также являюсь составной частью костной ткани,
принимаю участие во всех процессах жизнедеятельности, благотворно влияю на нервную систему.
Ведущий N 5: Лучшие источники фосфора – животные продукты, хотя много фосфора содержится в зерновых и бобовых. Обязательно надо включать в меню мясо, сыр, яйца, лосося, креветок, арахис, сою, грецкие орехи, редис, пшеницу, фасоль, горох.
(появляются калий и натрий).
Ведущий N 6: Биогенные элементы калий и натрий играют не менее важную роль в жизнедеятельности организма.
Калий: Я влияю на внутриклеточный обмен и преобладаю в клетках нервной и мышечной тканей, в красных кровяных тельцах.
Натрий: А я преобладаю в кровяной плазме и межклеточных жидкостях.
Ведущий N 5: Оба играют важную роль в поддержании нормального осмотического давления и участвуют в образовании протоплазмы.
Калий: Очень важное значение я имею для деятельности мышц,
особенно сердечных, участвую также в образовании химических передатчиков импульса нервной системы к исполнительным органам.
Ведущий N 6: Калий и натрий оказывают противоположное действие на водный обмен в организме.
Калий: Я обладаю мочегонным эффектом.
Натрий: Я же задерживаю воду.
Ведущий N 5: Больше всего калия поступает в организм с растительными продуктами: картофелем (500 г картофеля обеспечивают суточную потребность), курагой, изюмом, черносливом, бобовыми культурами, овсяной крупой, ржаным хлебом.
Ведущий N 6: Наилучшее соотношение натрия к калию 1: 20. При изменении этого соотношения в сторону натрия клеточное дыхание затрудняется и защитные силы организма ослабляются, созидательные процессы в теле замедляются. И наоборот, чем больше концентрация калия,
тем лучше здоровье. Естественно, все должно быть в меру, иначе,
избавившись от одних болячек, вы получите другие.
Ведущий N 5: Представитель микроэлементов – железо.
(появляется железо).
Железо:
Я необходимо для кроветворения, обеспечиваю транспортировку кислорода от легких к тканям. Если в организме мое содержание мало, то в результате возникает анемия, признаками которой являются упадок сил, бледность, общее ухудшение самочувствия. Я
являюсь составной частью гемоглобина – красного пигмента крови.
Красные кровяные тельца образуются в костном мозге; они поступают в кровь и циркулируют в ней в течение 6 недель. Затем, распадаясь на составные части, я поступаю в печень и остаюсь там «до востребования».
Организм теряет меня при потоотделении, а также при отмирании клеток кожи и внутренних органов.
Ведущий N 5: Основные пищевые источники железа: зеленые овощи,
ботва молодой репы, горчица, кресс-салат, печень, почки, яичный желток,
листья одуванчика, моллюски, сухофрукты.
(появляется йод).
Ведущий N 5: В последние годы была выявлена прямая связь йода с сопротивляемостью организма.
Йод: Я необходим для нормального функционирования щитовидной железы. Вторая моя функция – оказывать седативное (успокаивающее)
влияние на организм и нервную систему. Третья функция связана с умственной деятельностью человека.
Ведущий N 5: В районах, где имеется недостаток йода в пищевых продуктах и воде, у людей часто возникает эндемический зоб. Развитию болезни способствуют преимущественно углеводное питание, недостаток животных белков, витаминов С и А, некоторых микроэлементов. Для профилактики этой болезни используют йодированную поваренную соль.
Основные пищевые источника йода: морская рыба, морские водоросли,
салат-латук, лук репчатый и порей, дыни.
Ведущий N 6: Подведем итоги. Основной фактор в нашей программе здоровья – рациональное, максимально разнообразное питание. Каждый прием пищи должен включать: белки (мясо, творог, яйца, рыба), углеводы
(сахар, крахмал), жиры, витамины и минеральные вещества.
Ведущий N 5: И еще несколько советов. Вы уже не раз слышали, что вредно с жадностью набрасываться на еду, загружать желудок всем подряд.
Не ново и утверждение, что мы потребляем пищу, чтобы накормить организм, дать ему силы, а вовсе не для того, чтобы переводить зря

хорошие продукты. Правильному пищеварению и усвоению продуктов способствуют хорошее пережевывание, отсутствие спешки, радостное настроение. Да вы все это давно знаете, но не всегда следуете этим советам! Пробуйте сами проверить справедливость или иллюзорность любого правила.
Ведущий N 6: Ешьте с удовольствием, но не губите продукты понапрасну. Пусть не будет выброшено в отходы ни одно хлебное зерно, и природа тоже станет относиться к вам с такой же бережностью…

16. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГЛАЗ (8-й кл.)
ЗАДАНИЯ
1. Каждому написать названия 8 цветов в нисходящем порядке предпочтения (на первом листе цвет, вызывающий симпатию, на последнем
– антипатию).
2. Учитель произносит ряд словосочетаний. Все учащиеся на листочках бумаги записывают тот цвет, который, по их мнению, больше подходит к данному словосочетанию («веселый день», «грустный человек»,
«тяжелая ноша» и т. д.).
ЦЕЛИ:
1) донести до сознания учащихся информацию о самом важном из всех видов чувств человека – зрении;
2) сформировать познавательный интерес к данной теме.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Фантастический глаз
2. Зрение для человека
3. Тест Люшера
4. Загадки радужки
5. Голубоглазые и кареглазые
6. Заключение
ОФОРМЛЕНИЕ: красочное изображение глаз животных, птиц и человека.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1. Ведущий N 1.
2. Ведущий N 2.
3. Ведущий N 3.
4. Ведущий N 4.
5. Ведущий N 5.
6. Ведущий N 6.
7. Ведущий N 7.
8. Ведущий N 8.
9. Лошадь.
10. Кошка.
11. Акула.
12. Вальдшнеп.
13. Анаблепа.

14. Страус.
15. Осьминог.
16. Гвоздика.
17. Гипнотизер.
18. Тибетский лама.
19. Черный цвет.
20. Зеленый цвет.
21. Красный цвет.
22. Эскимос.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать материалы о значении цвета в жизни человека.
Ведущий N 1: Величайшим творением природы можно назвать глаза человека. Они не просто периферические аппараты органа зрения, а вынесенные наружу участки центральной нервной системы,
специализированные на восприятие зрительных образов и световой энергии.
Ведущий N 2: Глаза развиваются на второй неделе внутриутробной жизни из выпячиваний промежуточного мозга, или глазных бокалов. Глаза служат уникальными нервными приборами, обеспечивающими 90 % всей поступающей в организм информации, и это самое главное.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   27

Ведущий N 1: Природа очень бережно и почтительно отнеслась к глазам человека. Она создала для них надежную защиту и самую совершенную оптику.
Ведущий N 2: Свет проникает в глаза практически беспрепятственно,
проходя через так называемые преломляющие среды – роговицу,
хрусталик, стекловидное тело – и поглощается радужной оболочкой и сетчаткой.
Ведущий N 1: Чувствительность глаза фантастична, так как сетчатка обладает изумительно экономичным пусковым механизмом, приходящим в действие от одного кванта света.
Ведущий N 2: Тысячелетиями «шлифуя» свои творения, природа наделила каждое живое существо таким органом зрения, который для него является самым лучшим.
Лошадь: У нас зрачки горизонтальные – в плоских, открытых степях такой обзор наиболее выгоден.
Кошка: Наши же зрачки, наоборот, вертикальные – при таком устройстве глазу легче отыскивать мышей в траве и птиц на деревьях.
Акула: Я же имею щелевидный зрачок, так как приходится беречь свои глаза от света при плавании в поверхностных водах.

Вальдшнеп: Я наделен способностью видеть не только вперед, но также вверх и назад. В буквальном смысле слова я вижу «затылком», и это позволяет вовремя заметить опасность, особенно в тех случаях, когда мой клюв погружен в почву.
Анаблепа (рыба): Мой глаз решает еще более сложную задачу. Живу я на поверхности воды и имею глаз, разделенный на два сектора: верхний видит в воздухе, нижний – в воде. Одним взглядом я замечаю сразу и птиц в небе, и рыб в водоеме – ведь нападения можно ожидать отовсюду.
Страус: Но ни одно живое существо не может сравниться с нами,
птицами, по остроте зрения и размерам глаз. Мое глазное яблоко по размеру чуть меньше теннисного мяча.
Ведущий N 1: Окружающая среда и условия жизни любого живого существа формируют его зрение и определяют его специфику. И
неблагодарное занятие – сравнивать человека и осьминога. Первый живет в условиях активной световой среды, второй – в темном глубоководном царстве.
Осьминог: Обитаю я на очень больших глубинах – до 5700 м. У меня существуют свои, особые проблемы, связанные со зрением. Вода поглощает свет, и мы всегда живем в полумраке, поэтому мои глаза обязательно должны иметь своеобразное зеркальце, или тапетум, служащее для отражения световой энергии и усиления зрительных восприятий.
Ведущий N 2: С глубиной освещенность постепенно уменьшается.
Поверхностные слои воды толщиной в 1 м освещены на 50 %, слои воды на глубине 10 м – на 20 %, ниже 100 м – на 1 % и ниже 400 м – на 0 %.
Ведущий N 1: В этой кромешной тьме некоторые глубоководные рыбы обходятся вообще без зрения, а другие обладают огромными глазами.
Палочки в сетчатке глаз этих рыб увеличены и содержат много зрительного пурпура, благодаря чему способны улавливать свет, каким бы слабым он ни был.
Ведущий N 2: К тому же плотность палочек в сетчатке таких животных очень велика (в 250 раз больше, чем у человека), в результате уменьшается вероятность того, что свет пройдет мимо них. Вот почему глаз осьминога устроен так, что первыми в сетчатке встречают свет не нервные клетки, а палочки и колбочки.
Ведущий N 3: Для человека зрение – самый важный из всех видов восприятия. Помимо ассоциации зрительных образов, глаз выполняет другую, не менее значительную функцию приема световой энергии и цветовых эффектов – возбудителей нейрогуморальной активности глубинных образований мозга.


Ведущий N 4: Вот почему, изменяя световой режим, можно воздействовать на центральные вегетативные образования, эндокринные железы и многие жизненно важные процессы в организме. Изменение светового режима сказывается на частоте пульса, колебаниях артериального давления, кровенаполнении, секреторной деятельности желудка и поджелудочной железы.
Ведущий N 3: Ученые установили, что не только свет, но и его отсутствие определенным образом отражается на организме человека.
Слепота как бы гасит поток световых импульсов, понижая тем самым симпатические реакции, в том числе и болевые ощущения. Исходя из этих соображений клинисты и физиологи предложили ношение очков- консервов, с помощью которых делается попытка уменьшить чрезмерную возбудимость срединных образований мозга.
Ведущий N 4: Больным, страдающим гипертонией, рекомендуется ношение очков с дымчатыми стеклами, больным глаукомой – с зелеными.
Почему именно с зелеными? Потому что этот цвет понижает глазное давление и нормализует местный кровоток.
Ведущий N 3: Интересное применение зеленому цвету нашли специалисты. Когда нефтеналивные суда совершают длительные переходы,
солнце нещадно нагревает не только палубу, но и танки с нефтью, из которых начинают испарятся самые ценные, легкие фракции.
Ведущий N 4: Для уменьшения этих потерь покрывают палубу теплоотражающей эмалью зеленого цвета. Не утомляя глаза, она на 10 ?С
снижает температуру нагрева палубы и грузовых танков и почти на 40 %
уменьшает потери от испарения.
Ведущий N 3: Искусственно меняя биологические режимы света,
ученым удалось улучшить свойства растений и животных. За счет световой регуляции, например, в 3 раза снижены сроки выращивания карпов,
значительно увеличилась яйценоскость кур, на 25 % повысился привес у овец и на целых 50 % – скорость роста шерсти.
Ведущий N 4: Ученые доказали, что активизирующее влияние на растения оказывает не ровный, искусственный свет, а прерывистый,
импульсивный. Причем каждое растение нуждается в строго определенном чередовании света и темноты. Для огурцов, например, необходимы двухсекундная вспышка и затем трехсекундное затемнение.
Гвоздика: Для моего выращивания режим нужен иной: 50 световых вспышек в секунду. Мы, обстрелянные таким световым «пулеметом»,
поступаем в магазины на шестидесятый день, в то время как без искусственной подсветки мы ждем своего часа до полугода.


Ведущий N 3: Ученые показали, что целенаправленное изменение светового режима увеличивает плодовитость и продуктивность многих сельскохозяйственных животных.
Ведущий N 4: Глаз человека не только воспринимает световую энергию, но и излучает ее. И в этом нет ничего невероятного, так как поглощается рецепторами глаза и превращается в биоэлектрические импульсы только часть основного потока. Другая его часть, не будучи воспринятой, отражается обратно, во внешнюю среду.
(появляется гипнотизер. Сценка гипнотического сеанса).
Гипнотизер:
Излучение, идущее из моих глаз во время гипнотического сеанса, принимает сетка-антенна, и когда антенну направляют на человека, тот засыпает. Стало быть, глаз испускает электромагнитные волны определенной частоты.
Ведущий N 3: Есть сообщения о том, что глаз способен испускать рентгеновское и слабое когерентное (сцепленное) излучение; оно совершенно невидимо, так как едва сильнее свечения тканей нашего организма.
Ведущий N 4: Особое внимание в физиологии и медицине уделяется биологической роли отдельных отрезков солнечного спектра, отдельных его цветов. Все множество цветов подразделяется на две группы:
ахроматические и хроматические.
Ведущий N 3: К ахроматическим относятся белый, серый и черный цвета с их многочисленными оттенками. Хроматических цветов еще больше, они различаются по светлости, насыщенности и цветовым тонам,
определяемым длиною световых волн.
Ведущий N 4: Красный цвет, например, относится к длинным волнам,
зеленый – к средним, фиолетовый – к коротким и т. д. В общей сложности человеческий глаз различает 130-250 цветовых тонов и 5-10 млн смешанных оттенков.
Ведущий N 3: Еще в глубокой древности было известно, что красный цвет возбуждает, желтый – создает хорошее настроение. Когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него цветовую среду – к зеленому лесу, желтому песку, голубой воде.
(появляется лама).
Тибетский лама: Желтый цвет всегда преобладал в ярком орнаменте буддийских храмов. Тибетские ламы явно благоволили к желтому – цвету радости и покоя. Мы отличные психологи, прекрасно понимающие, чего и какими средствами можно достичь в своих молитвах и ритуалах.
Ведущий N 4: Великий немецкий поэт Гете в зависимости от
характера создаваемых им произведений – торжественных, мрачных или веселых – пользовался очками из различно окрашенных стекол. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий вызывает уныние, подавляя настроение и самообладание.
Ведущий N 3: Интересные опыты провел французский физиолог
Фэрэ. Он облучал руку человека цветными лучами и измерял силу сжатия кисти. Под воздействием оранжевого цвета рука сжималась в 1,5 раза, под действием красного – в 2 раза сильнее, чем в обычных условиях.
Ведущий N 4: Немецкий психоневролог Гольдштейн обнаружил, что если человека с завязанными глазами осветить красным светом, он стремится развести руки в стороны, при освещении синим светом – свести.
В чем тут разгадка, сказать нелегко.
Ведущий N 3: Важно, что она связана с различной степенью активизации красным и синим светом особых двигательных структур мозга, относящихся к экстрапирамидно-церебральному комплексу. Во всяком случае, это никакой не фокус, поскольку возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета намного выше, чем коротковолнового синего.
Ведущий N 4: Фиолетовый, синий и голубой цвета с длиной волны от
4100 до 4700 ангстрем составляют коротковолновую часть видимого нами света. Возможно, поэтому эти цвета мало способствуют росту растений,
вызывают торможение у живых существ, позднее других воспринимаются ребенком, требующим непременно больших энергий для своего становления и развития.
Ведущий N 5: Существует зависимость между психическим состоянием человека и восприятием цвета. На этом основан цветовой тест
Люшера. В полном варианте он состоит из 7 наборов различных цветов,
что в общей сложности составляет 73 цветные полоски. На практике наиболее часто пользуются сокращенным (восьмикарточным) вариантом теста, при котором испытуемый отбирает цвета в «нисходящем порядке предпочтения».
Ведущий N 6: Итак, цвет, которому он отдает первое место, вызывает у него наибольшую симпатию, тот, который он выбирает последним и который занимает восьмое место, вызывает у него антипатию (или самую слабую симпатию). Видя, какое место в ряду занимает тот или иной цвет,
мы можем определить присущую ему «функцию».
Ведущий N 5: По данным психологов, каждому цвету соответствуют определенные свойства. Познакомимся с некоторыми из них.