Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пример.
Лена: Не знаю я таких примеров. Гимнастика всегда сама по себе.
Катя: А я все-таки сейчас расскажу тебе, в каких ситуациях гимнастика может сочетаться с другими занятиями. Это возможно при подъеме по лестнице, на трамвайной остановке, во время чтения, перед телевизором.
Лена: Не понимаю, как можно все это совместить, хотя очень хочется чему-то научиться.
Катя: Тогда послушай. Нагрузив в магазине сумку, неси ее правильно.
Неприятно смотреть, когда молодая девушка несет в сумке вилок капусты да килограмм яблок, а согнулась при этом, будто от непосильной ноши. И
шаркает ногами, опустила плечи, а сумка бьет ее по ноге. Это не только некрасиво и неспортивно, но и вредит мышцам и суставам. Разве не так?
Лена: Конечно, это ужасно. Я тоже всегда это отмечаю. Некоторые девушки ходят очень некрасиво. Но теперь я поняла, что даже груз в руках может тренировать человека, нисколько не ухудшая его внешнего вида.
Катя: А теперь скажи, как ты поднимаешься по лестнице?
Лена: Поднимаюсь? Кто же на 7-й этаж поднимается сам? Конечно, на лифте. И вообще, лифт необходим всем. Как тяжело людям без него в пятиэтажных домах!
Катя: И ты, и эти люди ошибаются. Я не раз наблюдала, с каким ворчанием некоторые приступают к очередному «восхождению». А сколько неприятных разговоров бывает, когда лифт неожиданно выходит из строя!
Это уже сродни стихийному бедствию.
Лена: А как же? Конечно, бедствие. Как людям добираться на свои этажи?
Катя: Вот об этом нужно было позаботиться, т. е. постепенно приучать себя к подъему на любой этаж. Очень жаль, что люди видят в лестнице только своего врага и не задумываются, какой хорошей ежедневной незапланированной тренировкой может стать ходьба по ней.
Лена: Получается, что на лестнице в своем доме можно тренироваться?
Катя: Да, тренировать мышцы ног, поднимаясь пешком.
Лена: Хоть за перила держаться можно?
Катя: Никаких перил. Даже иногда шагай сразу через две ступеньки, а туловище при этом немного наклоняй вперед.
Лена: Если подниматься быстро, такую нагрузку выдержать невозможно.
Катя: Подниматься можно быстро, но обязательно энергично работая
руками в локтевых и плечевых суставах.
Лена: А что все-таки дает такая тренировка?
Катя: Тренировка на лестнице укрепляет мышцы спины, бедер,
поясничного отдела, «стройнит» талию.
Лена: Что же еще можно сочетать с гимнасткой?
Катя: Например, доставая книгу с верхней полки шкафа, можно выполнять при этом упражнения.
Лена: В это поверить невозможно. Достала книгу – и все.
Катя: Сейчас ты убедишься. Встань на носки, энергично напряги мышцы голеней и подольше задержись в этом положении. Тело немного раскачивай вперед и назад, но спину держи прямой, а руками тянись вверх.
Это же упражнение можно делать, когда стоишь перед зеркалом.
Лена: Сдаюсь, но в чем польза этого упражнения?
Катя: Пожалуйста. Оно помогает «похудеть» резко выраженным мышцам, сделает их более стройными и улучшит осанку. Но продолжим наш разговор. Не случайно мы вспомнили о книжках в шкафу. Ведь ты,
Лена, очень любишь читать. Летом, когда есть свободное время, читаешь особенно много. Иногда по 3-4 ч. Но, как правило, сидишь в кресле расслабленно, «крючком». Хорошо ли это?
Лена: Нет, это плохо, теперь я догадываюсь, что и во время чтения можно заниматься гимнастикой. Катя, спасибо тебе за советы. Теперь я буду следовать им.
Ведущий N 5: А знаете ли вы, что в своей квартире, даже в небольшой комнате, можно создать подобие маленького спортивного зала, оборудовать уголок специальными приспособлениями и тренироваться, не выходя из дома?
Регулярные занятия дадут организму необходимую дозу двигательной активности.
Ведущий N 6: Однажды великую балерину Галину Сергеевну Уланову спросили: «Сколько времени вам потребуется, чтобы осенью войти в форму?» «Обычно на это уходит столько времени, сколько я отдыхаю», –
прозвучал ответ.
Ведущий N 5: Теперь попытаемся провести аналогию. Отдыхаете вы один день, значит, и свою форму обретаете столько же. Отдыхаете месяц –
только через месяц регулярных занятий физическими упражнениями к вам вернутся прежняя легкость, упругая походка. А забросили занятие на год –
целый год потребуется, чтобы восстановить себя. Вот здесь, пожалуй,
уместно поговорить о том, как большинство из нас проводят свои отпуска,
когда выезжают летом к морю. Многие ли умудряются за месяц набраться сил, здоровья и энергии?


1-й отдыхающий: Люди с незапамятных времен знали, что солнечный свет – и целитель, и надежный союзник в борьбе с болезнями.
(появляется грек).
Грек: Мы в Древней Элладе широко использовали лучи солнца как укрепляющее средство.
Спортивные крупнейшие соревнования проводились, как правило, в самые жаркие летние месяцы. Ровно в полдень, когда нестерпимо жгло солнце, выходили на старт загорелые атлеты. Они выступали обнаженными и не имели права покрывать для защиты от палящих лучей солнца голову.
(появляется римлянин).
Римлянин: Еще большее распространение закаливание солнцем получило у нас, в Древнем Риме. Вы, наверное, поняли из раскопок древних римских городов, что в гладиаторских школах устраивались солярии – места для приема солнечных ванн. В Римской империи создавались специальные климатические помещения, предназначавшиеся для солнцелечения.
Сюда направлялись больные для принятия необходимых целебных процедур.
1-й отдыхающий: В те далекие времена люди не могли объяснить чудесной силы солнечных лучей. Сейчас же нам хорошо известно, почему и каким образом солнечная энергия благотворно влияет на организм человека.
2-й отдыхающий: Действие волшебных ультрафиолетовых лучей на организм неодинаково и зависит от длины волны. Одни из них оказывает витаминообразующее влияние, т. е. способствуют образованию в коже витамина D, недостаточность которого вызывает нарушение фосфорно- кальциевого обмена в организме и приводит к заболеванию детей рахитом.
1-й отдыхающий: Другие оказывают так называемое эритемное и пигментное влияние, т. е. вызывают на коже образование эритемы
(покраснение) и пигмента, обусловливающего загар. Наиболее короткие ультрафиолетовые лучи действуют бактерицидно, т. е. убивают микробов.
Ведущий N 6: Вода, вода. Мы с нетерпением дожидаемся лета, чтобы с наслаждением окунуться в ласковую прохладу реки или моря и плавать,
плавать. Это не зависит от того, живет человек на реке или на море: люди едут в приморские города, на озера, отдыхают у реки.
Ведущий N 5: Французский летчик и писатель Антуан де Сент-
Экзюпери писал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами».

Ведущий N 6: С этим согласны все. Водой можно лечить. Она закаляет и тренирует организм, особенно вода морская. В ней растворены полезные соли, иногда ее состав целебен.
(появляются два отдыхающих).
1-й отдыхающий: Как замечательно на морском пляже! Поверхность воды так и сверкает под солнцем.
2-й отдыхающий: Какие яркие купальники, нарядные «грибки»,
красивые надувные мячи! Все это создает атмосферу радостного возбуждения, улучшает настроение.
1-й отдыхающий: Обрати внимание на то, что не всем весело и радостно на морском берегу.
2-й отдыхающий: Да, если присмотреться, то не всем. Вот особенно тому мужчине, похожему на вареного рака. Отдых его уже омрачен.
1-й отдыхающий: Все это происходит по собственной небрежности или из-за неосведомленности.
2-й
отдыхающий:
Да, эти люди не подумали о мерах предосторожности на пляже, не знают действия на организм солнечных лучей, не следят за продолжительностью купания и солнечных ванн.
1-й отдыхающий: Посмотри, как сильно покраснела кожа у той женщины! Ей теперь уже не до пляжа. Она убегает под тент.
2-й отдыхающий: И зачем нужно было издалека ехать к морю, если уже в самом начале отдыха становится так плохо?
Ведущий N 5: Извините нас, но мы слышали ваш диалог. Не могли бы вы дать нам полезный совет по поводу отдыха на море?
1-й отдыхающий: С удовольствием. Солнце, ветер и море ласковы лишь с осведомленными и грамотными людьми. Это непросто: с пользой для здоровья провести день на морском пляже.
Ведущий N 6: А почему? В чем сложность?
2-й отдыхающий: Начнем с того, что во время купания в море на организм человека воздействует комплекс факторов: температурный,
механический и химический.
1-й отдыхающий: Во время плавания наше тело массируется. В этом и проявляется механическое влияние воды. А если плыть энергично, то массирующий эффект водной массы будет еще более действенным и ощутимым.
2-й отдыхающий: Чем быстрее мы будем двигаться в воде, тем активнее станет наше тело. Здесь налицо действие температурного фактора.
Ведущий N 5: А химического?


1-й отдыхающий: Химическое действие морской воды определяется раздражением нервных окончаний кожи растворенными морскими солями.
2-й отдыхающий: Вы замечали, конечно, бывая на реке, что у воды легче дышать? А морские купания тем более улучшают функции легких и повышают обмен веществ.
К тому же тренируются защитно- приспособительные реакции организма, повышается его иммунобиологическая реактивность.
1-й
отдыхающий:
Солнечные ванны должны быть строго дозированными. Ведь главное не загар, а использование целебных свойств солнечных лучей.
Ведущий N 6: Итак, солнечный свет обладает поистине изумительной целебной силой.
Ведущий N 5: А сейчас мы с вами поговорим о зимнем отдыхе,
поскольку не только лето, но и зима может принести каждому человеку,
заботящемуся о своем здоровье, много радости, хорошего настроения и настоящую закалку организма.
Ведущий N 6: Многие воспринимают только летний отдых, и если приходится отдыхать зимой, то это расценивается как самый нежелательный вариант.
Ведущий N 5: И все же: мороз и солнце… Действительно, что может быть лучше погожего зимнего дня? Так и тянет на каток, в лес, в поле –
туда, где простор и чистый воздух. Сейчас вы с вами поинтересуемся у лыжников, что для них значит этот вид спорта.
(появляются два лыжника).
1-й лыжник: Лыжная прогулка – прекрасное закаливающие средство,
незаменимый вид активного отдыха. Холодный воздух, легкий ветер и солнечные лучи оказывают весьма благотворное воздействие на весь организм.
2-й лыжник: Во время занятий лыжным спортом приобретаются ценные навыки, совершенствуются двигательные качества и прежде всего –
выносливость, воспитываются настойчивость, смелость, находчивость.
1-й лыжник: В результате систематических занятий повышается работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой системы и дыхательных органов, развиваются основные группы мышц.
2-й лыжник: Оздоровительному эффекту способствует также эмоциональный подъем при восприятии живописной зимней природы.
1-й лыжник: Но, с удовольствием проводя время на воздухе в зимнее время, следите, чтобы вы не обморозились. Это опасно не меньше, чем тепловой или солнечный удар летом.

Ведущий N 6: Спасибо вам за советы. А теперь поговорим о коньках.
А вот и конькобежцы.
1-й конькобежец: Катание на коньках – прекрасный вариант зимнего отдыха. Конькобежный спорт укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, увеличивает сократительную способность сердечной мышцы.
Ведущий N 5: А на сколько больше жизненная емкость легких у конькобежцев по сравнению с теми, кто не занимается спортом.
2-й конькобежец: У тренированных она достигает в среднем 5-6 л, у тех, кто пренебрегает спортом, – 2-3 л.
1-й конькобежец: Если хорошо катаешься, то просто наслаждение –
быть на катке. Можно нестись наперегонки с ветром, чертить восьмерки,
обгоняя всех на виражах.
2-й конькобежец: А отдохнуть после катка можно так же, как после лыжни: принять горячий душ, погреться, немного полежать, расслабить ноги.
Ведущий N 6: Но не все же лыжи да коньки. А санки? Это излюбленная забава народов северных стран. Санный спорт развивает выносливость, ловкость и сноровку.
Ведущий N 5: Специалисты уже доказали, что холодная зимняя погода, бодрящий, чистый воздух стимулируют биологические процессы в организме, в частности активизируют обмен веществ. Зимой это очень важно для организма, потому что уменьшается утомляемость. Давайте спросим у врача о том, как целебен сон на зимнем воздухе.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

Врач: Вы обратили внимание, как спокойно и крепко спят в колясках на улице зимой грудные дети? Их щечки на глазах розовеют, дыхание –
ритмичное.
Ведущий N 6: Чувствуется, что им очень нравится такой отдых. В
мороз с малышами гуляют многие мамы и не впадают в панику, понимая,
что ребенку подобные прогулки только на пользу. Вот и не торопятся они возвращаться домой, тем более что малыши, как правило, на морозном воздухе крепко засыпают.
Ведущий N 5: Понятно! Значит, во время зимнего отдыха надо сразу же организовывать сон на улице?
Врач: Это было бы очень хорошо. Гигиенисты подсчитали, что в холодное время года человек в среднем проводит на воздухе не более 1-1,5
ч в день, а рекомендуемый минимум – хотя бы 3 ч в сутки.
Ведущий N 6: Образно говоря, в закрытых помещениях и теплой одежде человек становится тепличным растением. И нужно учесть еще один неблагоприятный момент: воздух помещений беден кислородом, в
нем много пыли и микробов.
Врач: И этот дефицит кислорода восполняется сном на воздухе. Сон на морозе стимулирует окислительно-восстановительные процессы и деятельность желез внутренней секреции, создает условия для полноценного отдыха нервной системы, улучшает работоспособность сердца, как бы очищает легочную ткань. Но спать на воздухе зимой можно только после консультации с врачом.
Ведущий N 5: А если врач разрешит, можно сразу нести раскладушку на балкон?
Врач: Лучше начать с воздушных ванн, водных процедур, влажных обтираний и спать на воздухе при плюсовой температуре. Это будет подготовкой к зимнему полноценному отдыху.
Ведущий N 6: А теперь ответьте, хорошо ли отдыхать зимой? Думаем,
что после нашего разговора вас этот вопрос не удивит.
Ведущий N 5: Да, зимний отдых ничуть не уступает летнему. Только нужно не лежать, поглядывая из окна на зимний лес, а брать лыжи и идти в него. И не надо завидовать тем, кто на катке. Лучше самим быть такими.
Ведущий N 5: Итак, здоровье каждого – в его собственных руках, и за него надо активно бороться.

18. ИСКУССТВО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (8-й
кл.)
ЦЕЛИ:
1) рассказать учащимся о тех свойствах и качествах человеческого организма, которые в обыденной жизни как бы дремлют, а проявляются лишь в экстремальных состояниях;
2) помочь учащимся раскрыть свои внутренние резервы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Здоровье – наше богатство
2. Движение – «кладовая жизни»
3. Пределы выносливости
4. Учиться властвовать собой
5. Заключение
ОФОРМЛЕНИЕ: красочные зарисовки здорового образа жизни человека.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1. Ведущий N 1.
2. Ведущий N 2.
3. Индеец.
4. Обломов.
5. Врач.
6. Йог.
7. Ведущий N 3.
8. Ведущий N 4.
9. Врач.
10. Гагары.
11. Римлянин.
12. Скиф.
13. Шофер.
14. «Морж».
15. Ведущий N 5.
16. Ведущий N 6.
17. Полярный летчик.
18. Моряк.
19. Огнеходец.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: вспомнить и рассказать о каком-нибудь удивительном случае в своей жизни, связанном с необычными способностями человека.
Человек способен на великие дела. Вот почему следует желать, чтобы он видоизменил человеческую природу и превратил ее дисгармонии в гармонии. Одна только воля человека может достичь этого идеала.
Ведущий N 1: Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости и выносливости. К
сожалению, чаще всего эти мечты оставались областью, если можно так сказать, теоретической. Ведь большинство людей инертны и предпочитают жить, как живется, не затрачивая ни сил, ни времени на то, что требует каждодневного усердия и известных запасов силы воли.
Ведущий N 2: Люди быстро забывают о своих недугах и, живя в
«магнитном поле» соблазнов, покорно отдаются во власть порочных привычек. Никотин, спиртные напитки, чревоугодие – на первый взгляд,
невинные «забавы» – со временем превращаются в цепи, которые приковывают человека к себе накрепко, разрушая его волю, здоровье,
сокращая сроки его жизни.
Ведущий N 1: Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Ведущий N 2: Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:
1) биохимические резервы (реакции обмена);
2) физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов;
3) психические резервы.
Ведущий N 1: Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне у бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100
м – 10 с. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?
Ведущий N 2: Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.
Поэтому не удивляет, что олимпийские рекорды в спорте у мужчин и женщин обновляются достаточно редко.
Ведущий N 1: Здоровье не существует само по себе, раз данное,
постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на
протяжении всей жизни человека.
Ведущий N 2: Один мудрец справедливо заметил, что со временем болезни будут расцениваться как следствие извращенного образа мышления, как признак бескультурья, недостатка знаний, и поэтому болеть станет позорно.
Ведущий N 1: Какие же существуют реальные пути сохранения нашего основного богатства – здоровья?
Ведущий N 2: Еще в глубокой древности врачи и философы считали,
что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой.
Древнегреческий философ Платон называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх – «кладовой жизни».
Ведущий N 1: Интересно, что многие нарушения в организме, которые являются следствием слабой физической активности, очень напоминают изменения возрастного характера и у старых людей, и у особ, ведущих сидячий, пассивный образ жизни. У тех и других уменьшается количество эритроцитов, увеличивается отложение жировой ткани, повышается хрупкость костей, теряется способность эффективно усваивать кислород. С
точки зрения работы сердца, мышц и скелета физические упражнения могут «омолодить» 70-летнего человека на 40 лет.
Ведущий N 2: По мнению академика Н. М. Амосова, запас прочности
«конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т. е. органы и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение,
примерно в 10 раз большее, чем в обычной жизни. Эволюционно это было необходимо и позволило выжить человеку как биологическому виду.
Однако в настоящее время многие искусственно ограничивают пределы своих возможностей.
Ведущий N 1: Основатель дела физического воспитания в России,
выдающийся врач и педагог П. Ф. Лесгафт неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности, т. е.
«тела и духа», рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека.
Ведущий N 2: Можно привести немало примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которого человек способен достичь в управлении своим телом.
Ведущий N 1: Больше полувека назад за рубежом широкую известность завоевал некто Гарри Гудини. Он выработал в себе исключительную гибкость, благодаря которой публично демонстрировал освобождение от надетых на него наручников за несколько секунд. Причем делал он это даже тогда, когда его закапывали в наручниках в землю или