Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В остальных случаях, так или иначе, присутствует «авторитарная гиперсоциализация». Сознательно или бессознательно, подросток воспринимается «маленьким неудачником». Это отражается на качестве взаимоотношений, и дальнейшие исследования подтверждают это.

Далее для диагностики показателей и форм агрессии применялась методика А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К. Осницкого).

Методика позволяет выявлять такие проявляемые индивидом формы агрессии, как физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида и чувство вины (результаты диагностики представлены в таблице 2 и рисунке 1).

Таблица 2. - Уровни и виды проявляемой агрессии подростками

Уровни

в %

Виды проявляемой агрессии

1

2

3

4

5

6

7

8

ИА

ИВ

Высокий

35,0

86,8

52

80,0

26,6

16,6

13,3

16,6

43,3

56,8

Средний

24,0

6,6

40,0

13,3

50,0

13,3

29,9

26,6

29,9

24,0

Низкий

41,0

6,6

8,0

6,7

23,4

70,1

56,8

56,8

26,8

19,2



Прокомментируем полученные результаты по видам агрессии:

1) По шкале физической агрессии показатели не выражены. Так, например, высокий уровень выявлен только у 35 %, средний уровень – у 24 % и низкий уровень у 41 % подростков.

2) По шкале косвенной агрессии показатели выражены очень явно. Так, например, 86 % - практикуют именно такой вид агрессии.

Со слов подростков можно судить, что в этом случае «нападение» на предполагаемую «жертву» совершается скрытно, «чужими руками», за счет намеренного изощренного конструирования неблагоприятной ситуации, за счет «подставы», в которую попадает «жертва». Примеров для конструирования такой ситуации достаточно много демонстрируется в современных СМИ, кинофильмах и т.д.


3) Склонность к такому виду агрессии, как «Раздражение» так же достаточно выражено. Это свидетельствует о том, что в этом случае девочкам свойственна эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость и пониженный контроль.

А как показали результаты по Кеттеллу, эти факторы у них действительно выражены. Объясняется это и неблагоприятными взаимоотношениями в семье, и, в частности, гиперпротекцией и неустойчивым стилем семейного воспитания.

4) Достаточно выражен такой вид агрессии, как «Негативизм».

Негативизм и раздражение, в принципе, это достаточно связанные эмоциональные состояния, сопровождающие агрессивное поведение.

Свойствен негативизм подросткам особенно, в период пубертатного кризиса в условиях неблагоприятных взаимоотношений со взрослыми.

Высокий уровень проявления выявлен у 60 %, средний уровень – у 40 % подростков.

5) Такой вид агрессии, как «Обида» выявлена высокого уровня у 26,6 % девочек подростков, средний уровень – у 50 % низкий уровень – у 23,3 % подростков.

6) Вид агрессии «Подозрительность» высокого уровня у 16,6 % подростков, среднего уровня – у 13,3 %, низкого уровня – у 70,1 % подростков.

7) Такой вид агрессии, как «Вербальная агрессия» выражен достаточно умеренно.

Высокий уровень у 13,3 % подростков, средний уровень – у 29,9 %, низкий уровень – у 56,8 % подростков. Вероятно, это связано с пока еще недостаточно развитыми коммуникативными умениями подростков. Но все же, их умеренная выраженность может свидетельствовать о низких пока еще умениях «дипломатичности» по личностному опроснику Кеттелла.

8) «Чувство вины» высокого уровня у 16,6 % подростков, то есть, остальных ни по какому поводу проявления агрессии, можно сказать, «Совесть их не мучает».

Среднего уровня – у 26,6 % и у 56, 8 % - низкого уровня.

В целом, индекс агрессивности выражен у 43,3 % подростков, индекс враждебности – у 56,8 подростков.


2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики



Для анализа полученных результатов и проверки гипотезы исследования мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, так как он универсален, т.е. применим к любым количественно измеренным или ранжированным данным; прост (может быть рассчитан «вручную»); решает задачи сравнения индивидуальных и групповых иерархий признаков.

При этом для увеличения точности и скорости расчетов, мы использовали компьютерную программу математической обработки данных «SPSS-12».

Используется две системы классификации корреляционных связей по их силе: общая и частная.

Таблица 3. - Общая классификация корреляционных связей

1

сильная, или тесная

при коэффициенте корреляции r>0,70

2

средняя

при 0,50>r<0,69

3

умеренная

при 0,30>r<0,49

4

слабая

при 0,20>r<0,29

5

очень слабая

при r<0,19

Таблица 4.- Частная классификация корреляционных связей

1

высоко значимая корреляция

при r, соответствующем уровню статистической значимости ρ≤0,01

2

значимая корреляция

при r, соответствующем уровню статистической значимости ρ≤0,05

3

тенденция достоверной связи

при r, соответствующем уровню статистической значимости ρ≤0,10

4

незначимая корреляция

при r, не достигающем уровня статистической значимости

Две эти классификации не совпадают. Первая ориентирована только на величину коэффициента корреляции, а вторая определяет, какого уровня значимости достигает данная величина коэффициента корреляции при данном объеме выборки.

Чем больше объем выборки
, тем меньшей величины коэффициента корреляции оказывается достаточно, чтобы корреляция была признана достоверной.

В результате при малом объеме выборки может оказаться так, что сильная корреляция окажется недостоверной. В то же время при большой выборке, слабая корреляция будет достоверной. Обычно принято ориентироваться на вторую классификацию, т.к. она учитывает объем выборки.

В результате расчетов, с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs), была получена следующая таблица корреляционных связей.

Таблица 3 - Корреляционные связи видов проявляемой агрессии с исследуемыми факторами


Факторы

Виды проявляемой агрессии

1

2

3

4

5

6

7

8

ИА

ИВ

соц. адапт.

rs=0,167ρ=0,377

rs=-0,568

ρ=0,001

rs=-0,058

ρ=0,762

rs=-0,415

ρ=0,023

rs=-0,260

ρ=0,165

rs=-0,267

ρ=0,154

rs=-0,191

ρ=0,312

rs=-0,073

ρ=0,701

rs=-0,165

ρ=0,383

rs=-0,209

ρ=0,267

автономн.

rs=0,079

ρ=0,677

rs=-0,102

ρ=0,590

rs=-0,222

ρ=0,239

rs=0,006

ρ=0,973

rs=-0,531

ρ=0,003

rs=0,202

ρ=0,286

rs=-0,267

ρ=0,153

rs=0,090

ρ=0,637

rs=-0,411

ρ=0,024

rs=-0,102

ρ=0,592

соц. актив.

rs=0,054

ρ=0,778

rs=-0,450

ρ=0,013

rs=-0,357

ρ=0,052

rs=-0,538

ρ=0,002

rs=0,501

ρ=0,005

rs=-0,045

ρ=0,814

rs=-0,257

ρ=0,170

rs=0,132

ρ=0,487

rs=-0,348

ρ=0,060

rs=-0,117

ρ=0,538

уровень нравст. разв.

rs=-0,194

ρ=0,305

rs=0,068

ρ=0,720

rs=0,067

ρ=0,726

rs=0,056

ρ=0,770

rs=0,336

ρ=0,070

rs=0,021

ρ=0,914

rs=-0,077

ρ=0,685

rs=-0,145

ρ=0,445

rs=0,096

ρ=0,615

rs=-0,030

ρ=0,875

родительск отношение

rs=-0,046

ρ=0,810

rs=0,577

ρ=0,001

rs=0,287

ρ=0,125

rs=-0,017

ρ=0,929

rs=0,556

ρ=0,001

rs=0,069

ρ=0,718

rs=0,531

ρ=0,003

rs=0,235

ρ=0,211

rs=0,473

ρ=0,008

rs=0,386

ρ=0,035



Таблица 4 - Корреляционные связи видов проявляемой агрессии с факторами Р.Кеттелла

МД

rs=0,089

ρ=0,640

rs=-0,056

ρ=0,770

rs=-0,166

ρ=0,380

rs=-0,229

ρ=0,223

rs=-0,023

ρ=0,904

rs=-0,127

ρ=0,503

rs=-0,074

ρ=0,696

rs=0,293

ρ=0,178

rs=0,074

ρ=0,696

rs=0,037

ρ=0,845

А

rs=-0,044

ρ=0,819

rs=0,031

ρ=0,871

rs=0,232

ρ=0,217

rs=0,162

ρ=0,392

rs=-0,069

ρ=0,717

rs=0,157

ρ=0,406

rs=-0,028

ρ=0,884

rs=-0,292

ρ=0,118

rs=-0,250

ρ=0,183

rs=-0,287

ρ=0,124

B

rs=0,008

ρ=0,968

rs=-0,026

ρ=0,893

rs=0,085

ρ=0,653

rs=0,007

ρ=0,971

rs=0,324

ρ=0,081

rs=-0,174

ρ=0,358

rs=0,129

ρ=0,499

rs=-0,016

ρ=0,933

rs=0,140

ρ=0,462

rs=0,182

ρ=0,336

C

rs=0,253

ρ=0,177

rs=-0,283

ρ=0,129

rs=0,194

ρ=0,305

rs=0,035

ρ=0,855

rs=-0,396

ρ=0,030

rs=-0,063

ρ=0,741

rs=-0,002

ρ=0,990

rs=-0,229

ρ=0,224

rs=-0,053

ρ=0,781

rs=-0,215

ρ=0,254

E

rs=0,204

ρ=0,279

rs=0,472

ρ=0,009

rs=0,262

ρ=0,162

rs=0,138

ρ=0,468

rs=0,051

ρ=0,790

rs=0,160

ρ=0,399

rs=0,347

ρ=0,061

rs=0,175

ρ=0,356

rs=0,357

ρ=0,053

rs=0,398

ρ=0,029

F

rs=-0,234

ρ=0,214

rs=0,218

ρ=0,248

rs=0,021

ρ=0,914

rs=-0,037

ρ=0,847

rs=-0,026

ρ=0,891

rs=0,327

ρ=0,078

rs=0,070

ρ=0,712

rs=0,215

ρ=0,253

rs=-0,095

ρ=0,616

rs=0,261

ρ=0,164

G

rs=0,190

ρ=0,314

rs=-0,208

ρ=0,271

rs=0,034

ρ=0,857

rs=-0,090

ρ=0,637

rs=-0,209

ρ=0,269

rs=0,108

ρ=0,572

rs=-0,163

ρ=0,391

rs=0,006

ρ=0,973

rs=-0,212

ρ=0,260

rs=-0,095

ρ=0,616

H

rs=0,020

ρ=0,918

rs=-0,121

ρ=0,523

rs=-0,018

ρ=0,927

rs=-0,044

ρ=0,818

rs=0,005

ρ=0,978

rs=-0,197

ρ=0,297

rs=0,101

ρ=0,595

rs=-0,043

ρ=0,822

rs=0,083

ρ=0,663

rs=-0,061

ρ=0,748

I

rs=0,260

ρ=0,166

rs=-0,221

ρ=0,241

rs=0,013

ρ=0,946

rs=-0,040

ρ=0,836

rs=-0,262

ρ=0,161

rs=-0,173

ρ=0,361

rs=-0,151

ρ=0,427

rs=-0,198

ρ=0,294

rs=-0,075

ρ=0,693

rs=-0,325

ρ=0,080

L

rs=0,063

ρ=0,742

rs=-0,216

ρ=0,251

rs=0,001

ρ=0,997

rs=-0,118

ρ=0,533

rs=-0,012

ρ=0,951

rs=-0,269

ρ=0,150

rs=0,015

ρ=0,939

rs=-0,065

ρ=0,731

rs=0,019

ρ=0,920

rs=-0,027

ρ=0,889

M

rs=0,246

ρ=0,190

rs=-0,250

ρ=0,183

rs=0,083

ρ=0,662

rs=-0,068

ρ=0,722

rs=-0,265

ρ=0,156

rs=0,049

ρ=0,795

rs=-0,232

ρ=0,217

rs=-0,175

ρ=0,356

rs=-0,213

ρ=0,259

rs=-0,173

ρ=0,362

N

rs=0,062

ρ=0,744

rs=-0,281

ρ=0,133

rs=-0,030

ρ=0,877

rs=-0,233

ρ=0,215

rs=0,042

ρ=0,825

rs=-0,149

ρ=0,431

rs=-0,143

ρ=0,449

rs=0,177

ρ=0,350

rs=-0,149

ρ=0,433

rs=0,173

ρ=0,362

O

rs=0,114

ρ=0,548

rs=-0,132

ρ=0,486

rs=0,034

ρ=0,858

rs=-0,112

ρ=0,554

rs=-0,217

ρ=0,250

rs=0,082

ρ=0,665

rs=-0,166

ρ=0,379

rs=-0,095

ρ=0,617

rs=-0,083

ρ=0,661

rs=-0,155

ρ=0,414

Q1

rs=-0,297

ρ=0,111

rs=0,363

ρ=0,049

rs=-0,024

ρ=0,902

rs=0,088

ρ=0,645

rs=0,334

ρ=0,072

rs=0,126

ρ=0,506

rs=0,099

ρ=0,601

rs=0,144

ρ=0,447

rs=0,125

ρ=0,510

rs=0,330

ρ=0,075

Q2

rs=-0,222

ρ=0,239

rs=0,548

ρ=0,002

rs=0,026

ρ=0,891

rs=0,337

ρ=0,069

rs=0,311

ρ=0,094

rs=0,174

ρ=0,359

rs=0,176

ρ=0,353

rs=-0,108

ρ=0,569

rs=0,156

ρ=0,000

rs=0,113

ρ=0,554

Q3

rs=0,350

ρ=0,058

rs=-0,691

ρ=0,000

rs=0,011

ρ=0,955

rs=-0,389

ρ=0,034

rs=-0,311

ρ=0,094

rs=-0,353

ρ=0,055

rs=-0,286

ρ=0,126

rs=-0,077

ρ=0,988

rs=-0,219

ρ=0,244

rs=-0,195

ρ=0,302

Q4

rs=-0,342

ρ=0,064

rs=0,640

ρ=0,000

rs=-0,027

ρ=0,888

rs=0,311

ρ=0,094

rs=0,350

ρ=0,058

rs=0,265

ρ=0,157

rs=0,191

ρ=0,312

rs=0,092

ρ=0,630

rs=0,195

ρ=0,303

rs=0,235

ρ=0,212