Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 618

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка и реализация программы индивидуального психологического
сопровождения предполагает: установление контакта, оценку летальности (возможности
суицида), выявление проблемы и при необходимости заключение с подростком «договора
о ненанесении себе ущерба и вреда здоровью»; выявление неадаптивных психологических
установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, и выработку
навыков самоконтроля и самокоррекции в их отношении; коррекцию неадаптивных
психологических установок; укрепление личностных ресурсов; расширение сети
социальной поддержки путем привлечения к психокоррекционной работе значимых лиц
из его окружения (родители, учителя, сверстники, специалисты и т.д.).


3.2 Вторичная профилактика суицидального поведения школьников в
образовательной организации


Вторичная профилактика - это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации.

Подросток должен знать факторы, повышающие риск суицида: межличностные
кризисы (в том числе так называемая реакция короткого замыкания); тяжелая утрата
(состояние психалгии); падение уровня самооценки; утрата смысла жизни и перспективы;
стремление вернуть себе контроль за окружением; зависимость от других и
неудовлетворенность таким положением; примитивность мышления (человек не знает -
как отреагировать на сложную ситуацию); употребление алкоголя и наркотиков, которые
снимают барьеры здравого смысла; акцентуированность личности (несбалансированная
психика); нарушенная самокритичность; тяжелая наследственность; неблагоприятные
социальные условия; наличие прежних попыток суицида; тяжелые соматические
заболевания.


Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными
суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать
его психологическое состояние. Главная роль при интервенции отводится специалистам


узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (психологам, психиатрам,
социальным педагогам).

Иинтервенция - экстренная помощь при попытке суицида/суицидальных
намерениях (оказание кризисной психологической помощи при попытке суицида на
территории образовательной организации до прибытия оперативных служб -
осуществляют преимущественно специалисты психологической службы образовательной
организации, при необходимости привлекаются классный руководитель и другие
специалисты образовательной организации; личный контроль - администрация
образовательной организации);

незамедлительный вызов специализированных
экстренных служб
.

При обнаружении факта незавершенного суицида или его потенциальной угрозы
необходимо вызвать родителей, врача-специалиста медицинского центра; подключить
специалистов учреждений социальной защиты (центр помощи семье с приютом,
инспектора по делам несовершеннолетних), когда имеются факты жесткого обращения с
ребенком, выраженная конфликтность, аморальное поведение членов семьи, запои
родителей.


При выявлении суицидального случая на основании приказа «Об организации
ведения учета обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» суицидента
ставят на учет и ответственные лица работают со
«Случаем С» - вся документация идет
под грифом «Для служебного пользования». Вся информация конфиденциальная, права
ребенка строго охраняются ответственными специалистами с соблюдением принципа «не
навреди». Первоочередными задачами бригады являются не только выявление
потенциальных суицидентов, пострадавших, но и обеспечение их безопасности,
предотвращение или прекращение панических реакций пострадавших, недопущение
повторного суицида.


Эффективность проводимых мероприятий зависит от уровня теоретической и
практической подготовки специалистов с отработкой умений оказывать практическую
помощь. Организатор группы - классный руководитель, координатор содержания
деятельности - педагог-психолог, координатор связи с социумом - социальный педагог.
Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе,
профессиональный контроль обеспечивает председатель психолого-медико-
педагогического консилиума.


Суицидент находится на постоянном сопровождении не менее полугода, после чего
консилиум принимает решение о дальнейшем сопровождении пострадавшего, закрытии
«Случая С», снятии с учета. В особо трудных случаях ребенок должен находиться на
сопровождении не менее двух лет или постоянно.


В настоящее время в целях профилактики суицидальных намерений подростков
специалисты образовательных организаций проводят различные профилактические
занятия и тренинги в школьных коллективах, направленные на: повышение уровня
групповой сплоченности в школе; создание общих школьных программ психологического
здоровья, здоровой среды в школе; привитие существующих в обществе социальных норм
поведения; формирование детского милосердия; развитие ценностных отношений в
социуме; снятие стрессового состояния; обучение подростков проблемно-разрешающему
поведению и др.



Не опровергая значимости таких мероприятий, рекомендуется дополнительно
использовать возможности принципиально иного подхода, названного
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   44

«Равный -
равному» суть которого состоит в подготовке волонтеров из числа обучающихся
образовательных организаций, способных своими силами вести пропаганду,
направленную на снижение уровня суицидального риска в подростковой среде.


Существует три типа образовательно-воспитательных программ для

подростков.

Наиболее распространенный из них имеет условное название «Взрослые -
молодым» -
в рамках программы все планы и решения принимаются взрослыми, а
молодежь приглашается для обязательного участия. Второй тип программы
- «Взрослые
с молодыми»
, в рамках которой взрослые планируют, а молодые осуществляют,
исполняют задуманное. Редкий и во многом сложный для использования в
образовательной организации третий тип программы
- «Молодые с взрослыми», в
рамках которой молодые люди строят планы, принимают решения, находят выход из
затруднений, тогда как взрослые люди только помогают и поддерживают их в этом.


Современная вариация программы «Равный - равному» предусматривает:
профессиональную подготовку молодежи к передаче знаний, навыков сохранения
здоровья и адаптации к правилам общества; контроль за работой молодых тренеров.
Обучение по принципу «равный - равному» среди молодежи - это обучение, при котором
сами молодые люди передают знания, формируют установки и способствуют выработке
навыков среди равных себе по возрасту, социальному статусу, имеющих сходные
интересы. Зачастую именно сверстник становится авторитетом и образцом для
подражания в группе. Очень важно, чтобы кумиром оказался человек, чьими жизненными
ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь другим людям.
Таким человеком и может стать подросток-волонтер.


Организуя работу в позиции «на равных», волонтер помогает принять участнику
занятий на себя ответственность за свои решения и выборы. В итоге взрослое сообщество
получает более эффективного члена общества, способного отстаивать свои интересы и
помогать другим. Одним из важных отдаленных результатов может быть снижение
уровня инфантильности и агрессии в обществе. Ведь подросткам постепенно передается
ответственность за их собственное здоровье и будущее. Они становятся более
самостоятельными и требуют меньшей опеки, как в ближайшем будущем, так и в
отдаленной перспективе.



Программа «Равный - равному» предполагает:

  • деятельность по подготовке педагогов-тренеров для организации и проведения
    обучения подростков;


  • подготовку подростков-инструкторов из числа подростков, прошедших
    соответствующее обучение, к просветительской деятельности в среде ровесников.


Цель обучения: научить подростков распространять витальные принципы среди
своих сверстников и не только не попасть под негативное влияние, но и самому стать
источником положительного влияния. В основу программы положены следующие
методологические принципы работы: непрерывность, адресность, своевременность,
доступность, последовательность.


Критериями отбора участников обучающего курса являются: желание подростка
участвовать в волонтерском движении по профилактике суицидального поведения;


наличие у подростка различного опыта участия в профилактических акциях, выраженной
активной позиции, демонстрирующей здоровый образ жизни.

Группы для обучения подростков-инструкторов состоят из 20-25 человек, курс
обучения
- примерно 120 часов. Их учат работать в малых и средних группах
численностью от 7 до 20 человек, обычно подбираемых из разных классов или
параллелей. Группы собираются один раз в неделю.


Для эффективности программы «Равный - равному» требуется соблюдение
определенных организационных условий: реализация принципа добровольности в отборе
инструкторов; удобное место проведения занятий и встреч; согласие родителей на участие
подростков в проекте равного обучения; способности подростков к тому или иному виду
деятельности (умение проводить беседу, творческие данные, организаторские
способности); взаимодействие с подростками, адекватное их возрастным и социальным
особенностям; учет потребностей подростков. Для обучения волонтеров в области
профилактики суицидального поведения рекомендуются интерактивные формы работы:
интерактивные презентации; дискуссии, дебаты; мозговые штурмы; анализ историй и
ситуаций; творческие конкурсы; ролевые игры.


Преимущества программы заключаются в возможности организации
«горизонтального процесса» общения равных с равными и выработки ими способов
решения проблемы, которые являются ключевым для обеспечения изменений в
поведении. Кроме того, реализация программы позволяет охватить большое количество
людей с привлечением минимальных ресурсов. Взрослые же имеют возможность
распространить через подростков-инструкторов идеи, которые были бы восприняты
молодежью с меньшей вероятностью, если бы исходили непосредственно от самих
взрослых. Таким образом, сверстники выступают как объект и субъект профилактической
работы. С одной стороны, они предварительно обучаются социально и личностно
значимым навыкам, с другой - закрепляют их в общественно полезной добровольческой
деятельности, создавая благоприятную среду социализации для сверстников группы
суицидального риска.