Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 614

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Методика диагностики смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л.
    Махолик)


Цель: изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу
образа «Я», что может стать одним из важнейших показателей при изучении
суицидального поведения подростков (изучение целей жизни, выявление уровня
насыщенности жизни, определение представлений о себе как о личности).


Условия применения: проводится психологом. Каждая шкала характеризует
представление человека о своей жизни именно в этот период. Методика адаптирована
Д.А. Леонтьевым.


  1. Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич)

Цель: изучение ценностных ориентаций личности посредством выбора

терминальных и инструментальных ценностей (изучение индивидуальных или групповых
представлений о системе значимых ценностей, определение ориентиров
жизнедеятельности личности).


Условия применения: данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и
старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным
признакам. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.


Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону
направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к
другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной
активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». М. Рокич различает два
27


класса ценностей: 1) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель
индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2)
инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство
личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует
традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.


Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в
проведении обследования и обработке результатов, гибкость, т.е. возможность
варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность
неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики,
добровольный характер тестирования и наличие контакта между педагогом (психологом)
и испытуемым.



    1. Методики диагностики детско-родительских отношений

В основе суицидальных интенций подростка могут быть нарушения
взаимоотношений с родителями. Причины нарушений поведения и развития ребенка в
семье могут заключаться либо в особенностях отношения родителей к ребенку и стиле их
воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в
неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в
комбинации этих факторов.


  1. Анкета «Моя семья»

Цель: выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений.

Условия применения: процедура обследования может включать несколько этапов:
а) дети и подростки могут заполнить анкету от себя и за родителей; б) родители
заполняют анкету от себя и за детей; в) все анкеты должны быть проанализированы одним
из респондентов; г) можно организовать семейное обсуждение ответов на вопросы
анкеты.


В предполагаемой процедуре подросток (юноша, девушка), последовательно
перебирая три ряда карточек, выражающих разные субъективные позиции (Я - мать -
отец), записывает продолжение незавершённых фраз, приведённых в карточках, от своего
имени, а затем с позиций каждого из родителей. Подросток получает возможность
сопоставить информацию «от себя», «от имени родителей» с той, которую они дали в
действительности. В анкете можно выделить четыре блока суждений, характеризующих:
а) желательные - нежелательные, с точки зрения родителей, формы поведения детей; б)
целевые установки; в) эмоциональная сфера отношений; г) определённые ситуации
внутрисемейного взаимодействия (несогласие детей и пр.). Выявленная структура ответов
идентична для первых трёх блоков, включающих категории здоровья, личностного и
эмоционального благополучия, учебных успехов, детско-родительской ролевой
стабильности. Ответы на вопросы четвёртого блока, выражающие реакции детей и их
родителей на воспринимаемые ситуации затруднений, несогласия в семье, группируются в
следующие: а) переживают; б) стараются понять; в) стараются помочь; г) уговаривают
(спорят, убеждают); д) принимают (учитывают несогласие). Если удаётся получить
полную информацию по работе с анкетой подростка и родителей, то коррекционная
работа с использованием этой техники существенно может способствовать профилактике
или преодолению суицидных состояний, инициированных кризисом детско-родительских
отношений.



  1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО)
    (А.Я. Варга, В.В. Столин)


Цель: выявление родительского отношения (определение системы разнообразных
чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям, социальная установка по
отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий
компоненты).


Условия применения: данная методика предназначена для работы с родителями
учащихся. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и
поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения
родительское отношение
- это педагогическая социальная установка по отношению к
детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего
основу данной методики. 61 вопрос опросника составляет пять шкал, выражающих собой
те или иные аспекты родительского отношения: 1) принятие - отвержение ребенка; 2)
кооперация; 3) симбиоз; 4) контроль; 5) отношение к неудачам ребенка.


  1. Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская)
    Вариант для подростков и их родителей


Цель: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия
родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -
родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей.


Условия применения: текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки
взаимодействия родителей с детьми. Взрослый вариант опросника для родителей
подростков включает 60 вопросов и имеет аналогичную подростковому варианту
структуру.


  1. Опросник «Подростки о родителях» (ПОР)
    (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина)


Цель: опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так,
как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по
наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия,


директивность и непоследовательность родителя.


Условия применения: перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела
относительно целей и задач исследования, затем подростку выдают регистрационный
бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. В результатах методики,
моделирующей определенные «воспитательные» ситуации, проявляются субъективное
понимание и отношение подростков к практике принятия родителями воспитательных
решений. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по
отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к
отцу - в мужском. Бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в
котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдаётся
экспериментатору и только после этого выдаётся аналогичный бланк, где указанные
положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.


2.10 Проективные методики определения суицидального риска

Проективные методики в исследовании суицидального поведения дают
дополнительную информацию о возможности суицидального риска, зашифрованную в
образах.


В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был
впервые обнаружен З. Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств,
желаний, являющихся неприемлемыми для человека, внешнему объекту. Проекция носит
неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между
истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами,
оценками, сознательными убеждениями. Испытуемый оказывается свободным от
необходимости соответствовать требованиям социума, экспериментатора, даже своим
собственным, что приводит к большей его открытости и создает необходимые условия для
возникновения механизма проекции. Испытуемый наделяет объективно бессмысленный
материал тем смыслом, который близок ему. Так, мать, недавно потерявшая дочь и
переживающая это, на размытой картинке вероятней всего увидит близкую к этому
ситуацию. При этом очевидно, что стимульный материал не должен быть безразличен
испытуемому [6, 7].


  1. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Цель:
определение суицидальных наклонностей субъекта.

Условия применения: испытуемому предлагается закончить рисунок таким образом,
чтобы конечная картина ему понравилась. Далее проводится интерпретация объёма
закрашенной поверхности.


  1. Графический тест «Ваши мысли о смерти» Л.Б. Шнейдер

Цель: выявление мыслей о смерти и отношения к смерти.

Условия применения: испытуемому предлагается рисунок, на котором изображена
фигура, несущая в себе символическое значение смерти. Рисунок является
незаконченным, в нем не хватает каких-то важных деталей, испытуемому предоставляется
возможность дорисовать недостающие фрагменты и завершить картину смерти.
Проводится интерпретация дорисованного образа.


  1. Метод незаконченных предложений «Сакса и Леви»

Цель: выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека.

Условия применения: является достаточно простым по технике реализации и, в то же
время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей. При
использовании метода незаконченных предложений подростку предлагается продолжить
предложения. Особого внимания в контексте изучения суицидального риска заслуживают
прямые или косвенные высказывания о смерти, негативная оценка будущего, указания на
уныние, депрессию и др. Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые
завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего
эмоционального отношения к содержанию данной концовки предложения.


  1. Эмоционально-личностный тест «Сказка «Похороны» Луизы Дюсс
    (адаптация М. Габрунер, В. Соколовская)


Цель: тест выявляет отношение ребенка к смерти, к агрессивности,

разрушительности, стремлению к разрешению конфликтов смертью.

Условия проведения: тест подходит как для индивидуального применения, так и для
проведения в семье, поскольку не требует особых условий среды во время тестирования.