Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 613
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для интерпретации отбираются положительные и отрицательные результаты.
Испытуемому рассказывают сказку, где фигурирует персонаж, с которым подросток
должен будет идентифицировать себя. Важно обратить внимание на тон голоса подростка,
на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов.
Наблюдение ведется за поведением подростка, его телесными реакциями, мимикой,
жестами. Обращается внимание, в какой мере поведение подростка во время проведения
теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Л. Дюсс [34],
некоторые нетипичные реакции ребенка и особенности поведения являются признаками
патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства:
-
просьба прервать рассказ; -
стремление перебить рассказчика; -
предложение необычных, неожиданных окончаний историй; -
торопливые и поспешные ответы; -
изменение тона голоса; -
признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость,
небольшие тики); -
отказ отвечать на вопрос; -
возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку
сначала.
2.11 Метод психодиагностической беседы
Метод психодиагностической беседы используется в получении дополнительной
информации для психологического заключения и последующей коррекции суицидального
поведения детей и подростков. В процессе психодиагностической беседы выявляется
более полное представление о личности суицидента, его потребностях, интересах и
ценностях, уточняются сведения о близких. Психодиагностическая беседа проводится в
четыре этапа [34]: 1) На первом этапе установливается эмоциональный контакт с
суицидентом, взаимоотношения «сопереживающего партнерства», которые
характеризуются высокой степенью доверительности. 2) В ходе второго этапа
устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная
ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние, снимается ощущение
безвыходности ситуации. 3) Третий этап представляет собой совместное планирование
деятельности по преодолению кризисной ситуации. 4) Четвертый этап окончательного
формирования решения, активной психологической поддержки, придает индивиду
уверенность в своих силах и возможностях. В проведении психодиагностической беседы
могут использоваться различные средства, от скрининг-теста до схемы наблюдения и
обследования.
Методики проведения психодиагностической беседы представлены в Приложении
8.
III. Профилактика суицидального поведения школьников в
образовательной организации
3.1 Первичная профилактика суицидального риска в образовательной
организации
Основные условия успешной реализации психолого-педагогического сопровождения
профилактики суицидального поведения несовершеннолетних:
-
Микросоциальные (школьные) условия. Престиж здорового образа жизни в
школе. Соответствие пришкольного участка, здания школы, его планировки,
микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных
помещений, а также организации школьного питания санитарно-гигиеническим
требованиям и современному дизайну. Наличие в школе и классе атмосферы,
способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности,
психогигиеническому комфорту. Учет динамики умственной работоспособности
при организации учебного труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении
недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегающих
педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время
проведения контрольных работ и экзаменов. -
Понимание руководителями школы и педагогическим коллективом
значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья
учащихся в процессе получения ими образования, присутствие фактора
социального одобрения деятельности, отнесенной к здоровому образу жизни (далее
- ЗОЖ). Наличие у учителя высокой культуры здоровья, реализация им
положительной модели здорового образа жизни. -
Формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных
установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил
ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку среди сверстников и в семье, где с
раннего возраста закладываются предпосылки здорового или, наоборот,
аддиктивного, саморазрушающего поведения. -
Конструктивная политика школы в отношении здоровья и личностного
развития детей - реальные ценности, нормы и правила, позволяющие предъявлять
адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и
последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения
позитивного поведения, активно участвовать в жизнедеятельности школы,
устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия. -
Специальная профессиональная подготовка учителей, участвующих в процессе
профилактики суицидального поведения школьников. -
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса,
направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, является
многоуровневым. В традиционной схеме профилактики основным критерием
выделения уровня выступает степень суицидального риска, в модели психолого-
педагогического сопровождения профилактики предлагается новый подход - по
уровням социальной структуры образовательной организации, начиная от
подростка, далее - группы его ближайшего школьного окружения, затем - школы.
Первичная профилактика суицидального риска подразделяется на общую и
частную.
Первичный уровень профилактики суицидального риска в образовательной
организации направлен на укрепление психического здоровья в целом и проводится со
всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги).
Объектом первичной профилактики являются учащиеся, не имеющие суицидальных
мыслей и намерений;
Цель первичной профилактики - минимизация возможного риска возникновения
суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных субъектов.
Под общей профилактикой суицидального риска понимается повышение уровня
информированности специалистов образовательной организации о течении и проявлении
возрастных кризисов, депрессий и др., о возможностях получения психологической и
иной помощи (очной и дистанционной) в трудных жизненных ситуациях.
Общая профилактика подразумевает следующие виды деятельности:
-
информационно-просветительская работа с субъектами образовательного процесса:
проведение мероприятий в соответствии с профилактической программой -
осуществляют педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители; -
диагностика суицидального поведения обучающихся (проведение мероприятий в
соответствии с профилактической программой - осуществляют педагоги-психологи); -
создание и поддержание благоприятного психологического климата в
образовательной организации (проведение мероприятий по мере необходимости -
осуществляют педагоги-психологи, классные руководители).
Возможные ресурсы для организации мероприятий по профилактике
суицидального поведения обучающихся
-
психолог-педагог образовательной организации - информационная работа с
учителями и родителями, проведение групповых занятий с обучающимися,
диагностические мероприятия, направление обучающихся и их родителей в профильные
медико-психологические организации. -
социальный педагог образовательной организации - первичное выявление детей
группы риска на основе имеющейся информации о семейной ситуации обучающихся,
помощь педагогу-психологу в проведении диагностических мероприятий по выявлению
детей с выраженной социально-психологической дезадаптацией, взаимодействие с
родителями детей группы риска, профильными службами. -
классные руководители - проведение классных часов и/или групповых занятий для
улучшения психологического климата в классе (при методической поддержке психолога),
первичное выявление детей группы риска и направление их к психологу-педагогу и/или в
профильные психолого-психиатрические организации (совместно с педагогом-
психологом).
Общая профилактика, в свою очередь, может включать в себя такие
направления работы, как:
1. коррекционно-реабилитационное: развитие саморегуляции; поиск и активизация
позитивных ресурсов; снятие мышечных зажимов (освоение методов релаксации);
коррекция эмоционально-личностной сферы (снижение тревожности, повышение
уверенности в себе, коррекция самооценки и уровня притязаний); овладение
способами взаимодействия с самим собой и с окружающим миром; отреагирование
переживаний, связанных с психотравматической ситуацией; выбор жизненного пути,
постановка жизненных целей;
2. определение внутренних и внешних ресурсов подростка, которые служат основой
его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса. К внутренним
ресурсам относятся: инстинкт самосохранения; уровень развития интеллекта;
коммуникативный потенциал; ценные для подростка аспекты его "Я"; позитивный
опыт решения проблем. К внешним ресурсам можно отнести: значимых людей, на
которых чаще всего полагаются суициденты, чтобы чувствовать свою реальность,
автономность, испытывать относительное спокойствие и достаточную ценность.
Утрата или угроза потери такого человека может вызвать взрыв чувства одиночества,
ярости и презрения к себе; значимую деятельность, которая является источником
стабильности, особенно творческая; социальный опыт, в том числе духовный
(религиозный).
В рамках коррекционно-реабилитационной работы рекомендуется: изучение запроса и
последующее проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-
личностной и коммуникативной сфер подростка; индивидуальное консультирование
подростка и членов семьи; проведение индивидуальных коррекционно-реабилитационных
занятий с подростком. В качестве индикаторов эффективности этой работы могут быть
определены следующие показатели: уровень тревожности в пределах нормы; отсутствие
непродуктивной нервно-психической напряженности; сформированная адекватная
самооценка; ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к
жизни и здоровью; адаптация в школьном коллективе, семье; осознание собственных
чувств, мыслей; осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых и
неприемлемых способов выражения гнева; принятие собственной уникальности (создание
чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами).
Частная профилактика суицидального риска направлена на выявление
учащихся, переживающих кризисные ситуации или находящихся в кризисном состоянии с
риском развития суицидального поведения.
Наиболее эффективной в образовательной организации является поуровневая
модель психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального
поведения обучающихся:
1. «Я сам» - программа самопомощи подростка (уровень личности).
2. «Равный - равному» модификация программы современного молодежного
краудсорсинга (уровень сверстников).
Программа «Я сам» по своей сути представляет индивидуальное психолого-
педагогическое сопровождение подростка и направлена на: предупреждение развития
дидактогении; осуществление системы мер, предполагаемых разработку комплекса
методик обучения детей группы суицидального риска; разработку режима и проведения
индивидуальной коррекционной работы с обучающимися группы суицидального риска
психологом и классным руководителем; оказание помощи родителям по воспитанию и
обучению ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на формирование
жизнестойкости несовершеннолетних, тех качеств личности, которые являются общими у
эффективно адаптирующихся людей:
-
реальная способность видеть и принимать действительность такой, какова она есть; -
умение находить положительные стороны в различных жизненных ситуациях; -
способность творчески перерабатывать информацию и вырабатывать новые,
непривычные или неочевидные методы решения проблем.
В формировании жизнестойкости немалую роль призваны сыграть учителя
гуманитарного цикла, проводя беседы о смысле бытия, о ценности жизни, о
неповторимости каждого мгновения. В качестве возможных форм превенции могут быть
предложены:
-
уроки - биографии, -
уроки - примеры, -
уроки - судьбы, -
уроки - встречи, -
уроки - диспуты о смысле жизни, -
уроки логотерапии, -
уроки - экскурсии и др.