Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 617
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В организации деятельности по профилактике суицидального поведения
рекомендуется использовать сочетание различных форм:
-
организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно
предотвратить нежелательное поведение личности. Профилактика суицидального
поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по
формированию установок на здоровый образ жизни; -
информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической
работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, видео- и
телефильмов. В перспективе рекомендуется отказаться от преобладания запугивающей
информации; -
активное социальное обучение социально важным навыкам, которое
преимущественно реализуется путем использования группового тренинга: -
тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность
сказать «нет» в случае негативного давления сверстников); -
тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия
решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и
развития позитивных ценностей); -
тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться,
поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты; -
организация активной деятельности, альтернативной девиантному поведению:
познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с некоторой долей
риска), значимое общение, любовь, творчество, деятельность; -
организация здорового образа жизни; -
активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их
творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста,
арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность
личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию; -
минимизация негативных последствий суицидального поведения, направленная на
профилактику рецидивов или их негативных последствий.
По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики:
индивидуальная, семейная, групповая работа. В качестве методов и приемов
профилактической деятельности применяются диагностический инструментарий
(использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для
экспресс выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях
образовательной организации); психотехнологии личностно ориентированной терапии
(индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, аутотренинг,
суггестивные программы (проводятся приглашенными специалистами); организационные
(педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях,
круглые столы); информационные методы (памятки, стендовая информация,
информационные листы, буклеты, ИКТ).
3.3 Третичная профилактика суицидального поведения школьников в
образовательной организации
Третичная профилактика (поственция) - это помощь, которая оказывается людям,
уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-
психологическое сопровождение близких суицидиента и предотвращение
подражательных суицидов.
Главная роль отводится специалистам профильных организаций.
Поственция имеет в виду усилия по предотвращению повторения акта
аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых
расстройств у оставшихся в живых после суицидальной попытки и их окружения.
Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у
людей, переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального
поведения, оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.
Эти задачи решаются с помощью применения таких стратегий и инструментов, как:
-
психологическое консультирование, кризисная интервенция; -
поиск систем поддержки личности и жизнеобеспечения в обществе; -
образовательная стратегия для повышения осознания роли и значимости
саморазрушающего поведения; -
поддержание контактов со СМИ для соблюдения этических принципов при
информировании об актах аутоагрессии в обществе.
Кризисное вмешательство педагога-психолога при высоком риске суицида
В случае выявления высокого риска потенциального суицида у одного или
нескольких учащихся психолог образовательной организации:
-
Информирует о суицидальных намерениях учащегося узкий круг лиц, которые
могут повлиять на принятие мер по снижению риска (администрацию, классного
руководителя, родителей). Согласовывает с ними дальнейшие действия. -
Осуществляет кризисную психологическую помощь подростку с суицидальными
намерениями. При необходимости, согласовывает свои действия с другими
специалистами.
Во время общения с подростком и его социальным окружением важно:
-
Сохранять спокойствие и предлагать поддержку. -
Не осуждать, не конфронтировать. -
Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях. -
Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать
самоубийство как «нормальный» вариант. -
Поощрять полную откровенность. -
Больше слушать, чем говорить. -
Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь». -
Избегать глубокого консультирования до тех пор, пока кризис не минует. -
Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала индивидуума
причинить себе вред. -
Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они
влияние на его повседневные занятия. -
Получать сведения от родителей, учителей, родственников и друзей об
изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и
возможных провоцирующих событиях. -
Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы. -
Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников. -
Доверительно побеседовать с преподавателями, родителями и другими
специалистами (школьный учитель или психолог), дать им понять, что ребенку
требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание.
Если симптомы сохраняются, в особенности, если они угрожают здоровью или
мешают повседневной жизни ребенка, психолог должен донести до родителя
необходимость консультации детского психиатра.
Целью эффективной психологической помощи является лучшее понимание
личностью собственного «Я», выявление конфликтующих эмоций, повышение
самоуважения, изменение неадаптивного поведения, тренировка умения успешного
разрешения конфликтов и более активное общение со сверстниками.
Алгоритм действий в образовательном учреждении в ситуации совершенного
суицида
-
Установление контакта психологов с ответственными лицами, сбор
информации, оценка ситуации.
На этом этапе психолог взаимодействует с администрацией, классным руководителем,
социальным педагогом, родителями; оценивает ресурсы по выявлению группы риска и
оказанию экстренной психологической помощи. Психолог или администрация ОО могут
самостоятельно инициировать обращение за помощью в иные организации, оказывающие
медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи.
В случае поступления запроса специалистам психологи центров также, в первую
очередь, взаимодействуют с администрацией ОО, далее осуществляют взаимодействие со
всей системой ОО, устанавливают контакт, собирают предварительную информацию о
ситуации, о состоянии учащихся, о группах, задействованных в данной ситуации (дети,
родители, учителя), о предпринятых мерах, уточняют запрос, определяют совместно с
администрацией и психологом ОО антикризисный план (действий) с каждой группой,
осуществляют психологическое сопровождение субъектов образовательной среды в
кризисной ситуации. При проведении следственных мероприятий на территории ОО
необходимо психологическое сопровождение участников образовательной среды,
задействованных в этих мероприятиях.
Взаимодействие с классным руководителем, социальным педагогом включает в себя
получение необходимой предварительной информации о состоянии отдельных учащихся,
сбор анамнеза, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали,
обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, организация встречи с
учащимися, подготовка к встрече с родителями.
В целях локализации распространения слухов психологу необходимо осуществлять
грамотное взаимодействие с лицами, интересующимися происшествием (родители, СМИ
и т.д.), совместно с администрацией ОО подготовить информацию по происшествию,
которая в случае необходимости будет им представлена.
-
Выявление группы риска и оказание экстренной психологической помощи
В психотравмирующей ситуации при выраженных признаках психологического
неблагополучия экстренная психологическая помощь должна оказываться как детям,
пережившим травматическое событие, и их родителям, так и, в основном, в виде
психологической поддержки, педагогам, руководителям ОУ.
Возможные реакции на суицид:
-
Шоковые состояния с тревогой, растерянностью. -
Тревожно-фобические реакции (содержательно связанные и не связанные с
событием). -
Подавленность, тоска, чувство вины. -
Агрессия, раздражение. -
Актуализация старых, непроработанных проблем. -
Усиление антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения. -
Психосоматические реакции (вегетативные реакции, нарушения работы
желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, проблемы с
дыханием).
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 44