Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 622
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Встреча с классом, в котором произошел суицид
Педагог-психолог ОО в первую очередь осуществляет первичную диагностику
психофизиологического состояния учащихся. Педагог-психолог может проводить встречу
с классом, в котором произошел случай (при необходимости может быть проведена беседа
в нескольких классах):
Групповая форма работы:
Беседа с детьми позволяет:
После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, педагог-психолог
приглашает часть нуждающихся в психологической помощи ребят на индивидуальную
консультацию с целью уточнения степени воздействия травматического события и
преодолении его. Часто ребята приходят сами, считая, что им нужна помощь психолога.
За этим решением могут быть скрыты различные страхи: оставаться одному, спать без
света, приходить в то место, где был совершен суицид, плохое самочувствие, чувство
вины, раскаяние, подавленное настроение и др. Часть же обращений ребят направлено на
получение консультаций по вопросам непонимания, одиночества, низкой самооценки.
Педагог-психолог должен уметь развести заявленные проблемы на связанные с
конкретной травматической ситуацией или кризисными проявлениями ребят.
Индивидуальная форма работы:
При индивидуальной форме работы, направленной на оценку состояния при
аутоагрессии деструктивного характера, беседа обычно проводится по следующим
этапам.
В целях оценки травматических переживаний детей при проведении
индивидуальной беседы (с 8-го класса), возможно применение полуструктурированного
интервью Фатхи О. «Диагностика и коррекция детей и подростков при
посттравматическом стрессовом расстройстве». Непосредственное общение между
психологом и ребенком во время интервью дает предпосылки для возникновения
взаимного доверия, безопасности и эмоционального принятия.
Проективные методики, методы арттерапии, игровые упражнения также позволят
более полно оценить степень включенности в ситуацию, меру переживания и степень
суицидального риска учащихся.
Необходимо помнить о том, что на третьи сутки, как правило, наступает
психологическое и физическое истощение у людей, переживших травматическое событие,
поэтому психологическую работу необходимо планировать с учетом динамики состояния
пострадавших.
При выраженности, длительности или стабильности перечисленных выше
болезненных проявлений, возникших в ответ на травматическое событие, необходимо
индивидуальное психологическое консультирование подростка (по его запросу, запросу
родителей или администрации школы).
Индивидуальная работа с подростком, совершившим суицидальную попытку в
постсуицидальный период.
В этот период времени консультирование должно быть сфокусировано на оценку
наличия суицидальных намерений и их снижении (болезненных фантазий о смерти,
неприятии, враждебности, потере и наказании), а также на стабилизацию ситуации.
При работе с несовершеннолетними для более полной адаптации подростка не
только в школе, но и семье более эффективным является семейное консультирование.
Организуя психокоррекционую работу с учащимися по переживанию
травматического события, педагог-психолог должен иметь соответствующий рабочий
инструментарий по работе с травмой: набор психокоррекционных техник и методов,
упражнений, как для детей, так и подростков, направленных на создание психологически
безопасной атмосферы в группе, коррекцию эмоциональной сферы, снятие тревоги,
беспокойства, работу со страхами, психокоррекцию агрессивных и аутоагрессивных
тенденций, психокоррекцию сна, выработку внутренней свободы, на понимание своих
целей, потребностей, преодоление препятствий, выработку навыков поиска выхода из
сложных ситуаций, формирование позитивного образа будущего. Необходимо применять
техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом
учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции.
При оказании экстренной психологической помощи горюющему ребенку, оказывая
поддержку, и планируя коррекционную работу с ним - помнить об этапах нормального
горевания.
Если необходимо, спланировать работу по психологическому обеспечению
траурных мероприятий (быть на кладбище), что даст возможность специалисту оценить
психологическое состояние участников церемонии, ближайшее внешкольное окружение
учеников.
Психологическое консультирование родителей направленно на:
Взаимодействие педагога-психолога с классным руководителем, другими
педагогами
Для школьного психолога во многом именно педагог является связующим звеном
между ребенком, его родителями и психологом. Педагоги в силу своей профессиональной
деятельности больше всего контактируют с детьми и их родителями, поэтому они (наряду
с родителями) могут обратить внимание на изменения в поведения ребенка, заметить
признаки психологического и психического неблагополучия.
Педагог-психолог ОО:
Педагог-психолог ОО в первую очередь осуществляет первичную диагностику
психофизиологического состояния учащихся. Педагог-психолог может проводить встречу
с классом, в котором произошел случай (при необходимости может быть проведена беседа
в нескольких классах):
Групповая форма работы:
Беседа с детьми позволяет:
-
Оценить наличие явной или потенциальной угрозы для жизни как для самого человека,
находящемся в кризисном состоянии, так и его окружения. -
Упорядочить информацию, выстроить последовательность событий (абсолютный хаос
в порядок). -
Групповое обсуждение травматического события позволяет учащимся лучше понять
произошедшее, понять погибшего (его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие
последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства,
повысить взаимопонимание и доверие между учащимися, адаптироваться после
случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания,
утраченное равновесие. На равновесие влияют несколько взаимодополняющих
факторов: реалистическое восприятие события; наличие адекватной поддержки
(социальных ресурсов); адекватный механизм разрешения проблемы. Следует не
избегать пугающего опыта, а находить ресурс для преодоления и дальнейшего
развития (стали взрослее, ответственнее). -
Информировать учащихся об имеющихся очных экстренных и кризисных
психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего
они существуют, как работают, оставить их номера телефонов).
После группового занятия, на основе наблюдения и беседы, педагог-психолог
приглашает часть нуждающихся в психологической помощи ребят на индивидуальную
консультацию с целью уточнения степени воздействия травматического события и
преодолении его. Часто ребята приходят сами, считая, что им нужна помощь психолога.
За этим решением могут быть скрыты различные страхи: оставаться одному, спать без
света, приходить в то место, где был совершен суицид, плохое самочувствие, чувство
вины, раскаяние, подавленное настроение и др. Часть же обращений ребят направлено на
получение консультаций по вопросам непонимания, одиночества, низкой самооценки.
Педагог-психолог должен уметь развести заявленные проблемы на связанные с
конкретной травматической ситуацией или кризисными проявлениями ребят.
Индивидуальная форма работы:
При индивидуальной форме работы, направленной на оценку состояния при
аутоагрессии деструктивного характера, беседа обычно проводится по следующим
этапам.
Этапы беседы | Главные задачи этапа | Используемые приемы |
Начальны й этап | Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства» | «Сопереживание», «Эмпатийное выслушивание» |
Второй этап | Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; | «Преодоление исключительности ситуации», «Поддержка успехами и достижениями», «Структурирование |
| снятие ощущения безвыходности ситуации | беседы», «Постоянное внимание к содержанию», «Определение конфликта» |
Третий этап | Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации | «Интерпретация», «Планирование», «Удержание паузы», «Фокусирование на ситуации» |
Заключите льный этап | Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка | «Логическая аргументация», «Рациональное внушение уверенности» |
В целях оценки травматических переживаний детей при проведении
индивидуальной беседы (с 8-го класса), возможно применение полуструктурированного
интервью Фатхи О. «Диагностика и коррекция детей и подростков при
посттравматическом стрессовом расстройстве». Непосредственное общение между
психологом и ребенком во время интервью дает предпосылки для возникновения
взаимного доверия, безопасности и эмоционального принятия.
Проективные методики, методы арттерапии, игровые упражнения также позволят
более полно оценить степень включенности в ситуацию, меру переживания и степень
суицидального риска учащихся.
Необходимо помнить о том, что на третьи сутки, как правило, наступает
психологическое и физическое истощение у людей, переживших травматическое событие,
поэтому психологическую работу необходимо планировать с учетом динамики состояния
пострадавших.
При выраженности, длительности или стабильности перечисленных выше
болезненных проявлений, возникших в ответ на травматическое событие, необходимо
индивидуальное психологическое консультирование подростка (по его запросу, запросу
родителей или администрации школы).
Индивидуальная работа с подростком, совершившим суицидальную попытку в
постсуицидальный период.
В этот период времени консультирование должно быть сфокусировано на оценку
наличия суицидальных намерений и их снижении (болезненных фантазий о смерти,
неприятии, враждебности, потере и наказании), а также на стабилизацию ситуации.
При работе с несовершеннолетними для более полной адаптации подростка не
только в школе, но и семье более эффективным является семейное консультирование.
Организуя психокоррекционую работу с учащимися по переживанию
травматического события, педагог-психолог должен иметь соответствующий рабочий
инструментарий по работе с травмой: набор психокоррекционных техник и методов,
упражнений, как для детей, так и подростков, направленных на создание психологически
безопасной атмосферы в группе, коррекцию эмоциональной сферы, снятие тревоги,
беспокойства, работу со страхами, психокоррекцию агрессивных и аутоагрессивных
тенденций, психокоррекцию сна, выработку внутренней свободы, на понимание своих
целей, потребностей, преодоление препятствий, выработку навыков поиска выхода из
сложных ситуаций, формирование позитивного образа будущего. Необходимо применять
техники психокоррекции эмоционального состояния в соответствии с возрастом
учащегося, применять и обучать учащихся методам саморегуляции.
При оказании экстренной психологической помощи горюющему ребенку, оказывая
поддержку, и планируя коррекционную работу с ним - помнить об этапах нормального
горевания.
Если необходимо, спланировать работу по психологическому обеспечению
траурных мероприятий (быть на кладбище), что даст возможность специалисту оценить
психологическое состояние участников церемонии, ближайшее внешкольное окружение
учеников.
Психологическое консультирование родителей направленно на:
-
Информирование о возрастных и индивидуальных особенностях реагирования в
кризисных ситуациях и способах совладания с ними. -
Рекомендации по вопросам взаимоотношения с детьми. -
Информирование об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических
службах в городе (районе), телефонах доверия. -
В случае выраженности негативных реакций на травматическое событие, оказание
экстренной психологической помощи.
Взаимодействие педагога-психолога с классным руководителем, другими
педагогами
Для школьного психолога во многом именно педагог является связующим звеном
между ребенком, его родителями и психологом. Педагоги в силу своей профессиональной
деятельности больше всего контактируют с детьми и их родителями, поэтому они (наряду
с родителями) могут обратить внимание на изменения в поведения ребенка, заметить
признаки психологического и психического неблагополучия.
Педагог-психолог ОО:
-
Информирует о признаках психологического неблагополучия, о влиянии
травматического события на психику ребенка (как о закономерностях, так и
возможных возрастных и индивидуальных реакциях, их динамике), о
профессиональной помощи специалистов, работающих с травмой. -
Дает рекомендации педагогам (или консультирует) по вопросам взаимоотношения с
детьми, пережившими данные события. Повышение психологической компетенции
сотрудников образовательного учреждения по данным вопросам поможет избежать
состояния растерянности и беспомощности и, во многом, определит выбор более
активных и эффективных способов совладания с данной проблемой, поможет
предотвратить профессиональное выгорание. -
Обращает внимание педагогов на их собственные чувства, возникшие в связи
ситуацией, оказывает им (по их запросу) психологическую помощь (осознание,
принятие, отреагирование чувств, актуализация ресурсов, формирование
совладающего поведения). Педагог, который сумел совладать с ситуацией, может
внести вклад в установление благоприятных условий для обучения ребенка. -
Если педагог приглашает психолога на родительское собрание, то педагог-психолог
имеет возможность дать не только сотрудникам образовательных организаций, но и
родителям необходимую информацию о возможных реакциях ребенка на травму, о
взаимодействии с ним, о ситуациях, когда взрослые могут справиться самостоятельно,
а когда, к кому и по каким адресам следует обратиться за профессиональной
помощью. Педагог на собрании сам может дать родителям краткую информацию о
44 -
психологической службе в школе, телефон службы. В случае если педагог видит
необходимость профессиональной помощи конкретным детям, он может
порекомендовать родителям обратиться с ребенком в психологическую службу, - к
школьному психологу или в Центр психолого-медико-социального сопровождения с
целью оказания профессиональной помощи психологами и другими специалистами в
нормализации состояния, проработке чувств, снижении и предотвращении негативных
последствий для психики ребенка.
-
Заключительный этап-
Психологу необходимо установить согласованный «срок завершения» данной работы:
то есть, когда официально в школе прекращаются разговоры о суицидальном
происшествии и начинается обычная школьная жизнь. -
Если в СМИ, по телевидению, в интернете продолжаются выступления по этому
поводу, информировать учащихся школы о имеющихся налицо манипулятивных
действиях, о том, насколько данная информация может быть искажена, кому она на руку,
как к ней относиться. -
Провести с педагогическим составом занятия по минимизации стрессового
воздействия: тренинги по саморегуляции. -
Отслеживать психоэмоциональное состояние детей в целях профилактики
расстройств эмоционального спектра. -
С целью выявления отставленных реакций у детей и подростков необходимо
проведение психодиагностических мероприятий, например, с использованием методики
«Полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического
стресса у детей» Тарабриной Н.В., Шкалы депрессии для детей и подростков M. Kovacs.
-
-
3.4 Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике
суицидального риска: в образовательных организациях -
Меры по защите и восстановлению прав и законных интересов
несовершеннолетних: графики проведения совместных межведомственных рейдовых
мероприятий, направленных на выявление детей из семей, находящихся в социально
опасном положении и предусматривающие участие в них представителей органов
управления образованием, представителей образовательных организаций, КДН и ЗП,
органов опеки и попечительства, территориальных ПДН УМВД России. Сведения о
несовершеннолетних и родителях, находящихся в социально опасном положении,
объединены в единую базу данных, которая позволяет своевременно осуществлять
адресную профилактическую работу с конкретным ребенком и конкретной семьей. -
Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Реализация в
образовательных учреждениях профилактических программ и лекториев с участием
медработников по формированию навыков здорового образа жизни, ответственного и
безопасного поведения по отношению к своему здоровью: «Полезные привычки» (1 - 4
классы), «Полезные навыки» (5 - 9 классы), «Полезный выбор»" (10 - 11 классы), «Все, что
тебя касается», «В здоровом теле - здоровый дух», «Твой организм - твое богатство», «Все
в твоих руках», «Режим дня для выпускников при сдаче ЕГЭ», «Профилактика
асоциальных привычек». -
Формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни. Ежемесячное
проведение тематических классных часов, направленных на формирование у обучающихся
45 -
с 1 по 11 класс ценностного отношения к жизни: «Учимся строить отношения», «Ты не
один», «Настроение на «отлично», «Способность к прощению», «Испытание
одиночеством», «Не навреди себе!» и др. Ежеквартальное проведение с учащимися 8 - 11
классов круглых тематических столов: «Мои жизненные ценности», «Социальные роли
человека», «Причины детской и подростковой жестокости», «Спешите делать добро»;
диспутов: «Где грань между реальностью и виртуальностью?», «Семья - это то, что с тобою
всегда», «Конфликты: стратегии выхода»; брифингов: «Стрессы. Как ими управлять», «Как
противостоять давлению среды»; панельных дискуссий: «Проектируем свое будущее»,
«Вечные ценности в жизни человека»; ролевых и ситуационных игр: «Все в твоих руках»,
«Конфликты в нашей жизни», «Город разных точек зрения». Проведение психологических
занятий с элементами тренинга: «Как повысить свою самооценку», «Способы преодоления
стресса», «Доверие в общении», «Суметь увидеть хорошее». «Я выбираю жизнь...»;
конкурсов: рисунков «Краски счастливой жизни», «Пусть всегда буду Я!», «Я рисую
счастливую жизнь», «Мой девиз по жизни»; сочинений, стенгазет, информационных
сайтов, областные, муниципальные, городские и школьные акции, тематические выставки
творческих работ обучающихся «Я люблю тебя жизнь!», «Твой выбор». Размещение на
сайтах образовательных организаций информации о работе телефона доверия (8-800-200-
122), распространение памяток «Телефон доверия». - 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 44