Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностика подростков с целью выявления групп риска - особенностей
личности и поведения ребенка, мотивационной сферы и динамики ее развития,
эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи) и
динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения,
удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса, личностной сферы
(самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации)
и динамики ее развития. Для исследования уровня тревожности среди несовершеннолетних
используется стандартный тест Спилбергера-Ханина как методика субъективной оценки
ситуационной и личностной тревожности (см. Приложение 3).
Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального
риска:
личности и поведения ребенка, мотивационной сферы и динамики ее развития,
эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи) и
динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения,
удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса, личностной сферы
(самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации)
и динамики ее развития. Для исследования уровня тревожности среди несовершеннолетних
используется стандартный тест Спилбергера-Ханина как методика субъективной оценки
ситуационной и личностной тревожности (см. Приложение 3).
Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального
риска:
-
обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные
трудности в обучении, поведении и самочувствии; -
меры по предупреждению конфликтных ситуаций среди обучающихся; -
мониторинг (личностных и поведенческих проблем младших школьников,
диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в
другую; адаптации учащихся к обучению в следующей ступени; личностных
особенностей школьников в период возрастных кризисов; безопасности
образовательной среды; состояния работы по обеспечению безопасности жизни детей
и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних; жестокого
обращения с детьми); -
развивающие занятия; -
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, консультации; -
консультации ребенка и родителей; -
горячая линия.
-
Заслуживает пристального внимания эффективный опыт профилактики суицидального
поведения детей и подростков в Костромской области. В рамках Соглашения с Фондом
поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Администрацией и
Департаментом образования и науки Костромской области созданы две Службы
реабилитации и профилактики жестокого обращения с детьми. -
Службы представлены двумя мобильными бригадами в составе 4-х специалистов
каждая: врача-психотерапевта, двух психологов, социального педагога. Служба является
межведомственным рабочим органом в пределах своей компетенции осуществляющим
взаимодействие органов управления образования, государственных и муниципальных
учреждений образования и здравоохранения области по вопросам профилактики
асоциального поведения в детско-подростковой и молодежной среде (в том числе,
суицидального поведения). -
Деятельность Службы заключается в индивидуальной психолого-медико-
педагогической и социальной профилактике школьной дезадаптации, оказании
консультативной помощи детям и подросткам, педагогам и родителям (законным
представителям) по вопросам предупреждения семейного неблагополучия,
антисоциального и аутодеструктивного поведения. Кроме того, в течение года проводится
социологический -
Интернет-опрос «Ты в ответе за свою жизнь!» на веб-узле «Здоровье будущих -
поколений», в котором участвуют обучающиеся образовательных организаций. -
В Пермском крае создан специализированный образовательный научно- -
исследовательский центр. Приоритетным направлением деятельности центра является
разработка и реализация программы исследования и профилактики авитальной активности
у детей и подростков с различными формами саморазрушающего поведения. В учреждении
оказываются консультационные услуги несовершеннолетним, склонным к авитальному
поведению, а также их родителям и специалистам, работающим с ними. -
Интересен опыт привлечения волонтеров в Тюменской области, где в целях
пресечения опасного контента в сети Интернет Департамент по спорту и молодежной
политике проводит работу по созданию в области волонтерского движения
«Киберпатруль». Разработано положение о проекте, открыта страничка группы в
социальной сети «ВКонтакте» http://vk.com/kiberpatrul. Проект предусматривает создание
специального сервиса на популярном молодежном портале «Мой портал», проведение
профилактических мероприятий на тему «Безопасный интернет» среди обучающихся и
родителей, разработку методических рекомендаций и т.д. Учитывая доступность для
подростков различных сайтов, в том числе пропагандирующих суицидальный способ
разрешения трудной жизненной ситуации, создание таких волонтерских отрядов весьма
актуально. -
Инновационные технологии профилактической деятельности:
-
Сенсорная комната в образовательных организациях для релаксации, нормализации
самочувствия, снятия агрессивности, нервно-психического напряжения, повышения
мотивации к школьному обучению, налаживания эмоционально-положительного состояния
с помощью релаксационных упражнений, медиативных игр (Воронежская область). При
работе в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии с
целью воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
-
Использование арттерапевтических техник наряду с другими психологическими техниками
позволяет восстановить эмоциональное равновесие подростка, устранить имеющиеся у него
нарушения поведения, помочь справиться со своими проблемами. Использование песочной
терапии способствует снижению внутреннего напряжения, позволяет выражать свободно
свои мысли и чувства, обеспечивает доступ к внутренним переживаниям, позволяет
освободиться от конфликтов и сильных переживаний, восстанавливает эмоциональное
равновесие, устраняет имеющиеся нарушения поведения.
-
Технология «куратор случая» (Красноярский край) является эффективной формой
индивидуального сопровождения семьи и ребенка (оказание помощи и предоставление
социальных услуг), осуществляемого межведомственной командой специалистов и
направленного на выявление и актуализацию внутренних ресурсов семьи по преодолению
кризисной ситуации и выводу из социально опасного положения без ущемления прав детей.
При поступлении информации о семье в социально опасном положении специалист
учреждения системы профилактики («куратор случая») обязан установить отношения
сотрудничества с членами семьи; провести углубленную диагностику и выявить причины
ее неблагополучия. На основании полученных результатов "куратор случая" совместно с
другими членами межведомственной рабочей группы и самой семьей разрабатывают план
социального сопровождения семьи, координирует деятельность межведомственной рабочей
группы по реализации разработанного и утвержденного комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав плана сопровождения; -
Создание Школьных служб примирения (ШСП) с целью разрешения конфликтных
ситуаций в общеобразовательных организациях и обучения школьников самостоятельному
урегулированию конфликтов (Кировская область и др.). Ведущими членами ШСП являются
педагоги-психологи и социальные педагоги.
-
Повышение компетентности педагогических работников в решении проблем
суицидального поведения школьников -
Одной из важнейших задач в повышении профессионального мастерства
педагогических кадров является вооружение их научно обоснованными, диагностически
значимыми критериями и признаками, позволяющими выполнять функции ориентирования
и прогнозирования в педагогическом наблюдении, осуществляемом в ходе психолого-
педагогического сопровождения. Программа по формированию навыков раннего
распознавания суицидального поведения несовершеннолетних «Видеть, слышать,
понимать» (Ефимова О.И., 2013) включает в себя комплекс диагностических показателей
по факторам суицидального риска и является базовой платформой повышения
компетентности педагогических работников всех уровней в области профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних. -
Прежде всего, педагоги должны быть осведомлены о наличии взаимосвязи между
риском возникновения суицидального поведения и членством подростка в определенных
референтных для него группах, которые главным образом состоят из представителей
юношеского возраста, с нарушением межличностных отношений, «одиночки»,
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или
криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичных к себе;
страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат; фрустрированных
несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
страдающих от болезней или покинутых окружением. -
На подростка следует обратить особое внимание в случае возникновения любых
неожиданных или драматических коллизий, влекущих за собой любые изменения в
поведении, индикаторами которых могут выступать как словесные, так и эмоциональные
признаки: потеря интереса к обычным видам деятельности; внезапное снижение -
успеваемости; необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям; плохое
поведение в школе; необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и
прогулы в школе; увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков; инциденты,
потребовавшие вызова правоохранительных органов, участие в беспорядках. -
Педагог должен отчетливо представлять признаки эмоциональных нарушений,
которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения: потеря аппетита
или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение ряда
дней; частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли,
постоянную усталость, частую сонливость); необычно пренебрежительное отношение к
своему внешнему виду; постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении
деятельности, которая раньше приносила удовольствие; уход от контактов, изоляция от
друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; нарушение внимания со снижением
качества учебы; погруженность в размышления о смерти; отсутствие планов на будущее;
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. -
Организовать наблюдение за подростками группы риска и сделать его более
эффективным поможет схема индикаторов суицидального риска (особенностей
сложившейся ситуации, поведения, когнитивной деятельности, высказываний и настроения
человека, которые увеличивают степень риска суицидального поведения. -
Кроме того, педагог должен разбираться в признаках высокой вероятности
суицида: открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес
знакомых, в письмах родственникам, любимым); косвенные «намеки» на возможность
суицидальных действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного
ремня, веревки, телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство);
активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание
таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.); фиксация на примерах
самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); символическое прощание с
ближайшим окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного
имущества); разговоры о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.
Наряду с необходимостью повышения компетентности в области профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних должна быть переориентирована
деятельность специалистов служб сопровождения (психологов), которые в настоящее время
более нацелены на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по
полученным данным программ коррекции проблемы. Сложным аспектом является
методологическая рассогласованность диагностических исследований, проводимых
специалистами различного профиля (педагогами, психологами, медицинскими
работниками) и их неготовностью к конструктивному диалогу на базе имеющихся
диагностических результатов. -
Вместе с тем, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может
быть эффективной только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы.
Личностные проблемы педагога (ригидность педагогического мышления, социальные -
стереотипы в оценке обучающихся, установки на доминантность, деформации восприятия
детей и подростков, а также родителей и коллег) также затрудняют адекватное понимание
проблем несовершеннолетнего, склонного к суицидальному риску. Именно поэтому
направление работы с самими педагогами представляется весьма продуктивным и должно
стать составной частью при создании программы по формированию навыков раннего
распознавания суицидального поведения несовершеннолетних в той или иной
образовательной организации, при разработке программы повышения квалификации
педагогических кадров. -
В качестве результата внедрения данной программы можно рассматривать
создание в школе мотивированной, системно мыслящей и компетентной в области
профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной организации
команды специалистов. При этом основные функциональные обязанности членов
педагогического коллектива могут быть дополнены возможными направлениями превенции
суицидального риска. -
Так, заместитель директора по воспитательной работе образовательной
организации создает модель системы педагогической профилактики, осуществляет подбор
методического инструментария для обеспечения диагностики суицидального риска,
организует диагностическую, коррекционную работу. Постоянно работает над повышением
компетентности педагогического состава школы в данном вопросе, организуя повышение
квалификации педагогов и психолого-педагогическое просвещение по проблеме
подростковых самоубийств, разрабатывает учебные лекционные курсы по проблеме и
методический материал, проводит циклы семинаров для педагогического коллектива в
целом или для методических объединений в частности, готовит материал для СМИ. -
Преподаватели (приглашенные) формируют у педагогов знания о подростках
группы суицидального риска, о соблюдении конфиденциальности информации,
индивидуальном подходе в процессе обучения, о создании ситуации успеха, об учете
особенностей личности подростка, об акцентуациях характера, о педагогической поддержке
этих подростков, о совершенствовании педагогического наблюдения, о повышении
собственной специальной компетентности, об участии в специализированных семинарах и
курсах по профилактике суицидального поведения подростков. -
Библиотекарь подбирает периодику по теме, способствует самообразованию
педагогов, организует выставки для учителей, родителей, подростков с целью актуализации
проблемы и психолого-педагогического просвещения. -
Институт повышения квалификации работников образования включает в
программу курсов повышения квалификации для учителей, школьных психологов,
социальных педагогов, педагогов дополнительного образования лекционные курсы и
практические занятия на темы: «Суициды подростков и их профилактика», «Возрастные
особенности подростков», «Азбука превенции суицидального поведения подростков»,
«Девиантное поведение несовершеннолетних». -
IV. Перечень законодательных и нормативных правовых актов,
регулирующих профилактику суицидального поведения школьников -
Законодательные и нормативные правовые акты,
регулирующие профилактику суицидального
поведения обучающихся -
ПЕРЕЧЕНЬ -
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
-
Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается
общеконституциональное право любого человека на жизнь). -
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». В соответствии со статьей 14 на образовательные
учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и
педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии
или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально опасном
положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию,
инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах
семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих
обязанностей (ст. 9). -
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон четко
определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и
регламентирует проведение экспертизы информационной продукции. В статье 5 о
видах информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, к
информации, запрещенной для распространения среди детей, относится
информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу
их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью,
самоубийству. -
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и
профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной
организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при
реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья
обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и
оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья
граждан в Российской Федерации. -
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» обозначает приоритеты охраны здоровья детей (статья
7), недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (статья 11), -
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на
отказ от медицинского вмешательства (статья 20). -
Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 № 53 «Об утверждении Методических
рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального)
учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению». Деятельность
Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию права семьи
и детей на защиту и помощь со стороны государства, обеспечение
психологической защищенности населения, поддержку и укрепление его
психологического здоровья, взаимодействие с различными службами в сфере
психологической работы с населением, участие в проведении единой -
общегосударственной политики психолого-педагогической помощи и социальной
защиты населения, возрождение духовных начал в человеке. -
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 «О
единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных
имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие
информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки
информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН
России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза
ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах
совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается
решение о блокировании данных ссылок. -
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025
г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №
1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств
за счет повышения эффективности профилактической работы. -
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, -
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761:
«План реализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации
важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012 - 2017 годы», утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 15.10.2012 г. № 1916-р и «План мероприятий на 2015 - 2017 годы по
реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012 - 2017 годы», утвержденный распоряжением Правительства -
Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р. В числе мер по развитию -
политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указана
разработка системы первоочередных мер по предотвращению подросткового
суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с
детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию
проведения психологическими службами образовательных учреждений
профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением
ребенка. -
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За
жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое
(эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение
основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено
привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в
виде штрафа от 100 до 500 рублей). -
Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью
может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков,
предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 - 118, 125, 156). -
Семейный кодекс Российской Федерации. Ребенок имеет право на защиту своих
прав и законных интересов, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей
(лиц, их заменяющих). Должностные лица организаций и иные граждане, которым
станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и
законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по
месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган
опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и
законных интересов ребенка (статья 56). За ненадлежащее исполнение родителями
своих обязанностей предусмотрены гражданско-правовая ответственность в виде
лишения родительских прав (статья 69), ограничения (статья 73), отобрания
ребенка при угрозе его жизни и здоровья (статья 77). -
Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:
-
Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О
мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». -
Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-
03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков». -
Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике
суицида среди детей и подростков». -
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-843/07 «О направлении
методических рекомендаций по организации обучения» (вместе с
«Рекомендациями по организации обучения педагогических работников,
работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также
родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики
суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ,
распространения вич-инфекции и жестокого обращения с детьми», утв.
Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-53/07ВН) -
Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации,
распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и
(или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования1 -
Письмо Минобрнауки от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических
рекомендаций по профилактике суицида»
-
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 44