Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 629
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 44
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Примерный тематический план семинара с педагогами по
профилактике суицидального риска школьников в образовательной
организации
-
Одной из важнейших и насущных задач психологической науки является
вооружение практических работников научно обоснованными, диагностически значимыми
критериями и признаками, позволяющими выполнять функции как ориентирования, так и
прогнозирования в педагогическом наблюдении, осуществляемом в ходе психолого-
педагогического сопровождения (Беличева С.А., 2003). -
Серьезные просчеты в своевременном распознавании степени и характера
социальной дезадаптации подростков, склонных к суицидальному поведению, в
значительной мере объясняются отсутствием необходимой психолого-педагогической
подготовки практических работников, осуществляющих образовательно-воспитательную
деятельность. -
Несмотря на всю важность правильной и своевременной психологической
диагностики, которую должны, несомненно, осуществлять психологи, педагогические
работники должны быть компетентными в области необходимых диагностически значимых
критериев и признаков, которые позволяют распознавать степень социальной дезадаптации
несовершеннолетних непосредственно в процессе воспитательно-профилактической
работы. Низкий уровень компетентности мешает грамотному построению системы
профилактической работы, затрудняет педагогическое взаимодействие с детьми и
подростками. -
Во-первых, педагоги должны быть осведомлены о наличии взаимосвязи между
риском возникновения суицидального поведения и членством подростка в определенных
референтных для него группах, которые главным образом состоят из представителей
юношеского возраста, с нарушением межличностных отношений, «одиночки»,
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или
криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичных к себе;
страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат; фрустрированных
несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
страдающих от болезней или покинутых окружением. -
Во-вторых, на подростка следует обратить особое внимание в случае
возникновения любых неожиданных или драматических коллизий, влекущих за собой
любые изменения в поведении, индикаторами которых могут выступать как словесные, так
и эмоциональные признаки: потеря интереса к обычным видам деятельности; внезапное
снижение успеваемости; необычное снижение активности, неспособность к волевым
усилиям; плохое поведение в школе; необъяснимые или часто повторяющиеся
исчезновения из дома и прогулы в школе; увеличение потребления табака, алкоголя или
наркотиков; инциденты, потребовавшие вызова правоохранительных органов, участие в
беспорядках. -
В-третьих, педагоги должны быть не только осведомлены о признаках депрессии у
детей и подростков, но и уметь их распознать хотя бы на уровне наблюдения: печальное
настроение; потеря свойственной детям энергии; чувство скуки; чувство усталости;
внешние проявления печали; нарушения сна; соматические жалобы; изменение аппетита
или веса; ухудшение успеваемости; снижение интереса к обучению; страх неудачи; чувство
неполноценности; самообман - негативная самооценка; чувство «заслуженного
76 -
отвержения»; заметное снижение настроения при малейших неудачах; чрезмерная
самокритичность; сниженная социализация; агрессивное поведение. -
В-четвертых, педагог должен отчетливо представлять и признаки эмоциональных
нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения:
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в
течение, по крайней мере, последних дней; частые жалобы на соматические недомогания
(на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); необычно
пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; постоянное чувство одиночества,
бесполезности, вины или грусти; ощущение скуки при проведении времени в привычном
окружении или выполнении деятельности, которая раньше приносила удовольствие; уход
от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку; нарушение
внимания со снижением качества учебы; погруженность в размышления о смерти;
отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за
мелочей. Организовать наблюдение за подростками группы риска и сделать его более
эффективным поможет схема индикаторов суицидального риска (особенностей
сложившейся ситуации, поведения, когнитивной деятельности, высказываний и настроения,
человека, которые увеличивают степень риска суицидального поведения. -
В-пятых, педагог должен разбираться в признаках высокой вероятности суицида:
открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в
письмах родственникам, любимым); косвенные «намеки» на возможность суицидальных
действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки,
телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство); активная
предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток,
хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.); фиксация на примерах самоубийств
(частые разговоры о самоубийствах вообще); символическое прощание с ближайшим
окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества); разговоры
о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни. -
Наряду с необходимостью повышения компетентности в области профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних должна быть переориентирована
деятельность специалистов служб сопровождения (психологов), которые в настоящее время
более нацелены на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по
полученным данным программ коррекции проблемы. Мера информированности
специалистов о методах диагностики также оказывается значительно выше, чем о методах
коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими являются программы,
опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не полноценное
взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. -
Сложным аспектом является методологическая рассогласованность
диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля
(педагогами, психологами, медицинскими работниками) и их неготовностью к
конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов. Вместе с тем
профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной
только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы. -
Вместе с тем педагогическое взаимодействие может быть затруднено
определенными обстоятельствами, объективными и субъективными причинами, которые
обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности педагога и -
содержанием педагогической деятельности. Высокий уровень профессионального стресса у
педагогов напрямую зависит от неудовлетворённости статусом профессии, заработной
платой, нарастающим объёмом отчётности, слабой учебной мотивацией учащихся. Не
является профессиональным секретом феномен «профессионального выгорания». В
результате происходит деформация педагогического общения, типичными проявлениями
которой являются вербальная агрессия, саркастическое высмеивание ребенка,
демонстрация пренебрежения к его личности. Личностные проблемы педагога (ригидность
педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке обучающихся, установки на
доминантность, деформации восприятия детей и подростков, а также родителей и коллег)
затрудняют адекватное понимание проблем несовершеннолетнего, склонного к
суицидальному риску. Именно поэтому направление работы с самими педагогами
представляется весьма продуктивным и должно стать составной частью при создании
программы по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения
несовершеннолетних в той или иной образовательной организации, а также при разработке
программы повышения квалификации педагогических кадров. -
Анализ всех в совокупности факторов, имеющих отрицательное воздействие на
состояние работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних,
позволил разработать программу, ориентированную на повышение социально-
психологической компетентности педагога в сфере диагностики, анализа и профилактики
риска суицидального поведения в образовательной организации. Основными задачами
данной программы являются:
-
Овладение индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно
ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных
процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы
риска. -
Коррекция личностных проблем педагога. -
Освоение поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях.
-
В качестве основных форм обучения могут быть предложены лекции, презентации,
педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях,
семинары по проблемам психологии личности и деструктивным ее изменениям,
профессиональному становлению и росту, психотехнологии личностно ориентированной
терапии - индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия,
аутотренинг, суггестивные программы (проводится приглашенными специалистами),
реабилитационные психотехнологии (тренинги): транзактный анализ, психодрама,
интеллектуальный тренинг, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.; круглые столы;
мультимедийные технологии; музыко-, арт-, библиотерапия; памятки, стендовая
информация, информационные листы, буклеты. -
Как уже отмечалось, важной составляющей превенции суицида является
психологическое благополучие педагогов. Для того чтобы чувствовать и вести себя
уверенно в сложных ситуациях взаимодействия с детьми и подростками, переживающими
кризисную, стрессовую ситуацию, имеющими суицидальные намерения, педагогам
необходима не только инструктивно-методическая помощь. Они должны быть обучены
техникам эмпатического слушания, ведения доверительной беседы, установления
психологического контакта, ведения групповых дискуссий. Педагогам полезно владеть
технологией обучения социальным навыкам, коррекции поведения. Технологии защищают, -
однако не являются достаточным условием психологического благополучия. Педагогам
следует развивать навыки ментальной гигиены, систематически анализировать сложные
случаи профессиональной практики с помощью супервизора или балинтовской группы, при
необходимости обращаться за помощью к психотерапевту. Это особенно важно для
сохранения и укрепления психологического здоровья, если педагог сопровождает развитие
суицидента, ребёнка с отклоняющимся поведением. -
Таким образом, деятельность по организации профилактики суицидального риска на
уровне педагогического коллектива должна строиться с учетом присущих педагогическому
коллективу таких характеристик, как субъектность и объектность. С одной стороны,
педагог после специальной подготовки участвует в психологическом сопровождении
ученика и ученического коллектива, осуществляет превентивную деятельность, с другой
стороны, он находится в позиции «обучаемого и корректируемого». С нашей точки зрения,
подобная смена ролей работает на усиление личностного ресурса и повышение
адаптивности самого педагога. - 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 44
Тематический план программы по профилактики суицидального поведения
детей и подростков в образовательном учреждении
|
|
|
|
| | |
|
| | | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
| | |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|