Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 629

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. 9

    1. Чувство долга, понятие о чести. Сказкотерапия.

    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 10

    1. Принятие норм общественного поведения,

    2. осуждающих самоубийство. Сказкотерапия.

    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 11

    1. Развитие навыков постановки жизненных целей.

    2. Коллаж «Мое будущее». Метафорические карты

    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 12

    1. Создание плана действий для достижения жизненных
      целей.


    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 13

    1. Приверженность здоровому образу жизни.

    2. Сказкотерапия.

    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 14

    1. Умение видеть ресурсные возможности.

    2. Сказкотерапия.

    3. Метафорические карты

    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 15

    1. Позитивное восприятие жизни. Сказкотерапия.

    2. Метафорические карты

    1. Психолог

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 16

    1. Способность к экзистенциальному осмыслению
      проблем. Сказкотерапия. Метафорические карты


    1. 1

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 17

    1. Вера. Религиозная идентичность. Сказкотерапия.

    1. 1

    1. Беседа
      Наблюдение
      эксперимент


    1. 18

    1. Рефлексия.

    1. 1

    1. Опрос
      Дискуссия
      Анализ
      данных


    1. 19

    1. Выявление изменений в эмоциональной сфере.
      Диагностика уровня депрессии, определение степени
      риска суицида.


    1. 1

    1. тестирование
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   44




    1. Третичная профилактика суицида

    1. 1

    1. При возникновении случаев суицида

    2. (завершенного/незавершенного) незамедлительно

    3. информировать членов мобильной группы оперативного

    4. реагирования, утвержденных приказом КОиН от 20.09.2017 №
      940;


    1. Администрация
      школы


    1. 2

    1. Главная роль отводится специалистам Мобильной группы.

    1. Администрация
      школы


    1. 3

    1. Составить фактологический текст информирования по

    2. произошедшему инцинденту.

    1. Администрация
      школы


    1. 4

    1. Психологическая помощь уцелевшим после самоубийства, и их
      окружению до прибытия Мобильной группы.


    1. Администрация
      школы


    1. 5

    1. Социально-психологическое сопровождение близких

    1. Администрация





    1. суицидиента и предотвращение подражательных суицидов

    1. школы

    2. психолог

    1. 6

    1. Социально-психологическое сопровождение педагогам и

    2. специалистам школы

    1. Администрация
      школы
      психолог


    1. 7

    1. Социально-психологическое сопровождение одноклассников

    2. суицидиента и других школьников

    1. Администрация
      школы
      психолог


    1. 8

    1. Предотвращение подражательных суицидов и психологического
      заражения, героидизации и пр.


    1. Администрация
      школы
      психолог


    1. 9

    1. После приезда мобильной группы психолог отстраняется от
      работы с коллективом школы и готовит документы о
      проделанной работе с пострадавшим, составление.


    2. психологического заключения на обучающегося,
      совершившего суицид (завершенный/ незавершенный)


    1. Психолог

    1. 10

    1. Мобильная группа под руководством председателя обсуждает и
      утверждает программу комплексной помощи


    2. несовершеннолетнему, пережившему попытку суицида, его
      ближнему окружению (обучающимся класса (группы),


    3. педагогам, родителям (законным представителям)

    1. Мобильная группа


    1. Примерный тематический план семинара с педагогами по
      профилактике суицидального риска школьников в образовательной
      организации


    1. Одной из важнейших и насущных задач психологической науки является
      вооружение практических работников научно обоснованными, диагностически значимыми
      критериями и признаками, позволяющими выполнять функции как ориентирования, так и
      прогнозирования в педагогическом наблюдении, осуществляемом в ходе психолого-
      педагогического сопровождения (Беличева С.А., 2003).


    2. Серьезные просчеты в своевременном распознавании степени и характера
      социальной дезадаптации подростков, склонных к суицидальному поведению, в
      значительной мере объясняются отсутствием необходимой психолого-педагогической
      подготовки практических работников, осуществляющих образовательно-воспитательную
      деятельность.


    3. Несмотря на всю важность правильной и своевременной психологической
      диагностики, которую должны, несомненно, осуществлять психологи, педагогические
      работники должны быть компетентными в области необходимых диагностически значимых
      критериев и признаков, которые позволяют распознавать степень социальной дезадаптации
      несовершеннолетних непосредственно в процессе воспитательно-профилактической
      работы. Низкий уровень компетентности мешает грамотному построению системы
      профилактической работы, затрудняет педагогическое взаимодействие с детьми и
      подростками.


    4. Во-первых, педагоги должны быть осведомлены о наличии взаимосвязи между
      риском возникновения суицидального поведения и членством подростка в определенных
      референтных для него группах, которые главным образом состоят из представителей
      юношеского возраста, с нарушением межличностных отношений, «одиночки»,
      злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или
      криминальным поведением, включающим физическое насилие; сверхкритичных к себе;
      страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат; фрустрированных
      несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
      страдающих от болезней или покинутых окружением.


    5. Во-вторых, на подростка следует обратить особое внимание в случае
      возникновения любых неожиданных или драматических коллизий, влекущих за собой
      любые изменения в поведении, индикаторами которых могут выступать как словесные, так
      и эмоциональные признаки: потеря интереса к обычным видам деятельности; внезапное
      снижение успеваемости; необычное снижение активности, неспособность к волевым
      усилиям; плохое поведение в школе; необъяснимые или часто повторяющиеся
      исчезновения из дома и прогулы в школе; увеличение потребления табака, алкоголя или
      наркотиков; инциденты, потребовавшие вызова правоохранительных органов, участие в
      беспорядках.


    6. В-третьих, педагоги должны быть не только осведомлены о признаках депрессии у
      детей и подростков, но и уметь их распознать хотя бы на уровне наблюдения: печальное
      настроение; потеря свойственной детям энергии; чувство скуки; чувство усталости;
      внешние проявления печали; нарушения сна; соматические жалобы; изменение аппетита
      или веса; ухудшение успеваемости; снижение интереса к обучению; страх неудачи; чувство
      неполноценности; самообман
      - негативная самооценка; чувство «заслуженного
      76


    7. отвержения»; заметное снижение настроения при малейших неудачах; чрезмерная
      самокритичность; сниженная социализация; агрессивное поведение.


    8. В-четвертых, педагог должен отчетливо представлять и признаки эмоциональных
      нарушений, которые являются значимыми факторами риска суицидального поведения:
      потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в
      течение, по крайней мере, последних дней; частые жалобы на соматические недомогания
      (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); необычно
      пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; постоянное чувство одиночества,
      бесполезности, вины или грусти; ощущение скуки при проведении времени в привычном
      окружении или выполнении деятельности, которая раньше приносила удовольствие; уход
      от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку; нарушение
      внимания со снижением качества учебы; погруженность в размышления о смерти;
      отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за
      мелочей. Организовать наблюдение за подростками группы риска и сделать его более
      эффективным поможет схема индикаторов суицидального риска (особенностей
      сложившейся ситуации, поведения, когнитивной деятельности, высказываний и настроения,
      человека, которые увеличивают степень риска суицидального поведения.


    9. В-пятых, педагог должен разбираться в признаках высокой вероятности суицида:
      открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством (в адрес знакомых, в
      письмах родственникам, любимым); косвенные «намеки» на возможность суицидальных
      действий (например, появление в кругу друзей с петлей на шее из брючного ремня, веревки,
      телефонного провода, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство); активная
      предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток,
      хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.); фиксация на примерах самоубийств
      (частые разговоры о самоубийствах вообще); символическое прощание с ближайшим
      окружением (приведение всех дел в порядок, раздача в дар ценного имущества); разговоры
      о собственных похоронах; составление записки об уходе из жизни.


    10. Наряду с необходимостью повышения компетентности в области профилактики
      суицидального поведения несовершеннолетних должна быть переориентирована
      деятельность специалистов служб сопровождения (психологов), которые в настоящее время
      более нацелены на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по
      полученным данным программ коррекции проблемы. Мера информированности
      специалистов о методах диагностики также оказывается значительно выше, чем о методах
      коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими являются программы,
      опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не полноценное
      взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.


    11. Сложным аспектом является методологическая рассогласованность
      диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля
      (педагогами, психологами, медицинскими работниками) и их неготовностью к
      конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов. Вместе с тем
      профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной
      только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы.


    12. Вместе с тем педагогическое взаимодействие может быть затруднено
      определенными обстоятельствами, объективными и субъективными причинами, которые
      обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности педагога и


    13. содержанием педагогической деятельности. Высокий уровень профессионального стресса у
      педагогов напрямую зависит от неудовлетворённости статусом профессии, заработной
      платой, нарастающим объёмом отчётности, слабой учебной мотивацией учащихся. Не
      является профессиональным секретом феномен «профессионального выгорания». В
      результате происходит деформация педагогического общения, типичными проявлениями
      которой являются вербальная агрессия, саркастическое высмеивание ребенка,
      демонстрация пренебрежения к его личности. Личностные проблемы педагога (ригидность
      педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке обучающихся, установки на
      доминантность, деформации восприятия детей и подростков, а также родителей и коллег)
      затрудняют адекватное понимание проблем несовершеннолетнего, склонного к
      суицидальному риску. Именно поэтому направление работы с самими педагогами
      представляется весьма продуктивным и должно стать составной частью при создании
      программы по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения
      несовершеннолетних в той или иной образовательной организации, а также при разработке
      программы повышения квалификации педагогических кадров.

    14. Анализ всех в совокупности факторов, имеющих отрицательное воздействие на
      состояние работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних,
      позволил разработать программу, ориентированную на повышение социально-
      психологической компетентности педагога в сфере диагностики, анализа и профилактики
      риска суицидального поведения в образовательной организации. Основными задачами
      данной программы являются:



    1. Овладение индивидуальными и групповыми способами и методиками личностно
      ориентированной диагностики, направленной на изучение аутодеструктивных
      процессов, авитальной активности и эмоциональных состояний подростков группы
      риска.


    2. Коррекция личностных проблем педагога.

    3. Освоение поведенческих паттернов реагирования в кризисных ситуациях.

    1. В качестве основных форм обучения могут быть предложены лекции, презентации,
      педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях,
      семинары по проблемам психологии личности и деструктивным ее изменениям,
      профессиональному становлению и росту, психотехнологии личностно ориентированной
      терапии - индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия,
      аутотренинг, суггестивные программы (проводится приглашенными специалистами),
      реабилитационные психотехнологии (тренинги): транзактный анализ, психодрама,
      интеллектуальный тренинг, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.; круглые столы;
      мультимедийные технологии; музыко-, арт-, библиотерапия; памятки, стендовая
      информация, информационные листы, буклеты.


    2. Как уже отмечалось, важной составляющей превенции суицида является
      психологическое благополучие педагогов. Для того чтобы чувствовать и вести себя
      уверенно в сложных ситуациях взаимодействия с детьми и подростками, переживающими
      кризисную, стрессовую ситуацию, имеющими суицидальные намерения, педагогам
      необходима не только инструктивно-методическая помощь. Они должны быть обучены
      техникам эмпатического слушания, ведения доверительной беседы, установления
      психологического контакта, ведения групповых дискуссий. Педагогам полезно владеть
      технологией обучения социальным навыкам, коррекции поведения. Технологии защищают,


    3. однако не являются достаточным условием психологического благополучия. Педагогам
      следует развивать навыки ментальной гигиены, систематически анализировать сложные
      случаи профессиональной практики с помощью супервизора или балинтовской группы, при
      необходимости обращаться за помощью к психотерапевту. Это особенно важно для
      сохранения и укрепления психологического здоровья, если педагог сопровождает развитие
      суицидента, ребёнка с отклоняющимся поведением.

    4. Таким образом, деятельность по организации профилактики суицидального риска на
      уровне педагогического коллектива должна строиться с учетом присущих педагогическому
      коллективу таких характеристик, как субъектность и объектность. С одной стороны,
      педагог после специальной подготовки участвует в психологическом сопровождении
      ученика и ученического коллектива, осуществляет превентивную деятельность, с другой
      стороны, он находится в позиции «обучаемого и корректируемого». С нашей точки зрения,
      подобная смена ролей работает на усиление личностного ресурса и повышение
      адаптивности самого педагога.


    5. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44

    Тематический план программы по профилактики суицидального поведения
    детей и подростков в образовательном учреждении


    1. Наименование разделов и тем

    1. Лекто
      рии


    1. Практ.
      занятий


    1. Всего

    1. Информационно-теоретическая часть





    1. 8

    1. Вопросы:







    1. 1. Нормативно-правовая основа работы ОУ по проблеме суицида
      среди детей и подростков.


    1. 1





    1. 2. Теоретико-практические аспекты профилактики суицидального

    1. 2





    1. поведения детей и подростков.

    2. 3. Профилактика суицидального поведения детей и подростков в

    1. 2





    1. условиях образовательного учреждения.

    2. 4. Организация системы работы по профилактике суицидального
      поведения детей и подростков


    1. 3





    1. Практическая часть





    1. 8

    1. 1. Примерный перечень мероприятий, направленный на

    2. профилактику суицидального поведения детей и подростков в
      условиях образовательного учреждения.




    1. 1



    1. 2. Проектирование плана мероприятий и/или программ

    2. дополнительного образования по решению проблем профилактики



    1. 5



    1. суицидального поведения несовершеннолетних

    2. 3. Презентация проектов



    1. 2



    1. Всего:

    1. 8

    1. 8

    1. 16