Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 632

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

    1. Содержание темы

    1. Формы, методы,
      приемы организации
      деятельности


    1. Обеспечение процесса

    1. Информационно-теоретическая часть

    1. Тема 1: «Нормативно-правовая основа организации работы образовательного учреждения
      по профилактике суицидов детей и подростков».

    • Состояние проблемы в

    1. Кемеровской области по

    2. профилактике суицидов детей
      и подростков.


    • Нормативно-правовая основа
      работы ОО по проблеме
      суицида среди детей и
      подростков


    1. Проблемный анализ

    2. Семинар

    1. Материально-техническое
      обеспечение:


    • Компьютер

    • Интерактивная доска

    • Мультимедийное
      оборудование


    1. Учебно-методическое
      обеспечение:


    2. Нормативно-правовая база

    3. по профилактике

    4. суицидального поведения

    5. детей и подростков.
      Формирование
      социокультурного
      пространства.


    6. Компетентностный подход

    7. при организации

    8. профилактики в ОО.

    1. Тема 2. Теоретико-практические аспекты профилактики суицидального поведения
      детей
      и подростков.

    • Классификация

    1. суицидального поведения

    • Мотивы суицидального

    1. поведения детей и подростков

    • Факторы риска. Факторы
      защиты


    • Типология суицидов детей и
      подростков


    1. Дискуссия

    2. Мини-лекция

    1. Материально-техническое
      обеспечение:


    • Компьютер

    • Интерактивная доска

    1. Учебно-методическое
      обеспечение:


    2. «Суицид в подростковой
      среде»


    3. «Подростковый возраст.
      Психофизиологические
      особенности подростков»


    • Подростковый кризис и его
      особенности


    • Медицинские аспекты

    1. суицидального поведения

    2. детей и подростков

    1. Тема 3: Профилактика суицидального поведения детей и подростков в условиях
      образовательного учреждения





    • Проблема профилактики

    1. суицидального поведения

    • Формы профилактики

    1. подростковой суицидности.

    1. Семинар

    2. Ролевая игра

    3. Дискуссия

    1. Материально-техническое
      обеспечение:


    • Компьютер

    • Интерактивная доска
      Учебно-методическое
      обеспечение
      :

    1. «Профилактика
      суицидального поведения
      детей и подростков


    2. в условиях образовательного
      учреждения».


    3. «Четыре стадии
      психологической помощи».
      Вопросы для дискуссии:
      «Что делать взрослым?»
      «Чувства, с которыми
      сталкивается ребенок в
      состоянии кризиса».


    1. Четыре стадии психологической

    2. помощи в ситуации кризиса.

    1. Что делать взрослым (педагогам,
      классным руководителям).


    1. Тема 4:( Организация системы работы по профилактике суицидального поведения

    1. Уровни профилактики суицида в
      образовательной среде.


    2. Формы профилактики подростковых
      суицидов.


    1. Проблемный
      семинар


    1. Материально-техническое
      обеспечение:


    • Компьютер

    • Интерактивная доска
      Учебно-методическое
      обеспечение:


    1. «Уровни профилактики
      суицида в образовательной
      среде».


    2. «Приемы предупреждения
      суицидов»


    1. Практическая часть

    1. Тема 5: Проектирование программ дополнительного образования

    1. Примерный перечень мероприятий
      направленный


    2. на профилактику суицидального
      поведения детей подростков
      в условиях образовательного
      учреждения.


    1. Проектный семинар

    2. Орг-деятельностная
      игра


    1. Материально-техническое
      обеспечение:


    • МФУ

    • Компьютер

    • Интерактивная доска
      Учебно-методическое
      обеспечение
      :
      «Методические
      рекомендации по
      особенностям составления
      программ».


    1. Проектирование программ

    2. дополнительного образования

    3. (информационно-просветительские,
      профилактические, коррекционно-


    4. развивающие).

    1. Проектная
      деятельность


    1. Составление проект плана
      организации деятельности
      учреждения по
      профилактике
      суицидального поведения.
      Требования к программам
      дополнительного









    1. образования, направленных
      на оказание первичной
      помощи и подросткам
      «группы риска» в условиях
      ОУ.


    1. Презентация проектов

    1. Деловая игра

    1. Проекты и планы
      мероприятий, разработанные
      слушателями


  • VII. Памятки по профилактике суицидального риска для педагогов,
    родителей и подростков


  • Памятка для педагогов и
    родителей (законных представителей)


    1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Профилактика суицидального
      поведения состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать
      признаки грядущей опасности. Знание педагогов и родителей о ее принципах и
      стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь, разрушить мифы и
      заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды. Основными
      признаками возможной опасности являются:


    • суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства;

    • депрессии, значительные изменения поведения или личности ребенка;

    • приготовления к последнему волеизъявлению;

    • проявления беспомощности и безнадежности, одиночество и изолированность.

    1. Примите суицидента как личность. Иногда соблазнительно отрицать
      возможность того, что кто-либо может удержать ребенка от суицида. Именно поэтому
      тысячи людей
      - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства.
      Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью.
      Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Не позволяйте
      другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной
      ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства,
      действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы
      растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то
      может погибнуть из-за вашего невмешательства.


    2. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих
      ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете
      сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия
      отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших
      взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией;
      в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы
      страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личностьдолжна
      постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и
      нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими
      средствами.


    3. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от
      сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши
      советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят:
      «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».



    1. Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем
      беседовать с ним. У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не
      ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы
      заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника
      боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните,
      что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он
      хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода.


    2. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти
      высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы
      можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться
      своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать
      неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то


    3. печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится
      доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

    4. Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим
      подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением,
      аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к
      импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации.


    5. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы,
      тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.


    1. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто
      отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало
      благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие
      замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность.
      Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно часто
      встретить и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на
      свою семью?».


    1. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о
      самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в
      дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять
      его самого.



    1. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь,
      что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы
      хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не
      удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.


    1. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты
      думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было;
      наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому
      небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто
      чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства. Следует спокойно и
      доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою
      жизнь столь безнадежной?», «Как ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?»,
      «Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?»,
      «Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?».


    2. Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда
      перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты
      говоришь...» и т.п. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами,
      будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка, который испытывает боязнь, что
      вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.


    1. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов
      психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-
      то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом
      деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за
      исключением вашей личной тревоги. Причина, по которой суицидент посвящает в свои
      мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите
      заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать
      суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», - как проявление отвержения и
      недоверия. Если вести с ребенком беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит
      угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными
      утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и
      откровенном участии в его судьбе. Суицидальные подростки с презрением относятся к
      замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», - и другим
      аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы


    2. лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более
      ненужными и бесполезными.

    3. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить
      суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите
      поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в
      голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы
      помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным,
      поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими
      вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее
      время?», «Когда ты почувствовал себя хуже?», «Что произошло в твоей жизни с тех пор,
      как возникли эти перемены?», «К кому из окружающих они имели отношение?».
      Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал
      проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося подростка
      необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких
      отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если ребенок все
      же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на
      ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен?» или «По-моему мнению, ты сейчас
      заплачешь ...». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты
      поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя?».


    4. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   44