Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 632
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
|
|
|
| ||
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
| ||||
| ||||
| ||||
|
|
| ||
| ||||
| ||||
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
VII. Памятки по профилактике суицидального риска для педагогов,
родителей и подростков
Памятка для педагогов и
родителей (законных представителей)
-
Подбирайте ключи к разгадке суицида. Профилактика суицидального
поведения состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать
признаки грядущей опасности. Знание педагогов и родителей о ее принципах и
стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь, разрушить мифы и
заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды. Основными
признаками возможной опасности являются:
-
суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства; -
депрессии, значительные изменения поведения или личности ребенка; -
приготовления к последнему волеизъявлению; -
проявления беспомощности и безнадежности, одиночество и изолированность.
-
Примите суицидента как личность. Иногда соблазнительно отрицать
возможность того, что кто-либо может удержать ребенка от суицида. Именно поэтому
тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства.
Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью.
Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Не позволяйте
другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной
ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства,
действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы
растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то
может погибнуть из-за вашего невмешательства. -
Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих
ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете
сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия
отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших
взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией;
в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы
страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личностьдолжна
постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и
нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими
средствами. -
Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от
сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши
советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят:
«У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».
-
Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем
беседовать с ним. У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не
ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы
заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника
боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните,
что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он
хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. -
Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти
высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы
можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться
своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать
неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то -
печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится
доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. -
Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим
подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением,
аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к
импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. -
Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы,
тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.
-
Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто
отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало
благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие
замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность.
Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно часто
встретить и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на
свою семью?».
-
Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о
самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в
дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять
его самого.
-
Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь,
что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы
хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не
удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
-
Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты
думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было;
наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому
небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто
чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства. Следует спокойно и
доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою
жизнь столь безнадежной?», «Как ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?»,
«Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?»,
«Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?». -
Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда
перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты
говоришь...» и т.п. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами,
будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка, который испытывает боязнь, что
вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
-
Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов
психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-
то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом
деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за
исключением вашей личной тревоги. Причина, по которой суицидент посвящает в свои
мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите
заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать
суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», - как проявление отвержения и
недоверия. Если вести с ребенком беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит
угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными
утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и
откровенном участии в его судьбе. Суицидальные подростки с презрением относятся к
замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», - и другим
аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы -
лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более
ненужными и бесполезными. -
Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить
суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите
поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в
голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы
помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным,
поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими
вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее
время?», «Когда ты почувствовал себя хуже?», «Что произошло в твоей жизни с тех пор,
как возникли эти перемены?», «К кому из окружающих они имели отношение?».
Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал
проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося подростка
необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких
отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если ребенок все
же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на
ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен?» или «По-моему мнению, ты сейчас
заплачешь ...». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты
поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя?». - 1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 44