Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 609

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


тревожности.

Условия применения: измерение тревожности как свойства личности особенно
важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определённый
уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной
личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень
тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего
состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля
и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая
индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и
предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер»
ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией. Как
предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определённых
стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно
переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.
Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может
быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к
категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и
жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным
состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий
показатель личностной тревожности, то это даёт основание предполагать у него
появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они
касаются оценки его компетенции и престижа. Шкала Спилбергера в силу своей
относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными
целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в
динамике и др.


  1. 7 Диагностика социальной адаптации

Почти у всех детей с суицидальным поведением можно констатировать
объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации
личности. Адаптированность - согласованность требований социальной среды и
личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей
действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии
адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе:
чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной
24



практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть,
справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и
других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся
решение проблем, негибкость [42].


Объективно дезадаптация проявляется в деструктивном изменении поведения
ребенка и подростка в среде ближайшего социального окружения. Субъективным
выражением дезадаптации является многообразие психоэмоциональных сдвигов от
негативно окрашенных психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли,
обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до когнитивных установок, отрицающих
значение жизни и жизненные ценности [34].


  1. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда
    (адаптирован Т.В. Снегиревой)


Цель: выявление степени адаптированности/ дезадаптированности личности в
социальной сфере.


Условия применения: методика предназначена для диагностики комплекса
психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической
адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие
других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию.
Методика применима для средних, старших школьников и старше. Модель отношений
человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу опросника,
исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать
за свое поведение.


  1. Опросник способов совладания Р. Лазаруса, С. Фолкмана
    (адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)


Цель методики: определение копинг-механизмов (выявление способов

преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности).

Условия применения: проводит педагог-психолог, возможно групповое

тестирование. Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики,
есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью
управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые
оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы.
Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы
либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо
избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее
поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с
трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным
особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное
поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся
контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При
таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и
стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального
поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной
ситуации.



  1. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан)

Цель: исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса (выявление
уровня тех или иных поведенческих стратегий у ребёнка, определение базисных
стратегий, которые чаще всего используются в поведении.


Условия применения: методика предназначена для диагностики базисных копинг
стратегий поведения используемых индивидом для преодоления стрессовых ситуаций,
может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и
взрослых. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из
33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре
совладающего со стрессом поведения. Теоретическим основанием методики является
представление, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать
в трех группах: 1)
стратегия разрешения проблем - это способность использовать все
личностные ресурсы в стрессовой ситуации; 2)
стратегия поиска социальной поддержки
- это способность активного поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации; 3)
стратегия избегания - способность человека уходить от решения надвигающихся
проблем путем избегания проблемной ситуации, используя пассивный или активный
способ избегания проблемной ситуации. Человек может использовать пассивные способы
избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может
совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.
Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании
дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или
снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития.
Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-
средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может
носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой
ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.



Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих
стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может
самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется
поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной
ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Диагностика уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс)

Цель: изучение уровня и характера школьной тревожности у детей младшего и
среднего школьного возраста.


Условия применения: тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться
школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. Содержательная характеристика
каждого синдрома (фактора): 1) Общая тревожность в школе - общее эмоциональное
состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2)
Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого
развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). 3) Фрустрация
потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий
ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. 4)
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых
с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих
возможностей. 5) Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и
переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений,
26


возможностей. 6) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на
значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу
оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.7) Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации,
снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера,
повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный
фактор среды. 8) Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный
эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения
ребёнка.


    1. Методики исследования ценностно-смысловой сферы личности

Ценностно-смысловая сфера личности развивается под влиянием конкретной
микро- и макросреды, в результате которого формируется уникальность ценностей и
смысла жизни для каждого человека. Особенно ярко это проявляется в поведении и
деятельности. Д.И. Фельдштейн отмечает, что у современных подростков совмещаются
две системы ценностей: сочетание высоких нравственных качеств с чрезмерным
развитием потребностей в материальных ценностях. В связи подросток с этим может
испытывать чувство внутренней неудовлетворённости от своего поведения, которое
может усугубляться посредством «смыслового барьера», возникающего между взрослыми
и подростком, когда его поведение может находить неправильное объяснение родителями,
учителями. У подростка в таком случае возникает чувство непонятости взрослыми,
желание заслужить доверие, уважение, часто «асоциальными» с точки зрения тех же
взрослых способами. Иногда это крик отчаяния от чувства одиночества. Это объясняет
важность изучения ценностно-смысловой сферы подростков при исследовании и
выявлении детей группы риска по суицидальному поведению [41].