Файл: Ооо РигельСиб Общая характеристика организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Система формирования мотивированности и лояльности персонала

Лояльность персонала организации – один из немаловажных факторов формирования состояния защищенности организации от угроз, связанных с собственным персоналом. Поэтому руководство должно формировать позитивное отношение работника к предприятию, к материальным ценностям, которые его окружают.

Что касается исследуемой организации, чтобы стимулировать работников добросовестно выполнять свои обязанности, на предприятии функционирует система поощрений для работников.

Основными принципами в отношении политики вознаграждения и оплаты труда компании «Мауро» являются:

  • обеспечение единого подхода к оплате труда всех сотрудников предприятия;

  • мотивация работников на достижение задач и целей путем повышения эффективности индивидуальной деятельности, а также деятельности структурных подразделений и всего предприятия в целом;

  • конкурентоспособность компенсационного пакета на рынке труда с учетом региональных особенностей и специфики отрасли;

  • прозрачность – обеспечение понимания всеми работниками принципов определения уровня вознаграждения;

  • поощрение инициативы. Руководство предприятия стремится стимулировать развитие инициативности и творческой активности работников;

  • социально-экономический баланс. Помимо экономической оправданности затрат на человеческие ресурсы, при разработке системы оплаты труда и применении социальных программ учитываются объективные потребности работников;

  • укрепление имиджа компании в качестве надежного работодателя.

Система материального вознаграждения сформулирована с учетом опыта успешных компаний мирового уровня.

В целом, система оплаты труда подразумевает зависимость уровня вознаграждения от следующих факторов:

  • уровень должности и персональной квалификации;

  • уровень оплаты на рынке труда;

  • инфляционные показатели;

  • результаты оценки эффективности деятельности;

  • экономическая оправданность.

Составляющими оплаты труда являются постоянное вознаграждение (оклад/тарифная ставка) и переменное вознаграждение, состоящее из текущего премирования и бонусов (например, по итогам работы за год).

Уровень постоянной части оплаты труда основывается на значении должности в рамках отдельной структуры и всего предприятия в целом, уровня квалификации, сложности выполняемой работы. Уровень переменной части оплаты труда зависит от производственных и финансовых результатов работы компании, ее отдельных структурных подразделений, а также от индивидуального вклада каждого работника.


Стратегическим направлением совершенствования оплаты труда работников является развитие системы вознаграждения, связывающей оплату труда с конкретными результатами деятельности подразделений предприятия и каждого работника отдельно, но на сегодняшний день данное направление стратегии компании развивается недостаточно активно.

Интересны результаты опроса работников компании «Мауро», проведенного в ходе преддипломной практики. Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей.

В таблице 2.9 представлена сравнительная характеристика трудовых ценностей, основанная на данных социологического опроса.

Таблица 2.9

Ценностные ориентации работников в процессе труда

Вариант ответа

опрошенных, %




Интересная, творческая работа

3,8




Работа, дающая возможность повышения квалификации

3,6




Работа с хорошими условиями труда

13,4




Работа с возможностью сделать карьеру

16,6




Высокооплачиваемая работа

45,8




Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии

16,8

Работа, на которой сложились хорошие отношения в коллективе

2,1


Из представленной таблицы видно, что наибольшим стимулом для работников является высокая заработная плата (45,8%), превалирующая доля выбора данного варианта ответа работниками организации говорит о недостаточной удовлетворенности системой оплаты труда в организации.

Почти вровень идут показатели «возможность сделать карьеру» и «работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии» − 16,6% и 16,8%.

Наглядно с результатами опроса можно ознакомиться на рисунке 2.7.



Рис. 2.7. Ценностные ориентации работников в процессе труда

Еще один немаловажный элемент формирования позитивного отношения персонала – это корпоративная культура. На исследуемом предприятии она, безусловно, присутствует. Начиная с фирменной спец. одежды для работников производства и большим количеством символики в кабинетах руководства, заканчивая большим количеством мероприятий, которые помогают сплотить коллектив. Работники компании «Мауро» активно участвуют в культурно-массовых мероприятиях, проводимых среди предприятий г. Иркутска, что создает положительный имидж компании в глазах людей, которые там работают.



4. Изучение потенциальных угроз со стороны персонала организации

Рассмотрим наиболее уязвимую сторону кадровой безопасности, присущую фактически каждой организации, осуществляющей свою деятельность в сфере розничной торговли, а именно проблему девиантного поведения сотрудников – каждый владелец бизнеса рано или поздно сталкивается с проблемой воровства на предприятии. Кто-то закрывает на это глаза, полагая, что это неизбежное зло, кто-то пытается докопаться до причин этого явления. Неоспоримо одно  подчас сотрудники могут нанести бизнесу больший ущерб, нежели конкуренты. Эта проблема стара как мир. Помимо этого, известны различные риски кадровой безопасности, также связанные с деятельностью персонала: использование рабочего времени в личных целях, затянувшиеся перекуры, воровство канцтоваров, расходных материалов и других ресурсов, использование офисной техники и Интернета, воровство реализуемого товара, продажа товаров мимо кассы.

Ущерб торговых организаций во всем мире из-за краж и потерянных товаров ежегодно растёт. Потери от краж в западных магазинах составляют 1-3% от товарооборота. По данным статистики в России уровень потерь от краж может достигать до 10% от общего товарооборота.

Рассмотрим результаты исследования британского Центра исследований в области ритейла, которые прошли в 43 странах мира (в том числе и в России). Анализ проблемы был осуществлен в период с июля 2016-го по июнь 2017-го и учитывал возможные потери торговых организаций из-за воровства или халатности: мелкие магазинные кражи, воровство товаров продавцами и прочим обслуживающим персоналом, потери из-за небрежности сотрудников и т.п.

Исследователи утверждают, что почти в 80% случаев причина недостачи в магазинах  именно откровенное воровство. Из них на долю «проблемных» покупателей приходится 31%, а, следовательно, 49% случаев недостач, т.е. практически в половине из них, приходится на кражи персонала. По статистике порядка 10% персонала приходят в торговлю с изначально поставленной целью  поправить личное материальное положение за счет работодателя. 

Рассмотрим динамику недостач одного из магазинов компании «Мауро», представленную в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Динамика объемов недостач магазина в 2014-2016 гг.

Размер выручки в 2014 г., млн.руб.

Размер недостачи в 2014 г., млн.руб.

Недостача/выручка,

%

Размер выручки в 2015 г., млн.руб.

Размер недостачи в 2015 г., млн.руб.

Недостача/выручка,

%

Размер выручки в 2016 г., млн.руб.

Размер недостачи в 2016 г., млн.руб.

Недостача/выручка,

%

121 083

8 476

7%

147 386

8 696

6%

139 549

4 326

3%

177 729

14 218

8%

200 219

5 406

3%

216 036

7 777

4%

351 186

14 047

4%

308 184

10 170

3%

375 235

14 634

4%

306 146

8 878

3%

362 158

13 038

4%

342 794

14 055

4%

244 431

9 044

4%

417 531

11 273

3%

605 499

19 376

3%

265 559

6 639

3%

503 357

17 617

4%

611 726

23 857

4%

197 671

7 709

4%

347 268

12 154

4%

332 625

11 642

4%

254 609

12 221

5%

578 729

15 047

3%

531 590

22 327

4%

224 030

2 912

1%

457 277

13 261

3%

436 240

14 832

3%

188 025

9 025

5%

500 743

14 522

3%

455 470

13 209

3%

183 138

3 480

2%

292 360

9 356

3%

319 982

10 559

3%

229 316

3 440

2%

277 335

5 269

2%

268 668

12 896

5%



Проведенный анализ показывает, что ежемесячно магазин, выбранный в качестве объекта исследования, несет убыток в виде недостач, размер которых варьируется от 1% до 8% в месяц. Так как на всех товарах установлены противокражные этикетки, вероятность того, что товары крадут покупатели низкая, также этому препятствует постоянное присутствие в зале хотя бы одного продавца, администратора магазина и охраны. Поэтому имеются основания полагать, что больший объем недостач формируется непосредственно персоналом магазина – продавцами.

Психологи и социологи определяют воровство как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение личных потребностей. Исходя из этого определения, можно считать, что воровство сотрудников  это не что иное, как один из источников увеличения их материального дохода.

Действительно, по мнению экспертов, есть категории людей, которые не могут и категорически не желают работать за одну зарплату. У некоторых это доходит до уровня патологии – какую зарплату им ни плати, они все равно будут жульничать. Все схемы отъема денег у населения отследить невозможно – продавцы очень изобретательный народ, но часть самых явных сложно не заметить.

Вот некоторые распространенные схемы воровства продавцов в магазинах:

  • покупатель после оплаты товара не всегда забирает чек. Продавец может произвести операцию его отмены, забрать деньги себе;

  • при покупке большого количества товара продавец может ввести в чек один и тот же товар дважды, не каждый покупатель проверяет чек после покупки. Затем пробивает чек на отмену дважды пробитых позиций и забирает деньги себе;

  • будучи в сговоре с покупателем, он попросту не вносит в чек часть позиций;

  • если сканер не считывает штрих-код товара, продавец набирает в кассовом аппарате код вручную, но нередко  код более дорогого товара. Многие покупатели склонны не вступать в конфликты с персоналом магазинов в случае, если сумма, предъявленная к оплате, оказалась несколько больше ожидаемой, так как бояться порицания и осуждения окружающих в качестве несостоятельного покупателя, на что и делается упор в данном случае.

Рассмотрим суммарные объемы недостач исследуемого магазина в 2015-2017 годах и средние значения недостачи в месяц в соответствующем периоде, данные представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Размеры недостач магазина в 2015-2017 гг.

2015 год

2016 год

2017 год

Прирост в абсолютном значении, 2016 к 2014,

%

Сумма

недостачи, руб.

Среднее значение недостачи в месяц, %

Сумма

недостачи, руб.

Среднее значение недостачи в месяц, %

Сумма

недостачи,

руб.

Среднее значение недостачи в месяц, %

100 090

4%

135 809

3%

169 490

4%

+ 69,3



Таким образом, на основе представленных данных можно сделать вывод о том, что сумма годовых потерь от недостач в магазине постоянно растет, в 2017 году общий объем недостач составил 169 490 рублей, т.е. по сравнению с 2015 годом объем годовой недостачи увеличился более чем в полтора раза – на 69,3%. Также средний объем недостач в месяце на протяжении всего исследуемого период находится фактически на одном и том же уровне.

Рассмотрим основные причины, по которым статистика воровства персонала в магазине неумолимо растет:

  • отсутствие надлежащего контроля работников, недобросовестное исполнение своих обязанностей менеджерами и старшими смен приводит к тому, что действия работников остаются без внимания, а это, в свою очередь, стимулирует воровство и создаёт возможности для организации преступных схем;

  • простота реализации краденого товара: например, интернет-сайты, интернет-аукционы в большинстве случаев не оставляют возможности контролировать происхождение товара. Покупатель стремится приобрести товар подешевле, и нечестные сотрудники, нередко через подставных лиц, организуют утечку ценностей на сторону, реализуя краденое без каких-либо помех;

  • общее падение нравов: количество людей, не отличающихся принципиальностью и честностью, нарастает, соответственно, общий уровень требований к собственной порядочности у людей упал. Почти ежедневно публикуются новости о привлечении к ответственности бизнесменов, политиков, силовиков, поп-знаменитостей, звёзд спорта  и даже духовных лиц  за тот или иной вид незаконной деятельности. На таком информационном фоне рядовые сотрудники уже не видят ничего плохого в том, чтобы увести у работодателя что-то ценное, а затем, возможно, сделать эти утечки регулярными. Этому способствуют и высокий уровень текучести кадров, свойственный розничным сетям, и привлечение сотрудников на частичную занятость  лояльность таких работников обеспечить весьма сложно, и ждать от них честной работы, увы, не приходится;

  • сокращение численности персонала и отсутствие должного надзора за его работой предоставляет нечистым на руку сотрудникам дополнительные возможности для совершения краж. Критически важными, по мнению экспертов-исследователей, здесь являются два момента  тщательный отбор при приеме на работу и обеспечение надлежащего уровня мотивации персонала.

По праву одной из причин роста воровства в магазинах розничной торговли можно назвать недостаточно тщательную проверку кандидатов при приёме на работу: безусловно, первым шагом к снижению внутренних потерь является внимательный анализ социальных параметров и биографии лиц, претендующих на получение должности. «Тёмные лошадки» здесь могут обернуться серьёзными потерями. Некоторые из ритейлеров для снижения затрат существенно снижают уровень требований к сотрудникам, что нередко приводит к приёму на работу весьма сомнительных персонажей. По статистике, один из пятнадцати нанимаемых на работу сотрудников попадается на краже товара.