ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порвешь их, как тузик грелку!
Комментарий в блоге Федора
Выбор был прост. Либо сохранить верность мечте о кра- сивом магазине интеллектуальной литературы и тогда забыть про Эжву, сдать город федералам и упустить возмож- ность расширить бизнес. Либо отступить от задуманного и принять идею о том, что настоящий коммерсант создает бизнес не для себя, а для людей. И если женщинам нужна книжка про то, как домохозяйка становится детективом и расследует дело о похищении свекрови, значит, такую книгу и надо продавать. А если мужчинам нужна книжка про то, как майор спецназа попадает в Древнюю Русь и кро- шит печенегов, значит, такую книгу и надо ставить на полку.
И не надо подсовывать мужчинам и женщинам вместо этого разное интеллигентское фуфло.
Неожиданно для себя Федор осознал, что хочет быть успешным предпринимателем куда больше, чем владельцем одного красивого магазина, который каждый день вынуж- ден бороться за выживание. Он вошел во вкус, ему понра- вилось профессионально расти и расширяться. Он решил открыть в Эжве не «Силу ума», а магазин массовой литерату- ры под новым именем, хотя еще полгода назад мечтал совсем о другом.
Он и сам не заметил, как быстро стал идти на компромис- сы, которые до появления Холдинга считал недопустимыми.
Федор обещал партнерам, что к концу года сделает их компанию лидером книжного рынка республики, чтобы потом уже двинуться на федеральный уровень. Он настоль- ко серьезно относился к этим планам, что цветовую гамму будущей сети магазинов «Книга за книгой» подобрал так, чтобы отличаться от любой другой книжной сети, которая существовала тогда в стране.
Место для третьего магазина Федор начал искать, еще не открыв второй. Теперь, когда у него были деньги, он мог
87
Холдинг-шмолдинг уже найти место в центре не на шестом этаже, а прямо на первой линии. Поиски места для этого третьего магази- на и привели его в кабинет к Вадиму Павловичу Корнеюку, который в городе был известен многим просто как Палыч.
Вадим Павлович приехал в Сыктывкар из Тбилиси. В на- чале девяностых в его родном городе электричество давали на час в сутки, а люди разбирали паркет, чтобы отапливать дома. Когда Корнеюк принял решение бежать, его жена была уже на восьмом месяце. Далекий и холодный Сыктывкар, встретивший его тридцатиградусными морозами, он выбрал только потому, что тут жили родственники.
Город с двумя Ы с деревянными домами и хмурыми жите- лями после столицы Грузии показался ему жопой вселенной.
Но через месяц жена родила, и нужно было как-то выкру- чиваться. Начинал Палыч с челночной торговли. Поездом приезжал в Москву, пережидал ночь на вокзале, потому что не было денег даже на общежитие, да и боялся грабежей и разбоя, а когда открывалось метро, ехал на рынок и с това- ром возвращался в Сыктывкар, где сдавал шмотки местным торговцам.
Неизвестно, какие за этим последовали лихие приклю- чения, но спустя десятилетие он был уже влиятельным и авторитетным коммерсантом. Владел в Сыктывкаре самой разнообразной недвижимостью и принадлежал к тому типу людей, которые всем маркам одежды пред- почитали Dolce & Gabbana, а всем моделям телефонов —
Vertu.
Когда Федор еще работал в рекламном агентстве, он пытался выйти на Корнеюка, чтобы предложить ему ре- кламные услуги, но тот даже не стал тратить на Федора время и довольно бесцеремонно завершил разговор. Однако теперь, когда Федор хотел арендовать у него помещение
Это больше похоже на конец, чем на новый этап. «Сила ума» для меня
ассоциировалась раньше с идеей, экспериментом, а сейчас тупо бизнес,
бабло, проценты.
Комментарий в блоге Федора на улице Карла Маркса, Вадим Павлович, наоборот, отнесся к Федору довольно радушно.
Просто представивший Федора риелтор был читателем и даже поклонником блога «Сила ума», и он рассказал Палы- чу, что Овчинников — не просто очередной арендатор, а мо- лодой инновационный предприниматель. А Корнеюк уважал людей с головой — он даже держал на столе среди бумаг диплом об окончании института с приложением, где стояли одни пятерки. Чтобы показать при случае каждому гостю, что и хозяин офиса не дурак, а человек с образованием.
Как и в офисе Холдинга, у Палыча в кабинете стояли кожаные кресла и диваны. На специальной стойке лежал самурайский меч. Принимая молодого предпринимателя,
Корнеюк картинно хлопал в ладоши и кричал: «Алла! Фрук- ты!» Алла приносила фрукты на блюде. Вадим Павлович громко критиковал их качество, Алла уносила блюдо, при- носила новые.
Несмотря на фрукты и симпатию к молодому напори- стому предпринимателю, Палыч на переговорах настежь открывал окно, хотя на улице было холодно. Как потом узнал
Федор, это у него была такая тактика. Вадим Павлович счи- тал: если гость на переговорах чувствует себя неуютно, ему хочется поскорее уйти, и тогда он скорее согласится на не са- мые выгодные условия. Федор мерз, но пытался до послед- него отстоять свои позиции, нахваливая книжный магазин.
Помещение было хорошее, тем более хозяин брал на себя ремонт. Молодой предприниматель Федор Овчинников и опытный коммерсант Палыч ударили по рукам.
Эта сделка, впрочем, принесла Федору немало хлопот.
Вадим Павлович оказался не только фактурным коммер- сантом, но и дотошным и деятельным строителем, который постоянно фонтанировал идеями. Федору приходилось все
89
Холдинг-шмолдинг время лавировать, чтобы и не обидеть более опытного и ав- торитетного предпринимателя, и отстоять свое мнение.
Однажды Корнеюк зашел в помещение будущей «Книги за книгой», когда сотрудники Федора монтировали музыку для магазина. Хозяину показалось, что с ним недостаточ- но почтительно поговорили. Он накричал на сотрудников книжного магазина примерно так, как привык кричать на своих подчиненных. Когда Федор узнал о случившемся, он позвонил Вадиму Павловичу. Тот наорал и на Федора.
Тогда Федор сказал, что расторгает договор. Потому что нецивилизованно вы общаетесь — как с вами иметь дело?
Так сказал молодой предприниматель Федор Овчинников опытному коммерсанту Палычу.
Иван Дегтярев считал Федора талантливым выдумщиком и интеллигентом, который в принципе неспособен ворочать дела, отжимать партнеров и вести бизнес, тем более в такой стране, как Россия, в таком городе, как Сыктывкар. Федор и сам, может быть, не был уверен в том, что сможет на рав- ных общаться с важными дядьками, и не ожидал от себя, что сможет дать Палычу отпор. Но оказалось, что все не так сложно, если следовать здравому смыслу.
А здравый смысл подсказывал, что нельзя позволить переступить черту, иначе потом уже не заставишь себя уважать. Вадим Павлович привык к таким выходкам только потому, что не встречал прежде сопротивления, и в чем-то он напоминал Федору его дядю: за броским реквизитом, ко- торый тот притащил из девяностых, Федор мог при желании разглядеть в нем умного, думающего человека.
Через два часа Вадим Павлович перезвонил и извинился.
Он признался, что никогда раньше не извинялся. Пообещал, что теперь все будет цивилизованно. Федору показалось, что фраза про нецивилизованность его сильно задела. Эпизод
Розничный магазин «Сила ума» работает в Сыктывкаре уже больше семи
месяцев. Средний оборот за это время составил 394 463 рубля в месяц.
Блог Федора остался в прошлом, и вскоре на Карла Маркса открылся книжный магазин «Книга за книгой».
Расширяя сеть, Федор понял, что ему нужно переосмы- слить всю систему работы. У компании, например, прежде не было склада: книги сразу доставлялись в «Силу ума», а затем и в «Книгу за книгой». Однако без склада невозмож- но гибко управлять ассортиментом: не создав запаса това- ра, нельзя быть уверенным в том, что полки не опустеют.
Без склада нельзя внедрять современные системы учета, потому что приемкой и учетом должны заниматься специ- ально выделенные для этого люди, а не продавцы. Наконец, без склада невозможно начать экспансию в другие города, потому что нужен перевалочный пункт для сортировки и перераспределения поступившей от поставщиков номен- клатуры.
Федор стал искать помещение под настоящий склад, а не бичевский уголок, который у него был до этого для сор- тировки книг под «Ассорти».
Организация логистического узла оказалась делом хлопотным, сложным и увлекательным. Федору предстояло не только набрать и обучить новых сотрудников и организо- вать приемку и отгрузку, но и создать сложную систему ав- томатического учета поступившего товара, чтобы склад мог переваривать объемы, рассчитанные на сеть из нескольких магазинов, а для этого надо было писать сложную надстрой- ку к программе бухгалтерского учета «1С».
Складские помещения в городе с двумя Ы располагались на двух улицах. Одна называлась Огородной, другая Колхоз- ной. Федору удалось найти подходящее помещение на Ого- родной среди других магазинов-складов, торгующих самым разнообразным товаром — от парниковой пленки до со- тового поликарбоната. Хозяином был армянин, который
91
Холдинг-шмолдинг всем представлялся Фердинандом. Когда Федор подписы- вал договор, он узнал, что настоящее его имя было Ильич
Корленович, причем Корленович было фамилией. Впрочем, с некоторыми странностями Фердинанда Корленовича легко было смириться: Фердинанд был куда менее сложным арен- додателем, чем Вадим Павлович. Главным в отношениях с ним было научиться вежливо отказываться от очередного приглашения вместе съездить на шашлыки.
Помещение у Фердинанда было достаточно просторным для того, чтобы на первом этаже устроить склад, а на второй перевезти офис из Гарлема. Кроме того, в соседние магазины и склады постоянно ходили люди, и поэтому здесь многие торговали в розницу, продавая светильники и беляши. Фе- дор тоже открыл при складе маленький розничный магазин- чик. И хотя потолок в новом офисе лежал буквально на го- лове, а в кабинетике Федора имелось только одно маленькое окошко, после Гарлема он казался дворцом.
Мечта Федора о большом бизнесе буквально на глазах ста- новилась реальностью. Он не проработал и года, а уже имел четыре магазина и готовил настоящую республиканскую экспансию. Если бы ему удалось сохранить такую скорость развития хотя бы на три года, он бы стал самым удачливым коммерсантом своего города. Поэтому, отправляясь на встре- чу с партнерами, где нужно было подвести итоги работы,
Федор немного волновался, но при этом понимал, что он заслужил одобрение компаньонов.
Все лето он носился как угорелый. Открывал новые магазины. Мотался на стройки к Палычу. Перевозил офис из Гарлема в новое помещение, открывал склад, создавал новую систему логистики и закладывал тем самым базу для создания большой региональной сети. За каких-то несколь- ко месяцев благодаря его усилиям компания из маленького
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 26
Сентябрь 2007 года:
16 сотрудников;
27 лет средний возраст;
4 магазина;
238,6 квадратного метра торговых площадей.
Блог Федора магазинчика превратилась в сеть. Федору казалось, что он проделал достойную работу.
На собрании акционеров, однако, все пошло не так, как он рассчитывал. Депутат Вася, с которым у него сложились вполне дружеские отношения, неожиданно заявил Федору, что ожидал совсем других показателей. Компания-то убы- точна. Где наши деньги? Где прибыль? Где капитализация?
Обвинения звучали абсурдно: нельзя быть прибыльным, когда строишь сеть и инвестируешь деньги в рост. Федор стал защищаться, и встреча партнеров быстро превратилась в перепалку.
Федор отвечал, что операционно каждый отдельный ма- газин вполне рентабелен. А депутат говорил, что его не ин- тересуют операционные показатели отдельных магазинов.
Федор напомнил, что книжный бизнес — не нефтяной и не- возможно в нем за полгода окупить вложения и получить сверхприбыли. А депутат говорил, что речи о сверхприбыли не идет — нет ведь вообще никакой прибыли. Федор пред- ложил обсудить любые допущенные ошибки и сказал, что готов выслушать любые конкретные предложения. Конкрет- ных предложений у депутата не было, на ошибки он указать не мог.
«Я готов учиться у любого человека, который может управлять в республике книжными магазинами лучше меня, — покажите мне этого человека», — сказал Федор.
Депутат показать человека не смог и вынужден был отсту- пить. Федор понял, что его критиковали не ради того, чтобы принести пользу общему бизнесу, а только для того, чтобы он чувствовал себя виноватым.
Получать выговор было тем обиднее, что депутат Вася сам-то не торопился выполнять условия их соглашения.
В начале лета компаньоны договорились, что Федор будет
93
Холдинг-шмолдинг строить сеть, используя финансовый ресурс Холдинга.
Деньги должны были поступать в виде займов от входящих в Холдинг компаний или же банковских кредитов под залог активов Холдинга. Но у депутата не существовало никакого финансового плана, и свою часть работы он делал не то что- бы очень аккуратно. Когда доходило до дела, вдруг оказыва- лось, что обещанных денег нет и надо подождать — неделю, другую, месяц.
Депутат Вася, судя по всему, вообще относился к своим обязательствам без лишней трепетности.
Так, помимо публичной борьбы за народное благо и част- ной деятельности по повышению собственного благосо- стояния он увлекался еще и бальными танцами и однажды, когда ему понадобились танцевальные туфли, попросил
Федора купить их по случаю в Москве. Федор, разумеется, туфли купил, однако при передаче денег за них не получил.
Депутат, кажется, думал, что возвращать деньги за туфли необязательно. Он как будто удивился, когда Федор попро- сил отдать ему сумму, указанную в чеке, и сослался на то, что просто нет при себе таких денег. Федор предположил, что Вася думал, будто ему будет сделан такой подарок, и по- добные подарки преподносят ему время от времени осталь- ные директора входящих в Холдинг компаний. Может быть, поэтому Федору пришлось несколько раз напоминать о дол- ге: депутат протанцевал в новеньких туфлях больше месяца, прежде чем все-таки вернул деньги.
Близкое знакомство с хозяином всего Холдинга оказалось не более приятным. В конце года Папа (а именно так назы- вал его Вася) сошел со своего чиновничьего олимпа и лично приехал в офис одного из собственных предприятий, чтобы проинспектировать работу теневых фирм, бизнес которых, как правило, держался на контрактах госкомпании, которой