Файл: Манн, иванов и фербер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я решил полностью отказаться от литературы Дарьи Донцовой и других
ее сателлитов, которой и так было у нас очень мало. Мы экспериментально,
а иногда и случайно привозили подобные книги, но они совершенно
не хотели продаваться в нашем магазине. Обожаю нашу аудиторию!
Блог Федора
Федор сообщает начальнику розницы, что мебели не бу- дет. Начальник розницы говорит, что мебельщик обещал успеть — почему он обманывает? Федор не знает, почему он обманывает. Начальник розницы показывает Федору, что уже сделано, сообщает о принятых решениях, инфор- мирует, что назревает конфликт с другими магазинами торгового центра, потому что они хотят иметь возмож- ность бегать через книжный в туалет. Кроме того, в самом магазине не работает вентиляция, поэтому очень душно и жарко.
Федор вспоминает Воркуту. Когда он открывал магазин в Воркуте, там тоже было жарко. На улице была зима, все сотрудники ходили в теплой обуви. Бегать по залу в тяжелых сапогах было неудобно. И Федор тогда придумал разуться и надеть на ноги полиэтиленовые пакеты. В пакетах ногам все равно было жарко, но зато дело пошло лучше, потому что в пакетах получалось весело кататься по скользкому полу.
Федор говорит, что после открытия магазина его всегда посещает легкая грусть. Когда он видит первых покупателей, у него возникает чувство, что чужие люди пришли к нему домой и ходят по дому в уличной обуви.
Завтра утром в этом помещении тоже откроются две- ри, придут люди в уличной обуви, Федора посетит легкая грусть, магазин начнет здесь свою жизнь. Долгой будет эта жизнь или короткой? Выживет ли вообще дело его жизни?
Кто знает. Федор знает только, что магазины, как и люди, смертны. И с этим ничего не поделаешь.
Завтра решающее сражение в истории его бизнеса.
Но в этом нет ничего необычного. Все эти три года Федор едва успевал перевести дух между одним решающим сра- жением и другим. Кажется, вся его жизнь со дня открытия
«Силы ума» была наполнена этими сменяющими друг друга

79
Магазины, как и люди, смертны решающими сражениями, каждое из которых требовало мобилизации всех его сил.
Может быть, так и должна выглядеть жизнь настоящего предпринимателя? Может быть, так и должна выглядеть жизнь человека.
На прилавке стоит магнитофон, играет музыка, в срав- нении с которой Крис де Бург кажется кем-то вроде Моцарта или Джона Леннона.
— А девочке твоей всего пятнадцать лет, и паспорта у де- вочки, конечно, нет, — поет синтетический, как майка с Чер- кизовского рынка, голос. — И, сколько ни проси, не прода- дут билет, девочке твоей не продадут билет. А девочке твоей всего пятнадцать лет…
Федор берется помогать продавцам выставлять книги на полки. По иронии судьбы, Федору достаются коробки с бесчисленными бестселлерами Донцовой. Сняв свитер,
Федор принимается за работу.


Глава 6
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Холдинг-шмолдинг
В биографии великого американского коммерсанта Сэма
Уолтона можно найти немало вдохновляющих примеров для подражания. Он добился небывалого успеха благодаря трезвому взгляду на действительность, завидной изобрета- тельности и безграничному усердию.
Чтобы купить для магазина дамские трусы подешевле,
Сэм Уолтон мотался на своем грузовичке с самодельным при- цепом через два штата. Чтобы изучить технологии работы крупных компаний, проникал в штаб-квартиры поставщиков под видом мелкого торговца. Чтобы вдохновить своих сотруд- ников, заключал с ними рискованные пари. А если проигры- вал, надевал гавайскую рубаху и юбку, шел на Уолл-стрит танцевать в таком виде посреди улицы на потеху публике.
Уолтон начинал с одного магазина в американском захо- лустье, но прощальную симфонию жизни этот деятельный чудак слушал владельцем огромной торговой империи Wal-
Mart и одним из самых богатых людей Америки.
Когда он умер, под вывеской Wal-Mart работали многие сотни магазинов по всей стране, а сама сеть Wal-Mart стала таким же символом Америки, как Диснейленд и «Макдо- налдс». Автобиография великого американского предприни- мателя, однако, говорила при этом, что после того, как Сэм
Уолтон открыл свой первый магазин, он проработал в нем семь лет, прежде чем ему удалось открыть второй.

81
Холдинг-шмолдинг
Только после того, как Федор пережил свой первый кри- зис, разобрался с кассовым разрывом и прошел своеобраз- ную инициацию неплатежами, он начал по-настоящему понимать значение этого маленького факта в биографии великого американца.
Спустя полгода после открытия «Силы ума» начинающий предприниматель Федор Овчинников боялся даже думать о том, что значит семь лет работать в одном магазине. Что значит семь лет изо дня в день вот так бороться за выжива- ние, не имея никакой уверенности в том, что твои усилия не обернутся разорением и крахом.
Еще пятнадцать лет назад первым русским коммерсантам требовалось куда меньше времени, чтобы сколотить капи- тал на руинах советского государства. И хотя зачастую капи- талы тогда терялись с такой же скоростью, с какой создава- лись, выжившие в этой русской рулетке и во времена Федора оставались на коне. Начиная бизнес, он невольно равнялся на них. Настроился добиться успеха с такой же скоростью, пусть и не таким же путем.
Просто семь лет ему казались слишком большим сроком.
Просто семь лет назад Сыктывкар был совершенно другим городом — тут даже не было торгового центра, в котором
Федор теперь открыл магазин. И семь лет назад это была со- вершенно другая планета — на ней даже мало кто знал, что такое блог, и далеко не каждый хорошо себе представлял, что такое интернет. Да и сам Федор семь лет назад был со- вершенно другим человеком и в качестве главного в городе лимоновца ходил на допросы в ФСБ.
Федор теперь часто задумывался о том, как здорово было бы открыть второй магазин. Но, погружаясь в экселевские таблицы, которые он начал составлять после первого кассо- вого разрыва, Федор каждый раз убеждался, что с такими


Мы станем выдающейся компанией. Я пишу и говорю все это не ради
красивых слов. Для меня это реальность. Я хочу, чтобы вы получили
такую же уверенность в нашем успехе, какая есть у меня.
Письмо Федора сотрудникам компании долгами и такими продажами открыть второй магазин у него получится нескоро.
Надвигалось лето, и в городе с двумя Ы шел бесконечный дождь. Федор говорил себе, что дождь — это хорошо, пото- му что дождь способствует чтению, а значит, и продажам.
Во всяком случае, когда Федор вспоминал моменты полного погружения в книги, оказывалось, что у него они всегда были связаны с дождем.
Дождь барабанил по крыше, когда он читал «Бесов» До- стоевского, лежа в сарае у бабушки на старой раскладушке.
Дождь бил по палатке, когда Федор читал «Сто лет одиноче- ства» Маркеса, пережидая непогоду во время археологиче- ской экспедиции. Дождь стучал в окно его квартирки на ули- це Коммунистической, когда Федор перед открытием своего бизнеса закопался в книги о том, как достичь успеха.
Закуривая очередную сигарету на лестнице в Гарлеме и глядя на капли на мутном стекле, Федор думал о том, что его город благодаря бесконечным дождям можно смело считать столицей чтения. И еще он думал о том, что реаль- ность сильно отличается от того, что написано в книгах о до- стижении успеха. Впрочем, может быть, это лишь проблема перевода с английского языка на русский.
В один такой вполне обычный дождливый день Федору позвонил незнакомец и сказал, что представляет крупный региональный Холдинг, и предложил пообщаться лично, по- скольку есть тема для обсуждения. На встрече в кафе Lounge этот человек бегло рассказал о Холдинге и потом быстро перешел к сути дела: есть перспективные помещения под магазины, Холдинг хочет развивать книжный бизнес — при- ходи к нам работать.
Федор сказал: вы смеетесь? У меня свой магазин, где я сам себе хозяин. Зачем мне управлять чужим бизнесом?

83
Холдинг-шмолдинг
За полгода он уже распробовал вкус свободы, хорошо знакомый людям, которые решаются взяться за свое дело.
Если с самого начала у человека не выворачивает от него все нутро наизнанку, как правило, он ни за что уже не про- меняет этот терпкий вкус экзотического фрукта на унылые бизнес-ланчи обыкновенного клерка.
Встреча ничем не закончилась, но через несколько дней люди из Холдинга позвонили снова. На этот раз они пред- ложили купить долю в «Силе ума», вложить деньги в разви- тие и, используя энергию Федора, построить большую сеть книжных магазинов по всей республике.
Иными словами, эти люди предложили Федору реализо- вать его мечту.
Прежде чем что-либо ответить, он навел о Холдинге справки. В Сыктывкаре тот считался большим и влиятель- ным, группе принадлежало несколько фирм на рынках телекоммуникаций, торговли электроникой, производства мебели. Возглавлял Холдинг генеральный директор крупной республиканской госкомпании. Правда, сам он не занимался оперативным управлением — розничную сферу курировал его зять, по совместительству депутат муниципалитета. По- общавшись со знакомыми, которые работали с компаниями
Холдинга, Федор понял, что эти люди не бандиты и не рейде- ры, а вполне цивилизованные бизнесмены, которые стара- ются придерживаться западных корпоративных стандартов, чтобы при случае можно было продать бизнес серьезным федеральным или иностранным инвесторам.
В общем, это были серьезные коммерсанты, которые
Федору показались чуть ли не олигархами. Во всяком случае в офисе у них гостей встречал секретарь. В перего- ворной стояли кожаные кресла. Молодому предпринима- телю бросилось в глаза, что ногти хозяина, депутата Васи,


Федор, готовься распроститься с бизнесом. Жаль, что тебя не учили
не давать больше тридцати процентов в обмен на инвестиции.
Комментарий в блоге Федора покрыты лаком . Он вертел в руках ручку за двадцать тысяч долларов (о цене ручки Федору было сказано мимоходом).
В отличие от Федора Вася учился бизнесу в Москве и имел диплом MBA.
У этих людей явно водились деньги, и при всем этом они не претендовали на то, чтобы управлять компанией. После некоторых колебаний Вася согласился разделить бизнес пятьдесят на пятьдесят. И хотя Федор осознавал, что схема рискованная, он решил, что это шанс и его нельзя упускать.
Федор видел вокруг себя многих предпринимателей, которые не могли выбраться из тесного лабиринта малого бизнеса и до конца дней, кажется, обречены были оставаться владельцами киосков, ларьков или конторок, арендующих секции со столом и стулом в дешевых торговых центрах.
Он считал, что способен на большее.
Сделка растянулась на многие дни. Решили, что Федор вложит в новую компанию все активы своего магазина, а партнеры внесут эквивалентную сумму живыми деньгами, а дальше будут кредитоваться. Поэтому первым делом нуж- но было провести инвентаризацию и оценить все товарные запасы и мебель. В магазин «Сила ума» и в бичевский уголок приехали менеджеры Холдинга, чтобы провести ревизию достижений начинающего предпринимателя Федора Ов- чинникова. Достижений насчитали на миллион. После этого юристы стали писать договор. Когда документы были готовы, Федор приехал в офис Холдинга и подписал толстую стопку бумаг. «Партнерство пятьдесят на пятьдесят — это как брак, — сказал депутат Вася. — Нужно, чтобы у нас был счастливый брак».
Вступление «в брак» позволило Федору решить пробле- му с НДС: он не мог соскочить с упрощенки самостоятель- но, но налоговая принудительно снимала предприятие

85
Холдинг-шмолдинг с упрощенной системы, если другая компания покупала больше четверти фирмы. Освободившись от налоговых про- блем и получив финансовый рычаг, Федор принялся строить большую компанию с энтузиазмом человека, которому до- верили подготовку первого межгалактического перелета.
Надо было торопиться и как можно скорее захватить ры- нок: знакомые риелторы сообщали, что крупные федераль- ные книжные сети уже ищут место под свой первый мага- зин. Федор хорошо понимал, что первого успеха без копейки в кармане он добился только из-за отсутствия настоящей конкуренции. Своими деньгами, своими технологиями, своим безграничным ассортиментом и низкими ценами федералы просто размажут его по стенке.
Над местом для второго своего магазина Федору долго думать не пришлось. В двадцати минутах езды от столицы республики находился город-спутник Эжва. Хотя формально
Эжва была вовсе даже не городом, а районом Сыктывкара, эжвинцы жили своей жизнью, выбирались в центр не так часто, как говорили, а книжных магазинов у них при этом не было ни одного.
Наладить доставку книг в Эжву представлялось не таким сложным делом, да и контролировать такой магазин было бы намного легче, чем магазин в любом другом городе республики, где расстояние между более-менее крупными населенными пунктами почти всегда исчислялось сотнями километров.
Проблема, однако, заключалась в том, что Эжва появи- лась на свет вокруг целлюлозного предприятия, люди жили там хорошие, но простые, да и было их не так чтобы много: тысяч семьдесят. Федору представлялось очевидным, что открывать интеллектуальный книжный магазин там бес- полезно.