ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной
части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его
культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры; развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для
национального русского сознания и отражённых в родной литературе; обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе
изучения произведений русской литературы; формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования; совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении; развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных
высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)
ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2—4 классах). На изучение инвариантной части программы отводится 118 учебных часов. Резерв учебного времени, составляющий 17 учебных часов, отводится на вариативную часть программы, которая предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции
русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства:
особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в центре внимания находятся:
-
Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры. -
Интересы ребёнка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику. -
Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия — Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и др., во втором: «Люди земли Русской», «О родной природе». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ1 (33 ч)
Раздел 1. Мир детства (24 ч)
Я и книги (7 ч)
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
взрослею (9 ч)
Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю (6 ч)
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
Резерв на вариативную часть программы — 2 ч.
Раздел 2. Россия — Родина моя (9 ч)Что мы Родиной зовём (3 ч) С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе (4 ч)
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока».
В. М. Катанов. «Жар-птица».
А. Н. Толстой. «Петушки». Резерв на вариативную часть программы — 2 ч.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ1 (34 ч)
Раздел 1. Мир детства (22 ч)
Я и книги (5 ч)