ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е. Осипова, «Хăвăртрах çитĕнесчĕ» («Скорее бы вырасти»).
М. Волкова, «Шутласа вылямалли вăйă» («Считалка»).
В. Маяковский, «Лайăх тени мĕн тени, япăх тени мĕн тени» («Что такое хорошо, что такое плохо»).
В. Давыдов-Анатри, «Лартар симĕс йывăçсем» («Посадим деревья»).
П. Ялгир, «Профессор пулатăп» («Стану профессором»).
Пушă вăхатра (В свободное время).
В. Шемекеев, «Муркка пулăç» («Мурка рыбачка), «Марукпа упа» («Маша и медведь»), «Маюкпа Анук» («Майа и Аня»).
А. Савельев-Сас, «Ларса курман» («Не прокатился»).
Л. Симонова, «Пур çĕрте те хĕвел» («Везде солнышко»).
А. Миллин, «Кирук» («Петушок»).
Н. Ижендей, «Килĕшӳ тупни» («Нашли согласие»).
Л. Сорокина, «Шут сăвви» («Считалка»).
Г. Матвеева, «Хамăркка» («Мурка»).
А. Тарасов, «Канихвет» («Конфета»).
Н. Карай, «Тем те пĕр» («Перевёртыши»), «Пулăра» («На рыбалке»).
В. Енеш, «Чи маттурри - Урине» («Самая трудолюбивая - Ирина»).
В. Палюк, «Калаçу» («Разговор»).
Чăваш çĕршывĕ -Тăван çĕршыв (Родина моя - Чувашия).
Ю. Сементер, «Чăваш чĕлхи» («Чувашский язык»).
П. Хузангай, «Савнă çĕр, Чăваш çĕршывĕ» («Любимый край - Чувашия»).
С. Тваньялзем, «Тăван чĕлхене ан манăр» («Не забывайте родного языка»).
Л. Мартьянова, «Чăвашла» («На чувашском языке»).
Ю. Вирьял, «Çĕр пин юрă çĕршывĕ» («Страна ста тысяч песен»).
Ю. Мишши, «Улăп çĕршывĕ» («Страна Улыпа»).
Г. Волков, «Виçĕ ыйту - пĕр хурав» («Три вопроса - один ответ»).
Содержание обучения в 4 классе.
Развитие речи.
Аудирование.
Совершенствование навыка восприятия чувашской звучащей речи.
Чтение.
Чтение вслух и про себя с установкой на смысловое восприятие текста. Чтение вслух с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Говорение.
Построение монологического высказывания в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос, в форме передачи собственных впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений, в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать своё отношение (согласие и (или) несогласие) к высказыванию. Чтение наизусть 3-4 стихотворений разных авторов.
Письмо.
Создание собственного небольшого текста на основе художественного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Литературоведческая пропедевтика.
Совершенствование умения анализировать художественные тексты. Знание содержаний изученных литературных произведений, их авторов и названий. Деление текста на смысловые части, составление плана текста и использование его для пересказа. Характеристика героев произведений, построение оценочных суждений о героях прочитанных произведений, выявление авторского отношения
к героям. Нахождение в тексте средств художественной выразительности, понимание их роли в произведении. Различение произведений разных жанров.
Творческая деятельность обучающихся.
Создание собственных небольших текстов на основе художественного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Инсценирование художественных текстов, иллюстрирование эпизодов произведений, использование в речи выразительных средств языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. Выразительное чтение произведений.
Круг детского чтения.
Асран кайми çу кунĕсем (Незабываемые летние дни).
П. Сялгусь, «Эс чăвашла пĕлетĕн-им?» («Ты разве знаешь по-чувашски?»).
А. Смолин, «Пулăра» («На рыбалке»).
Ю. Вирьял, «Çырмари концерт» («Концерт в овраге»).
У. Мишши, «Çуллахи каникул» («Летние каникулы»), «Шыва кĕни» («Купание»).
Г. Орлов, «Çуллахи вăрманта» («В летнем лесу»).
О. Савандеева, «Микула пичче кучченеçĕ» («Гостинцы дяди Миколы»).
Ачалăх (Детство).
В. Шемекеев, «Футболист пулатăп» («Стану футболистом»).
Н. Парчаган, «Ĕçчен Петĕр» («Трудолюбивый Петя»).
Н. Ижендей, «Çапăçман ачасем» («Друзья»).
А. Юрату, «Кукаçи» («Дедушка»).
Р. Шевлеби, «Ют хăяр» («Чужие огурцы»).
П. Ялгир, «Ĕмĕт пысăк» («Великие мечты»).
Çут çанталăк тĕнчи (Окружающий мир).
Н. Ларионов, «Хуралçă кушак» («Кот-защитник»).
Сказки «Вĕçкĕн çерçи» («Хвастливый воробей»), «Кушакпа Çерçи» («Воробей и Кошка»), «Тилĕпе тăрна» («Лиса и журавль»).
Г. Харлампьев, «Кӳлĕ хĕрринче» («На озере»).
Л. Симонова, «Тăпăртăк качака» («Коза-плясунья»).
Н. Ыдарай, «Йытăпа кушак» («Собака и кошка»).
О. Тургай, «Çулçă» («Лист»), «Юлташпа вăйсăрри те вăйлă» («В дружбе
- сила»).
А. Юрату, «Вăрман» («Лес»).
А. Савельев-Сас, «Тухтăр» («Врач»).
Г. Луч, «Тилĕ ташши» («Танец лисы»).
А. Галкин, «Талпас Карсак» («Зайчишка-трусишка»).
Чăваш çĕршывĕ - Тăван çĕршыв (Родина моя - Чувашия).
З. Сывламби, «Чăваш чĕлхи» («Чувашский язык»).
А. Мишши, «Юратнă хула» («Любимый город»).
Иван Малкай, «Тăван тавралăх» («Родная сторона»).
Г. Волков, «Ылтăн çĕр» («Золотая земля»).
Сивĕ хĕл çитрĕ (Пришла зима).
С. Савкай, «Елкăра» («На ёлке»).
Г. Харлампьев, «Уйăпсем» («Снегири»), «Çăткăн чакак» («Прожорливая сорока»).
Н. Ильина, «Пăхнă иккĕн кантăкран…» («Посмотрели вдвоём из окна…»).
А. Пртта, «Хĕл юмахĕ» («Зимняя сказка»).
А. Тарасов, «Чуна хывнă илем» («Увидеть красоту»).
А. Калган, «Юр çăвать» («Снег идёт»).
У. Мишши, «Хĕл çитрĕ» («Наступила зима»).
Г. Луч, «Кукăр сăмса» («Клёст»).
Манăн çемье (Моя семья).
В. Давыдов-Анатри, «Юратнă анне» («Любимая мама»).
Г. Мальцев, «Асанне хăçан канать-ши?» («Когда же отдыхает бабушка?»).
Н. Симунов, «Турат вăррисем» («Похитители веток»).
Л. Николаева, «Пĕчĕк пулăшакан» («Маленькая помощница»).
Л. Толстой, «Пахчаçăпа унăн ывăлĕсем» («Садовник и его сыновья»).
В. Ар-Серги, «Аслашшĕн вуннăмĕш пӳрни» («Десятый палец деда»).
Эпир - туслă ачасем (Мы - дружные ребята).
С. Савкай, «Çулла» («Летом»).
А. Савельев-Сас, «Эпир - чăваш ачисем» («Мы - чуваши»).
Е. Нарби, «Çумламан йăран» («Непрополотая грядка»).
Л. Сарине, «Кашкăрпа пакша» («Волк и белка»).
Г. Мальцев, «Пытанма юратакан» («Любящий прятаться»).
Г. Волков, «Пуç пӳрнене те юлташ кирлĕ» («И большому пальцу нужен друг»), «Суяпа инçе каяймăн» («Обман до добра не доведёт»).
В. Сухомлинский, «Пан улми» («Яблоко»).
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования.
В результате изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью историии культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредствомнакопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (чувашском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами чувашской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (чувашском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;