Файл: 2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 608

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Пальчиковые игры дадут пищу для ума;

  • Они создают условия, которые опережают развитие способностей;

  • Играя самостоятельно, развитие ребенка происходит более эффективно;

  • Пальчиковые игры могут быть разнообразны по содержанию, они не терпят принуждения и формируют среду для радостного и свободного творчества;

  • Играя в эти игры с детьми, мамы, папы и бабушки, дедушки незаметно приобретают важнейшее умение - сдерживаться, не мешать ребенку размышлять самостоятельно, принимать самому решения, не делать за него то, что он может и должен сделать.

Практика показала, что если вводить ежедневно пальчиковые игры в развивающие занятия, то темп умственного развития возрастает. Понятно, что одними пальчиковыми играми желаемых результатов достичь не получится. Это лишь одно из нескольких средств развития мелкой моторики и речи. И это средство будет тем эффективнее и полезнее, чем меньше противоречий будет возникать между принципами, находящимися в основе этих игр, и принципами, на которых создается вся система обращения с детьми в семье и в детском саду.
Разновидности пальчиковых игр

Пальчиковые игры делятся на группы согласно своему содержанию и назначению:

Игры-манипуляции

Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

"Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки", "Семья", "Пальчики пошли гулять", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?", "Мы делили апельсин", "Пальчик-мальчик, где ты был?"

Сюжетные пальчиковые упражнения

В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.

"Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Елка".

Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

"Кулак-ребро-ладонь", "Горизонтальная восьмерка", "Колечко", "Симметричные рисунки".

Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

Здесь применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание (от периферии к центру).

"Надеваем перчатки", "Помоем руки под струей горячей воды", "Засолка капусты", "Гуси щиплют травку", "Согреем руки", "Молоточек".

Чтобы самомассаж кистей происходил более эффективно, можно использовать массажный мячик, грецкий орех, каштан, карандаш.


Театр в руке

Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

"Сказка", "Бабочка", "Осьминожки".

Применение разных групп пальчиковых упражнений и игр помогает улучшить произношение у дошкольников и обогатить их лексику; подготовить руку к письму; развивать терпение, внимание, умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; проявлять творческие способности; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом, уверенно себя чувствовать в системе "телесных координат", что предотвращает появление неврозов; ощутить радость от понимания без слов, осознать возможности невербального общения.


Принципы проведения и разучивания пальчиковых игр в ДОУ

Чтобы использование пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики и речи было эффективным, нужно придерживаться определенных принципов их проведения:

  • Упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;

  • Во время повторных проведений игры дети иногда начинают произносить текст частично (чаще всего начало и окончание фраз). Со временем текст запоминается полностью, дети проговаривают его целиком, соотнося свои движения и слова;

  • Все упражнения нужно постепенно заменять новыми;

  • Игры, которые понравились больше всего, можно периодически повторять;

  • Не стоит устанавливать перед детьми сразу несколько сложных задач (например, озвучивать текст и показывать движения). У детей ограничен объем внимания, и, если задача невыполнима, то она может ослабить интерес детей к игре;

  • Нельзя принуждать ребенка к игре, нужно разобраться, почему он отказывается играть. Сначала нужно ликвидировать эти причины, можно просто поменять игру.

Этапы разучивания пальчиковых игр

  1. Сначала взрослый показывает игру ребенку.

  2. Взрослый показывает игру, одновременно манипулируя рукой и пальцами ребенка.

  3. Ребенок и взрослый выполняют одновременно движения, взрослый в это время проговаривает текст.

  4. Ребенок выполняет движения с помощью взрослого (если она необходима), а взрослый произносит текст.

Итак, развитие мелкой моторики в ДОУ необходимо, так как оно позволяет развить речь ребенка, способность к письму, тонкую моторику, которая необходима в течение всей жизни. Пальчиковые игры - лишь одни из нескольких способов развития области мозга, отвечающей за мелкую моторику дошкольника. Его следует использовать наряду с остальными методами.


Приложение №17

Конспекты проведения различных режимных моментов во первую половину дня направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей раннего возраста.

Режимный момент в « Умывание».
Задачи:

Совершенствовать навыки самостоятельно мыть руки, лицо.

Учить детей правильно называть предметы туалета.

Продолжать формировать навык пользования индивидуальным полотенцем.

Развивать самостоятельность.

Воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Активизировать в речи детей слова , обозначающие действие: умыться , закатать рукава, намылить ручки, смыть мыло, вытирать ручки .

Продолжать учить детей отвечать на простейшие вопросы.

Методические приёмы:

Беседа с детьми, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, обьяснение, показ предметов туалета, чтение потешек , пальчиковая игра.

Ход режимного момента

Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Сейчас мы пришли с улицы. Погуляли, поиграли, переоделись в шкафчики сложили все свои вещи. Все дети выглядят аккуратными ( заправили футболки и шорты, поправили колготки).

Воспитатель: А теперь нам пора умываться, ведь скоро нам пора обедать, а перед едой всегда нужно что сделать?

Дети: Помыть ручки.

Воспитатель: Детки, что мы должны сделать перед тем, как помыть ручки?

Дети: Закатать рукава.

Дети с воспитателем идут в умывальную комнату. Воспитатель говорит и дети вместе с ним повторяют:

Знаем, знаем да, да, да.

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умытся !

Воспитатель: Где у нас вода?

Дети: В кране.

Воспитатель: Ой, что это у нас стоит.

Дети: Мыльница.

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки: я открываю кран, смачиваю ручки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладят друг дружку, каждый пальчик так , чтобы ручки были все в пене, как перчатки. Намылили ручки и положили мыло в домик –мыльницу. А теперь смоем перчатки.( 3 раза) Отожмем ручки, чтобы с них не капало на пол. А теперь буду вытирать. Снимаю с крючка полотенце, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну потом другую.

Дети умываются , воспитатель помогает им и читает потешку:

Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

После умывания дети садятся на стульчики и воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками.

Пальчиковая игра «Этот пальчик мыли?»

Этот пальчик мыли?- мыли


Этот пальчик мыли? – мыли

Этот пальчик мыли? – мыли

Этот пальчик мыли? – мыли

А про этот не забыли? – не забыли все помыли.

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Молодцы ребята, все пальчики хорошо помыли. Ручки у всех чистые, чистые.

Воспитатель: Детки, что мы сейчас с вами будем делать?

Ответы детей

Воспитатель: А как вы думаете , что нам сейчас дадут на обед?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно суп. А из чего можно сварить суп?

Ответы детей

Воспитатель: А кто нам приготовил суп?

Ответы детей

Воспитатель: Детки какие вы молодцы , а теперь давайте мы попрощаемся с нашими гостями и пойдем кушать суп.

Конспект

прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Снежная прогулка»

Цель: укрепление детского иммунитета, профилактика простудных заболеваний и утомления детей. Создание благоприятных условий для развития двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней.

Задачи:

Развивающая: повышать уровень двигательной активности детей. Продолжать развивать умение прыгать на двух ногах, координировать свои движения с движениями сверстников.

Обучающая: продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в  природе. Расширять знания детей о времени года – зима, о свойствах снега (белый, холодный, лёгкий).

Воспитательная:  воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность, наблюдательность, умение слушать. Воспитывать интерес к совместной игровой деятельности.

Условия проведения:

Воспитатель должен согласовать с медицинской сестрой возможность выхода  детей на прогулку в зависимости от состояния погодных условий,  должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям. Участки, дорожки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо должны быть очищены от снега и льда.  Провести внимательный осмотр  крыш всех построек  на предмет наличия снежных наносов и  сосулек.

Интеграция образовательных областей: «Физического развития», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Познавательная», «Художественно-эстетическая».