Файл: Закон (leges) 8 Деятельность римских юристов 10 Литературные произведения и практика старых (классических) юристов 11.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 2281

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

История римского государства. Основные этапы развития государства

Введение, рецепция и периодизация

Срок занятия должностей

Система римского права и предмет курса

Система источников права

Неписаное право

Писаное право

Исторические системы римского права

Частное и публичное право

Лица

Категории лиц. Деление субъектов права на физических и юридических лиц.

Латины

Перегрины

Рабы

Вольноотпущенники

Колоны

Легисакционный процесс

in iure

in iudicium

Формулярный процесс

Экстраординарный процесс

Преторская формула. Структура и значение.

Реализация субъективных прав

Формы защиты субъективных прав с позиции Римского права

Средства защиты субъективных прав

Вопрос исковой давности

Понятие и виды вещных прав

Виды вещных прав

Понимание сущности вещей

Классификация вещей

Характеристика правового положения рабов

Вещь как объект права

Место владения в римском праве

Понятие и виды вещных прав

Понятие, содержание и виды права собственности

Статика и динамика отношений собственности римского права

Ограничения права собственности

Утеря права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение владения

Споры о владении

Право на чужие вещи

Термины

Справочная информация

Задачи

Если никто их не защищает (Если нет представителя для защиты их интересов), то по указанию проконсула берется во владение то, что является их общим имуществом; и если после напоминания они не примут мер к защите своего, то отдается приказ о продаже имущества. Мы считаем, что нет представителя или синдика и тогда, когда он отсутствует, или ему препятствует болезнь, или он не способен к деятельности. § 3. И если постороннее лицо хочет защищать совокупность, то проконсул это разрешает так же, как это соблюдается при защите (интересов) частных лиц, ибо этим путем положение совокупности улучшается.

Дигесты Юстиниана III книга IV титул 2 статья (Ульпиан). Если должностные лица муниципии (Municipes — буквально: граждан муниципии. Но в данном случае по смыслу здесь, вероятно, имеются в виду только должностные лица муниципии (ср.: D.50.1.1). В некоторых источниках (не в Дигестах) слово «municeps» означает «декурион») или какая-либо совокупность назначают представителя (actor) для предъявления иска, то не следует говорить, что это нужно рассматривать как сделанное несколькими лицами: ибо он выступает в интересах общины (res publica) или в интересах совокупности, а не в интересах отдельных лиц
Фиск считался субъектом и публичного, и частного права. Фиск, по сравнению с другими юридическими лицами, обладал привилегиями:

  • если фиск вступает в обязательственные отношения, то автоматически в момент возникновения обязательств всё имущество должников фиска находится в залоге.

  • при возникновении обязательственных отношений должники фиска автоматически за просрочку исполнения обязательств должны были уплачивать проценты.

  • фиск имел право на публичных торгах продавать чужое имущество.

  • фиск имел право быть наследником по завещанию и по закону (наследует выморочное имущество).




Латины


Латины (latini) — исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума — провинции Италии). Существовали еще две категории латинов:

— лица, освобожденные из рабства господином-латином;

— лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Правовое положение латинов приобреталось:

— рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери;

— присвоением правового положения латина актом государственной власти;

— добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

— освобождением из рабства господином — латином или римлянином.

Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.

В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских народных собраниях. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им.

В частноправовой сфере латины (жители Лациума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. О них говорили: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов-вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов

разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Латины могли приобрести римское гражданство:

— в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство;

— в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане.

Перегрины


Перегрины (peregriai) – все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.

Основания возникновения правового положения перегрина:

  • включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, не сообщалось римское гражданство;

  • рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки;

  • присуждение к высылке в период империи. 

Политических прав перегрины не имели.
 
Структура имени перегринов:

  • прозвище;

  • имя отца в родительном падеже;

  • наименование трибы в составе имени перегринов нет.

Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частноправовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан.

Далее в частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Формальным основанием действия этих систем были законы провинций, устанавливающие правовое положение отдельных провинций.

Отношения перегринов с римлянами строились в соответствии с правом народов (ius gentium), специально для разбора судебных дел с ними избирался претор перегринов, который имел право издавать свои эдикты.

Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования и вытекающих из |этого союза обязанностей, нежели типичные для римлян формы правоустановленного брака. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако в рамках jus gentium они обладали частными правами, т. е. считались субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и так далее, но не могли оформлять сделки посредством манципации).

Перегрины приобретали права римского гражданства:

  • в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству;

  • в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан.

Издание таких актов вызывалось разнообразными экономическими и политическими соображениями, например задачами пополнения жителями провинций римских легионов, в которых несли военную службу только римские граждане.

Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии. Для распространения на все население империи налога с наследства был издан 
закон Каракаллы 212 г., который объявил все свободное население римских провинций (перегринов) римскими гражданами, распространив права гражданства на все население империи. При этом Рим оставался столицей, носителем и источником государственной власти, но с привилегиями «римского народа» было покончено.

Категория перегринов в период империи получила значение юридической категории и применялась в двух случаях:

  • за известные преступления римские граждане низводились в положение перегринов;

  • по lex Aelia Sentia в положение перегринов попадали при отпущении на волю клейменные в наказание рабы.