Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С точки зрения Г.А. Варфаломеевой, Внешнеэкономический комплекс региона это множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, формирующее внешнеэкономический потенциал региона на базе его экономического потенциала, объединяемое процессом системогинеза в единое целое, и регулируемое в рамках внешнеэкономической политики [15, c. 9].

Таким образом, в самом общем виде под «внешнеэкономическим комплексом» можно понимать совокупность отраслей и предприятий, осуществляющих экспортно-импортную деятельность в рамках внешнеэкономической политики государства. Схематично структура ВЭК региона, предложенная данным автором, представлена в Приложении А.

На основании вышеизложенного можно выделить основные составляющие структуры внешнеэкономического комплекса страны и/или региона (рис. 1). Отметим, что за основу данной модели была взята модель, предложенная Е.О. Котовой [41, c. 19-21].

Е.О. Котова под внешнеэкономическим комплексом понимает совокупность нескольких систем:

  • форм международного экономического сотрудничества;

  • системы регулирования этих форм органами государственной федеральной и региональной власти;

  • совокупность механизмов, целей ВЭП региона;

  • участников, осуществляющих ВЭД как предпринимательскую деятельность;

  • системы содействующих организаций;

  • условий развития внешнеэкономической деятельности (потенциал региона, нормативно-правовые акты, регламентирующие ВЭД, участие в работе международных организаций) [40, c. 8-9].



Рисунок 1 – Структура внешнеэкономического комплекса страны и/или региона
Модель Е.О. Котовой была дополнена автором данной работы. На наш взгляд, органы государственной власти в структуре ВЭК осуществляют регулирование не только форм международного экономического сотрудничества, но и всю внешнеэкономическую деятельность государства и региона. Так, например, Федеральная таможенная служба занимается не только оформлением разного рода таможенных процедур, сопровождающих сделки всех форм сотрудничества, но и осуществляет другие функции.

Далее ВЭК региона развивается в русле общестрановой внешнеэкономической политики. В этой связи в структуру ВЭК региона необходимо внести внешнеэкономическую политику государства и систему ее управления.


И, наконец, в структуру ВЭК региона, по нашему мнению, входят также и ресурсы, обеспечивающие внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи. К ресурсам в данном случае мы относим трудовые, природные, производственные, финансовые и другие виды ресурсов.

Рассмотрим указанные составляющие подробнее.

1. Внешнеэкономическая политика (ВЭП) является важнейшей составной частью экономической политики любого государства, направленной, с одной стороны, на развитие международных экономических отношений (политика свободной торговли), с другой – на сохранение и обеспечение национальной безопасности страны (политика протекционизма).

Как правило, внешнеэкономическая политика понимается как внешняя политика государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках [68, c. 483].

С точки зрения общей структуры международных экономических отношений (МЭО) торговая политика определяет условия участия страны в международном разделении труда (МРТ). Эти условия формируются под воздействием ряда экономических факторов:

  • обеспеченности страны ресурсами (сырьевыми, трудовыми, производственными, финансовыми);

  • наличием производственной и торговой инфраструктуры и т.д.

В то же время государства стараются предпринимать те или иные меры по защите своих национальных интересов и обеспечению наиболее выгодных условий участия в МРТ. В этом и заключается политика протекционизма [52, c. 135].

Проведение такой политики позволяет решать ряд важных задач:

  • обеспечение конкурентоспособности национальных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

  • решение политических проблем путем введения санкций или каких-либо ограничений;

  • предотвращение распространения запрещенных видов оружия, наркотиков и пр.;

  • выполнение международных обязательств;

  • сохранение производства в стратегически важных отраслях и т.д.

К таким мерам можно отнести тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.

Основной формой осуществления внешнеэкономической политики государства можно назвать международную торговлю. С помощью международной торговли страны имеют возможность развивать свою специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

Важнейшей тенденцией современной внешнеэкономической политики является повышение роли законодательства и мер регулирования, которые связаны преимущественно с внутриэкономическими проблемами, или иными словами, слияние внутриэкономической и торговой политики. Особенно явно это сказывается в таких областях, как торговля услугами, права интеллектуальной собственности, в которых эта взаимосвязь уже получила юридическое закрепление в рамках международных многосторонних соглашений.



Таким образом, под внешнеэкономической политикой можно понимать деятельность государств и / или международных объединений по определению правил и условий обращения товаров и услуг, их доступа на внутренние рынки государств и международный рынок, а также регулированию отношений, возникающих в процессе их воспроизводства и обмена. Отметим, что регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на иностранные рынки обеспечиваются при помощи инструментов торговой политики.

2. Система органов управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Основную роль в регулировании ВЭД играют органы исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровня. К ним относятся Президент и Правительство Российской Федерации, министерства (например, Министерство экономического развития России) и службы (например, Федеральная таможенная служба). Их полномочия и функции обозначены в ст. 6, 8 федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [1].

3. Участники ВЭД, осуществляющие предпринимательскую деятельность. К ним относятся предприятия и организации, проводящие экспортно-импортные торговые операции, бартерные сделки и прочие формы внешнеторговой деятельности с целью получения прибыли.

4. Система форм международного экономического сотрудничества включает в себя:

  • экспорт и импорт товаров и услуг;

  • международную производственную кооперацию;

  • международное научно-техническое сотрудничество;

  • международное инвестиционное сотрудничество;

  • международный туризм;

  • выставочно-ярмарочную деятельность и проч.

5. К организациям и объединениям, способствующим развитию внешнеэкономических связей, можно отнести торгово-промышленные палаты, переводческие агентства, таможенных брокеров и т.д. Иными словами, вышеперечисленные участники ВЭД выступают своего рода посредниками и помощниками в осуществлении внешнеторговой деятельности и развитии внешнеэкономических связей ВЭД-предпринимателей.

6. Условия для развития внешнеэкономических связей включают в себя:

  • нормативно-правовую базу, регулирующую и регламентирующую внешнеэкономическую деятельность страны и региона;

  • стратегии развития ВЭК регионов;

  • экономический потенциал страны и региона, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке;

  • участие страны и региона в работе международных организаций и т.д.


7. Ресурсы ВЭК. Е.С. Грачева, рассматривая ВЭК региона с точки зрения повышения эффективности ВЭД, выделяет следующие группы ресурсов:

  • объективные (или естественные) – экономико-географическое положение региона, природно-ресурсный потенциал. Повысить эффективность ВЭД за счет объективных ресурсов можно с помощью разработки и внедрения комплекса мер по совершенствованию их использования;

  • искусственные ресурсы и факторы ВЭД – нормативно-правовая база; предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции; инфраструктура ВЭД (транспортные пути, склады, банки, имеющие лицензию ЦБРФ на осуществление валютных операций); посреднические организации (Торгово-промышленные палаты, таможни, агентские фирмы и т.д.). Воздействовать на эти ресурсы ВЭД можно с помощью различных инструментов, как мерами прямого государственного вмешательства, так и косвенными экономическими [22, c. 79].

С точки зрения автора данной работы ресурсы регионального ВЭК можно условно разделить на четыре группы:

  • природно-экономические – экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал региона;

  • человеческие – трудовые ресурсы, которыми располагает или имеет возможность привлечь регион;

  • организационно-управленческие – институты управления ВЭД региона;

  • инновационно-инвестиционные – способность региона вырабатывать инновационные продукты и привлекать инвестиции.

На основе вышеизложенного можно вывести следующее определение ВЭК региона. Внешнеэкономический комплекс региона – это структурная составляющая национального ВЭК страны, представляющая собой совокупность систем, включающих формы, методы и механизмы регулирования и ведения ВЭД, органы управления, предпринимателей - участников ВЭД, посредников, ресурсы, а также условия для развития внешнеэкономических связей, взаимодействующих в рамках внешнеэкономической политики региона и государства в целом1.

Для характеристики субъектов внешнеэкономического комплекса региона обратимся к работам Н.Н. Евченко. Автор рассматривает субъектный состав участников ВЭК через призму «мега-сфер мирохозяйственных связей» [29, c. 27-28]. Отметим, что при формировании субъектного состава участников ВЭК региона Н.Н. Евченко предполагает, что в его состав должны входить не максимально возможные (число которых чрезвычайно широко), а лишь ключевые субъекты ВЭД, находящиеся в зоне постоянного внимания органов, занимающихся внешнеэкономическими связями в регионе.


Основные субъекты регионального ВЭК представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 – Субъектный состав участников ВЭК региона по Н.Н. Евченко
Таким образом, субъектный состав ВЭК региона включает:

  • предприятия-экспортеры;

  • предприятия с иностранными инвестициями;

  • временных трудовых мигрантов – нерезидентов [29].

С нашей точки зрения, в широком понимании в качестве субъектов внешнеэкономического комплекса региона можно принимать всех участников внешнеэкономической деятельности региона: от экспортеров-импортеров и посредников до институтов управления региональным ВЭК.