Файл: 1. 1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона 12.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, структура и субъекты внешнеэкономического комплекса региона
1.2 Управление внешнеэкономическим комплексом региона
1.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса региона
2.2 Показатели развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
2.3 Факторы развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока, существующие проблемы
3.1 Направленность влияния экономических санкций на внешнеэкономический комплекс региона
3.2 Последствия экономических санкций для развития внешнеэкономического комплекса Дальнего Востока
С точки зрения Г.А. Варфаломеевой, Внешнеэкономический комплекс региона это множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, формирующее внешнеэкономический потенциал региона на базе его экономического потенциала, объединяемое процессом системогинеза в единое целое, и регулируемое в рамках внешнеэкономической политики [15, c. 9].
Таким образом, в самом общем виде под «внешнеэкономическим комплексом» можно понимать совокупность отраслей и предприятий, осуществляющих экспортно-импортную деятельность в рамках внешнеэкономической политики государства. Схематично структура ВЭК региона, предложенная данным автором, представлена в Приложении А.
На основании вышеизложенного можно выделить основные составляющие структуры внешнеэкономического комплекса страны и/или региона (рис. 1). Отметим, что за основу данной модели была взята модель, предложенная Е.О. Котовой [41, c. 19-21].
Е.О. Котова под внешнеэкономическим комплексом понимает совокупность нескольких систем:
-
форм международного экономического сотрудничества; -
системы регулирования этих форм органами государственной федеральной и региональной власти; -
совокупность механизмов, целей ВЭП региона; -
участников, осуществляющих ВЭД как предпринимательскую деятельность; -
системы содействующих организаций; -
условий развития внешнеэкономической деятельности (потенциал региона, нормативно-правовые акты, регламентирующие ВЭД, участие в работе международных организаций) [40, c. 8-9].
Рисунок 1 – Структура внешнеэкономического комплекса страны и/или региона
Модель Е.О. Котовой была дополнена автором данной работы. На наш взгляд, органы государственной власти в структуре ВЭК осуществляют регулирование не только форм международного экономического сотрудничества, но и всю внешнеэкономическую деятельность государства и региона. Так, например, Федеральная таможенная служба занимается не только оформлением разного рода таможенных процедур, сопровождающих сделки всех форм сотрудничества, но и осуществляет другие функции.
Далее ВЭК региона развивается в русле общестрановой внешнеэкономической политики. В этой связи в структуру ВЭК региона необходимо внести внешнеэкономическую политику государства и систему ее управления.
И, наконец, в структуру ВЭК региона, по нашему мнению, входят также и ресурсы, обеспечивающие внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи. К ресурсам в данном случае мы относим трудовые, природные, производственные, финансовые и другие виды ресурсов.
Рассмотрим указанные составляющие подробнее.
1. Внешнеэкономическая политика (ВЭП) является важнейшей составной частью экономической политики любого государства, направленной, с одной стороны, на развитие международных экономических отношений (политика свободной торговли), с другой – на сохранение и обеспечение национальной безопасности страны (политика протекционизма).
Как правило, внешнеэкономическая политика понимается как внешняя политика государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках [68, c. 483].
С точки зрения общей структуры международных экономических отношений (МЭО) торговая политика определяет условия участия страны в международном разделении труда (МРТ). Эти условия формируются под воздействием ряда экономических факторов:
-
обеспеченности страны ресурсами (сырьевыми, трудовыми, производственными, финансовыми); -
наличием производственной и торговой инфраструктуры и т.д.
В то же время государства стараются предпринимать те или иные меры по защите своих национальных интересов и обеспечению наиболее выгодных условий участия в МРТ. В этом и заключается политика протекционизма [52, c. 135].
Проведение такой политики позволяет решать ряд важных задач:
-
обеспечение конкурентоспособности национальных предприятий на внутреннем и внешнем рынках; -
решение политических проблем путем введения санкций или каких-либо ограничений; -
предотвращение распространения запрещенных видов оружия, наркотиков и пр.; -
выполнение международных обязательств; -
сохранение производства в стратегически важных отраслях и т.д.
К таким мерам можно отнести тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
Основной формой осуществления внешнеэкономической политики государства можно назвать международную торговлю. С помощью международной торговли страны имеют возможность развивать свою специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.
Важнейшей тенденцией современной внешнеэкономической политики является повышение роли законодательства и мер регулирования, которые связаны преимущественно с внутриэкономическими проблемами, или иными словами, слияние внутриэкономической и торговой политики. Особенно явно это сказывается в таких областях, как торговля услугами, права интеллектуальной собственности, в которых эта взаимосвязь уже получила юридическое закрепление в рамках международных многосторонних соглашений.
Таким образом, под внешнеэкономической политикой можно понимать деятельность государств и / или международных объединений по определению правил и условий обращения товаров и услуг, их доступа на внутренние рынки государств и международный рынок, а также регулированию отношений, возникающих в процессе их воспроизводства и обмена. Отметим, что регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на иностранные рынки обеспечиваются при помощи инструментов торговой политики.
2. Система органов управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Основную роль в регулировании ВЭД играют органы исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровня. К ним относятся Президент и Правительство Российской Федерации, министерства (например, Министерство экономического развития России) и службы (например, Федеральная таможенная служба). Их полномочия и функции обозначены в ст. 6, 8 федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [1].
3. Участники ВЭД, осуществляющие предпринимательскую деятельность. К ним относятся предприятия и организации, проводящие экспортно-импортные торговые операции, бартерные сделки и прочие формы внешнеторговой деятельности с целью получения прибыли.
4. Система форм международного экономического сотрудничества включает в себя:
-
экспорт и импорт товаров и услуг; -
международную производственную кооперацию; -
международное научно-техническое сотрудничество; -
международное инвестиционное сотрудничество; -
международный туризм; -
выставочно-ярмарочную деятельность и проч.
5. К организациям и объединениям, способствующим развитию внешнеэкономических связей, можно отнести торгово-промышленные палаты, переводческие агентства, таможенных брокеров и т.д. Иными словами, вышеперечисленные участники ВЭД выступают своего рода посредниками и помощниками в осуществлении внешнеторговой деятельности и развитии внешнеэкономических связей ВЭД-предпринимателей.
6. Условия для развития внешнеэкономических связей включают в себя:
-
нормативно-правовую базу, регулирующую и регламентирующую внешнеэкономическую деятельность страны и региона; -
стратегии развития ВЭК регионов; -
экономический потенциал страны и региона, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке; -
участие страны и региона в работе международных организаций и т.д.
7. Ресурсы ВЭК. Е.С. Грачева, рассматривая ВЭК региона с точки зрения повышения эффективности ВЭД, выделяет следующие группы ресурсов:
-
объективные (или естественные) – экономико-географическое положение региона, природно-ресурсный потенциал. Повысить эффективность ВЭД за счет объективных ресурсов можно с помощью разработки и внедрения комплекса мер по совершенствованию их использования; -
искусственные ресурсы и факторы ВЭД – нормативно-правовая база; предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции; инфраструктура ВЭД (транспортные пути, склады, банки, имеющие лицензию ЦБРФ на осуществление валютных операций); посреднические организации (Торгово-промышленные палаты, таможни, агентские фирмы и т.д.). Воздействовать на эти ресурсы ВЭД можно с помощью различных инструментов, как мерами прямого государственного вмешательства, так и косвенными экономическими [22, c. 79].
С точки зрения автора данной работы ресурсы регионального ВЭК можно условно разделить на четыре группы:
-
природно-экономические – экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал региона; -
человеческие – трудовые ресурсы, которыми располагает или имеет возможность привлечь регион; -
организационно-управленческие – институты управления ВЭД региона; -
инновационно-инвестиционные – способность региона вырабатывать инновационные продукты и привлекать инвестиции.
На основе вышеизложенного можно вывести следующее определение ВЭК региона. Внешнеэкономический комплекс региона – это структурная составляющая национального ВЭК страны, представляющая собой совокупность систем, включающих формы, методы и механизмы регулирования и ведения ВЭД, органы управления, предпринимателей - участников ВЭД, посредников, ресурсы, а также условия для развития внешнеэкономических связей, взаимодействующих в рамках внешнеэкономической политики региона и государства в целом1.
Для характеристики субъектов внешнеэкономического комплекса региона обратимся к работам Н.Н. Евченко. Автор рассматривает субъектный состав участников ВЭК через призму «мега-сфер мирохозяйственных связей» [29, c. 27-28]. Отметим, что при формировании субъектного состава участников ВЭК региона Н.Н. Евченко предполагает, что в его состав должны входить не максимально возможные (число которых чрезвычайно широко), а лишь ключевые субъекты ВЭД, находящиеся в зоне постоянного внимания органов, занимающихся внешнеэкономическими связями в регионе.
Основные субъекты регионального ВЭК представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Субъектный состав участников ВЭК региона по Н.Н. Евченко
Таким образом, субъектный состав ВЭК региона включает:
-
предприятия-экспортеры; -
предприятия с иностранными инвестициями; -
временных трудовых мигрантов – нерезидентов [29].
С нашей точки зрения, в широком понимании в качестве субъектов внешнеэкономического комплекса региона можно принимать всех участников внешнеэкономической деятельности региона: от экспортеров-импортеров и посредников до институтов управления региональным ВЭК.