Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 678
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Самостоятельная работа студентов с больными: сбор анамнеза, проведение осмотра и пальпации грудной клетки.
4. Написание фрагмента истории болезни (анамнез, результаты осмотра и пальпации грудной клетки).
5. Разбор результатов обследования конкретного пациента с преподавателем.
6. «Исходящий» тестовый контроль.
Основные понятия
Кровохарканье (греч. haemoptoe) – выделение крови или мокроты с примесью крови из дыхательных путей при кашле.
Одышка (греч. dys – затруднение, pnoe – дыхание) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания или повышение работы дыхательных мышц, проявляющиеся, как правило, субъективными ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Кашель (лат. tussis) – сложнорефлекторный акт защиты и самоочищения дыхательных путей от инородных тел, раздражающих веществ или мокроты.
Голосовое дрожание – это резонансная вибрация грудной стенки обследуемого, ощущаемая пальпирующей рукой врача, когда пациент произносит слова, которые давали бы наибольшую вибрацию голоса (слова с согласными буквами «р», например, «трактор», «тридцать три»).
Контрольные вопросы и задания
(для подготовки к практическому занятию)
1. Каковы основные жалобы больных с заболеваниями органов системы дыхания?
2. Что подразумевается под инспираторной одышкой?
3. При каких заболеваниях возникает инспираторная одышка?
4. Что означает термин «экспираторная одышка»?
5. Каков патогенез экспираторной одышки?
6. Что означает термин «рефлекторный кашель»?
7. Каков патогенез образования «ржавой» мокроты при крупозной пневмонии?
8. Чем характеризуются плевральные боли?
9. Каков механизм облегчения состояния больного бронхиальной астмой во время приступа удушья вынужденным положением?
10. Что означает термин «центральный цианоз»?
11. Каков патогенез центрального цианоза?
12. Как изменяются пальцы (форма пальцев) у больных с хроническими заболеваниями легких?
13. Назовите патологические формы грудной клетки.
14. В чем заключаются особенности методики подсчета частоты дыхательных движений? Какова в норме частота дыхательных движений?
15. Что определяется при пальпации грудной клетки?
16. Какова методика определения голосового дрожания?
Тестовые задания
Из предложенных ответов выберите один правильный.
1. Укажите, при какой патологии органов дыхания боли в области грудной клетки резко усиливаются на высоте вдоха, при кашле, при наклоне туловища в здоровую сторону.
А. Острый трахеит
Б. Хронический бронхит
В. Острый трахеит
Г. Сухой плеврит
Д. Эмфизема легких
2. Как называется одышка, характеризующаяся только затрудненным вдохом?
А. Инспираторная
Б. Экспираторная
В. Смешанная
Г. Объективная
Д. Субъективная
3. Укажите, признаком какого заболевания является симптом «часовых стекол» (характерная деформация ногтевых пластинок).
А. Острого бронхита
Б. Бронхоэктатической болезни
В. Острой пневмонии
Г. Сухого плеврита
Д. Эмфиземы легких
4. Укажите определение апноэ:
А. Частое дыхание
Б. Редкое дыхание
В. Отсутствие дыхания
Г. Шумное дыхание
Д. Поверхностное дыхание
5. Какой признак может не определяться при пальпации грудной клетки?
А. Резистентность грудной клетки
Б. Влажность кожных покровов
В. Асимметрия участия грудной клетки в акте дыхания
Г. Голосовое дрожание
Д. Болезненность грудной клетки
6. Укажите заболевание, при котором повышается резистентность грудной клетки.
А. Эмфизема лёгких
Б. Хронический бронхит
В. Острый бронхит
Г. Острая пневмония
Д. Бронхоэктатическая болезнь
7. Одномоментное отхождение большого количества мокроты «полным ртом» характерно для:
А. Острой пневмонии
Б. Хронического бронхита
В. Экссудативного плеврита
Г. Абсцесса легкого
Д. Острого фарингита
8. Непродуктивный кашель характерен для:
А. Начальной стадии острого бронхита
Б. Хронического бронхита
В. Бронхоэктатической болезни
Г. Всех вышеуказанных заболеваний
Д. Эмфиземы лёгких
9. Частой причиной кровохарканья является:
А. Бронхогенный рак
Б. Бронхоэктатическая болезнь
В. Туберкулез легких
Г. Крупозная пневмония
Д. Очаговая пневмония
10. Как называется резонансная вибрация грудной клетки, определяемая при пальпации?
А. Резистентность
Б. Голосовое дрожание
В. Бронхофония
Г. Трение листков плевры при их воспалении
Д. Тремор
11. При какой патологии органов дыхания больные предпочитают спать на пораженной стороне, чтобы уменьшить кашель?
А. Острый бронхит
Б. Хронический бронхит
В. Эмфизема легких
Г. Односторонние бронхоэктазы
Д. Пневмосклероз
12. Для какого кашля характерны следующие признаки: отделение мокроты после 2-3 кашлевых толчков, нормальная сохраненная сила кашлевых толчков при отсутствии усиления одышки и цианоза?
А. Непродуктивного
Б. Малопродуктивного
В. Продуктивного
Г. Приступообразного
Д. «Лающего»
13. При токсических поражениях дыхательного центра у больных с диабетической, уремической или печеночной комой чаще встречается:
А. Дыхание Чейна – Стокса
Б. Дыхание Биота
В. Дыхание Грокко
Г. Дыхание Куссмауля
Д. Саккадированное дыхание
14. Симметричное двустороннее ослабление голосового дрожания наблюдается при:
А. Остром бронхите
Б. Хроническом бронхите
В. Абсцессе легкого
Г. Эмфиземе легких
Д. Экссудативном плеврите
Ответы на тестовые задания
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Г
А
Б
В
Б
Б
А
Г
А
Д
Б
Г
В
Г
Практическое занятие № 4 (Модуль 1, тема 1.4)
Перкуссия и аускультация легких
Тема 1.4.1. Перкуссия и аускультация легких в норме
Цель занятия:
- иметь представление об условиях и правилах перкуссии легких, расположении границ легких в норме, подвижности нижнего легочного края в норме,
- иметь представление об условиях и правилах аускультации легких, дыхательных шумах у здорового человека.
После изучения данной темы студент должен знать:
- условия и правила перкуссии легких,
- перкуторные звуки над телом человека,
- методику топографической перкуссии лёгких,
- методику сравнительной перкуссии лёгких,
- условия и правила аускультации легких,
- нормальные дыхательные шумы.
В результате изучения данной темы студент должен освоить:
- методику топографической перкуссии (определение высоты стояния верхушек лёгких, ширины полей Кренига, нижних границ лёгких, определения подвижности нижнего края легких),
- методику сравнительной перкуссии легких,
- методику аускультации легких в норме,
- характеристики и места выслушивания везикулярного и нормального бронхиального дыхания.
По итогам занятия студент должен уметь:
- собирать анамнез,
- собирать жалобы больного с подозрением на заболевание органов дыхания, уметь выделить основные (главные) жалобы и провести их детализацию,
- проводить общий осмотр больных с подозрением на заболевания органов дыхания,
- проводить сравнительную перкуссию легких,
- перкуторно определить границы легких, пространство Траубе, активную подвижность нижнего легочного края,
- проводить аускультацию легких с определением нормального, то есть везикулярного, дыхания.
Содержание занятия
1. «Входящий» тестовый контроль.
2. Демонстрация преподавателем осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации лёгких в норме.
3. Самостоятельная работа студентов с больными: сбор анамнеза, проведение общего осмотра, применение физикальных методов исследования органов дыхания: осмотра, перкуссии и аускультации у здорового человека.
4. Написание фрагмента истории болезни (анамнез, общий осмотр, осмотр грудной клетки, перкуссия и аускультация лёгких).
5. Разбор результатов исследования с преподавателем.
6. «Исходящий» тестовый контроль.
Основные понятия
Перкуссия (лат. percussio – нанесение ударов, постукивание) – выстукивание отдельных участков тела и анализ звуковых явлений, возникающих при этом.
Аускультация (лат.auscultatio) – метод объективной диагностики, основанный на выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме.
Контрольные вопросы и задания
(для подготовки к практическому занятию)
1. Какой перкуторный звук над лёгкими определяется у здорового человека?
2. Дайте определение метода перкуссии?
3. Условия проведения перкуссии лёгких?
4. Какова сила перкуторного удара при сравнительной перкуссии лёгких?
5. В каких областях проводится сравнительная перкуссия лёгких?
6. Что предусматривает топографическая перкуссия лёгких?
7. Что такое поля Кренига?
8. Охарактеризуйте ширину полей Кренига в норме.
9. Высота стояния верхушек лёгких слева и справа при перкуссии спереди у здорового взрослого человека.
10. Какова подвижность нижнего края лёгкого у здорового взрослого человека?
11. Какова сила перкуторного удара при топографической перкуссии?
12. По каким линиям определяется нижняя граница лёгкого справа и слева?
13. По какому краю пальца-плессиметра делается отметка о границе лёгкого?
14. Где выслушивается нормальное везикулярное дыхание?
15. Где выслушивается нормальное бронхиальное дыхание?
Тестовые задания
Из предложенных ответов выберите один правильный.
1. Что такое перкуссия?
А. Расспрос больного
Б. Осмотр больного
В. Ощупывание органов и тканей
Г. Выстукивание различных участков тела
Д. Выслушивание возникающих в организме звуковых явлений
2. В каком суставе осуществляется движение при выполнении топографической перкуссии?
А. В пястнофаланговом
Б. В лучезапястном
В. В локтевом
Г. В плечевом
Д. В межпозвоночных
3. Характер звуков, возникающих при перкуссии, зависит от:
А. Плотности ткани
Б. Упругости ткани
В. Эластичности ткани
Г. Содержания воздуха в подлежащем органе
Д. Все ответы верны
4. Ясный перкуторный звук получается при выстукивании:
А. Над легкими
Б. Над гладкостенными полостями, содержащими воздух
В. Над печенью
Г. Над сердцем
Д. Над кишечником
5. Цель сравнительной перкуссии:
А. Сравнение перкуторного звука на симметричных участках грудной клетки
Б. Сравнение перкуторного звука над грудной клеткой и животом
В. Сравнение перкуторного звука над легкими и сердцем
Г. Определение границ органов
Д. Определение массы органов