Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 574

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогнозная функция профконсультации направлена на осуществление прогноза степени овладения обучающимися тем или иным видом деятельности — профессиональный подбор, профессиональный отбор, определение профессиональной пригодности.

Под профессиональным подбором понимается освидетельствование способностей, личностных особенностей, приобретенных умений, навыков с целью подбора учащимся оптимальных видов учебной и (или) профессиональной деятельности. Применительно к общеобразовательной школе оказание учащимся психолого-консультационной помощи в выборе курсов предпрофильного обучения или профиля обучения по сути является процедурой профессионального подбора.

Профотбор — выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней обязанности. Профессиональный отбор осуществляется:

— в профессиях, предъявляющих очень высокие требования к психофизиологическим качествам личности. Это профессии, где даже незначительная ошибка может привести к аварии или гибели людей;

— в профессиях, где обучение очень дорого или должно осуществляться в сжатые сроки;

— при наличии конкурсных условий.

Профессиональная пригодность — уровень соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности человека не достигают нужных требований, человек либо работает в режиме «перегрузки», либо не справляется с работой.

Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии, путей самореализации личности в профессиональном труде.

Немаловажную роль в профориентационной работе играет профессиональное воспитание. Под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания — формирование личности профессионала, отвечающего требованиям современного производства, обладающего высокими нравственными и профессиональными качествами. Достигается это при решении следующих задач:

— формирование у учащихся потребности в профессиональном самоопределении. Это предполагает целенаправленное включение учащихся в различные виды труда, профессиональной деятельности, осуществляемой в кружках, на факультативах, занятиях трудового обучения и т.д.;


— создание реальных предпосылок для развития профессионально важных качеств;

— воспитание профессионального долга и ответственности за результаты своей трудовой деятельности;

— создание оптимального соответствия между формируемыми качествами и той деятельностью, в которую включается школьник в процессе обучения и производительного труда.

Психологическая поддержка осуществляется по следующим основным направлениям:

Психопрофилактическая работа предусматривает создание условий для полноценного психического развития школьников на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения личностных и межличностных проблем; выработку рекомендаций по оптимизации социально-психологических условий самореализации личности, а также формирование у учащихся, педагогов, родителей общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития.

Психологическое консультирование предполагает оказание помощи учащимся в познании своего «Я», формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, преодолении эмоциональной неустойчивости; повышение психологической компетентности руководителей и сотрудников данного учреждения, родителей; проведение семейных консультаций.

Развивающая и психокоррекционная работа заключается в системе активных психолого-педагогических мер, направленных на формирование личности ребенка в соответствии с возрастными нормативами, устранение отклонений в психическом и личностном развитии учащихся.


1.2. Организация работы общеобразовательного учреждения по профессиональной ориентации

Работу по профессиональной ориентации в общеобразовательном учреждении возглавляет комиссия (совет) по профессиональной ориентации. Комиссия работает на общественных началах под руководством председателя комиссии — директора учебного заведения.

В состав комиссии могут входить: заместитель председателя комиссии — заместитель директора по воспитательной или учебно-методической (научно-методической) работе, руководители методических объединений, медицинский работник, школьный психолог, библиотекарь, ответственный за работу кабинета профориентации, учителя технологии, классные руководители выпускных классов, родители учащихся, закрепленные преподаватели или мастера учреждений профессионального образования (по согласованию) и др. Работа комиссии планируется, заседания проводятся не реже одного раза в четверть.

Комиссия осуществляет работу по следующим направлениям:

— координация действий педагогических и других работников по профессиональной ориентации учащихся;

— планирование и организация общешкольных мероприятий по профориентации с учащимися и их родителями, методической работы с педагогическими работниками;

— изучение и обобщение передового опыта профориентационной работы, организация семинаров по обмену опытом;

— заслушивание на заседаниях комиссии отчета учителейпредметников, классных руководителей, заведующего кабинетом профориентации, школьного психолога, медицинского работника о состоянии и перспективах профориентационной работы;

— обеспечение участия учебного заведения в районных и городских профориентационных мероприятиях.

Работа по профессиональной ориентации проводится в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения, в который, как правило, включаются следующие разделы: работа с учащимися, работа методических объединений преподавателейпредметников, деятельность учебно-методического кабинета по профориентации, работа библиотеки, медицинского работника, психолога, повышение психологической компетентности учителей, родителей, совместная работа с профессиональными учебными заведениями, центром занятости, изучение и обмен опытом работы (Приложение 1).

Организация работы по профессиональной ориентации в общеобразовательном учреждении возложена на директора.

Директор осуществляет контроль за исполнением решений вышестоящих организаций, координацию деятельности педагогического коллектива, устанавливает связи с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, службой занятости. Обеспечивает необходимые условия для проведения профориентационной работы, организации трудового обучения, предпрофильной (профильной) подготовки, проводит анализ фактического распределения выпускников минувшего учебного года.


Заместитель директора по учебно-методической (научнометодической) работе координирует деятельность методобъединений, учителей по разработке содержания, форм и методов профориентации в учебном процессе, анализирует эффективность использования профориентационных возможностей учебных предметов, факультативов; вносит предложения о реализации в учебном заведении профориентационных курсов для старшеклассников; организует повышение квалификации учителей, руководителей предметных кружков, факультативов; осуществляет координацию работы по предпрофильному и профильному обучению; организует изучение, распространение и внедрение в практику передового опыта профориентационной работы.

Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет координацию профориентационной работы школы и учреждений культуры, детских дошкольных учреждений, родителей и общественности; внедрение в практику работы педагогического коллектива передового опыта профориентационной деятельности во внеурочное время; планирование и разработку содержания, форм и методов профориентации; организацию общешкольных профориентационных мероприятий, контроль за участием коллектива в районных, городских и других массовых мероприятиях; обеспечивает работу кабинета профориентации.

Классный руководитель в системе профориентационной работы в школе является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.

Классный руководитель осуществляет планирование профориентационной работы в классе; координирует деятельность учителей, работающих в одном классе; осуществляет систематическое изучение профессиональных намерений и личных профессиональных планов учащихся, ведение соответствующей документации; выявляет отношение школьников к физическому и умственному труду, другим видам деятельности; обеспечивает участие школьников в массовых и общешкольных профориентационных мероприятиях; формирует у учащихся представления об их возможностях и способностях; совместно со школьным психологом и профконсультантом центра профориентации изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; знакомит учащихся со структурой народного хозяйства, социальноэкономическими характеристиками профессий, формирует у школьников представления о рынке труда и профессий региона, анализирует информацию о реализации выпускниками профориентационных намерений; знакомит родителей с индивидуальными возможностями выбора профессии их детьми; распространяет передовой опыт подготовки детей к выбору профессии.


Учителя-предметники и руководители кружков и факультативов осуществляют профессиональную направленность преподаваемых дисциплин, выявляют интересы, склонности и способности школьников, в том числе и к профессиям, изучаемым в учебном процессе; развивают любознательность, формируют познавательные способности, ценностные ориентации, профессионально важные качества, позитивное отношение к учебному, физическому труду и профессиональной деятельности.

Школьный психолог выявляет условия, затрудняющие становление личности школьника, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, учителям, родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других проблем; проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы; совместно с учителем разрабатывает развивающие психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника; совместно с учителями и профконсультантами центра профориентации проводит профориентационную работу; формирует психологическую культуру школьников, учителей, родителей.

Библиотекарь осуществляет связь школьной библиотеки с детскими и массовыми библиотеками; комплектование и систематизацию книг по вопросам профориентации и психологической поддержки; ознакомление школьников с профессиями на материалах художественной и научно-популярной литературы; оформляет тематические выставки научно-популярной литературы по вопросам самопознания, самовоспитания, информационных уголков профориентационной направленности; организует читательские конференции, диспуты, другие мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся.

Медицинский работник совместно с педагогами и психологом осуществляет медицинскую профориентацию в школе; обеспечивает ознакомление учащихся и их родителей с медицинскими аспектами выбора профессии; проводит медицинские профконсультации для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья или выбирающих профессии, предъявляющие повышенные требования к психофизиологическим особенностям человека. Рекомендации его основываются на данных профилактических медицинских осмотров.