Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 599
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
Примерное содержание планирования профориентационной работы классного руководителя
Начальная школа (1—4 классы)
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Учащиеся Формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей | Беседы о труде людей, о профессиях родителей, истории вещей, которые окружают детей и др. Уроки трудового обучения. Распределение общественных поручений (Вахтенный, Пилюлькин, библиотекарь- Знайка, Цветовод и т.п.) | Классный руководитель |
Знакомство с профессиями родителей, знакомых | Конкурсы на лучший рисунок о труде, песен о труде. Рассказыо профессиях родителей, родственников, знакомых. Экскурсии в школьные мастерские, библиотеку, почту, магазин и др. Профориентационные игры | Классный руко- водитель, учитель предмета «Технология» |
Родители | Родительские собрания Темы: «Воспитание трудовых навыков в семье», «Психологические особенности младшего школьного возраста», «Развитие интересов и склонностей детей младшего школьного возраста» | Классный руко- водитель, психолог |
Учителя | Семинар для учителей начальных классов: «Активизирующие методы профориентационой работы в начальной школе. Ознакомительные игры» | Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант |
Основная школа (5—9 классы)
-
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий
Формы работы
Ответственные
Учащиеся
Изучение особенностей личности учащихся
Первичная диагностикапрофинтересов, общих способностей, школьной адаптации.
Ведение картыхарактеристики. Беседы, наблюдения
Классный руко-
водитель, психолог
Формирование жительного
ния к труду
полоотноше-
Экскурсии на тему: «Где можно проверить себя» (варианты: Центры детского и юношеского творчества, эколого-биологические станции, ДЮСШ).
Занятия в кружках, спортивных секциях.
Беседа: «У меня растут года». Реализация программы «Технология».
Профориентационные игры
Классный руко-
водитель, руководители кружков, учитель предмета «Технология»
Родители
Родительское собрание. Тема: «Психологические особенности подросткового возраста и профессиональное самоопределение»
Классный руко-
водитель, психолог
Учителя
Семинары
Темы: «Ведение карты-
характеристики»;
«Активизирующие методы профориентации»
Ответственный за профориентацию в школе,
профконсультант
-
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий
Формы работы
Ответственные
Учащиеся
Изучение особенностей личностного развития учащихся
Психодиагностика. Изучение личностных особенностей.
Ведение карты-
характеристики; Беседы с учащимися, родителями
Классный руководитель,
психолог
Формирование интереса к миру профессий, ценностных ориентаций
Экскурсии, классные часы
«Кем я хочу стать».
Оформление альбома «Люди различных профессий». Игра «Путешествие по профессиям».
Занятия по интересам: кружки, секции, музыкальные, спортивные, художественные школы.
Профориентационные игры в пришкольных лагерях
Классный руководитель, библиотекарь, руководители кружков
Развитие трудовых навыков
Реализация программы «Технология»,
Профориентационные игры в пришкольных лагерях
Учитель предмета «Технология», воспитатели пришкольного лагеря
Родители
Родительское собрание. Тема: «Развитие интересов и склонностей у подростков». Индивидуальное консультирование.
Классный руководитель, психолог
Учителя
Семинары.
Темы: «Мотивы, ценностные ориентации, их роль в профессиональном самоопределе-
нии»;
«Изучение личности в целях профориентации. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности».
Ответственный за профориентацию
в школе, профконсультант, психолог
- 1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 31
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Учащиеся Изучение особенностей личностного развития учащихся | Изучение учебных и профессиональных интересов и склонностей. Ведение карты- характеристики | Классный руководитель, психолог |
Коррекция личности | Групповая и индивидуальная коррекционная работа | Психолог |
Расширение знаний о мире профессий, формирование мотива профессионального выбора | Экскурсии, беседы, встречи с представителями профессий, сочинения о выборе профессии, профориентационные игры, КВН «Защита профессий» | Классный руково дитель, библиотекарь |
Развитие трудовых навыков, профессиональных интересов | Реализация программы «Технология». Занятия в кружках, секциях, на факультативах. Участие в «Фестивале профессий» | Учитель предмета «Технология», руководители кружков |
Родители | Родительское собрание. Тема: «Профессиональные намерения учащихся и здоровье школьников». Индивидуальное консультирование | Классный руково дитель, школьный врач, психолог |
Учителя | Семинары. Темы: «Формирование профессионального самоопределения учащихся» «Организация и проведение профориентационных игр» | Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, пси холог |
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Учащиеся Изучение особенностей личностного развития учащихся | Ведение картыхарактеристики. Профессиональная диагностика по подбору предпрофильных (элективных) курсов | Классный руководитель, психолог |
Коррекция личности | Групповая и индивидуальная коррекционная работа. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций | Психолог |
Формирование у школьников профессиональных интересов, подведение к осознанию своих профессионально важных личностных качеств | Беседы, классные часы «Что такое рынок труда?», «Что нужно знать при выборе профессии», «Правила выбора: “Хочу-могу-надо”». Практическое занятие «Мои интересы и склонности». Реализация программы «Технология». Занятия в кружках, секциях, на факультативах; | Классный руководитель, учитель предмета «Технология», ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог |
Расширение знаний о мире профессий и возможностях профессионального выбора | Экскурсии на производственные участки, в учебные заведения города (села, поселка). Читательская конференция | Классный руководитель, библиотекарь |
Родители | Родительское собрание. Тема: «Совместная работа школы и семьи по профориентации школьников». Психолого-педагогический консилиум | Классный руководитель, библиотекарь, психолог |
Учителя | Семинар-практикум «Возможности коррекционной работы для ориентации старшеклассников в мире труда и профессий». Семинар «Особенности формирования профильных классов» | Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог |
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Учащиеся Формирование у учащихся способности к обоснованному выбору профессиональной карьеры, подготовка школьников к профессиональному самоопределению, построение профессиональных планов | Групповая профконсультация, анкетирование учащихся. Занятия в группах профессионального самоопределения «Моя карьера». Индивидуальное консультирование. Реализация элективных курсов, в т.ч. «Самоопределение». Проба сил в различных видах трудовой деятельности (предпрофильные курсы) | Классный руководитель, профконсультант, учитель предмета «Технология», психолог |
Коррекция профессиональных планов | Индивидуальное консультирование. Участие в ярмарке учебных мест | Профконсультант, классный руководитель |
Изучение и коррекция способностей лично- сти | Ведение картыхарактеристики. Диагностика способностей. Анализ успешности освоения учащимися школьной программы. Коррекционная работа. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим | Классный руко- водитель, ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог, библиотекарь |
| анализом, имитационное моделирование таких ситуаций | |
Родители | Родительское собрание. Тема: «Специальные способности как одно из условий выбора профессии». Совместное собрание родителей и учащихся: «Правила приема в профессиональные учебные заведения в крае, условия трудоустройства» | Классный руководитель, психолог, работники центра профориентации, центра занятости |
Учителя | Семинары. Темы: «Порядок проведения первичной групповой профконсультации», «Формы и методы профориентационной работы в старших классах. Обмен опытом» | Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог |
Полная (средняя) школа (10—11 классы)
-
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий
Формы работы
Ответственные
Учащиеся
Формирование способности учащихся к осознанному выбору
профессии
Ведение картыхарактеристики учащегося. Беседы: «Твои профессиональные планы», «Здоровье и будущая профессия», «Что
надо знать об условиях и возможностях получения профессии и трудоустройства». Индивидуальные консультации. Уточнение личной профессиональной траектории: курс
«Самоопределение»
Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант, учитель предмета
«Технология»
Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения, мире профессий
Работа в малых группах. Занятия в клубе профессиональных знакомств «Ориентир», клубе «Карьера».
Экскурсии в учебные заведения («День открытых две-
рей»)
Классный руководитель, руководители клубов по профориентации
Углубление и закрепление интересов к отдельным видам профессиональной деятельности
Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, факультативах.
Проба сил в различных видах трудовой деятельности (желательно на базе УПК)
Учителя
Работники УПК
Коррекция профессиональных планов
Индивидуальное консультирование
Психолог, профконсультант
Родители
Родительское собрание.
Тема: «Формирование профессиональных планов в старшем школьном возрасте». Психолого-педагогический консилиум.
Индивидуальное консультирование
Классный руко-
водитель, психолог, профконсультант
Учителя
Семинар.
Тема: «Формирование профессиональной карьеры: проблемы и их разрешение»
Ответственный за профориентацию в школе,
профконсультант, психолог
-
класс
Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий | Формы работы | Ответственные |
Учащиеся Формирование индивидуальной профессиональной траектории | Ведение карты- характеристики. Беседы: «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края», «Условия трудоустройства». | Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант, учитель предмета «Технология», |
| Медицинские профконсультации. Групповая профконсультация, анкетирование учащихся. Работа в малых группах, занятия в клубе профессиональных знакомств «Ориентир», в клубе «Карьера». Программа «Технология», курс «Самоопределение». Получение начального профессионального образования на базе УПК. Экскурсии в учебные заведения. Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, факультативах. Изучение профессиональных планов | специалисты службы занято- сти, учителя |
Коррекция профессиональных планов | Индивидуальное консультирование | Профконсультант |
Родители | Родительское собрание Тема: «Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»; «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края. Условия трудоустройства». | Классный руко- водитель, Работники центра занятости, профконсультант |
Учителя | Конференция «Опыт работы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся» | Ответственный за профориентацию в школе, учителя |
Приложение 3
Примерная тематика профориентационных мероприятий
Формы и методы работы | Название мероприятий | Возрастная группа (лет) |
Азбука профессиональных действий | «Наше будущее в наших руках!» | 12—14 |
Беседа тематическая | «Предметы вокруг нас» «Это интересно!» «История народных промыслов» «Из чего что сделано?» | 11—13 7—12 7—12 7—10 |
Беседа деловая | «Как старшекласснику устроиться на работу?» | 14—17 |
Викторина по загадкам | «Таланты среди нас!» | 7—10 |
Викторина познавательных загадок | «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» (например, о коксохимической промышленности, о продукции калыванского камнерезного завода) | 9—12 |
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн | «История одной вещи» «Где родился каравай» | 10—14 8—11 |
Встреча с интересными людьми | «Что нам стоит дом построить?» «Свойства полезных ископаемых родного края» | 9—14 10—14 |
Встреча с интересным человеком | «О людях разных профессий» | 7—14 |
Вернисаж | «Человек и труд» | 7—14 |
Оформление газеты | «Дело твоего завтра» «Все профессии важны» | 13—17 7—17 |
Дискуссия | «Красота домов зависит от…» | 12—15 |
Диспут | «Что есть будущее?» «Родине нужна твоя помощь?» «Нужно ли платное образование?» | 13—17 13—17 15—17 |
День тематический | День профессий | 7—17 |
Защита фантастических проектов | «Дом будущего» «Столкновение с будущим» | 13—17 13—17 |