Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 599

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Приложение 2

Примерное содержание планирования профориентационной работы классного руководителя

Начальная школа (1—4 классы)

Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

Формы работы

Ответственные

Учащиеся

Формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей

Беседы о труде людей, о профессиях родителей, истории вещей, которые окружают детей и др.

Уроки трудового обучения. Распределение общественных поручений (Вахтенный, Пилюлькин, библиотекарь-

Знайка, Цветовод и т.п.)

Классный руководитель

Знакомство с профессиями родителей, знакомых

Конкурсы на лучший рисунок о труде, песен о труде.

Рассказыо профессиях родителей, родственников, знакомых.

Экскурсии в школьные мастерские, библиотеку, почту, магазин и др.

Профориентационные игры

Классный руко-

водитель, учитель предмета «Технология»

Родители

Родительские собрания Темы: «Воспитание трудовых навыков в семье», «Психологические особенности младшего школьного возраста», «Развитие интересов и склонностей детей младшего школьного возраста»

Классный руко-

водитель, психолог

Учителя

Семинар для учителей начальных классов: «Активизирующие методы профориентационой работы в начальной школе. Ознакомительные игры»

Ответственный за профориентацию

в школе, профконсультант

Основная школа (5—9 классы)

  1. класс

    Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

    Формы работы

    Ответственные

    Учащиеся

    Изучение особенностей личности учащихся

    Первичная диагностикапрофинтересов, общих способностей, школьной адаптации.

    Ведение картыхарактеристики. Беседы, наблюдения

    Классный руко-

    водитель, психолог

    Формирование жительного

    ния к труду



    полоотноше-

    Экскурсии на тему: «Где можно проверить себя» (варианты: Центры детского и юношеского творчества, эколого-биологические станции, ДЮСШ).

    Занятия в кружках, спортивных секциях.

    Беседа: «У меня растут года». Реализация программы «Технология».

    Профориентационные игры

    Классный руко-

    водитель, руководители кружков, учитель предмета «Технология»

    Родители




    Родительское собрание. Тема: «Психологические особенности подросткового возраста и профессиональное самоопределение»

    Классный руко-

    водитель, психолог

    Учителя

    Семинары

    Темы: «Ведение карты-

    характеристики»;

    «Активизирующие методы профориентации»

    Ответственный за профориентацию в школе,

    профконсультант

  2. класс

    Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

    Формы работы

    Ответственные

    Учащиеся

    Изучение особенностей личностного развития учащихся

    Психодиагностика. Изучение личностных особенностей.

    Ведение карты-

    характеристики; Беседы с учащимися, родителями

    Классный руководитель,

    психолог



    Формирование интереса к миру профессий, ценностных ориентаций

    Экскурсии, классные часы

    «Кем я хочу стать».

    Оформление альбома «Люди различных профессий». Игра «Путешествие по профессиям».

    Занятия по интересам: кружки, секции, музыкальные, спортивные, художественные школы.

    Профориентационные игры в пришкольных лагерях

    Классный руководитель, библиотекарь, руководители кружков

    Развитие трудовых навыков

    Реализация программы «Технология»,

    Профориентационные игры в пришкольных лагерях

    Учитель предмета «Технология», воспитатели пришкольного лагеря

    Родители

    Родительское собрание. Тема: «Развитие интересов и склонностей у подростков». Индивидуальное консультирование.

    Классный руководитель, психолог

    Учителя

    Семинары.

    Темы: «Мотивы, ценностные ориентации, их роль в профессиональном самоопределе-

    нии»;

    «Изучение личности в целях профориентации. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности».

    Ответственный за профориентацию

    в школе, профконсультант, психолог
  3. 1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


класс

Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

Формы работы

Ответственные

Учащиеся

Изучение особенностей личностного развития учащихся

Изучение учебных и профессиональных интересов и склонностей.

Ведение карты-

характеристики

Классный руководитель, психолог

Коррекция личности

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

Психолог

Расширение знаний о мире профессий, формирование мотива профессионального выбора

Экскурсии, беседы, встречи с представителями профессий, сочинения о выборе профессии, профориентационные игры, КВН «Защита профессий»

Классный руково дитель,

библиотекарь



Развитие трудовых навыков, профессиональных интересов

Реализация программы «Технология».

Занятия в кружках, секциях, на факультативах.

Участие в «Фестивале профессий»

Учитель предмета

«Технология», руководители

кружков

Родители

Родительское собрание.

Тема: «Профессиональные намерения учащихся и здоровье школьников».

Индивидуальное консультирование

Классный руково дитель, школьный

врач, психолог

Учителя

Семинары.

Темы: «Формирование профессионального самоопределения учащихся»

«Организация и проведение профориентационных игр»

Ответственный за профориентацию

в школе, профконсультант, пси холог

  • класс

    Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

    Формы работы

    Ответственные

    Учащиеся

    Изучение особенностей личностного развития учащихся

    Ведение картыхарактеристики. Профессиональная диагностика по подбору предпрофильных

    (элективных) курсов

    Классный руководитель, психолог

    Коррекция личности

    Групповая и индивидуальная коррекционная работа. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций

    Психолог

    Формирование у школьников профессиональных интересов, подведение к осознанию своих профессионально важных личностных качеств

    Беседы, классные часы «Что такое рынок труда?», «Что нужно знать при выборе профессии», «Правила выбора: “Хочу-могу-надо”».

    Практическое занятие «Мои интересы и склонности». Реализация программы «Технология».

    Занятия в кружках, секциях, на факультативах;

    Классный руководитель, учитель предмета

    «Технология», ответственный за профориентацию

    в школе, профконсультант, психолог

    Расширение знаний о мире профессий и возможностях профессионального выбора

    Экскурсии на производственные участки, в учебные заведения города (села, поселка). Читательская конференция

    Классный руководитель, библиотекарь

    Родители

    Родительское собрание.

    Тема: «Совместная работа школы и семьи по профориентации школьников». Психолого-педагогический консилиум

    Классный руководитель, библиотекарь, психолог

    Учителя

    Семинар-практикум «Возможности коррекционной работы для ориентации старшеклассников в мире труда и профессий».

    Семинар «Особенности формирования профильных классов»

    Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог


  • класс

    Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

    Формы работы

    Ответственные

    Учащиеся

    Формирование у учащихся способности к обоснованному выбору профессиональной карьеры, подготовка школьников к профессиональному самоопределению, построение профессиональных планов

    Групповая профконсультация, анкетирование учащихся.

    Занятия в группах профессионального самоопределения «Моя карьера».

    Индивидуальное консультирование.

    Реализация элективных курсов, в т.ч. «Самоопределение».

    Проба сил в различных видах трудовой деятельности (предпрофильные курсы)

    Классный руководитель, профконсультант, учитель предмета «Технология», психолог

    Коррекция профессиональных планов

    Индивидуальное консультирование.

    Участие в ярмарке учебных мест

    Профконсультант, классный руководитель

    Изучение и коррекция

    способностей лично-

    сти

    Ведение картыхарактеристики.

    Диагностика способностей. Анализ успешности освоения учащимися школьной программы.

    Коррекционная работа. Создание ситуаций выбора в различных сферах жизнедеятельности с последующим

    Классный руко-

    водитель, ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог, библиотекарь




    анализом, имитационное моделирование таких ситуаций




    Родители

    Родительское собрание.

    Тема: «Специальные способности как одно из условий выбора профессии». Совместное собрание родителей и учащихся: «Правила приема в профессиональные учебные заведения в крае, условия трудоустройства»

    Классный руководитель, психолог, работники центра профориентации, центра занятости

    Учителя

    Семинары.

    Темы: «Порядок проведения первичной групповой профконсультации»,

    «Формы и методы профориентационной работы в старших классах. Обмен опытом»

    Ответственный за профориентацию в школе, профконсультант, психолог


    Полная (средняя) школа (10—11 классы)

    1. класс

      Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

      Формы работы

      Ответственные

      Учащиеся

      Формирование способности учащихся к осознанному выбору

      профессии

      Ведение картыхарактеристики учащегося. Беседы: «Твои профессиональные планы», «Здоровье и будущая профессия», «Что

      надо знать об условиях и возможностях получения профессии и трудоустройства». Индивидуальные консультации. Уточнение личной профессиональной траектории: курс

      «Самоопределение»

      Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант, учитель предмета

      «Технология»

      Систематизация знаний учащихся об основах профессионального самоопределения, мире профессий

      Работа в малых группах. Занятия в клубе профессиональных знакомств «Ориентир», клубе «Карьера».

      Экскурсии в учебные заведения («День открытых две-

      рей»)

      Классный руководитель, руководители клубов по профориентации

      Углубление и закрепление интересов к отдельным видам профессиональной деятельности

      Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, факультативах.

      Проба сил в различных видах трудовой деятельности (желательно на базе УПК)

      Учителя

      Работники УПК

      Коррекция профессиональных планов

      Индивидуальное консультирование

      Психолог, профконсультант

      Родители

      Родительское собрание.

      Тема: «Формирование профессиональных планов в старшем школьном возрасте». Психолого-педагогический консилиум.

      Индивидуальное консультирование

      Классный руко-

      водитель, психолог, профконсультант

      Учителя

      Семинар.

      Тема: «Формирование профессиональной карьеры: проблемы и их разрешение»

      Ответственный за профориентацию в школе,

      профконсультант, психолог

    2. класс


    Контингент, задачи рекомендуемых мероприятий

    Формы работы

    Ответственные

    Учащиеся

    Формирование индивидуальной профессиональной траектории

    Ведение карты- характеристики.

    Беседы: «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края», «Условия трудоустройства».

    Классный руководитель, психолог, врач, профконсультант, учитель предмета «Технология»,







    Медицинские профконсультации.

    Групповая профконсультация, анкетирование учащихся.

    Работа в малых группах, занятия в клубе профессиональных знакомств «Ориентир», в клубе «Карьера».

    Программа «Технология», курс «Самоопределение». Получение начального профессионального образования на базе УПК.

    Экскурсии в учебные заведения.

    Углубленное изучение учащимися предметов в профильных классах, на подготовительных курсах, факультативах.

    Изучение профессиональных планов

    специалисты

    службы занято-

    сти, учителя

    Коррекция профессиональных планов

    Индивидуальное консультирование

    Профконсультант



    Родители

    Родительское собрание Тема: «Самовоспитание как важнейшее условие формирования профессиональной карьеры»;

    «Особенности приема в профессиональные учебные заведения края. Условия трудоустройства».

    Классный руко-

    водитель,

    Работники центра занятости, профконсультант

    Учителя

    Конференция «Опыт работы по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения

    учащихся»

    Ответственный за профориентацию в школе,

    учителя

    Приложение 3

    Примерная тематика профориентационных мероприятий

    Формы и методы работы

    Название мероприятий

    Возрастная группа (лет)

    Азбука профессиональных действий

    «Наше будущее в наших руках!»

    12—14

    Беседа тематическая

    «Предметы вокруг нас»

    «Это интересно!»

    «История народных промыслов»

    «Из чего что сделано?»

    11—13

    7—12

    7—12

    7—10

    Беседа деловая

    «Как старшекласснику устроиться на работу?»

    14—17

    Викторина по загадкам

    «Таланты среди нас!»

    7—10

    Викторина познавательных загадок

    «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» (например, о коксохимической промышленности, о продукции калыванского камнерезного завода)

    9—12

    Вечер разгаданных и неразгаданных тайн

    «История одной вещи»

    «Где родился каравай»

    10—14 8—11

    Встреча с интересными людьми

    «Что нам стоит дом построить?» «Свойства полезных ископаемых

    родного края»

    9—14

    10—14

    Встреча с интересным человеком

    «О людях разных профессий»

    7—14

    Вернисаж

    «Человек и труд»

    7—14

    Оформление газеты

    «Дело твоего завтра»

    «Все профессии важны»

    13—17 7—17

    Дискуссия

    «Красота домов зависит от…»

    12—15

    Диспут

    «Что есть будущее?»

    «Родине нужна твоя помощь?»

    «Нужно ли платное образование?»

    13—17

    13—17

    15—17

    День тематический

    День профессий

    7—17

    Защита фантастических проектов

    «Дом будущего»

    «Столкновение с будущим»

    13—17

    13—17