Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 373
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ные движения, как правило, выполняются. Так, больной, кото- рый не может по заданию подуть, тут же задувает горящую спич- ку, поднесенную к его губам. Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого раз- вития. От качества и объема оральных навыков во многом зави- сит усвоение нормативного звукопроизношения.
2. Артикуляционный праксис
Наиболее сложный из всех видов праксиса – артикуляцион- ный, то есть способность произносить звуки речи и их серии (слова). Если праксис – это предметное действие, а предмет – об- разец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной дея- тельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуля- ционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?
Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е. Н. Винарская – автор известных работ по клиническим про- блемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желае- мому результату и по мере уточнения слухо-речевых представле- ний. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными. Подтверждением этого яв- ляется то, что невидящий (слепой) ребенок, тоже овладевает арти- куляционными движениями без принципиальных затруднений.
Выше было сказано, что А. Р. Лурия выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса
.
Афферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион- ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми ки- нестезиями или артикулемами.
Эфферентный артикуляционный праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляцион- ный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной арти- куляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными арти- куляционными позами. Без коартикуляций слово произнести не- возможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка»,
в момент артикулирования первого звука [К] мы уже готовим ар- тикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово
«кошка» не звучит как [К], [О], [Ш], [К], [А], а представлено цело- стной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулом. Таким образом, слово — не набор отдельных артикуляционных поз, а их серия. Овладение серийной организацией артикуляци- онного акта происходит на основе специальных программ, зало- женных в самом слове. Неудивительно, что вначале осваиваются наиболее простые из них, то есть открытые слоги (лепет) и слова типа «мама, папа» — с двумя повторяющимися открытыми сло- гами, а затем уже — более сложные.
Над предметным несимволическим праксисом (действия с предметом), предметным символическим праксисом (условные действия – без предмета); пальцевым, оральным, артикуляцион- ным – надстраиваются различные виды абстрактной символиче- ской
деятельности.
Виды апраксии
Апраксия – это неспособность к произвольной практической предметной деятельности, упроченной ранее. Непроизвольное действие, недоступное к выполнению по заданию, может быть легко выполнено. Поскольку параличи или парезы у больных с апраксией отсутствуют, несостоятельность в произвольной дея- тельности может быть обусловлена лишь нарушением в управле- нии ею со стороны центральных механизмов мозга.
Неречевая апраксия
Неречевая апраксия подразделяется на чувствительную – ки- нестетическую, афферентную, и двигательную – кинетическую, эфферентную. Кинестетическая (афферентная) апраксия состо- ит в потере способности распознавать (узнавать) предметы на ощупь, несмотря на то, что первичное тактильное чувство у них имеется. Кинетические (эфферентные) апраксии проявля- ются в неспособности совершать предметные действия, особенно без предмета. И тот и другой вид апраксии может относиться к раз личным частям тела. Наиболее часто встречается кистевая апраксия, или, иначе, мануальная (от лат. manus – «рука»). При- чем симптомы апраксии только в правой руке свидетельствуют о поражении в левом полушарии или же в обоих одновременно, а симптомы апраксии только в левой руке свидетельствуют о по- ражении правого полушария. Это, однако, можно установить
лишь в том случае, когда обе руки непаретичны. Чаще всего такая дифференциальная диагностика по рукам используется применительно к детям с недоразвитием праксической сферы.
В рамках мануальной апраксии выделяют кистевую и паль- цевую. Они характеризуются неспособностью выполнять по за-
данию позы кисти или пальцев, или их серии. Основным прояв- лением оральной апраксии является неспособность произвольно управлять органами, расположенными в оральной (ротовой) полости (подуть, поцокать языком, пощелкать т. п.). При этом не- произвольно эти движения могут быть легко выполнены. На пример, больной, который не может по заданию выполнить движение, имитирующее задувание спички, легко задувает горя- щую спичку, поднесенную близко к его рту.
Выделяют также апраксию туловища, когда нарушается спо- собность распределить туловище конечности в пространстве, а также апраксию одевания с симптомами астазии-абазии. При этом расстройстве больные путают одни части одежды с другими, не могут найти лицевую сторону, и особенно трудно им дается, например, завязывание шнурков и застегивание пуговиц.
Артикуляционная апраксия
Этот вид апраксии является наиболее сложным и состоит в неспособности членораздельно говорить, несмотря на отсутст- вие параличей или парезов органов артикуляции.
Согласно учению об афазии А. Р. Лурии, артикуляционная апраксия является первичным дефектом при моторных афазиях.
Одним из основных звеньев праксического акта является аф- ферентный, относящийся к зоне чувствительных проекций. Его нарушение связывается в нейропсихологии с поражением темен- ной (постцентральной) коры, а точнее, с деятельностью вторич- ных полей данной области мозга, которые ответственны за реа- лизацию (афферентацию) отдельных поз.
Несостоятельность в воспроизведении единичных поз носит
название афферентной (кинестетической) апраксии. Это отно- сится и к мануальным (кистевым и пальцевым) позам, и к ораль- ным, и к артикуляционным. Характерными проявлениями кинесте- тической апраксии являются поиски позы, состоящие в хаотических
движениях кистями или пальцами рук, замене одних поз други- ми. В то же время в составе привычных непроизвольных дейст- вий, таких, как еда, одевание и т. п., эти же позы, как правило, легко воспроизводятся.
Несостоятельность в воспроизведении серии движений обо- значается как кинетическая, эфферентная апраксия. Её возник- новение связывается с поражением вторичных полей коры пре- моторной (прецентральной) области. Больные с кинетической, эфферентной, апраксией затрудняются в воспроизведении се- рии праксических актов, сливающихся в единое действие или представляющих собой опреде ленную двигательную програм- му. Например, такую как многократное воспроизведение в за- данной последовательности поз: «кулак-ладонь-ребро».
А. Р. Лурия называет распад серийного двигательного акта распадом кинетической мелодии действия.
Воспроизведению заданной серии поз препятствуют особого рода застревания – персеверации. При данном виде апраксии они похожи на застревание зубчатого колеса, поэтому иногда их обозначают как персеверации по типу зубчатого колеса. Этим данный вид персевераций отличается от тех, которые возникают при поражении «глубины» мозга, когда застревания являются от- ставленными во времени. Например, глубинная персеверация может насильственно возникнуть через некоторый промежуток времени после предыдущего воспроизведения и воспрепятство-
2. Артикуляционный праксис
Наиболее сложный из всех видов праксиса – артикуляцион- ный, то есть способность произносить звуки речи и их серии (слова). Если праксис – это предметное действие, а предмет – об- разец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляционной дея- тельности? Иными словами, на базе чего формируется артикуля- ционный праксис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?
Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е. Н. Винарская – автор известных работ по клиническим про- блемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желае- мому результату и по мере уточнения слухо-речевых представле- ний. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными. Подтверждением этого яв- ляется то, что невидящий (слепой) ребенок, тоже овладевает арти- куляционными движениями без принципиальных затруднений.
Выше было сказано, что А. Р. Лурия выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса
.
Афферентный артикуляционный праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион- ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми ки- нестезиями или артикулемами.
Эфферентный артикуляционный праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляцион- ный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной арти- куляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными арти- куляционными позами. Без коартикуляций слово произнести не- возможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка»,
в момент артикулирования первого звука [К] мы уже готовим ар- тикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово
«кошка» не звучит как [К], [О], [Ш], [К], [А], а представлено цело- стной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулом. Таким образом, слово — не набор отдельных артикуляционных поз, а их серия. Овладение серийной организацией артикуляци- онного акта происходит на основе специальных программ, зало- женных в самом слове. Неудивительно, что вначале осваиваются наиболее простые из них, то есть открытые слоги (лепет) и слова типа «мама, папа» — с двумя повторяющимися открытыми сло- гами, а затем уже — более сложные.
Над предметным несимволическим праксисом (действия с предметом), предметным символическим праксисом (условные действия – без предмета); пальцевым, оральным, артикуляцион- ным – надстраиваются различные виды абстрактной символиче- ской
деятельности.
Виды апраксии
Апраксия – это неспособность к произвольной практической предметной деятельности, упроченной ранее. Непроизвольное действие, недоступное к выполнению по заданию, может быть легко выполнено. Поскольку параличи или парезы у больных с апраксией отсутствуют, несостоятельность в произвольной дея- тельности может быть обусловлена лишь нарушением в управле- нии ею со стороны центральных механизмов мозга.
Неречевая апраксия
Неречевая апраксия подразделяется на чувствительную – ки- нестетическую, афферентную, и двигательную – кинетическую, эфферентную. Кинестетическая (афферентная) апраксия состо- ит в потере способности распознавать (узнавать) предметы на ощупь, несмотря на то, что первичное тактильное чувство у них имеется. Кинетические (эфферентные) апраксии проявля- ются в неспособности совершать предметные действия, особенно без предмета. И тот и другой вид апраксии может относиться к раз личным частям тела. Наиболее часто встречается кистевая апраксия, или, иначе, мануальная (от лат. manus – «рука»). При- чем симптомы апраксии только в правой руке свидетельствуют о поражении в левом полушарии или же в обоих одновременно, а симптомы апраксии только в левой руке свидетельствуют о по- ражении правого полушария. Это, однако, можно установить
лишь в том случае, когда обе руки непаретичны. Чаще всего такая дифференциальная диагностика по рукам используется применительно к детям с недоразвитием праксической сферы.
В рамках мануальной апраксии выделяют кистевую и паль- цевую. Они характеризуются неспособностью выполнять по за-
данию позы кисти или пальцев, или их серии. Основным прояв- лением оральной апраксии является неспособность произвольно управлять органами, расположенными в оральной (ротовой) полости (подуть, поцокать языком, пощелкать т. п.). При этом не- произвольно эти движения могут быть легко выполнены. На пример, больной, который не может по заданию выполнить движение, имитирующее задувание спички, легко задувает горя- щую спичку, поднесенную близко к его рту.
Выделяют также апраксию туловища, когда нарушается спо- собность распределить туловище конечности в пространстве, а также апраксию одевания с симптомами астазии-абазии. При этом расстройстве больные путают одни части одежды с другими, не могут найти лицевую сторону, и особенно трудно им дается, например, завязывание шнурков и застегивание пуговиц.
Артикуляционная апраксия
Этот вид апраксии является наиболее сложным и состоит в неспособности членораздельно говорить, несмотря на отсутст- вие параличей или парезов органов артикуляции.
Согласно учению об афазии А. Р. Лурии, артикуляционная апраксия является первичным дефектом при моторных афазиях.
-
Афферентная артикуляционная апраксия
Одним из основных звеньев праксического акта является аф- ферентный, относящийся к зоне чувствительных проекций. Его нарушение связывается в нейропсихологии с поражением темен- ной (постцентральной) коры, а точнее, с деятельностью вторич- ных полей данной области мозга, которые ответственны за реа- лизацию (афферентацию) отдельных поз.
Несостоятельность в воспроизведении единичных поз носит
название афферентной (кинестетической) апраксии. Это отно- сится и к мануальным (кистевым и пальцевым) позам, и к ораль- ным, и к артикуляционным. Характерными проявлениями кинесте- тической апраксии являются поиски позы, состоящие в хаотических
движениях кистями или пальцами рук, замене одних поз други- ми. В то же время в составе привычных непроизвольных дейст- вий, таких, как еда, одевание и т. п., эти же позы, как правило, легко воспроизводятся.
-
Эфферентная артикуляционная апраксия
Несостоятельность в воспроизведении серии движений обо- значается как кинетическая, эфферентная апраксия. Её возник- новение связывается с поражением вторичных полей коры пре- моторной (прецентральной) области. Больные с кинетической, эфферентной, апраксией затрудняются в воспроизведении се- рии праксических актов, сливающихся в единое действие или представляющих собой опреде ленную двигательную програм- му. Например, такую как многократное воспроизведение в за- данной последовательности поз: «кулак-ладонь-ребро».
А. Р. Лурия называет распад серийного двигательного акта распадом кинетической мелодии действия.
Воспроизведению заданной серии поз препятствуют особого рода застревания – персеверации. При данном виде апраксии они похожи на застревание зубчатого колеса, поэтому иногда их обозначают как персеверации по типу зубчатого колеса. Этим данный вид персевераций отличается от тех, которые возникают при поражении «глубины» мозга, когда застревания являются от- ставленными во времени. Например, глубинная персеверация может насильственно возникнуть через некоторый промежуток времени после предыдущего воспроизведения и воспрепятство-