Файл: Рабочая программа среднего общего образования обществознание базовый уровень.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жающую среду; виды преступлений; виды наказаний в уго- ловном праве .
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества; права и морали; государства и права; действия правовых регуляторов и развития обще- ственных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной, политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации; возраста- ния социальной мобильности; сохранения социального нера- венства; социальных конфликтов; отклоняющегося (девиант- ного) поведения; правонарушения и юридической ответствен- ности за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, вклю- чая нормы права; социального контроля; государства, субъек- тов и органов государственной власти в Российской Федера- ции; политических партий; средств массовой информации в политической жизни общества; правоохранительных органов; отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах,
диаграммах, графиках .
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 21
ные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографиче- ский, сравнительно-правовой метод, политическое прогнози- рование .
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регу- лирование общественных отношений в Российской Федера- ции», для анализа социальной информации о социальном и политическом развитии российского общества, направлениях государственной политики в Российской Федерации, право- вом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государствен- ных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целена- правленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, разли- чать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфе- ра», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» .
22 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
«Политическая сфера», «Правовое регулирование обществен- ных отношений в Российской Федерации» .
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о (об) социальной структуре российского обще- ства; роли семьи в жизни личности и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре политической системы; роли Интернета в современной политической комму- никации; необходимости поддержания законности и правопо- рядка; юридической ответственности за совершение правона- рушений; механизмах защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о (об) консти- туционных принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах, включая этносоциаль- ные, и путях их разрешения; государственной поддержке со- циально незащищенных слоев общества и мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической системе Российской Федерации на
современном этапе; государственном суверенитете; избира- тельной системе в Российской Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего; основах кон- ституционного строя Российской Федерации; субъектах граж- данских правоотношений; юридической ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граж- дан; защите трудовых прав работников; порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях на- логоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса, гражданского процесса фактами социальной дей-
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 23
ствительности, модельными ситуациями, примерами из лич- ного социального опыта .
24 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
-
Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании социальной структуры, формы го- сударства, политической культуры личности и ее политиче- ского поведения, системы права, нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества; права и морали; государства и права; действия правовых регуляторов и развития обще- ственных процессов;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной, политической сферах, в правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации; возраста- ния социальной мобильности; сохранения социального нера- венства; социальных конфликтов; отклоняющегося (девиант- ного) поведения; правонарушения и юридической ответствен- ности за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать функции семьи, социальных норм, вклю- чая нормы права; социального контроля; государства, субъек- тов и органов государственной власти в Российской Федера- ции; политических партий; средств массовой информации в политической жизни общества; правоохранительных органов; отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах,
диаграммах, графиках .
-
Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы жизни общества, включая универсаль-
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 21
ные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографиче- ский, сравнительно-правовой метод, политическое прогнози- рование .
-
Применять знания, полученные при изучении разделов
«Социальная сфера», «Политическая сфера», «Правовое регу- лирование общественных отношений в Российской Федера- ции», для анализа социальной информации о социальном и политическом развитии российского общества, направлениях государственной политики в Российской Федерации, право- вом регулировании общественных процессов в Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государствен- ных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целена- правленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, разли- чать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Социальная сфера», «Политическая сфе- ра», «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» .
-
Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную де- ятельность с опорой на полученные знания о структуре обще- ства, социальных отношениях, политической сфере, правовом регулировании и законодательстве Российской Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисципли- нарной направленности; готовить устные выступления и пись- менные работы (развернутые ответы, сочинения) по изучен- ным темам, составлять сложный и тезисный план разверну- тых ответов, анализировать неадаптированные тексты . -
Использовать политические и правовые знания для вза- имодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социаль- ных ролей, ориентации в актуальных общественных собы- тиях, определения личной гражданской позиции; осознания роли непрерывного образования; использовать средства ин- формационно-коммуникационных технологий в решении раз- личных задач при изучении разделов «Социальная сфера»,
22 Федеральная рабочая программа среднего общего образования
«Политическая сфера», «Правовое регулирование обществен- ных отношений в Российской Федерации» .
-
Формулировать на основе социальных ценностей и при- обретенных знаний о структуре общества и социальных взаи- модействиях, политической сфере и законодательстве Россий- ской Федерации собственные суждения и аргументы по про- блемам социальной мобильности, ее форм и каналов в современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций развития семьи; участия субъектов политики в по- литическом процессе; опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и свобод человека с обязан- ностями и правовой ответственностью;
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о (об) социальной структуре российского обще- ства; роли семьи в жизни личности и в развитии общества; особенностях политической власти, структуре политической системы; роли Интернета в современной политической комму- никации; необходимости поддержания законности и правопо- рядка; юридической ответственности за совершение правона- рушений; механизмах защиты прав человека; особенностях трудовых правоотношений несовершеннолетних работников; особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений социальной действительности;
конкретизировать теоретические положения о (об) консти- туционных принципах национальной политики в Российской Федерации; социальных конфликтах, включая этносоциаль- ные, и путях их разрешения; государственной поддержке со- циально незащищенных слоев общества и мерах социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической системе Российской Федерации на
современном этапе; государственном суверенитете; избира- тельной системе в Российской Федерации; государственной службе и статусе государственного служащего; основах кон- ституционного строя Российской Федерации; субъектах граж- данских правоотношений; юридической ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания образовательных услуг; порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граж- дан; защите трудовых прав работников; порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях на- логоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса, гражданского процесса фактами социальной дей-
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 23
ствительности, модельными ситуациями, примерами из лич- ного социального опыта .
-
Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, зафиксированных в законодательстве Рос- сийской Федерации; находить, анализировать и использовать информацию, предоставленную государственными органами, в том числе в цифровой среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной финансовой безопасности . -
Оценивать социальную информацию по проблемам со- циальных отношений, политической жизни общества, право- вого регулирования, в том числе поступающую по каналам сетевых коммуникаций, определять степень достоверности ин- формации; соотносить различные оценки социального взаимо- действия, политических событий, правовых отношений, со- держащиеся в источниках информации; давать оценку дей- ствиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм морали и права . -
Самостоятельно оценивать и принимать решения, вы- являть с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оце- нивать поведение людей и собственное поведение с точки зре- ния социальных норм, включая нормы морали и права, цен- ностей; осознавать неприемлемость антиобщественного пове- дения, опасность алкоголизма и наркомании .
24 Федеральная рабочая программа среднего общего образования