Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № 8. Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».

Целевые установки урока.

Предметные цели:

  • сравнивать стихотворения с одинаковым названием;

  • плавно читать текст целыми словами без ошибок;

  • находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения;

  • читать стихотворения выразительно;

  • объяснять значение слов (маскарад, проказа);

  • уметь представлять (воссоздавать) сказочные ситуации (по тексту).

  • объяснять сказочное название темы «Жили-были буквы»;

  • знать авторов и названия прочитанных произведений. Метапредметные цели:

Регулятивные

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • проявлять желание достичь положительных результатов в чтении;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в паре, использовать формулы речевого этикета;

  • говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению;

  • чутко реагировать на смешные (юмористические) эпизоды

произведения.



Материалы к уроку

Перед уроком учитель делает выставку книг, посвященную буквам, чтобы дети рассказали не только о произведениях, прочитанные на уроке.

Ход урока

Рубрика «Поговорим о самом главном»

Учащиеся рассматривают страницу учебника «Поговорим о самом главном».

  • Прочитайте название рубрики. Как вы думаете, что важнее всего? О чём мы будем разговаривать?


Учитель выбирает 2-3 высказывания для чтения на уроке, а остальные высказывания предлагает детям прочитать дома и обсудить их с родителями.

Учитель, по своему усмотрению, может вместе с детьми создать книжку «Мудрые мысли на каждый день», где дети после обсуждения будут записывать высказывания, которые им понравились.

Рубрика «Как хорошо уметь читать»

  • Как вы понимаете значение этих слов? Приходилось ли вам говорить себе эти слова? Когда? Расскажите. Почему важно уметь читать? С чего началось ваше обучение чтению? (С изучения «Азбуки», букв и звуков.)

Знакомство с произведением С. Чёрного. Учащиеся читают название стихотворения.

  • Ребята, вас не удивляет, что поэт назвал азбуку живой? Кого можно назвать живым? Может ли азбука быть живой? Кто её оживит? (Писатели и поэты оживили буквы силой своего воображения).

Чтение учителем стихотворения С. Чёрного. После чтения учащиеся обмениваются впечатлениями и высказывают своё отношение к весёлой придумке поэта.

  • Понравилось ли вам стихотворение? Что именно? Кто затеял проказу, шалость? Прочитайте стихотворение сами и ответьте на вопрос «Почему поэт назвал шалость букв «весёлым маскарадом»?

Стихотворение читают учащиеся. Учитель предлагает разные формы чтения: чтение цепочкой, в парах, жужжащее чтение вполголоса.

  • Посмотрите значение слова «маскарад» в «Толковом словаре» в конце учебника. Какие маски надели буквы? Какие маски предложили бы вы разным буквам?

  • Встречалось ли вам раньше стихотворение с таким же названием? Найдите в этих стихах общее и различное.

Рубрика «Проверим себя»

  • Ребята, сегодня мы заканчиваем изучение нашей первой темы учебника «Жили-были буквы». Откройте с. 3 учебника и посмотрите, какие цели мы ставили. Сегодня мы подведем итоги, чему же мы научились, что узнали.

Учащиеся проводят выборочное чтение текстов. Учитель может организовать работу в парах.

  • Расскажите, какие произведения произвели на вас самые сильные впечатления. Что понравилось, запомнилось, чему научили вас произведения? Что вы сочли важным для своего общения с друзьями и взрослыми? Какими мыслями вы можете поделиться с теми детьми, которые не читали этих произведений?

  • Как вы понимаете название темы?

Учащиеся приходят к выводу: на уроках литературного чтения буквы и звуки изучаются по-другому, не так, как на уроках русского языка. Писатели и поэты, благодаря своему творческому воображению, превращают обыкновенные буквы в героев своих произведений. Писатели могут рассказать о них целые истории. Но у каждого из них есть свои секреты, которые может раскрыть вдумчивый читатель. За сказочным изображением букв, их игрой важно увидеть правила жизни, которые помогают детям дружить и лучше понимать друг друга.



Обобщение, подведение итогов

Что нового вы узнали? С каким произведениями познакомились? Какие выводы для себя сделали?

В заключение учитель скажет, что писатели не просто рассказывают какие-то истории, но заставляют нас задуматься, многое понять.

Раздел «Сказки, загадки, небылицы»

В процессе изучения данной темы учащиеся познакомятся с небольшими произведениями устного народного творчества (песенки, небылицы, потешки, загадки), созданными в России, прочтут песенки и веселые стихи из фольклора Англии. Учащиеся вспомнят русские народные сказки, познакомятся с авторским переложением сказки «Теремок» (Е. Чарушин) и вариантом той же сказки «Рукавичка». Это даст возможность учителю поработать с детьми не только над сюжетной линией сказки, но и поразмышлять над поступками героев сказки, подумать над ее смыслом.

В русских народных сказках акцент делается не столько на бытовых сторонах жизни, сколько на духовной стороне жизни, на взаимоотношениях героев сказок, на традиционных национальных ценностях, которые бережно хранит наш народ. В сказках говорится о дружбе, взаимопомощи, доброте и неприятии таких качеств, как обман, хитрость, хвастовство, гордыня, о том, как преодолевать страх и задумываться о последствиях своих поступков. Даже сказка «Курочка Ряба», хорошо знакомая учащимся с раннего детства, откроет им новые смыслы жизни, если учитель обратит их внимание на заглавие сказки, которое подчеркивает, что курочка Ряба важное действующее лицо сказки и к ее словам следует прислушаться. В словах сказки содержится важный жизненный смысл и установка: « Живи скромно и просто!».

Серия иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди», помещенная на страницах учебника, позволит детям не только вспомнить сюжет сказки, но и «поучит» детей логически мыслить, чтобы выстроить события сказки (ее сюжетную линию) в определенной последовательности. Более того, сказка на своем эмоционально-образном уровне, на примере девочки и братика из сказки наглядно покажет детям, как важно уметь сохранять цель и соотносить ее с результатом. А цель, действия и результат — это важнейшие структурные элементы универсальных учебных действий, которые применимы в любой деятельности.

Учащиеся прочтут сказки К. Ушинского о животных, которые также подтолкнут детей к размышлению о нравственном смысле поступков героев сказок. Свое отношение к героям сказки они могут показать при выразительном чтении сказок по ролям.


Целый разворот учебника посвящен сказкам А. С. Пушкина, но дети смогут прочитать на уроке лишь отрывки из этих сказок. Однако учитель может дополнительно прочитать несколько эпизодов из сказок («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне...»).

Кроме того, в разработках уроков учитель найдет пример формирования навыка чтения с использованием элементов универсальных действий.


Урок № 1 (9). Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».

Целевые установки урока.

Предметные цели:

  • различать понятия (на практическом уровне): сказка, загадка, небылица.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • иметь представление о целях изучения темы, обозначенных на шмуцтитуле (без термина);

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • уметь объяснить, что такое сказка;

  • уметь логически связать последовательность событий сказки;

  • воссоздавать в воображении (уметь представить) сказочные ситуации;

  • уметь сравнивать поступки действующих лиц сказки и делать выводы;

  • сравнивать реальные и сказочные ситуации;

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в парах: говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • выражать готовность к сотрудничеству.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений народного творчества;

  • выражать желание читать сказки самостоятельно и брать их в библиотеке.


Ход урока

Введение в тему «Сказки, загадки, небылицы»

Учащиеся читают название темы.


  • Прочитайте название темы. Что мы будем изучать? Что мы узнаем о сказках, загадках, небылицах?

Дети читают, чему они будут учиться. Учитель обобщает:

  • Мы, ребята, будем решать с вами две основные задачи: развивать и совершенствовать свой навык чтения, а также знакомиться с народными сказками и сказками, которые создали русские писатели.

  • Как вы понимаете, что такое сказка? Сказка — это выдумка или нет? Есть ли в ней какой-то урок?

Рубрика «Что уже знаем и умеем»

Ученикам предложено определить уровень приобретенных ранее умений.

Рубрика «В мире книг»

  • Обратите внимание на выставку книг (с. 27). Что объединяет книги, помещённые на ней? Кто и когда вам читал сказки? Назовите самую любимую.

Учащиеся рассказывают о своих любимых сказках.

Рубрика «Разноцветные страницы»

Учащиеся занимаются речевой разминкой, произнося слова четко и ясно, обращая внимание на ударные слоги, после чего обсуждают, в чем заключались их трудности.

Подведение итогов


Урок № 2 (10). Восстановление последовательности сказки по рисункам. Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси - Лебеди».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • понимать содержание сказки, воспроизводить её содержание;

  • восстанавливать последовательность событий сказки с помощью иллюстрации;

  • называть героев сказки, описывать их внешний вид.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в парах: говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников;

  • выражать готовность к сотрудничеству, договариваться.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений народного творчества;

  • выражать желание читать сказки самостоятельно (брать их в библиотеке);

  • обсуждать смысл слов: согласие, приветливость, радость;

  • размышлять о последствиях своих поступков.