Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 548

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

Восстановление событий сказки «Курочка Ряба» по рисункам

  • Рассмотрите иллюстрации. К какой сказке они нарисованы? Знаете ли вы, почему курочка названа рябой? (Рябой — с пятнами другого цвета на основном фоне (об окраске кого-, чего-л.10). Как выглядит курочка? (Курочка пёстренькая, с пятнышками другого цвета на основном сереньком фоне.)

  • Внимательно рассмотрите рисунки к сказке и восстановите последовательность событий.

Можно выслушать 2-3 пересказа сказки, определить, кто из учащихся был ближе к тексту народной сказки.

  • Это русская народная сказка, которую знают все дети с самого раннего возраста. Сказка проста, но и мудра. Теперь мы стали читателями и будем изучать сказки, раскрывая все их секреты. Помните, что в каждой сказке есть совет, урок. Какой же урок есть в этой сказке? Вспомните, как заканчивается сказка? («Я снесу для вас яичко другое, не золотое — простое».) Какой смысл содержится в заключительных словах курочки?

Чтобы рассмотреть смысл сказки предлагается несколько вариантов.

1. Учитель предложит детям подумать над следующими вопросами, чтобы им был понятен скрытый смысл сказки, в которой заложен национальный взгляд на жизнь, на её ценности.

  • Как называется сказка? («Курочка Ряба».) Заглавие нам говорит о том, что курочка Ряба является главным героем сказки. Надо обратить внимание на её действия и слова.

  • Когда плакали дед и баба? (Когда мышка разбила золотое яйцо). Как курочка успокоила их? (Она обещала снести яичко другое, не золотое - простое).

  • Что подсказывают нам эти заключительные слова курочки? (Живите скромно и просто. Недаром у русского народа есть такие пословицы: «Живи просто — доживёшь лет до ста», «Не в деньгах счастье»).

10 http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp

2. Учитель, выслушав мнение детей, может сделать вывод сам; «Ценить надо то, что имеешь, а то, что откуда-то неожиданно свалилось, всё равно пропадёт». Надо уметь задать себе вопрос: «А зачем тебе это золотое яйцо?» Оно столько слёз и беспокойства принесло старикам. Недаром у нашего народа есть мудрые пословицы и поговорки: «Живи просто — доживёшь лет до ста», «Не в золоте счастье».

Важно давать детям серьёзные ответы, а не шуточные, чтобы они приобретали жизненные смыслы.

Восстановление событий сказки «Гуси-лебеди» по рисункам

  • Рассмотрите иллюстрации на с. 32. Угадайте, к какой сказке они сделаны. Знаете ли вы ее? Назовите ее действующих лиц. Что вы думаете о девочке? Как вы к ней относитесь?

  • Правильно ли изображена последовательность событий сказки? (Порядок нарушен.) Прочитайте вопросы с доски и определите, помогут ли они вам восстановить порядок действий в сказке:




  1. С чего все началось?

  2. Какие события произошли дальше и в какой последовательности?

  3. Чем все закончилось?
Работа в парах. Учебная задача

  • Попробуйте восстановить порядок событий, используя эти вопросы и картинки. Обозначьте цифрами последовательность действий.

  • Изображено ли в рисунках начало сказки? ( Начала нет.)

Чтение начала сказки учителем (или устный рассказ учащихся).

  • А сейчас, ребята, мы с вами поразмышляем над этой сказкой. Подумаем, нет ли в ней важных советов, о которых нам надо знать.

  • Какой наказ своей дочке дали отец с матерью, уходя на работу? («Береги братца! Не ходи со двора!»)

  • Предвещало что-либо беду? (Нет.) Какая беда все-таки случилась? (Пропал братец.) Сумела ли девочка спасти своего братца? Легко ли ей было? Почему с девочкой случилась беда? (Дочка забыла наказ отца и матери.)


Рассмотрение сказочной ситуации с точки зрения учебных действий, осмысления понятий «цель — результат»

  • Ребята! А теперь я вам задам трудную задачу. Давайте посмотрим на поступок девочки глазами грамотных учеников, которые учатся понимать цель действий, удерживать ее и соотносить с результатом.

  • Какая цель была поставлена? (Беречь братца.) Смогла ли она удержать цель и помнить о ней? (Девочка позабыла, что ей приказывали, побежала на улицу, заигралась, загулялась.)

  • Каков был результат? (Братец чуть не погиб: его унесли гуси- лебеди).

  • Легко ли девочке было исправлять свою ошибку? Поняла ли она, что значит отвечать за брата, быть ответственной? (Ответственность — это обязанность, необходимость отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.)

  • Мы с вами еще только учимся понимать цель наших действий, соотносить с достигнутым результатом, а в народных сказках, которые были написаны очень давно, люди показали своим детям, как важно помнить наказы родителей, удерживать в памяти цель, которую они перед вами ставят.

  • Какой секрет мы сегодня открыли в сказке?

В каждой сказке можно отыскать какой-либо секрет. Читать сказки не только интересно, увлекательно читать. В сказках содержится «урок для добрых молодцев», как писал А. Пушкин. Урок — это мудрый совет, как правильно жить, чтобы быть счастливым.

Подведение итогов

  • Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Чему хотели научиться, что узнать? Прочитайте.

  • В каждой сказке есть совет, на который нам надо обратить внимание. Какие мысли или пословицы вы могли бы записать в книжку «Мудрые советы на каждый день»?

  • Понравился ли вам урок?

Урок № 3 (11). Сравнение авторской и народной сказки. Герои сказочного текста. Русская народная сказка «Теремок». Е. Чарушин «Теремок».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • сравнивать народную и авторскую сказку;

  • называть и описывать героев сказки;

  • читать по ролям.


Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • уметь логически связать последовательность событий сказки;

  • воссоздавать в воображении (уметь представить) сказочные ситуации;

  • сравнивать поступки действующих лиц сказки и делать выводы;

  • сравнивать реальные и сказочные ситуации;

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в парах: говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников;

  • выражать готовность к сотрудничеству, уметь договариваться.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений народного творчества;

  • выражать желание читать сказки самостоятельно (брать их в библиотеке);

  • обсуждать смысл слов: согласие, приветливость, радость, последствия.

Ход урока

Чтение сказки Е. Чарушина

Определение названия сказки.

  • Ребята, сейчас вы будете читать сказку, название которой в учебнике не написано. Угадайте его по первым строкам сказки, которые я вам прочту: «Стоит в поле теремок »

Самостоятельное чтение сказки цепочкой (по абзацам или по команде учителя).

  • Сказку «Теремок» вы знаете. Это народная сказка. Значит, ее создал народ и бережно ее хранит. Похожа ли она на ту сказку, которую вы прочли? Сравните сказки, что в них общего и различного?

  • Сказку, которую вы прочитали, пересказал Е. Чарушин. Как вы думаете, как продолжится сказка? Какие персонажи в ней появятся? Как закончится сказка Е. Чарушина? Будет ли у народной и авторской сказки одинаковый конец?



Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит, У дверей остановилась и кричит:

  • Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Уу! Уу! Уу! Уу!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

  • Я,
мышка-норушка!

  • Я, лягушка-квакушка!

    Учитель читает продолжение сказки Е. Чарушина «Теремок»:

    • Я, заяц — на горе увёртыш! А ты кто?

    • Я, лисичка-сестричка! А ты кто?

    • А я волк — из-за кустов хватыш!

    • Иди к нам жить!



    песни
    Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать распевать:

    • Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

    • Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

    • Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

    • Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

    • Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

    Стоит в поле теремок, теремок,

    Он не низок, не высок, не высок.

    Уж как по полю медведь бредёт,

    У дверей остановилась и кричит:

    • Уф! Уф! Уф! Уф! Уф! Уф!

    Уф! Уф! Уф! Уф!

    Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    Кто в тереме живёт?

    • Я, мышка-норушка!

    • Я, лягушка-квакушка!

    • Я, заяц — на горе увёртыш! А ты кто?

    • Я, лисичка-сестричка!



    • ттт
      Я, волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?



    • А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!

      Как навалился мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, ла никого не поймал.

      Где ему, такому косолапому!
      Какими изображены герои сказки? (Добрыми, весёлыми, приветливыми, дружными.) Сравните, как жили герои сказки до появления медведя и потом?

    • Подумайте, почему все это произошло? Как зверята могли избежать беды, в каком случае?

    • В чём отличие народной сказки от сказки Е. Чарушина?

    Перечитывание сказки в парах

    • Чем сказка Е. Чарушина привлекла вас?

    Учитель может выписать на доске имена действующих лиц (героев) сказки с их песенками (звукоподражательными словами) для хорового чтения в быстром темпе.

    Мышка: «Пик! Пик! Пик!»

    Лягушка: «Ква! Ква! Ква!»

    Заяц — на горе увёртыш: «Чук! Чук! Чук!»

    Лисичка-сестричка: «Тяф! Тяф! Тяф!»