Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 590

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которые им понравились и запомнились.

  • Закончилась ли тема, которую мы изучаем? Предположите, какие ещё произведения могут быть в этой теме, о чём ещё можно рассказать? Прочитайте название стихотворения Генриха Сапгира («Про Медведя».) Можно ли включить произведение с таким названием в тему о буквах?

  • Как в стихотворении написано имя главного героя? (С большой буквы, как имя собственное). Что это может означать? (Это означает, что Медведь — это имя.)

  • Что же можно рассказать о Медведе, чтобы это произведение попало в нашу тему о буквах? (О том, как Медведь учился грамоте или писал письмо.)

Основная часть урока

Совместное чтение стихотворения Г. Сапгира учителя с детьми; обмен впечатлениями. Первое четверостишие читает подготовленный ученик (или дети хором), остальное читает учитель.

  • Что вы можете сказать о стихотворении? Понравилось ли оно вам? Кто главный герой? Что могло быть на самом деле, а что произойти только в воображении писателя?

Дети в парах читают строфы поочередно.

  • Какой эпизод из стихотворения Г енриха Сапгира проиллюстрировал художник? Найдите его и прочитайте.

  • Произнесите звуки: О, А, Э, У. Посмотрите друг на друга и понаблюдайте, как вы произносите эти звуки. Когда звук «О» можно произнести, широко открыв рот? (Когда мы очень удивлены, выражаем восторг). Как произносит этот звук герой стихотворения Г. Сапгира? Прочитайте эти строки выразительно.

Выразительное чтение

  • Обратимся ещё раз к стихотворению поэта и посмотрим, что же умеет медведь и чего он не умеет. (Медведь не умел читать, не знал, что сказать, лапой письмо нацарапать, а умел рычать и реветь).

  • Кто умеет читать и писать? (Человек.)

  • Что же выражал Медведь звуками «О-о-о! Э-э-э! У-у-у! Ы-ы-ы-!»? (Восторг, удивление, растерянность, нежность.). С помощью каких слов мы узнаем о чувствах Медведя и его настроении? Подготовьтесь читать стихотворение выразительно. Попробуйте с помощью интонации передать чувства Медведя.

  • Достаточно ли знать звуки А, О, У, Э, Ы, чтобы выразить свою мысль? Почему?

Обобщение

  • Как автор относится к Медведю: любит его, подсмеивается над ним, удивляется, обвиняет? (Автор стихотворения по-доброму относится к своему герою. Он не обвиняет его в том, что тот не умеет читать, а умеет лишь выразить свои эмоции звуками. Но он слегка подсмеивается над ним.) Стихи дают нам возможность почувствовать отношение автора к своему герою.

  • Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к теме «Жили-были буквы»? Почему?

  • О чём же рассказал поэт Г. Сапгир? Можно ли сказать, что умение читать и писать, действительно, большое богатство для человека?


Подведение итогов

  • Какая задача стояла перед нами в начале урока? Как мы выполнили её? Что вы узнали нового из стихотворения Г. Сапгира? Какую тайну знают писатели и поэты, чтобы «оживить» буквы и даже медведя? (Они рассказывают о них, как о живых людях, и наделяют их умением говорить.)

  • Оцените свои достижения с помощью цветных фишек.


Урок № 6. И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова и Е. Григорьева «Живая азбука». Особенность стихотворного текста.

Целевые установки урока.

Предметные цели:

  • слушать стихотворную речь, наблюдать за созвучием окончаний в стихах (рифмой);

  • осваивать плавное чтение целыми словами и читать без ошибок;

  • находить в стихах звукоподражательные слова, понимать их роль;

  • объяснять название произведения;

  • подбирать слова по смыслу;

  • читать стихотворение выразительно.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • проявлять желание достичь положительных результатов в чтении;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в паре: быть внимательным к собеседнику, учитывать его мнение;

  • говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников;

  • использовать формулы речевого этикета в процессе сотрудничества.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению стихотворений;




  • удивляться необычным приёмам словесного творчества в

стихотворении;

  • радоваться при нахождении созвучных слов;

  • проявлять творческую активность при работе с произведением.


Ход урока

Актуализация знаний и умений

Выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира.

Постановка учебной задачи

  • Сегодня мы будем читать ещё одно необычное стихотворение. Прочитайте его название и фамилию автора. (Инна Гамазкова «Кто как кричит?»). Как вы думаете, почему в названии стихотворения стоит вопросительный знак? Рассмотрите рисунки к стихотворению и скажите, как кричит петушок, как разговаривают гусь, цыплёнок, пчелы.

Учащиеся называют звукоподражательные слова.

  • Теперь вам надо прочитать стихотворение и отгадать, в чём его загадка.

Основная часть урока

Чтение стихотворения «Кто как кричит?» в парах.

  • Читайте по две строки. Какое слово надо добавить вместо пропусков?

  • Почему у вас получились разные концовки? Почему трудно понять, кто каким голосом поёт? Кто может догадаться без подсказки?

Перечитывание двустиший текста необходимо по-разному.

  1. Сначала, ориентируясь на созвучия строк;

  2. Потом — на смысл стихотворения.

  • Когда возникает путаница: когда мы договариваем строки по созвучию последних слов, или когда мы договариваем по смыслу? Когда получается складно, но неправильно, а когда получается правильно, но нескладно? В чём загадка этих стихов? Догадайтесь, автор специально сочинил такое стихотворение или просто всё перепутал? Можно ли назвать стихотворение смешным, забавным, весёлым?

Знакомство с художественными особенностями стихотворений

  • Я знаю, что вы любите читать стихи, но знаете ли вы, чем они отличаются от других произведений? Сегодня мы эту особенность уже заметили — это созвучие концов строк. Кто знает, как это называется?

Самостоятельное чтение стихотворения «Живая азбука» И. Гамазковой и Е. Григорьевой. Учащиеся читают стихотворение по двустишиям и вставляют пропущенные слова.

  • Понравились ли вам стихи? В чём их необычность? Легко ли было вставить нужное слово? Проверьте, был ли нарушен здесь смысл и созвучия концовок? (Здесь нарушений нет, поскольку рифма подсказывает верный ответ.)


Подведение итогов

  • Вспомните название стихотворений, которые вы читали на уроке. Что в них общее, чем они отличаются? С какой особенностью стихотворений вы познакомились на уроке? Как мы выполнили задачу, которая стояла на уроке?

  • Подумайте, какие знания, умения приобрёл каждый из вас, чему научился.


Урок № 7. С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Главная мысль произведения. Анализ поступков героя.

Целевые установки урока Предметные цели:

  • обсуждать главную идею стихотворения (с помощью учителя);

  • анализировать поступки героев стихотворения, сопоставляя их с нравственными нормами (с помощью учителя);

  • сравнивать поступки героев;

  • находить в произведении важные мысли;

  • читать стихотворение плавно целыми словами, без ошибок. Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • проявлять желание достичь положительных результатов в чтении;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в паре: быть внимательным к мнению собеседника,

подсказывать ему в вежливой форме, как исправить ошибки, используя формулы речевого этикета;

  • говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению;

  • оценивать свои поступки на основе сравнения их с поведением героев.


Ход урока

Актуализация знаний и умений

  • Подумайте, писатели, создавая весёлые, смешные произведения для детей, только ли их развлекают, стараясь сделать для них чтение стихов, рассказов интересными и увлекательными? Может быть, у них есть и другая какая-то тайна? (Писатели помогают нам задуматься о многом, например, о своих поступках, посмотреть на себя как бы со стороны, чтобы помочь нам стать лучше, умнее и добрее).

  • Сегодня наша задача: догадаться о том, что хотел сказать писатель Самуил Маршак в своём стихотворении.


Основная часть урока

Чтение стихотворения С. Маршака учителем.

  • Что вы можете сказать о стихотворении? Оно смешное, весёлое? Может, оно кому-то показалось серьёзным? Поделитесь своим мнением. Попробуйте доказать свою мысль, используя строки из произведения.

Чтение произведения детьми. Стихотворение дети читают цепочкой, каждый по строке.

  • Подумайте, к каким строкам можно нарисовать картинки?

Перечитывание первой (алфавитной) части произведения до слов

«Автобус дальше не пойдет...».

  • Кто является героями произведения? Перечислите их. Как они себя ведут? Нарисуйте этих героев в своем воображении. Весело ли за ними наблюдать? А каково пассажирам автобуса номер двадцать шесть? Какие разумные слова промычал як? Прочитайте их выразительно. С какой буквы начинается название этого животного? (С буквы «Я»). Почему именно як остановил автобус? (Буква «Я» заканчивает алфавит, и поездка необычных пассажиров тоже заканчивается.)

Наблюдение за особенностями стихотворения С. Маршака

  • Назовите всех пассажиров автобуса. В чём секрет их расположения в произведении? (Они написаны в алфавитном порядке.) Каких букв нет? Перечислите.

  • В чём мастерство писателя? Можно ли сказать, что писатель оживил буквы? Докажите. Чем интересно это произведение? (Алфавитным порядком начала строк.) Обратите внимание на поступки действующих лиц произведения, выразите к ним своё отношение. Нравятся ли они вам?

  • Сравните поведение воображаемых героев произведение и пассажиров обычных автобусов. Есть ли что-то общее? Есть ли какие-то нормы поведения пассажиров в автобусе? Знаете ли вы их? Расскажите. Пользуетесь ли вы этими правилами?

Обобщение по произведению С. Маршака.

  • Какая важная мысль выражена в стихотворении? Вы согласны с писателем? Прочитайте эти важные строки выразительно в парах, и возьмите себе слова писателя «на заметку», т.е. запомните.

  • Разгадали ли мы секреты писателя? (С. Маршак не только интересно, талантливо, весело писал для детей стихи, но и делился очень важными для мыслями. Учащиеся хором читают заключительные строки стихотворения, начиная со слов «Прочтите сказку эту, дети...».)

Оценка результатов

Учащиеся оценивают свои результаты, рассказывают, как они работали в группе, чему научились, что важного для себя узнали.