Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 546

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнения в технике чтения

Работа в парах (с. 6-7). Учащиеся по своему усмотрению выбирают текст (1-2 стишка) для отработки навыка чтения и читают его друг другу. Дают советы друг другу в доброжелательной, вежливой форме.

Подведение итогов

  • Чему вы научились на этом уроке? Что вы узнали нового? Какие выводы для себя сделали? Было ли вам интересно? Покажите своё отношение на рисунке с помощью смайлика (©; ©).


Урок № 3. Буквы - герои художественного произведения. В. Данько «Загадочные буквы».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • предполагать содержание произведения по его названию;

  • наблюдать помощью учителя) за особенностями изображения героев литературных произведений (образы букв).

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу урока при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • оценивать результаты, вносить необходимые изменения.

Познавательные:

  • понимать содержание произведения;

  • размышлять над значением новых слов.

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • уметь договариваться.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому произведению;

  • радоваться при встрече с необычным, сказочным миром букв, созданным писателями;

  • придумывать художественные образы для букв.


Учащиеся вспоминают, с чем познакомились на прошлом уроке, что узнали нового.

  • Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Знакомились с содержанием книги, говорили о буквах, проводили речевую разминку).


Чтение и анализ произведения В. Данько «Загадочные буквы»

  • С чего начинаться, по-вашему, знакомство с произведением? (С чтения фамилии автора и названия произведения).

  • Рассмотрите стихотворение. Чем оно интересно? Поделитесь своими впечатлениями.

  • Что надо вставить в квадраты: рисунки или буквы? Какой интересный приём придумал писатель?

Учитель может выбрать любой вариант работы с текстом.

  1. Произведение читает сам учитель, а дети следят по тексту и решают, какую букву (или предмет) надо вставить в квадрат;

  2. Дети самостоятельно читают текст в медленном темпе и вставляют нужную букву;

  3. Учащиеся читают текст в парах. Стихотворение можно разделить на три части для удобства чтения и понимания.

  • Какие буквы спрятались в пустых клетках? Назовите их. Какие из них чирикают, жужжат, рычат? Почему?

  • Чем понравилось вам произведение В. Данько? Угадайте, почему автор назвал буквы загадочными.

Творческое задание

Учащиеся в парах перечитывают текст, определяют те из букв, к которым они сами могли бы придумать свою стихотворную строку или просто составить предложение.

Подведение итогов

  • Какая учебная задача стояла перед нами на уроке? Достигли ли мы этой цели? В чём секрет стихотворения «Загадочные буквы»? (Автор использовал в своём стихотворении вместо букв рисунки предметов, животных, растений, чтобы дети вставили в пустые квадраты те буквы, которые обозначают начальный звук названий этих предметов).

Оценивание результатов

  • С какими трудностями вы столкнулись при чтении стихотворения? Какие ошибки сделали? Как их исправить? Как можно оценить результаты чтения и ваше настроение?

Творческое задание

Придумайте сказочную историю о букве.


Урок № 4. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». Особенности

сказочного текста.

Целевые установки урока.

Предметные цели:

  • размышлять над особенностями сказки;

  • называть действующих лиц (героев) сказки и описывать их внешний вид;

  • высказывать своё мнение о них, используя слова-антонимы (сварливый

  • добродушный);

  • читать текст без ошибок, переходить от слогового чтения слов к чтению целыми словами;

  • читать с другом диалоги;

  • выделять эпизоды с монологической речью героев;

  • ориентироваться (с помощью учителя) в особенностях

художественного текста (без термина): представлять (воссоздавать) на основе текста сказочную ситуацию и понимать ее содержание и значение;

  • размышлять над значением сказочного имени действующего лица (Кляксич);

  • проявлять творческую активность, придумывая продолжение сказки;

  • обсуждать поступки героя, характеризовать их (с помощью учителя) на

основе моральных норм (взаимопомощь, доброжелательность,

сдержанность);

  • вспоминать события сказки;

  • находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения. Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;




  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • оценивать результаты, сопоставляя их с целью.

Познават елъные:

  • уметь логически связать последовательность событий сказки;

  • уметь сравнивать поступки действующих лиц сказки и делать выводы;

  • сравнивать реальные и сказочные ситуации;

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • осваивать умение говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • работать в парах, используя формулы речевого этикета;

  • выражать готовность к сотрудничеству, проявляя внимание и доброжелательность к окружающим;

  • уметь договариваться.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению сказок;

  • понимать ценность умения быстро читать и понимать прочитанное.


Ход урока

Актуализация знаний и умений

  • Ребята, какую тему мы изучаем? Чему она посвящена? Какие истории о буквах вы уже узнали? Расскажите самые интересные из них.

Создание проблемной ситуации

  • Ребята, представьте себе, что у вас появилось желание написать письмо другу или подруге и рассказать ему, какие интересные произведения о буквах мы читаем на уроках. Что для этого вам потребуется?

  • Знаете ли вы, как и чем раньше писали письма? Знаете ли вы, что такое чернильница? А клякса? Как она попадала на листок тетради или письма? Радовало ли это детей или огорчало их?

  • Как вы думаете, зачем люди придумывают всё новые, самые современные средства письма?

Постановка учебной задачи

  • Хотите ли вы попасть в те времена, когда писали ручкой со стальным перышком, макая его в чернильницу? Перенестись в те времена нам поможет Ирина Токмакова.

Учащиеся читают название сказки хором.


  • Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что произведение Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А» — сказка.

Подготовка к восприятию сказки



  • «.. .не слушались, ссорились, кричали, размахивали руками, падали...»
    Какие сказки вы уже знаете? Подумайте, что обычно происходит в сказках. Кто в них действует? Могут ли буквы стать героями сказки? Как вы это себе представляете? Прочитайте слова с доски:

— Как вы думаете, кто мог себя так вести?

Чтение учителем сказки И. Токмаковой

  • Понравилось ли вам произведение, которое вы услышали? Что удивило, показалось необычным? Эта история сказочная или она могла произойти на самом деле? Объясните свою точку зрения.

Дети вполголоса читают текст.

  • Почему у одного из действующих лиц сказки такое странное имя — Кляксич? Кто и почему его придумал? Знаете ли вы, что такое клякса? Какое отношение к себе может вызвать этот персонаж?

Выборочное чтение и разбор текста произведения по вопросам

  • Каким вы представляете себе Кляксича? (Учитель просит детей нарисовать его в своём воображении). Найдите в тексте строки, которые помогут вам ответить на этот вопрос.

  • Расскажите, как вы себе представляете Алю.

  • Кто ещё из действующих лиц есть в сказке? (Буква А). Как она выглядела? Чем была взволнована? Найдите соответствующие строки в тексте. Попробуйте передать волнение буквы «А». Как надо прочитать эти строки: громко, тихо, с беспокойством и волнением? Выберите нужную интонацию. Докажите, что автор изображает букву «А» как живую.

  • Кто рассорил буквы? Каким образом Кляксичу удалось выгнать буквы? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Обобщение

  • Представьте, что вы встретились с какими-то ребятами, которые вели себя, как Кляксич. Захотелось ли вам с ними дружить? Почему? Что им можно было бы посоветовать? Какие качества характера необходимо в себе воспитывать, чтобы стать хорошим другом?

  • Придумайте способ, как можно было бы помирить буквы с Кляксичем. Возможно ли это?

  • Где возможны такие истории: в сказке или в жизни? Предположите, почему автор написал такое произведение? Интересно ли его читать детям?

Подведение итогов

  • Какая учебная задача стояла на уроке? (Доказать, что произведение И. Токмаковой является сказкой). Выполнили ли мы эту задачу? Оцените свою работу.


В конце урока учитель может порекомендовать детям прочитать сказку И. Токмаковой до конца вместе с родителями, а потом рассказать её на уроке.


Урок № 5. Г. Сапгир «Про Медведя». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания и интонацию.

Целевые установки урока.

Предметные цели:

  • читать стихи выразительно;

  • читать по ролям;

  • осваивать плавное чтение целыми словами и читать без ошибок;

  • находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения;

  • понимать, почему автор с юмором описывает те или иные события;

  • находить в стихах звукоподражательные слова, понимать их роль;

  • соотносить название произведения с темой раздела.

Метапредметные цели:

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • проявлять желание достичь положительных результатов в чтении;

  • оценивать результаты.

Познават елъные:

  • осмысливать свои достижения и успехи.

Коммуникат ивные:

  • работать в паре: быть внимательным к мнению собеседника;

  • принимать позицию собеседника;

  • говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • слушать ответы одноклассников;

  • использовать формулы речевого этикета в процессе сотрудничества.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений.


Ход урока

Актуализация знаний и умений

Учащиеся вспоминают название темы, которую они изучают. Называют авторов и произведения