Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 553

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и
Учитель использует рисунок луны и пишет на доске:

— Названа ли в загадке луна? (Нет, она как бы прячется за другой предмет, похожий на него.) На что может быть похожа луна? С чем сравнивается луна в загадке? (С лицом девушки, круглолицей, белолицей, которая в зеркало глядится).



предмет загадки.
На доске:

  • Похожи ли предмет загадки и предмет отгадки. Чем? Нравится ли вам такое сравнение? Прочитайте загадку ещё раз.

  • Мы можем сделать вывод, что загадка потому так и называется, что в ней загаданный предмет не назван, а прячется за другой, на него похожий предмет.

Самостоятельное сравнение предметов загадки и отгадки

Чтение второй загадки.

  • Отгадайте загадку. Как вы догадались? Как рассуждали и что с чем сравнивали?

Учащиеся, сравнивая предметы загадки и отгадки, находят в них общее, похожее.

  • Знаете ли вы, с чем ещё можно сравнить луну, месяц? А. С. Пушкин сравнивал луну с бледным пятном на фоне тёмных туч, а месяц — с позолоченным рожком. В русской народной загадке месяц сравнивается с краюшкой хлеба, которая висит над бабушкиной избушкой.

Другие секреты загадок

  • В загадке могут сравниваться не только предметы, но и действия предметов. Прочитайте третью загадку.

Аналогичная работа проводится с другими загадками (по выбору).

Чтение небылиц

Работа с ними проводится в соответствии с заданиями учебника (с. 48-49).

Самостоятельное чтение небылицы

Учащимся предлагается читать текст в парах по строчкам.

  • Поделитесь своим мнением, впечатлением от прочитанного. Почему стихотворный текст «Ехала деревня...» (с. 48) назван небылицей? Подумайте над значением этого слова. Небылица, небывальщина — выдумка, шуточное сообщение.

  • Всё ли здесь выдумка? Может это произведение — перевёртыш? Попробуем переставить слова по смыслу в последнем четверостишии: «Мужик ел сало, а лошадь — овёс. Мужик сел в сани, а лошадь повезла» Правильно ли получилось по смыслу? А что исчезло из стиха? (Правильно получилось по смыслу, но забава, юмор исчезли.)

  • Почему в народе так любят небылицы? Нравятся ли они вам? Попробуйте придумать сами небылицу.


Слово о книге «Рифмы матушки Гусыни»

  • Ребята! Весёлые небылицы сочиняют народы разных стран. В Англии есть такая книга, которая называется «Рифмы матушки Гусыни». В

  • ней собраны народные английские народные песенки, потешки, небылицы для английских ребятишек. Эта книга была напечатана очень давно, более 200 лет назад. Но и сегодня каждый ребёнок в этих странах начинает своё знакомство с книжками именно с песенок, стихов из этой книги. Многие стихи из этой книги перевели для нас на русский язык замечательные детские писатели С. Я. Маршак и К. И. Чуковский.

Самостоятельное чтение стихов по выбору

Учитель предлагает для выбора хорошо читающим учащимся два стихотворения «Король Пипин», «Я видел озеро», а менее подготовленным детям — два лёгких стихотворения на выбор (с. 51-53). В парах дети читают друг другу стихи и определяют, кто из них будет представлять пару.

Выразительное чтение. Конкурс чтецов

При чтении стихотворения «Король Пипин» учитель подсказывает детям, где лучше сделать паузу (остановку), перед какими словами, чтобы стихотворение звучало более выразительно, неожиданно и даже таинственно. Например:




Король Пипин был очень... (пауза) ... мал,
Но выстроил.
(пауза) ... дворец. И т. д.

«Приставили. (пауза) . котов.»
Самую большую паузу следует сделать в последнем предложении:

Следует обратить внимание на концы слов в стихах, их созвучия: мал — заказал, дворец — леденец, печь — стеречь, готов —котов. Такие созвучия называются рифмой. Рифмы есть у стихотворений. Недаром книжка называется «Рифмы матушки Гусыни».

  • Чтение какой пары ребят вам показалось наиболее выразительным? В чьем исполнении мы почувствовали, что стихи смешные, написаны с юмором?

  • Какие стихи вы назвали бы небылицами?

Совместное чтение (учитель и дети) и разбор стихотворения «Дом, который построил Джек»



Учитель задаёт темп и ритм чтения, голосом подчёркивая ключевую фразу «Дом, который построил Джек».

  • Кто из вас открыл секрет этого стихотворения? (вопрос № 1, с. 55).

  • Какое предложение повторяется? Что это может означать? (Значит, мысль, выраженная в нём, является самой главной). Почему это предложение «Дом, который построил Джек» вынесено в заглавие текста? (Потому, что это самая важная мысль текста).

  • Есть ли что-то общее в выражениях: «построить дом — построить стихотворение»? Как построено стихотворение? Какая строка выражает основную мысль стихотворения? (Дом, который построил Джек). Она вынесена в заглавие.

Творческое задание

  • Догадайтесь, можно ли «достроить» стихотворение? Попробуйте это сделать, добавив в него новую строку про корову. (А это корова безрогая, лягнувшая пса без хвоста...) Какие строки будут повторяться?

Отработка техники чтения в парах.

— Кто знает секрет, как научится читать быстро целыми словами? Учащиеся предлагают свои варианты чтения слов без разделения их на слоги. Учитель предлагает поставить над словами знак ударения в одном из выбранных стихотворений и читать слова плавно, не разделяя их на слоги.

Подведение итогов

— Ребята! Вспомните учебные задачи, которые мы поставили в начале урока. Что нового мы узнали? (Познакомились со стихами из известной английской книги «Рифмы матушки Гусыни», наблюдали над созвучием окончаний (рифмой), открыли секрет построения стихотворения; учились читать выразительно).


Урок 7 (15). Урок текущего контроля. Рубрики: «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать», «Проверим себя».

Целевые установки урока Предметные цели:

  • знать название русских народных сказок;

  • различать (с помощью учителя) сказки, загадки, небылицы;

  • уметь читать плавно, целыми словами понимать важность для себя овладение умением быстро читать и понимать прочитанное;

  • выражать заинтересованность в чтении эпизодов из сказок А. С. Пушкина;

  • проявлять желание перечитывать и заучивать наизусть поэтические строки из сказок;

  • уметь читать выразительно и с помощью интонации передать обращение к ветру («Ветер, ветер...»).

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • ставить учебную задачу при работе с поэтическим текстом (с помощью учителя); удерживать ее в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов в освоении навыка чтения;

  • контролировать и оценивать результаты;

  • использовать рациональные способы освоения навыка чтения, как универсального учебного действия.

Познават елъные:

  • понимать и воспроизводить содержание читаемого текста по вопросам;

  • уметь представить (воссоздавать в воображении) сказочные ситуации, описанные в произведении;

  • стараться высказывать свое мнение о прочитанном;

  • делать выводы;




  • сравнивать реальные ситуации со сказочными.

Коммуникат ивные:

  • уметь взаимодействовать в парах: говорить спокойно, терпеливо выслушивая собеседника;

  • уметь договариваться;

  • учиться читать текст с диалогом по ролям;

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению сказок А. С. Пушкина;

  • проявлять желание сделать к ним рисунки;

  • выражать желание заучить наизусть поэтические строки;

  • выражать радость, удовольствие от совместного чтения;

  • уметь поделиться впечатлением от прочитанного.


Ход урока

Актуализация знаний и умений, полученных на прошлых уроках

  • Ребята, вспомните, какие произведения русского народного творчества мы читали на прошлых уроках? (Сказки, загадки, потешки).

  • Вы любите читать сказки? Что вам нравится в сказках? Какие чудеса в них вы встречали? Удивительные чудеса вы встретите и в сказках А. С. Пушкина, нашего великого русского поэта. Его сказки вам еще предстоит прочитать. Наша цель урока: познакомиться с отрывками из сказок А. С. Пушкина и читать их выразительно.

Основная часть урока

  • Ребята, сегодня мы рассмотрим странички учебника, посвященные А. Пушкину. Может быть, кто-то знаете его сказки? Назовите их. Некоторые из вас уже знакомы с очень известной «Сказкой о царе Салтане...», которую написал А.С. Пушкин.

  • Рассмотрите кораблик и богатырей, изображенных вместе с Черномором. Можете ли вы сказать, в какие времена это было: сейчас или в стародавние времена?

Слово о сказках А. Пушкина

  • Место действия пушкинских сказок — Древняя Русь. Поэт любил Россию и богатый, милый сердцу русский язык. Этому научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Она знала много народных сказок и рассказывала их маленькому Саше. Любовь к сказкам он сохранил надолго. Мальчик вырос и стал знаменитым поэтом. Он сочинил несколько сказок, но сказок особенных, сказок в стихах. В этих удивительных сказках много волшебного, таинственного, необычного, но главное — они написаны таким прекрасным русским языком, что хочется их читать и перечитывать.

  • Мы прочитаем отрывки из сказок.


Чтение отрывков из сказки учителем.

  • Знаете ли вы о каких-либо чудесах, которые происходили в этой сказке?

  • Расскажите, какую картину вы себе представили (нарисовали) в своем воображении?

Работа с учебником

  • Рассмотрите рисунки в учебнике. С какими рисунками можно соотнести только что услышанные отрывки?

Подготовка и самостоятельное чтение детьми поэтических отрывков из сказок

  • Давайте подготовимся к чтению поэтических строк. Их надо читать выразительно. Слогового чтения здесь быть не должно. Я вам подскажу, как лучше подготовиться.

  • Чтобы научиться читать плавно, целыми словами, надо выполнить несколько действий в определенном порядке: прочитать слово по слогам, найти ударный слог и поставить в нем знак ударения, прочитать его повторно целиком, ориентируясь на знак ударения; проверить, понятно ли вам значение слова.

Выразительное чтение. Оценка прочитанного

  • Обратите внимание, как просто написал поэт о кораблике, но мы его «видим», представляем себе эту картину. Почему? Посмотрим, какие слова отбирает поэт. (Ветер гуляет). Почему? (Ветер, словно живое существо, чувствует себя свободным на морских просторах. Он играет и гуляет, где хочет. Как описывается кораблик? (Кораблик бежит, а не плывет.) Почему? (Его подгоняет ветер, у него раздутые от ветра паруса)

Аналогичная работа проводится с отрывами из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Прочитайте выразительно слова королевича Елисея, который просит ветер помочь ему найти невесту.

Начало обращения Елисея к ветру дети читают сами, а учитель читает продолжение по памяти («Ветер, ветер!.. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли, где на свете ты царевны молодой? Я жених ее.»)

  • В сказке все наполнено волшебством, даже ветер — живой, с ним разговаривает Елисей. Он обращается к нему, как живому существу.

Постановка речевой задачи:

  • С какой интонацией следует читать эти слова, с интонацией приказа или просьбы, мольбы — горячей просьбы?

  • Какой отрывок понравился больше всего? Выучите его наизусть.

  • Отрывки из каких сказок А.С. Пушкина мы читали? Назовите их. Прочитайте выразительно еще раз стихотворные строки сказки, которые понравились.

Оцените свое чтение (с помощью символов). Кто помнит наш секрет, позволяющий читать плавно целыми словами? Назовите порядок действий. Кому помогла эта подсказка?