Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 542

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • бережно относиться к книге: не пачкать, не загибать листы, убирать в портфель, пользоваться обложкой;

  • проявлять интерес к изучению нового предмета «Литературное чтение»;

  • понимать важность (ценность) умения читать, проявлять интерес к чтению.

Ход урока

Введение в новый учебный предмет

  • Ребята, вы стали достаточно большими, изучили азбуку и теперь готовы изучать новый предмет. Как он называется? Скажите хором его название. Сравните его с названием учебника. Совпадают ли их названия? Как вы его понимаете? Почему в названии предмета два слова? Подумайте, что мы будем изучать на этих уроках, чему учиться? Выскажите своё мнение.

Учитель просит детей сначала подумать, сформулировать свой ответ про себя, а потом уже отвечать вслух.

Обобщая ответы детей, учитель скажет, что в названии два слова. Значит, на уроке будут стоять две задачи: овладеть техникой чтения, учиться читать вдумчиво и наблюдать за жизнью слова. Важно отметить, что чтение — это удовольствие. Когда человек читает, он лучше узнаёт себя и мир, сопереживает героям, вместе с ними смеётся и плачет, радуется и грустит, выносит суждения о поступках и событиях.

  • На уроках «Литературного чтения» вы будете знакомиться с самыми разными произведениями: это народные песенки и сказки, весёлые, грустные, поучительные, а иногда и страшные рассказы. Мы будем читать стихи о природе, дружбе и животных. Мы познакомимся с самыми разными писателями России и мира, даже будем читать произведения, которые с интересом читали ваши родители.

  • Какие рассказы или сказки вы уже знаете? Какие вам читали родители? А какие вы хотите прочитать сами? Для того, чтобы самостоятельно читать книги необходимо уметь читать. Этому мы будем учиться на наших уроках.

Чтение русских пословиц о книге

  • Ребята, люди давно поняли ценность книги, важность её для человека. Подумайте, почему важно уметь читать? Нравится ли вам читать или слушать сказки? Можно ли назвать культурным человека, который прочёл одну ли две книги? А сколько книг вы прочли?

  • Прочитайте русские пословицы. Что общего вы заметили в этих пословицах? Попробуйте объяснить их смысл.


Пословицы необходимо написать на плакате или слайде.






Золото добывают из земли, а знания из книги.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Неграмотный - как слепой, а книга глаза открывает.
Учащиеся читают пословицы несколько раз: сначала медленно по слогам, потом плавно целыми словами. Важно, чтобы учащиеся размышляли над значением пословиц, обсуждали их смысл.

— Почему книгу сравнивают с золотом, ведь золото - это драгоценность и богатство? А книга? Можно ли её назвать драгоценностью? Какие богатства хранятся в книге? Объясните, как книга может открыть глаза.

Обобщая ответы детей, учитель скажет о том, что книга действительно раскрывает человеку глаза, позволяет увидеть мир по-новому, она рассказывает о том, чего мы никогда не видели, о прошлом и настоящем, о волшебстве и путешествиях, о добре и зле. Книги помогают читателю стать не только умнее, но и добрее.

  • Расскажите, что вы читали в последнее время. Кто помогал вам читать? Читают ли в вашей семье книги? Есть ли они у вас дома?

Работа с учебником

  • Подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Знакомство с новым учебником).

Учитель обращает внимание на значение условных обозначений и обсуждает с учащимися, зачем они вводятся в учебник. Учащиеся рассматривают 1 часть учебника, затем обращаются ко 2 части.

  • Есть ли во 2 часть эти обозначения? Изменились ли они? Как эти знаки помогут ориентироваться в учебнике?

  • Знаете ли вы, что произведения, которые вы будете читать, собраны в темы? Темы имеют название, они перечислены в содержании (ч. 1, с. 77). Выберите любую тему, определите, на какой странице она находится, найдите её в учебнике. Докажите, что содержание помогает ориентироваться в учебнике и легко найти нужную тему и произведение в учебнике.


Упражнения для развития техники чтения

  • Ребята, мы теперь хорошо ориентируемся в учебнике, но нам надо подготовить инструмент, который поможет нам читать произведение из любой темы. Этот инструмент... (умение читать слова правильно, техника чтения).

Учитель обращает внимание детей на рубрику «Разноцветные страницы», которые есть в каждой теме (ч. 1, с. 6-7).


Оценка результатов

В классах, где много слабо читающих детей, первоначальную оценку результатов техники чтения можно проводить в знаково-симоволической форме. На заготовленном для каждого ученика листе обозначены такие качества чтения, как способ чтения, правильность, сознательность, выразительность. Оценка на листе обозначается цветным кружком: зеленый — это всё хорошо; жёлтый — есть ошибки или слоговое чтение, надо ещё поработать; красный — больше 3-4 ошибок, медленное слоговое чтение, не все слова понятны, нужно ещё поупражняться. Листок с результатами дети сохраняют и заполняют его после изучения каждой темы. Знаково-символические обозначения результатов будут наглядно демонстрировать детям их успехи в овладении техникой чтения.

Подведение итогов

— Как называется новый предмет, который вы начали сегодня изучать? Что вы будете изучать на нём? Чему вы научились на первом уроке? Что вы узнали нового? Какие выводы для себя сделали? Появилось ли у вас желание работать с учебником? Было ли вам интересно? Покажите своё отношение на рисунке с помощью смайлика (©; © ; ©}.

Творческие задания7

  1. Сделать закладку для учебника.

  2. Подобрать весёлое стихотворение или скороговорку, красиво записать на листе крупным шрифтом для отработки техники чтения.

На уроке учитель проводит физминутки, ориентируясь на степень утомления детей, с учетом законченности того или иного этапа обучения).


Урок № 2. Вводный урок раздела: шмуцтитул, «Что уже знаем и умеем», «В мире книг».

Целевые установки урока Предметные цели;

  • различать понятия (на практическом уровне): писатель, произведение, читатель;

  • рассматривать книги, читать их названия и фамилию автора;

  • предполагать по обложке содержание книги;

  • определять тему произведений.

Метапредметные цели;

Регулятивные:

  • иметь представление о цели и результатах изучения темы, находить их формулировки в учебнике, на шмуцтитулах (без термина);

  • ставить учебную задачу при работе с текстом (с помощью учителя); удерживать её в памяти;

  • стремиться к достижению положительных результатов;

  • оценивать результаты, вносить необходимые изменения.

Познават елъные:

  • понимать смысл произведения;

  • сравнивать особенности изучения букв в учебнике «Азбука» и на уроках литературного чтения;

  • размышлять над значением новых слов.

Коммуникат ивные:

  • работать в парах;

  • говорить спокойно, внятно, чётко формулируя вопросы и ответы;

  • уметь слушать ответы одноклассников;

  • уметь договариваться.







Личностные:

проявлять интерес к изучаемому произведению. Материал к уроку

Заранее взять в библиотеке одну из книг: Маршак С. Про всё на свете Берестов В. Буквы-акробатки Заходер Б. Живая азбука.


Учащиеся вспоминают, с чем познакомились на прошлом уроке, что узнали нового.

  • Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Знакомство с новым предметом и учебником «Литературное чтение»). Чему мы будем учиться на уроках литературного чтения? (Будем учиться читать, сами прочитаем сказки, стихи и рассказы.)

Работа с учебником

Учащиеся обсуждают правила обращения с книгой.

  • Почему важно аккуратно относиться к книге? Как вы ухаживаете за учебниками?

  • Посмотрите, как оформлена каждая тема.

  • Как и зачем пользоваться содержанием учебника? Найдите страницу, с которой начинается первая тема. Прочитайте её название.

  • Предположите, как мы будем изучать буквы: как в азбуке или как-то по-новому? Что вам подсказывает название темы «Жили-были буквы»? Что начинается также? (Название темы «Жили-были буквы» звучит сказочно, значит, и с буквами будет происходить что-то необычное, какие-то приключения).

Учитель (или подготовленные ученики) читает цели изучения темы (с. 3), потом совместно обсуждают каждый пункт

  • Каким образом можно оживить буквы? Выскажите своё мнение.

Рубрика «Что уже знаем и умеем» (с. 4)

Ученикам предложено определить уровень приобретенных ранее умений.

Алгоритм четкого и правильного произнесения звуков

Учащиеся должны осознать собственные трудности в произношении каких-либо звуков и потренироваться на скороговорках.

Рубрика «В мире книг»

Учащиеся рассматривают обложки книг (с. 5), называют авторов и названия книг.

  • Какие слова в названиях книг подсказывают, что в них помещены весёлые произведения о буквах?

  • Посмотрим, о чём рассказывается в книгах.

  • Подумайте, чем будут отличаться тексты о буквах на уроках русского языка и на уроках чтения?

Рубрика «Разноцветные страницы»

Речевая разминка — учащиеся читают стихотворения в соответствии с заданием. Откройте разворот учебника «Разноцветные страницы» (с. 6-7). С какой целью мы его используем? (Для того, чтобы просто почитать стишки, посмеяться или научиться читать быстро и без ошибок, отработать произношение.) Что же будет нашей учебной задачей?