Файл: Исследовательская работа по теме Профессиональная адаптация молодых специалистов в мдоу Детский сад6 Почемучка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Число принятых на работу в детский сад за 2015 -2016 учебный год, как можно увидеть из таблицы 2.3 составляет 39,2 %. Относительно высокий процент принятых на работу сотрудников в разные подразделения обусловлен тем, что в январе 2013 г. были открыты две новые группы. Удельный вес уволенных – 23,5 % от общего числа работников. Из педагогического состава, включая специалистов (музыкальные руководители, руководитель по физическому воспитанию, логопед, педагог - психолог), всего 16 человек: прибыло – 21,4 %, а выбыло – 10,7 %. Текучесть кадров довольно высока.
По данным статистических отчетов ДОУ за рассматриваемый период из каждых семи принятых один уже уволился, что составляет 14,3% всех принятых.
Таблица 2.4 - Возрастной состав работников МБДОУ «Детский сад»№6 «Почемучка»
Возраст | 2014год | 2015год | 2016год | Абсолютное отклонение | Средний возраст | |||||
чел | % | чел | % | чел | % | 2013-2014г | 2015-2016г | чел | % | |
30 лет | 5 | 4 | 7 | 20 | 6 | 17 | +2 | -1 | 25,3 | 19,3 |
40 лет | 15 | 63 | 18 | 51 | 19 | 54 | +3 | +1 | 38,5 | 56 |
50 лет | 3 | 13 | 9 | 26 | 9 | 26 | +6 | 0 | 44,2 | 21,4 |
60 лет | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | 3 | 0 | 0 | 60 | 33 |
Итого | 24 | 84 | 35 | 100 | 35 | 100 | +11 | 0 | 42 | 100 |
Анализ данных показал (табл. 2.4), что удельный вес работников пенсионного возраста и молодых сотрудников довольно велик – 3,3 % и 19,3 % соответственно. Кадровый состав по подразделениям свидетельствует, что число работающих в административно-управленческом аппарате пенсионеров составляет 0 %, а молодых сотрудников – 0 %. В педагогическом коллективе – 0 % и 19,3 % соответственно. Среди вспомогательного персонала – 3,3 % . Наибольшее число лиц в возрасте до 30 лет в преподавательском составе – 19,3%.
Средний возраст педагогического состава составляет 42 года. Тенденция старения коллектива в основном объясняется низкой заработной платой и непопулярностью отрасли. В 2015 - 2016 учебном году средняя заработная плата составляла 12150,46 рублей, с учетом более высокого уровня зарплаты руководителей учреждения. Другими словами, заработная плата многих работников ниже приведенной величины.
В данном учреждении, педагоги проходят официальную аттестацию, и имеют определённую квалификационную категорию.
Таблица 2.5 – Квалификационная характеристика педагогических работников МБДОУ «Детский сад»№6 «Почемучка» за период 2015-2016гг.
Показатели | 2014г. | 2015 г. | 2016 г. | Абсолютное отклонение | ||||
| Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | 2013-2012 | 2014-2013 |
Высшая категория | 0 | 0 | 2 | 15,3 | 2 | 13,7 | +2 | 0 |
Первая категория | 6 | 80 | 10 | 77 | 13 | 86,3 | +4 | +3 |
Вторая категория | 2 | 20 | 1 | 7,7 | 0 | 0 | -1 | -1 |
Соответствие | 2 | 20 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
Несоответствие | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Следует, что численность молодых сотрудников увеличивается с каждым годом, но процент аттестованных за 2014г. составляет – 80 %. 20 % молодых сотрудников не имеют квалификационной категории. Все молодые сотрудники, отработавшие более 1 года в учреждении, подают заявление на прохождение квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности.
Эта проблема не одного отдельно взятого детского сада, а всех дошкольных учреждений района. По статистическим данным аттестационного отдела образованием не прошли квалификационные испытания на II этапе «первичники»: 2014 год– 3,9 %, 2015 год – 4,6 %, 2016 год– 4,6 %.
Это доказывает, что проблема несформированной и недостаточно эффективной системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников существует во всех дошкольных учреждениях.
Члены административно-управленческого аппарата – все проходят процедуру квалификационных испытаний на высшем уровне управления образованием и имеют I квалификационную категорию.
Вывод: Проведенный анализ показывает, что кроме низкой заработной платы и непопулярности отрасли очевидно наличие серьезных проблем в системе профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.
2.2 Оценка эффективности адаптационного процесса в организации
Система управления персоналом в МБДОУ «Детский сад»№6 «Почемучка» не имеет четкой формально закрепленной структуры ввиду небольшой численности персонала (59 человек). Традиционно сложилось так, что основные функции управления персоналом и кадровый документооборот закреплены за руководителями служб. Такой подход направлен на то, чтобы заведующий ДОУ решал стратегические задачи, задавал цели, а руководители служб отвечали за персонал и результаты деятельности. Специфика деятельности детского сада и его персонала требуют дифференцированного подхода к управлению различными категориями и группами сотрудников, что также влияет на кадровую политику организации. В обобщенном виде структура управления персоналом предоставлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Организационная структура управления персоналом МБДОУ «Детский сад»№6 « Почемучка»
Для функций управленческого цикла, выполняемых руководством дошкольного учреждения определено следующее содержание:
подбор и расстановка кадров – привлечение необходимого персонала и его распределение по службам;
организация труда – определение содержания и объема трудовых функций работников, требований к качественным и количественным показателям труда, обеспечение условий труда;
развитие персонала – организация обучения, оценки, аттестации и продвижения сотрудников;
стимулирование персонала – создание механизмов материального и нематериального удовлетворения потребностей сотрудников с целью формирования необходимых норм трудового поведения;
кадровый документооборот – нормативно-правовое обеспечение, учет и контроль трудовых взаимоотношений с сотрудниками.
Каждый сотрудник должен представлять, в какие взаимоотношения по должности он включается, выполняя свои должностные обязанности: кому подчиняется, перед кем ответственен, кем (чем) руководит, каким образом выполнение им функциональных обязанностей сказывается на качестве воспитания и обучения дошкольников. Поэтому существует в детском саду документ, относящийся к локальным актам, - должностные инструкции работников, - в которых изложены основные задачи, необходимые навыки и полномочия различных должностей в организации.
Деятельность всех руководителей служб интегрируется во все функции управления персоналом детского сада. Так заместители руководителя выполняют функции инспектора по кадрам, которого нет в учреждении, профессионала, для которого эта деятельность является одной из функциональных обязанностей и кто непосредственно связан с рабочим местом нового сотрудника.
Отсутствие чётко закреплённой структуры в управление персоналом проявляются и в процессах адаптации и профессионального обучения.
Система профессионального обучения и адаптации ДОУ представлена в виде отдельных элементов, таких как обучение, консультирование молодых сотрудников и прочее. Пока нельзя говорить о существовании целостной и сформированной системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников в учреждении так как:
- отсутствует детально разработанная технология и необходимая к ней документация;
- не закреплен руководитель данного процесса;
- не определен круг специалистов, вовлеченных в систему профессионального обучения и адаптации.
Для выявления положительных и отрицательных сторон существующей ситуации: содержание адаптационных программ и программ обучения, степень участия в адаптационных процедурах, а также эффективность существующей системы было проведено исследование. Исследование проводилось в 2014 г. и охватывало деятельность 5 детских садов поселка. Были затронуты такие базовые проблемы, как адаптация молодых сотрудников, мотивация и стимулирование молодых специалистов, заработная плата и обучение.
Тенденции, выявленные в ходе анализа сегодняшнего состояния системы адаптации и профессионального обучения молодых сотрудников в ДОУ, подкреплены в исследовании вполне реальными цифрами и фактами.
Выявленные в исследовании проблемы позволят руководителям сэкономить силы и ресурсы, направить свою работу на решение действительно важных для учреждения проблем, вплотную заняться вопросами формирования кадровой политики.
В исследовании участвовали 25 человек:
- молодые сотрудники (до 30 лет), работающие в дошкольном образовательном учреждении не более 3 лет – 8 человек;
- для объективности информации были опрошены молодые сотрудники других ДОУ поселка – 11 человек;
- с руководителями дошкольных образовательных учреждений (заведующими и старшими воспитателями) и специалистами Отдела образованием п. Новоорск по дошкольному образованию было проведено интервью - 6 человек.
Образование респондентов: 50 % - среднее специальное (из них 17 % являются студентами ВУЗов заочной формы обучения) и 50 % - высшее.
Согласно полученным данным все респонденты (100%) признают отсутствие системы адаптации и как результат, необходимость разработки формализованной программ адаптации.
Таблица 2.6 – Оценка респондентов эффективности системы адаптации
Вопросы анкеты | Сотрудники ДОУ (%) | Сотрудники ДОУ города (%) |
Испытываете ли Вы затруднения при знакомстве с новой специальностью, коллективом? Да Нет Затрудняюсь ответить | 90 10 - | 95 5 - |
Продолжение таблицы №2.6 | ||
Нравиться ли Вам ваша работа? Да Нет Затрудняюсь ответить | 30 60 10 | 38 44 21 |
Когда Вы пришли в 1 день, что для Вас было самым трудным? Общение с новым коллективом Общение с руководителем Привыкание к новому рабочему месту | 40 10 50 | 49 8 43 |
Кто Вам помог освоить новые должностные обязанности? Непосредственный руководитель Коллеги по работе Никто не помогал Наставник | 30 20 0 - | 40 28 2 5 |
Испытывали ли Вы потребность в помощи наставника? Да Нет Затрудняюсь ответить | 90 - 10 | 88,5 - 11,5 |
В первые месяцы работы, что для Вас имело наибольшее значение? Влиться в коллектив Эффективно работать | 70 20 | 63,5 24 |
Продолжение таблицы №2.6 | ||
Слышать одобрения руководства | 10 | 12,5 |
Как Вы считаете, какова причина увольнения молодых сотрудников? Сложный психологический климат в коллективе Плохая организация труда Заработная плата Большая нагрузка | - 10 90 30 | 6,5 11,5 95 17 |
По Вашему мнению, существует ли система работы по адаптации сотрудников в ДОУ? Да Нет Затрудняюсь ответить | 10 60 30 | 20 50 30 |