Файл: Исследовательская работа по теме Профессиональная адаптация молодых специалистов в мдоу Детский сад6 Почемучка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Число принятых на работу в детский сад за 2015 -2016 учебный год, как можно увидеть из таблицы 2.3 составляет 39,2 %. Относительно высокий процент принятых на работу сотрудников в разные подразделения обусловлен тем, что в январе 2013 г. были открыты две новые группы. Удельный вес уволенных – 23,5 % от общего числа работников. Из педагогического состава, включая специалистов (музыкальные руководители, руководитель по физическому воспитанию, логопед, педагог - психолог), всего 16 человек: прибыло – 21,4 %, а выбыло – 10,7 %. Текучесть кадров довольно высока.

По данным статистических отчетов ДОУ за рассматриваемый период из каждых семи принятых один уже уволился, что составляет 14,3% всех принятых.

Таблица 2.4 - Возрастной состав работников МБДОУ «Детский сад»№6 «Почемучка»

Возраст

2014год

2015год

2016год

Абсолютное отклонение

Средний возраст

чел

%

чел

%

чел

%

2013-2014г

2015-2016г

чел

%

30 лет

5

4

7

20

6

17

+2

-1

25,3

19,3

40 лет

15

63

18

51

19

54

+3

+1

38,5

56

50 лет

3

13

9

26

9

26

+6

0

44,2

21,4

60 лет

1

4

1

3

1

3

0

0

60

33

Итого

24

84

35

100

35

100

+11

0

42

100



Анализ данных показал (табл. 2.4), что удельный вес работников пенсионного возраста и молодых сотрудников довольно велик – 3,3 % и 19,3 % соответственно. Кадровый состав по подразделениям свидетельствует, что число работающих в административно-управленческом аппарате пенсионеров составляет 0 %, а молодых сотрудников – 0 %. В педагогическом коллективе – 0 % и 19,3 % соответственно. Среди вспомогательного персонала – 3,3 % . Наибольшее число лиц в возрасте до 30 лет в преподавательском составе – 19,3%.

Средний возраст педагогического состава составляет 42 года. Тенденция старения коллектива в основном объясняется низкой заработной платой и непопулярностью отрасли. В 2015 - 2016 учебном году средняя заработная плата составляла 12150,46 рублей, с учетом более высокого уровня зарплаты руководителей учреждения. Другими словами, заработная плата многих работников ниже приведенной величины.
В данном учреждении, педагоги проходят официальную аттестацию, и имеют определённую квалификационную категорию.


Таблица 2.5 – Квалификационная характеристика педагогических работников МБДОУ «Детский сад»№6 «Почемучка» за период 2015-2016гг.


Показатели

2014г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютное отклонение




Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2013-2012

2014-2013

Высшая категория

0

0

2

15,3

2

13,7

+2

0

Первая категория

6

80

10

77

13

86,3

+4

+3

Вторая категория

2

20

1

7,7

0

0

-1

-1

Соответствие

2

20

0

0

0

0

2

0

Несоответствие

0

0

0

0

0

0

0

0



Следует, что численность молодых сотрудников увеличивается с каждым годом, но процент аттестованных за 2014г. составляет – 80 %. 20 % молодых сотрудников не имеют квалификационной категории. Все молодые сотрудники, отработавшие более 1 года в учреждении, подают заявление на прохождение квалификационных испытаний на соответствие занимаемой должности.

Эта проблема не одного отдельно взятого детского сада, а всех дошкольных учреждений района. По статистическим данным аттестационного отдела образованием не прошли квалификационные испытания на II этапе «первичники»: 2014 год– 3,9 %, 2015 год – 4,6 %, 2016 год– 4,6 %.

Это доказывает, что проблема несформированной и недостаточно эффективной системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников существует во всех дошкольных учреждениях.

Члены административно-управленческого аппарата – все проходят процедуру квалификационных испытаний на высшем уровне управления образованием и имеют I квалификационную категорию.

Вывод: Проведенный анализ показывает, что кроме низкой заработной платы и непопулярности отрасли очевидно наличие серьезных проблем в системе профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении.
2.2 Оценка эффективности адаптационного процесса в организации
Система управления персоналом в МБДОУ «Детский сад»№6 «Почемучка» не имеет четкой формально закрепленной структуры ввиду небольшой численности персонала (59 человек). Традиционно сложилось так, что основные функции управления персоналом и кадровый документооборот закреплены за руководителями служб. Такой подход направлен на то, чтобы заведующий ДОУ решал стратегические задачи, задавал цели, а руководители служб отвечали за персонал и результаты деятельности. Специфика деятельности детского сада и его персонала требуют дифференцированного подхода к управлению различными категориями и группами сотрудников, что также влияет на кадровую политику организации. В обобщенном виде структура управления персоналом предоставлена на рисунке 2.4.



Рисунок 2.4 - Организационная структура управления персоналом МБДОУ «Детский сад»№6 « Почемучка»

Для функций управленческого цикла, выполняемых руководством дошкольного учреждения определено следующее содержание:

подбор и расстановка кадров – привлечение необходимого персонала и его распределение по службам;

организация труда – определение содержания и объема трудовых функций работников, требований к качественным и количественным показателям труда, обеспечение условий труда;

развитие персонала – организация обучения, оценки, аттестации и продвижения сотрудников;

стимулирование персонала – создание механизмов материального и нематериального удовлетворения потребностей сотрудников с целью формирования необходимых норм трудового поведения;

кадровый документооборот – нормативно-правовое обеспечение, учет и контроль трудовых взаимоотношений с сотрудниками.

Каждый сотрудник должен представлять, в какие взаимоотношения по должности он включается, выполняя свои должностные обязанности: кому подчиняется, перед кем ответственен, кем (чем) руководит, каким образом выполнение им функциональных обязанностей сказывается на качестве воспитания и обучения дошкольников. Поэтому существует в детском саду документ, относящийся к локальным актам, - должностные инструкции работников, - в которых изложены основные задачи, необходимые навыки и полномочия различных должностей в организации.

Деятельность всех руководителей служб интегрируется во все функции управления персоналом детского сада. Так заместители руководителя выполняют функции инспектора по кадрам, которого нет в учреждении, профессионала, для которого эта деятельность является одной из функциональных обязанностей и кто непосредственно связан с рабочим местом нового сотрудника.

Отсутствие чётко закреплённой структуры в управление персоналом проявляются и в процессах адаптации и профессионального обучения.

Система профессионального обучения и адаптации ДОУ представлена в виде отдельных элементов, таких как обучение, консультирование молодых сотрудников и прочее. Пока нельзя говорить о существовании целостной и сформированной системы профессионального обучения и адаптации молодых сотрудников в учреждении так как:

- отсутствует детально разработанная технология и необходимая к ней документация;

- не закреплен руководитель данного процесса;

- не определен круг специалистов, вовлеченных в систему профессионального обучения и адаптации.


Для выявления положительных и отрицательных сторон существующей ситуации: содержание адаптационных программ и программ обучения, степень участия в адаптационных процедурах, а также эффективность существующей системы было проведено исследование. Исследование проводилось в 2014 г. и охватывало деятельность 5 детских садов поселка. Были затронуты такие базовые проблемы, как адаптация молодых сотрудников, мотивация и стимулирование молодых специалистов, заработная плата и обучение.

Тенденции, выявленные в ходе анализа сегодняшнего состояния системы адаптации и профессионального обучения молодых сотрудников в ДОУ, подкреплены в исследовании вполне реальными цифрами и фактами.

Выявленные в исследовании проблемы позволят руководителям сэкономить силы и ресурсы, направить свою работу на решение действительно важных для учреждения проблем, вплотную заняться вопросами формирования кадровой политики.

В исследовании участвовали 25 человек:

- молодые сотрудники (до 30 лет), работающие в дошкольном образовательном учреждении не более 3 лет – 8 человек;

- для объективности информации были опрошены молодые сотрудники других ДОУ поселка – 11 человек;

- с руководителями дошкольных образовательных учреждений (заведующими и старшими воспитателями) и специалистами Отдела образованием п. Новоорск по дошкольному образованию было проведено интервью - 6 человек.

Образование респондентов: 50 % - среднее специальное (из них 17 % являются студентами ВУЗов заочной формы обучения) и 50 % - высшее.

Согласно полученным данным все респонденты (100%) признают отсутствие системы адаптации и как результат, необходимость разработки формализованной программ адаптации.

Таблица 2.6 – Оценка респондентов эффективности системы адаптации


Вопросы анкеты

Сотрудники ДОУ

(%)

Сотрудники ДОУ города (%)


Испытываете ли Вы затруднения при знакомстве с новой специальностью, коллективом?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить



90

10

-



95

5

-

Продолжение таблицы №2.6

Нравиться ли Вам ваша работа?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить


30

60

10


38

44

21


Когда Вы пришли в 1 день, что для Вас было самым трудным?

Общение с новым коллективом

Общение с руководителем

Привыкание к новому рабочему месту


40

10

50


49

8

43


Кто Вам помог освоить новые должностные обязанности?

Непосредственный руководитель

Коллеги по работе

Никто не помогал

Наставник


30

20

0

-


40

28

2

5


Испытывали ли Вы потребность в помощи наставника?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить


90

-

10


88,5

-

11,5


В первые месяцы работы, что для Вас имело наибольшее значение?

Влиться в коллектив

Эффективно работать


70

20



63,5

24


Продолжение таблицы №2.6

Слышать одобрения руководства

10

12,5

Как Вы считаете, какова причина увольнения молодых сотрудников?

Сложный психологический климат в коллективе

Плохая организация труда

Заработная плата

Большая нагрузка


-

10

90

30


6,5

11,5

95

17

По Вашему мнению, существует ли система работы по адаптации сотрудников в ДОУ?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить



10

60

30



20

50

30