ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналогичные революционные процессы происходят и в других науках –химии, биологии и т.д. Но в этом есть характерные признаки:
Внутридисциплинарными механизмами научных революции чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов наблюдения. И то и другое важны, хотя такому процессу могут предшествовать и новые средства наблюдения, эксперимента, измерения. Но появление новых объектов и методов познания более характерно для научных революции. Скажем, введение нового объекта исследования совершенно преобразует картину мира соответствующей дисциплины: вместо вещества в механике выступает поле в электродинамике и элементарные частицы в квантовой механике.
То же, самое происходит и с введением новых методов объяснения сначала в виде гипотез, а затем теории. Скажем, электрические и магнитные явления нельзя было объяснить с помощью принципов механики как якобы невесомых электрических и магнитных жидкостей. Это привело к парадоксам. Поэтому ученые отказались от сведения их к движению вещества и ввели понятие электромагнитного поля.
2. Междисциплинарные взаимодействия, как фактор революционных преобразовании в науке.
Речь идет о революциях происходящих на стыке наук. Так, например обычная химия образовалась Д. Дальтоном, который построил эту науку на понятиях и принципах атомно-молекулярной теории физики. Он рассматривал химические элементы как особые разновидности атомов, обладающих разным атомным весом, а химические реакции - как процесс соединения, разделения и замещение атомов.
И вообще, такие представления весьма были характерны для XYII-XYIII в, когда принципы, положения наиболее развитой науки того времени-механики стали переноситься на другие области, вплоть до биологии, социологии. Например, Ж. Ламетри сравнивал человека с машиной. П. Гольбах считал, что можно объяснить общественные процессы с помощью универсальных механических законов. А. Сен-Симон считал, что закон всемирного тяготения Ньютона есть основа новой науки и философии.
Весьма отчетливо, междисциплинарное взаимодействие, выражающееся, как фактор революции в науке проявляется на современном этапе. Правда здесь есть своя особенность. Раньше парадигма и картина мира лидирующей науки переносилась на только что формирующиеся науки. Сейчас каждая наука обладает своей собственной парадигмой и самостоятельной картиной мира. Поэтому сейчас при взаимодействии наук возникает междисциплинарная парадигма, которая, являясь революционной, создает по сути дела новую науку. Скажем, кибернетика основана на общей парадигме управления в технических системах, живых организмах, обществе. Но она, по сути, дала синтез социально- экономических наук, биологии, техники, синтез отдельных теории управления.
Образование кибернетики позволило глубже взглянуть на управление раскрыть более глубокие общие закономерности управления. Кибернетика позволила понять, что процесс управления есть не что иное, как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Сам процесс управления можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов или точных предписаний, посредством которых достигается цель. Исходя из этих алгоритмов, на универсальных началах решались крупные задачи, например, управление транспортными потоками, технологическими процессами в металлургии, машиностроении, организации снабжения и сбыта продукции и т.д.
Глобальные научные революции. Революции по степени влияния на развитие науки могут быть «микрореволюциями» и «глобальными». Микрореволюции происходят в той или иной области науки и не оказывают решающего влияния на существующую научную картину мира. Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, появлению принципиально иных представлений о его структуре, что влечет за собой новые способы, методы его познания.
Всего было 4 глобальных научных революции:
Первая глобальная научная революция происходила в XVI – XVII в. Если раннее в античности, в состоянии «преднауки» шли просто процессы количественного приращения знаний, то с XVI в. происходит радикальное изменение миропонимания. Появляется гелиоцентрическое учение в космологии, создаются положения классической механики вставшего основой механистического миропонимания. Возникает классическая наука Нового времени. Рассмотрим вкратце конкретику революции (по порядку).
а) смена космологической картины мира. Первая научная революция началась в эпоху Возрождения. М.Коперник утверждал, что Земля одно из множеств небесных тел вращающихся вокруг Солнца. Он подорвал этим самым религиозное воззрение. Правда, Коперник ошибался в том, что говорил, что Вселенная конечна. Д.Бруно пошел дальше и говорил о бесконечности Вселенной и заселенности планет в ней.
в) создание классической механики и экспериментального естествознания. Механистическая картина мира. XVII век ознаменовался рождением современной науки, у истоков, которой были Галилей, Кеплер, Ньютон.
Галилео Галилей заложил основы механистического естествознания, опиравшегося на принципиально новое представление о движении.
До Галилея все руководствовались аристотелевским пониманием движения: тело движется только при воздействии внешней силы, и это если это воздействие прекращается, тело останавливается. Галилей показал, что этот принцип Аристотеля ошибочен, хотя согласуется с повседневным опытом. Галилей в противовесс сформулировал принцип инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится ккакое-либо внешнее воздействие.
Большое значение для становления механики как науки имело исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Галилей открыл, что траектория брошенного тела движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, является параболой. Галилей экспериментально обнаружил весомость воздуха, открыл законы колебания маятника, внес вклад в учении о сопротивлении материалов.
Галилей понимал, это слепая вера в авторитет Аристотеля тормозит науку. Истинное знание, считал он возможно с помощью наблюдения, эксперимента. Галилей с помощью телескопа обнаружил, это Солнце вращается вокруг своей оси, обнаружил гористость поверхности Луны, что Млечный Путь состоит из звезд. Галилей поддерживал гелиоцентрическое учение Коперника, хотя вынужден был публично от нее отказаться.
Один из крупнейших математиков и астрономов конца ХУ1-первой трети ХУ11 в. был Иоганн Кеплер. Он занимался поисками законов движения планет. Он открыл три закона движения планет относительно Солнца. Первый - он отказывается от коперниковского представления, что планеты движутся вкруговую вокруг Солнца. Он утверждает, что каждая планета движется по Эллипсу, в одной из фокусов которого находится Солнце. Второй-скорость движения планеты по орбите непостоянна и она тем больше, чем ближе планета к Солнцу. Третий закон - квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него.
Кеплер открыл законы движения планет. Но он не объяснил причины их движения. Впоследствии, динамику-учение о силах и их взаимодействиях создал Исаак Ньютон, завершивший первую научную революцию.
Научное наследие Н.Ньютона велико. Он, параллельно с Лейбницем и независимо от него создал дифференциальное и интегральное начисление, проводил астрономические наблюдения. Но главное он продолжил дело Галилея по созданию классической механики. Не случайно ХУ11 век считается веком торжества механики.
Ньютон открыл три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Первый закон механики - это принцип инерций, сформулированный Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения да тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил. Второй - приобретаемое телом под действием, какой – либо силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела. Третий закон-закон равенства действия и противодействия. Этот закон гласит, что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны.
И, наконец, Ньютон открыл еще один закон – закон всемирного тяготения. Согласно ему все тела, независимо от их свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаймное притяжение прямо пропорциональное их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.
Этот закон имел громадное влияние на дальнейшее развитие естествознания. Он стал основой создания небесной механики – науки изучающей движение тел солнечной системы. Его идей определили длительное господство механистической картины мира.
Вторая глобальная научная революция. Она произошла во второй половине XVIII – XIX в. и была связана с дальнейшим развитием классической науки и ее стиля мышления. Она характеризовалась:
-
1.формированием нового состояния естествознания – дисциплинарно организованной науки (при этом, в условиях дифференциации естествознания, прежняя механистическая картина, быстро утрачивала свой общенаучный статус). -
2. переходом от метафизической концепции мира к диалектической -
3.вымыванием из естествознания прежних натурфилософских представлений (они заменялись естественнонаучными представлениями возникшими в рамках классической науки Нового времени).
Осмысление и анализ достижений естествознания привел к появлению принципиально новой, философской, диалектико- материалистической картины мира.
Как известно, диалектика и метафизика – два древних метода. Один начался еще с Гераклита, другой –с Ксенофонта, Парменида, Зенона. Впоследствии метод метафизики стал господствующим. Но этот метод для науки ХУ1 – ХУ111 в. был неизбежен и привел к известным успехам. Например, шведские ученый натуралист Карл Линней проделал громадную работу, разделив весь живой мир на классы, отряды, роды, виды, прямо скажем «по полочкам». Но он не провел через них линию развития. Считал их неизменными, как сделал их творец. Все это он отразил в свои знаменитой книге «Система природы».
Первую брешь в таком метафизическом понимании пробил И.Кант в своей работе «Всеобщая естественная история и теория неба». Высказал диалектическую идею происхождения Солнечной системы из сгущения газовых туманностей. Через 40 лет уже французский астроном Лаплас независимо от Канта высказал то же самое. И поэтому она стала называться космогонической гипотезой Канта – Лапласа.
В ХIХ в. диалектическая идея была продолжена в других областях естествознания, в первую очередь – геологии и биологии. В геологии столкнулись две концепции – катастрофизма и эволюционизма. Французский ученый Ж.Кювье в книге «Рассуждения о переворотах на поверхности Земли», в частности, доказывал, что земные пласты образуются революционно, так появляются новые виды животных и растении.
Катастрофизму Клювье противостояло эволюционное учение и, прежде всего француза Ламарка. В своей книге «Философия зоологии» (1809г.) он полагал, что под влиянием внешней среды в живых организмах образуются изменения, которые становятся причиной образования новых видов. Но передача по наследству этих приобретенных изменении ни Ламарком, ни его последователями доказана не была. Однако Ламарк, тем не менее, вошел в историю науки, как основоположник целостного систематического эволюционного учения. Для утверждения этого учения важное значение, имело учение английского естественника Ч.Лайеля (1797 – 1875), который нанес сокрушительный удар по теории катастрофизма. Он обосновал, что каждый качественный поворот подготавливается количественно («Основы геологии)
Но главное учение в учении эволюционизма труд Дарвина «Происхождение видов» (1859г.). Теорию эволюции он подкрепил естественным отбором, борьбой за существование.
В 30-х годах ХIХ в. создается клеточная теория (Шванн, Шлейден). Открытие клеточного строения растений и животных указывала связь, единство органического мира.
В 30-х годах ХIХ в. появляется закон сохранения и превращения энергии, который имел универсальное значение (Майер, Джоуль, Гельмгольц).
Эпохальным открытием, подтвердившим диалектизацию естествознания, было учение Менделеева (1869). Он показал, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Качественные свойства зависит от количественных. Обнаружив эту закономерную связь, он расположил элементы в естественную систему, предсказав открытие новых элементов.
В целом, первый половине ХIХ в. идей диалектики – принцип развития, всеобщей связи получили мощное естественное обоснование, приведя к крушению метафизики.