ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 683
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль философии в обосновании научного знания. Что это значит? Это значит, что философия дает обоснование знанию именно как научному. Ведь именно философия занимается такими вопросами: что такое наука, что в нее входит. Какова ее структура, закономерности развития. И если то или иное знание соответствует общим мировоззренческими параметрам науки, то это знание является научным. Бывают и другие ситуации. Та или наука открывая, сталкиваясь с чем-то неизвестным, необъяснимым соотносит их с общим представлением, относится ли оно к науке или нет. И здесь роль философии науки бесспорна.
Эвристическая роль философии в развитии науки. Эта роль философии проявилась издавна. Эвристика происходит от греческого слова «нахожу», «отыскиваю». В этом смысле философия всегда помогала отыскивать истину. Вспомним идею строения материи по Демокриту. Толчком к этой идее Демокрита, было утверждение Парменида о том, что все находится в состоянии покоя, неизменности. (сама идея противоречива: предмет тот и не тот). Нам только кажется, что мир изменяется.
Против, выступил Демокрит. Атомы - постоянно движутся и из их комбинации состоят разные вещи. Это гениальная идея Демокрита стала основополагающей программой исследования ученых. Это чисто философская идея стала источником грандиозной программы поиска свойств и закономерностей вещей и явлений. И до сих пор частицы атома исследуются физикой, другими науками.
Другая идея античной философии - идея о взаймосвязанном, едином, целостном мире. Это идея, высказанная в общей форме, не подтверждалась первоначально данными. Но она тоже стала программой будущего перспективных исследований. Возникшее в XVII в экспериментальное естествознание, а затем общественные науки, стали открывать эти взаимосвязи, что привело к дифференциации, разобщенности ученых разных специальностей.
Сейчас научное познание опять вернулось к античной идее единого, взаимосвязанного целостного мира. Появилась интегративные и междисциплинарные методы исследования, системные методы исследования.
Философия выполняет и прогностическую роль. Она способна своими положениями прогнозировать дальнейшую динамику развития наук. Например, современная философская мысль, раскрывая много о мире как едином целом, заставляют все больше интегрироваться естественные и гуманитарные и плюс технические науки. Эта же идея «мира как единое целое» важна и для развития экологии, учета экологических аспектов в каждой науке. Она - исходная и для теории глобальной эволюции.
Бесспорно и обратное влияние науки на постановку философских проблем. Иначе говоря, не только философия влияет на науку. Чаще всего трудности, проблемы внутри самой науки заставляют обращаться к философии. Эту позицию, в частности разделял К. Поппер. Он резко критиковал Витгенштейна, который, отрицая философские проблемы, называл их псевдопроблемами.
Свой проблемы, трудности, сейчас сохранились и в исторической науке, что заставляет обращаться к философии истории. Такие трудности есть и в юриспруденции. И здесь также, такие важнейшие вопросы как природа права, ее сущность, место гуманного, нравственного в юриспруденции невозможно разрешить без обращения к философии.
Научная революция
Научная революция, с чего она начинается ? Говорят так, с изобретения новых средств наблюдения, эксперимента, открытия новых методов познания и т.д. Но это еще не научные революции. Они только инициируют появление научной революции. Само же содержание научной революции многоаспектно, ибо включает множество сторон и факторов, и поэтому при анализе любой конкретной научной революции необходимо выявить эти аспекты. Нередко, например, именно открытие новых средств наблюдения и измерения инициирует революцию в соответствующей отрасли науки: изобретение телескопа способствовало революции в астрономии, микроскопа в микробиологии и т.д. Но все подобные открытия и изобретения в конечном итоге привели к обнаружению новых, неизвестных ранее объектов для исследования науки. Эти новые объекты необходимо осмыслить, выявить их свойства и закономерности, и это основное.
Отсюда вывод; характеристикой научных революции является не просто применение новых средств и методов исследования, а создание новых теоретических структур для понимания и объяснения новых факторов. Но началом революции в науке выступает фундаментальная проблемная ситуация, когда прежние теории вступают в конфликт с новыми фактами. Так обстоит дело, как в абстрактных, так и опытных науках.
Рассмотрим это обстоятельство на примере абстрактной науки как математика, где новые результаты стали противоречить старой теории. Здесь, в частности такое противоречие выразилось тогда, когда проявилась такая реальность как «бесконечно малая». Встал вопрос, как ее объяснить теоретически. Старая математика не могла. Отсюда некоторые высказали такую точку зрения, что бесконечно малая величина – это очень малая, но конечная величина, другие стали говорить, что она равна нулю. В результате появились трудности, парадоксы, более того, кризис основании математики.
Проблема была решена созданием теории пределов, где бесконечно малая величина была определена как переменная величина, имеющая своим пределам нуль. Все это привело к радикальной перестройке прежнего учения о бесконечно малых величинах. Был создан математический анализ, изучающий количественные отношения между переменными величинами. Переход от математики постоянных величин, который входит в курс элементарной математики, к математике переменных величин, составляющей основную часть высшей математики, являлся научной революцией в математике.
И в опытных науках парадоксы и противоречия возникают между прежними теоретическими представлениями и новыми эмпирическими фактами. Эти парадоксы иногда устраняют путем частичной модификации существующей теории, но факты появляются снова и снова. И тогда становится необходимым радикальный пересмотр функциональной теории. Концепция Т.Куна хорошо говорит о таких аномалиях, которые не согласуются с существующей парадигмой, что, в конце концов, приводит к отказу от нее. Революция и представляет собой разрешение кризиса путем отказа от старой парадигмы и принятия новой парадигмы. Но такой отказ, вопреки Куну, происходит не в результате согласия между участниками научного сообщества, а создания новой теории.
Вот один пример из опытной науки. Парадигмы механики и механической картины мира никак не объясняли новые объекты исследования – электричество и магнетизм. Проявились и парадоксы. Если объяснять электричество и магнетизм механическим движением, то тогда вставал вопрос, почему, например, вес тела заряженного электричеством не отличается от веса незаряженного тела.
Таких парадоксов становилось все больше и тогда стало понятным, что в лице электричества и магнетизма ученные столкнулись с объектами принципиально иной природы.
Поэтому изучение электричества и магнетизма и привело к возникновению электромагнитной теории. А такой переход от изучения движения и свойств вещества к исследованию свойств поля явился революцией в физике.
Электромагнитная теория заставило существенно пересмотреть прежние принципы механической картины мира. Скажем, раньше было представление об одном виде материи вещества, то электромагнитное поле стало выступать второй формой материи. Другая новизна - если в механике движение выражается в перемещении тела, то в электродинамике распространении электромагнитных волн в пространстве. Или еще такая новизна - хотя источник электромагнитных волн прекратил свое действие, волны все равно распространяются в пространство. Выходит, что они могут существовать автономно без непосредственной связи с источником энергии.
Таким образом, с мировоззренческой и философской точки зрения научные революции представляют собой коренные, качественные изменение в развитии научного знания, перерыв постепенности в этом развитии, сопровождающийся и возникновением принципиально нового знания и перестройкой основании прежнего знания.
Типология научных революции.
Научные революции могут различаться по разным признакам. И поэтому здесь нет единой их квалификации. Тем не менее, можно выделить несколько их типов, исходя из размеров общности, глубины раскрытия сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, последствиями которые они вызваны в научном мире и т.д.
Отметим наиболее заметные революции в истории научного познания.
1. Внутридисциплинарные механизмы научных революции. Это революции в рамках отдельных научных дисциплин. Выше мы говорили о таких революциях, которые происходили в рамках такой развитой науки как физика. Напомним, более конкретно:
а) Первая революция произошла, когда возникла механика в противовес натурфилософским представлениям античности и схоластическим воззрениям средних веков. Был осуществлен переход к экспериментальному изучению простейшей формы движения материи- механического перемещения земных и небесных тел. В результате, Галилей, Кеплер, Ньютон создали такие новые научные дисциплины как земная и небесная механика. Была создана механистическая картина мира в основе, которой лежали онтологические представления механики Ньютона (рассмотрение тела как материальной точки, движущейся под воздействием силы, мгновенное действие сил в пустом пространстве, абсолютность пространства и времени и другие) .
б) затем наступило время второй научной революции. Теоретические принципы и картина мира оказались явно неприменимыми для исследования электрических и магнитных явлении. В результате Максвелл создал новую электромагнитную теорию поля. Опять изменилась научная картина мира. Место вещества заняло в ней электромагнитное поле, а мгновенная передача сил на расстояние была заменена конечной скоростью передачи воздействия поля от одной точки к ближайшей другой точке.
в) Впоследствии произошла следующая научная революция, связанная уже с возникновением теории относительности, изменившая классические представления о пространстве и времени. Теория опровергла абсолютный характер пространства и времени и доказала их относительность, а самое главное установила взаимосвязь между полями тяготения и геометрией пространства – времени (общая теория относительности).
г) Следующая научная революция была связана с переходом к исследованию мельчайших частиц материи и возникновением квантовой механики. Она привела к полному отказу от классических принципов науки и революционному изменению не только прежних научных взглядов, но и мировоззренческих представлений о материи, причинности, необходимости и случайности, возможности и действительности.