ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 678
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономические факторы и наука. Экономическое значение науки велико. Существует раздел экономической науки «экономика науки». Наука модернизирует промышленность, технику, сельское хозяйство и пр.
Экономическая эффективность науки в том, что она повышает производительность труда, уменьшает потребление сырья, изнашивание техники, сберегает рабочее время. Наука в экономике приносит эффект «сверхприбыли».
Внедрение научных результатов даёт колоссальный эффект производства, хотя подсчитать напрямую экономический эффект научных исследований невозможно. Например, кто вычислит экономическую эффективность от внедрения новых управленческих стратегий. Или сколько стоит теорема или химическая формула.
Всё это создаёт ситуацию, когда право, власть держит науку в чёрном теле, рассматривая его как постоянного должника.
Но отношения науки и хозяйственной сферы нельзя трактовать рыночно, ибо, как уже указывалось, велика специфика науки. Институт науки не является частью рынка. И это видно невооруженным взглядом: оплата труда людей науки, приблизительный подсчет экономической полезности научных разработок, характер инвестирования в научные исследования и т.д. – показывает автономность науки от рынка.
Всё это, в частности, обостряет проблему финансирования науки. Реальное финансирование дорогостоящее. Даже такая рафинированная дисциплина как математика (содержать серьезную математическую научную школу, публикации, конференции и т.д.) нуждается в немалых средствах. Причём закрытие научной школы, или насильственное сокращение способно принести непоправимый урон науке т.к. это связано с научными традициями.
Кроме того трудности финансирования связаны с неопределённостью сроков и объёма реальной окупаемости научных разработок. Особенно по отношению к фундаментальным наукам. Да и в прикладных исследованиях много неудач, прежде чем будет результат. А правительство, видя это знает только один способ решения задачи – сокращение финансирования.
Все это говорит о том, что экономические отношения науки и государственых сфер – всегда конфликтны.
Политические факторы и наука
. Отношения науки и политики имеют две стороны. Первая – это то, как наука, его достижения используются властными структурами. Наука всегда стремилась к нейтральности. Но власть умело использует науку и об этом хорошо говорит французский философ Мишель Фуко (1926 – 1984 г.). Иллюстрирует он это на примере психиатрии, медицинских наук. М.Фуко показывает, как власть, используя само знание о человеке, стремится его контролировать, управлять, анализировать, усреднить.
Что касается высшей власти, то она использует науку для укрепления обороны, промышленной мощи, престижа государства. Наука используется для изучения общественного мнения (особенно перед выборами), в отношении предполагаемых реформ и пр.
Вторая сторона отношений – это влияние политико – административных структур на положение дел в науке. В государствах создаются нередко центральные госорганы для управления наукой (например, в США в военные годы работал Научный совет национальной обороны). Хотя, пионером государственной политики и государственного планирования науки был СССР. Отсюда сложный вопрос – управления научной деятельностью. Солдатские меры здесь не приемлемы. Это специфическая сфера – где надо поддерживать таланты, выбивать деньги и пр. Здесь нелёгкие вопросы – кадровые, выбор приоритетного направления, оплаты и т.д. Прямое вмешательство политики в науку не всегда удачно, но бывают и исключения.
Наука и право. Право влияет на науку. Скажем определение общего правового статуса научного работника, правовое регулирование отношений руководства и учёного, юридические гарантии результатов деятельности учёного (защита интеллектуальной собственности).
Здесь ещё надо обратить внимание на то, что правовым параметрам, в силу их природы присущ консерватизм. А установки научного познания подвижны. Поэтому важно, что законы устаревшего характера не замедляли научную деятельность. Это кстати наблюдалось в советское время, когда все правовые барьеры не позволяли гибко трансформировать научно- исследовательские проекты, эффективно использовать научные достижения.
И наоборот, если правовое пространство совершенствуется, то это сильно двигает наук. Скажем, в Японии, ещё в 1960-е годы правовыми законами было разрешено кооперироваться индустриальным фирмам для поддержки перспективных научно – технических проектов. Это стало одной из причин стремительного развития японской экономики. В то же время в США действовало антитрестовское законодательство запрещающие это (тормозило развитие науки). Но зато в 80-ые годы в США тоже принят по примеру Японии такой закон. Кроме того, новые законы расширяли сотрудничество индустрии с университетской наукой, поощряло научно – технические новации в промышленности. Всё это колоссально двинуло науку США в 80-90-е годы.
Наука и сфера образования. Сфера образования – это платформа формирования интеллектуальных сил для науки. Наука в свою очередь питает образование. Лучший педагог – это и педагог и учёный. В образовании следует культивировать творчество, уделять внимание гуманитарной стороне, наукам.
Статус науки в обществе: проблемы легитимации и свободы
Наука, как выясняется сложное явление. С одной стороны автономное,ибо требует специальной подготовки. С другой стороны оно открыто для внешних социальных влияний и социального контроля. Сами учёные преследуют решение познавательных задач. Но общество о науке судит по социальным следствиям и эффектам науки. Поэтому учёным всё время приходится убеждать в необходимости их финансирования, защищать само научное предприятие как таковое. Кратко это проблема оправдания и обоснования правомерности науки называется проблемой легитимации (законности, правомерности). Наука всё время должна оправдываться перед обществом, искать благосклонность тех социальных сил, в которых она заинтересована. Следствие социальной зависимости науки – это опасность потери наукой её внутренней свободы (проявление этой опасности в соблазне коммерсализации, политизации, идеологизации, бюрократизации науки).
Между двумя крайностями – утратой легитимности и утратой внутренней свободы – и приходится балансировать современной науке.
Социальные функции науки. Каковы полезные эффекты, которые наука приносит обществу? Эта тема безбрежна, ибо влияние во всем. Но, тем не менее эти функции делят. Функции – когнитивные – это внутренние для науки, познавательные. Другая функция – социальные – влияние науки на общество, они внешние, побочный результат исследовательского поиска.
Некоторые предлагают когнитивные функции делить на функции фундаментальной науки и функции прикладной науки. Социальные делить на первичные (или явные) и вторичные (или скрытые). Первичные – это те, которые бросаются в глаза заинтересованным социальным сферам (сюда относятся обеспечение общества научным мировоззрением, развитие экономики, поддержание внешнеполитического престижа и др.).
Вторичные функции – малозаметны – это например поддержка наукой образования и интеллектуализации общества.
Проблема легитимации н
ауки. Сегодня вообще существует кризис легитимации –ко всему- политике, образованию, науке и пр. Т.е. состояние своего рода массового разочарования. Но наука всегда стремилась оправдать, легитимировать себя. И для этого она искала, какие либо социальные обоснования. В Х1Х -ХХ в., например, наука в Америке ссылалась на то, что она вносит свой вклад в главные американские ценности – демократию, религию, утилитаризм. Одно время повсеместным был моден лозунг «наука для науки». Не менее популярен был тезис в среде ученых - наука объективна и беспристрастна.
Но сегодня процесс кризиса легитимации к науке, тем не менее, очевиден. В риторику о науке, разуме, объективности науки никто не верит. Отсюда нежелание финансировать науку. Требуют немедленных, прикладных результатов. Особенно тяжело фундаментальной науке. Становиться очевидным, что наука не может быть привилегированной областью. Ученым приходится учитывать эти противодействия. Например, притязания науки послать корабли в безбрежности космоса вряд ли признают легитимным вследствие огромных финансовых затрат.
Проблема свободы научных исследований. Ведущим принципом легитимации научной деятельности сегодня стал утилитарный принцип. Разные сферы общественной жизни хотят видеть науку служанкой своих интересов. Чистый поиск истины сейчас редок. Есть угроза внутренней свободы ученых. Многие считают, что эта свобода предполагает: свободу научных исследований; рост численности специалистов на основе принципа профессионализма; свобода публикации и преподавания; самоуправление ВУЗов и академических учреждений.
Тем не менее, ученых обязывают служить национальным интересам, учитывать правительственные рекомендации, приносить практическую пользу, засекречиваться.
Это движение столь серьезно, что ученые говорят о разработке кодекса научной этики и деонтологии. В любом случае важна совесть ученого. Социальная зависимость и необходимость внутренней свободы – это извечная драма науки.
НАУКА В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
Наука как феномен культуры
Наука как феномен культуры исследуется сегодня и как культурное явление. Культура – это сложнейший феномен (600 определений). Понятие культура происходит от лат.- возделывание, уход. Культура, если придерживаться одного из распространенных определении,- это материальные и духовные составляющие, противостоящие естественному, природе.
Наука- это часть культуры. Но наука имеет и ряд специфических свойств, придающих ей самостоятельное, самобытное значение. Поэтому и противопоставляется наука и культура. Отметим эти специфические свойства:
-
Наука новационно заострена. Она выделяется из остальной культуры своей динамикой, предельно быстрым обновлением. -
Деятельность науки (и только науки) регулируется принципиально познавательной целью. Прочие цели науки (внепознавателные) ее особо не интересуют. -
Для науки характерно ведущая роль профессионального сообщества. Здесь существуют жесткие критерии отбора. -
Наука стремится в пределе к идеальной рациональности. В то же время в других сферах культуры весомую роль играют внерациональные мотивы.
Специфика науки не отменяет, а предполагает ее включенность в культуру. Культура, в частности, выражаясь в науке, пропитывает все ее содержание, проявляется в ней в виде необозримой совокупности представлении, идей, интуиции, разного рода смыслов.
Социокультурные смыслы концентрируются в особых категориях которых часто называют мировоззренческими или культурными универсалиями. Они воспроизводят сам дух эпохи, ее целостный интеллектуально- эмоциональный климат. Они согласованны между собой в своих специфических значениях, могут быть поняты только совокупно, и в свою очередь позволяют понять отдаленную от нас историческую эпоху только с определенной степенью приближения. Например, для культуры Ренессанса характерны такие слагаемые, составляющие согласованную систему базовых универсалии, как совершенство, творчество, прекрасное и пр.
Универсалии культуры образуют костяк понятийной сферы, в которой обитает наука того или иного исторического периода. Научный проект любой эпохи оказывается изначально «пропитанным» смыслами, приходящими из религии и метафизики, этики и искусства. Это означает, что не существует некоей замкнутой, нейтрально – универсальной науки. Наука всегда является в некоторой мере образом своей эпохи, отражает основные черты ее самосознания, ее представлений о человеке и мире.