ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 676
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разгадав множество тайн, человек оказался наделен невиданной огромной ответственностью. Эта роль возвышена и благородна. По сути дела, он должен принимать решения, которые он ранее относил исключительно за счет мудрости природы. По сути дела, он должен быть лидером эволюционного процесса на земле.
«Не вызывает никаких сомнений,- считает А. Печчеи,- что человек пока не выполняет этой роли. Он все еще верит в могущество техники, считая, что она сама решит проблемы. Но человек забывает, что техника лишена интеллекта, не способна рассуждению, поэтому именно человек - ее хозяин,- он должен направлять ее развитие.»
Могущество без мудрости сделало человека современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим ни малейшего представления о том, как применить ее. Проблема в самом человеке, а не вне ее. При этом важны человеческие качества и не качества отдельных элитарных групп а именно "средние" качества миллиарда жителей планеты. То есть знание и воля миллионов людей должны определить направление общественного развития.
Безусловно, НТП необратим, его нельзя остановить. Но человек не должен приспосабливаться к негативным его последствиям, безропотно подчиняться. Этим определяется социальная ответственность ученого. Последствия НТП бывают очень серьезны и ученый должен их предвидеть и по возможности их избежать. Очень важно сообщать о последствиях широкой общественности. Все это говорит о великой роли ученых в современном мире.
Наука и религия. Знание и вера
Нельзя не рассмотреть еще один важный для нашей темы вопрос. Это отношения науки и религий. Наука – одна из составляющих общественной жизни. В ней всегда существовал один аспект – мировоззренческий, ее суть – познать мир. Но это стремление всегда пересекалось с интересами религий.
Религия – сложное социальное явление. Почему живя человек в этом мире, верит в другой мир. А это важнейший признак религий. Чем же вера отличается от знания ? Знание – это то, что твердо установлено, обосновано экспериментально, фактически. Мы ведь не говорим : " Я верю, что расстояние от Астаны до Костаная – 2100 км". Если данный факт установлен, это просто знание.
Вера – особое внутреннее состояние, в основе которой часто желание. Вера – это действие в условиях неопределенности, в условиях незнания, когда выбор определяют чувства, а не разумный расчет. Рядом с верой всегда, есть сомнение, но есть желание.
Человек, верящий в бога, надеется получить вечную жизнь в раю. Для этого надо соблюдать определенные заповеди, совершать обряды и т.п. Вера – выбор, основанный на желаний. Разум – выбор на основе знания. Поэтому разум и вера – противоположности.
Религиозная вера – как правило иррациональная, хотя возможны разные степени этой иррациональности, от крайней –« верую потому что абсурдно» до примирительной, когда религиозные догмы пытаются обосновать с помощью разума. Есть множество видов веры – от веры в социализм до веры в победу Спартака, ясновидение. У каждого свой набор вер.
У каждого общества тоже есть устойчивый набор верований. Он обычно называется идеологией или мировоззрением. Есть, в частности, две его разновидности – религия и философия. Они осуществляют целеполагания, указывают, что человек должен делать, к чему стремится, что является высшим благом. Различие между ними – религия взывает к чувствам, а философия к разуму. Религия авторитарна, она требует подчинения. Поэтому религия всегда была враждебна разуму, о чем свидетельствует особенно Новое время. Между ними был жестокий конфликт. Приведем некоторые факты:
1553г - в Швейцарии сожжен выдающийся испанский ученый М. Сервет открывший малый круг кровообращения.
1600 г. - в Риме сожжен итальянец Д.Бруно
1619г - в Тулузе сожжен на костре итальянский философ Д.Ванини отрицавший бессмертие души, творение мира из ничего.
1633г- Галилей вынужден публично отречься от своих заблуждений, хотя до смерти оставался под строгим надзором церкви.
1656г - Амстердамские раввины предают анафеме философа Б.Спинозу "Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и встает…"
1901г - Святейший Синод принимает решение об отлучений от церкви лжеучителя графа Л.Толстого, который проповедует ниспровержение всех догматов православной церкви
1903г - Запрещение цензурой книги И.Мечникова "Этюды о природе человека" за подрыв веры в загробную жизнь.
В 1965 г. Второй Ватиканский собор принял постановление к мыслителям и ученым, где ратовал за союз между подлинной наукой и подлинной верой. За наукой признается изучение материального мира с оговоркой, что есть мир сверхъестественный. Эта же нотка прозвучала и в послании папы Иоанна Павла участникам конференции посвященной 300 - летию публикации работы И. Ньютона «Математические начала натуральной философии», где признается, что Церковь и Академия - два разных института человеческой цивилизации, мировой культуры. Подчеркивается важность союза религии и науки при сохранении их автономии.
Безусловно, отношения религии и науки не сводятся к конфликту. Эти отношения сложнее. Многие ученые были верующими, но сделали выдающиеся открытия. С самого начала естествознание стремилось ограничиться исследованием фактов и не вступать в спор о конечных причинах (сотворение мира и бессмертие души). Но сейчас ученые все чаще обращаются к главным вопросам: о возникновении Вселенной, жизни, разума. И все чаще они приходят к выводу, что наш мир не исчерпывается миром материальной эмпирической действительности, он есть лишь самый «нижний» слой Бытия. Есть еще и другой, информационно более емкий – Мир высшей реальности, тенью которого является наша видимая Вселенная.
Наука и искусство. Конечно, эти области самостоятельны. Границы между ними проходят в области чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностно –эмоционального и познавательно- теоретического.
Тем не менее, есть между ними области сближения. И наука и искусство познают мир. Наука, это делает по своему( в виде понятии), искусство по своему (через индивидуальную особенность). Общи у них и средства познания – аналогия, идеализация, экспериментирование и т.д. Общими, выступают у них и функций, или, как говорят, наличествует, полифункциональность. Эти функции, во-первых, упорядочивающая,(создания представлений о порядке мироздания, общества, человеческой жизни). Во-вторых, воспитательная. В третьих, инновационная (создания новых социокультурных образцов).
Влияние науки и искусства взаимно. Искусство традиционно использовало научные знания. Например, из истории искусства известно, что математические и оптические представления влияли на состояние архитектуры и живописи.
Сейчас с ростом роли науки его влияние на искусство усиливается. Искусство «онаучивается». Это проявляется не только в сюжетах. Но и в методологических установках, которыми искусство онаучивается. Например, натурализм (Э. Золя, А. Доде и др.) утверждал, что искусство должно быть научным и беспристрастным.
В определенном смысле, современное искусство, как и наука, стали неклассическими. Они пересматривают классические каноны красоты и гармонии. Научные идеи и представления проникают в мастерские художников. Например, влияние новых научных концепций замечено в абстракционизме, кубизме и др., где идет отказ от антропоцентризма, изображения отдаленных от обыденного сознания структур бытия.
Если влияние науки на искусство обусловлено наличием в искусстве познавательного компонента, то обратное влияние – искусства на науку- обусловлено присутствием в научной деятельности эстетической составляющей.
Скажем так, когда оценивается научные идеи, гипотезы, теории, применяются нередко эстетические критерии (простота концепции, логическая стройность, изящество).
Кроме того, искусство для ученого - важный фактор стимулирования творческой деятельности. Искусство просветляет и обогащает разум ученого. Известно, например, что Эйнштейн играл на скрипке, Планк был талантливым пианистом.
Сегодня все чаще говорят о идее единого художественно –научного познания. Сейчас и искусство и наука между собой разделены. Это с одной стороны хорошо, есть возможность узко и профессионально работать. Но это и плохо, существует опасность односторонности научной и художественной сфер.
Хотя и раньше они были не так уж автономны. Известно, например, что Леонардо да Винчи свободно переходил от искусства к науке и обратно. Гете был сторонником цельного постижения мира. И такое единство понятно. Ведь и искусство и наука обитают в общем культурном поле, имеют дело с одной и той же реальностью. Нет двух видов познания, есть единое познание, базирующееся на единых законах человеческого разума. Здесь существуют одни и те же законы понимания и образного представления вещей (позиция французского поэта Поля (1871-1945)).
Природа социальности как проблема. Личность в науке.
Наука по самой своей сути – социальное явление. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более 2 тысячелетий и представляет собой не только отношение к познавательной им действительности, но и определенную систему взаимосвязи между многими членами научного сообщества. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.
Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялась; одно дело в Древней Греции, другое – нынешнее 5 млн. научное сообщество. Сейчас научная деятельность – это совместная работа творческих коллективов, специализация не только по отдельным областям науки, но и отдельным проблемам. Существуют институты занимающиеся исключительно теоретической деятельностью, существует специальная научная деятельность, направленная на создание приборов, установок. Сегодня наука немыслима без менеджерских функций, без добывания средств, для ее развития и умения их эффективно использовать.
Кроме того в научных коллективах идет своя дифференциация научной деятельности. Одни склонны к выдвижению идей, другие к их обоснованию, третьи к их разработке, четвертые – к их приложению. Немецкий физик и химии к В. Оствальд в связи с этим выделил два типа ученых. Первых -склонных к индивидуальной уединенной работе (классики). Других - склонных к коллективной деятельности, популяризации своих идей, к работе спонтанно (романтики).
Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Он не только в научном поиске, но у него сложные отношения с коллегами, общественным мнением. От него требуется постоянное подтверждение своей профессиональности, что осуществляется через публикации, через общественное признание. Эта деятельность стимулируется наградами, званиями, степенями. Самой высокой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1902г., а в экономике с 1969г. является Нобелевская премия.
Жизнь в науке это борьба разных мнений, научных школ, с другой, за приоритет в полученном результате. Известно как непросто утверждались в науке такие фундаментальные научные теории как теории относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции.
Как сложно порой складывается судьба ученого, говорит судьба Н. Коперника. Работы Т. Менделя, австрийского биолога, основоположника генетики, например, не были признаны при его судьбе (жизни).
Интересно сказал немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Планк: «Обычно новые научные истины побеждают не сразу, противники умирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу».
В каждом социальном институте науки есть механизмы внешнего контроля за поведением и действиями людей. Это – обширный набор позитивных и негативных санкций. Позитивные– признание коллег, цитирование, увенчание премий, даже увековечение имени ученого. Напротив, негативные– фальсификация результатов эксперимента, плагиат, игнорирование коллегами. Даже то, что не цитируют – это значит, этого человека нет в науке. Не цитируют либо по тому, что ничего нового нет. Или не цитируют – потому что идея очень оригинальна, ее просто не признают. Так книгу Г. Менделя «Опыт над растительными гибридами» выпущенной в 1866г. признали лишь через 30 лет.
Великие ученые оставили значительный след не только благодаря открытиям, но, и тому, чтобы честно служили истине. Всякое проявление корысти, беспринципности встречало у них отпор. Говорят так, в науке перед лицом истины все исследователи равны, здесь не признаются прошлые заслуги.
Профессиональная ответственность ученого – одна сторона. Но есть и социальная ответственность ученого, его ответственность перед обществом в целом. Это вопрос социальной этики ученого. Научные открытия ведь могут использоваться и во вред обществу (атомная бомба). Или скажем, проблема экологической ответственности. Другой факт, осознавая последствия генной инженерии (в 70-е годы) группа молекулярных биологов и генетиков во главе с Г. Бергом (США) призвали объявить добровольный мораторий в области генной инженерии. Подобные предостерегающие голоса со стороны ряда ученых слышаться и в отношении проблемы клонирования в биологии.