ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 686
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Велика заслуга Аристотеля в создании формальной логики. Он впервые представил приемы рассуждений как целостное образование и сделал их предметом научного исследования. Вместе с тем, он вслед за Гераклитом, Зеноном Эгейским и Платоном глубоко разрабатывал диалектику, доведя ее до высшей в античности формы.
Эпоху эллинизма (1У в. до н.э. – 1 в. до н.э.)можно считать важным периодом становления научного знания. Основной чертой эллинистической культуры являлся индивидуализм, что отразилось на основных философских системах эллинизма – стоицизме, скептицизме, эпикурействе, неоплатонизме, некоторых натурфилософских идеях. Так, в физике Зенона Катионского (336-264 гг. до н.э.), Клеанфа из Ассоса (331-232 гг. до н.э), Хрисиппа из Сол (281-205 гг. до н.э.) большое значение придавалось законам, по которым существует Природа, т.е. мировому порядку, которому, осознав его, должны подчиняться люди.
В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идей: соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой»( по греч. – теплое дыхание), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает логос вещи, т.е. закон существования и развития. Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое – пассивный участник природных процессов.
Согласно стоикам, мир представляется единым и взаимосвязанным потоком событий, где все имеет причину и следствие. И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или судьбой. Наряду с причинной обусловленностью явлений, существует их определенная направленность к благой, прекрасной и разумной цели. Следовательно, кроме судьбы стоки признают и благотворное провидение, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.
Также тесно связаны физика и этика у Эпикура (342 – 270 гг. до н.э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Поэтому атом Эпикура – это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.
В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Так, Евклиду (конец 1у – начало 111 в. до н.э.) принадлежит выдающаяся работа античности – «Stoicheia” ( т.е. «Элементы», что в современной литературе получило название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то время знаний в области математики, часть из которых, по утверждению исследователей, принадлежит предшественникам Евклида. Но созданный им метод аксиом позволил изложить геометрию как единое целое, логически связанное математическое учение, носящее имя «геометрия Евклида».
Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (около 287 – 212 гг. до н.э.) Но в большей степени Архимед известен как гениальный механик и инженер. Он вывел закон о рычаге, изобрел и построил винт для поднятия воды (архимедов червяк), установил закон о плавучести и др. многие его изобретения использовались в военных целях.
Наряду с тем вкладом, который эллинистический век внес в математику и механику, необходимо отметить и развитие письменности. Начинают использовать пергамент, который был более практичным, чем используемый ранее папирус. Возникают библиотеки, наиболее крупной из которых была Александрийская. К концу данного периода письменность входит в обыденную повседневную жизнь, вовлекается в процессе обучения. 11- 1 вв. до н.э. характеризуется упадком эллинистических государств, как под воздействием взаимных войн, так и под ударами римских легионеров. В результате, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, замирает научная жизнь.
Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних территории и ростом могущества, сопровождался формированием новых ценностей. Весь строй жизни римлян был подчинен военным задачам. Хотя престиж заимствованной системы знаний эллинов был достаточно высок, но дух своей избранности, предначертанной богами, приводил к мнению, что римлянину и без науки есть чем гордиться. Теоретизирование – это удел иноземцев, и поэтому римляне изучали геометрию, чтобы «измерить свой надел», в то время как греки для того, чтобы познать мир. Это не могло не отразиться на книжно-компиляторском характере римской учености. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.
Большой славой пользовалась 9-томная энциклопедия Марка Варрона (116– 27 гг. до н.э.). Она содержала знания из области грамматики, логики, риторики, медицины, теории музыки, геометрии, архитектуры. Через век подобный компендиум, но уже в 6-томах посвященный сельскому хозяйству, военному делу, философии, праву, ораторскому искусству, медицине выпустил Авл Цельс. Наиболее известное сочинение этой поры – поэма Лукреция Кара (ок.99 – 95 гг. – ок. 55 г. до н.э.) «О природе вещей», в которой дано наиболее полное и систематическое изложение эпикурейской философии. Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23 – 79 гг. н.э), Луция Сенеки (4 г до н.э. – 65 г. н.э.).
Эти были компиляции. Но таковыми были и труды Витрувия «Об архитектуре», Секста Фронтина «О римских водопроводах». Во 11 в. н.э. жил и творил величайший врач, физиолог и анатом Клавдий Гален, астроном Птолемей, создавший геоцентрическую систему мер, объясняющую движение небесных тел.
В связи с завоевательными войнами и освоением новых территорий успешно развивается география. В трудах римских юристов были заложены основы теории гражданского права – цивилистики. В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, которые порывали с натурфилософскими схемами и претендовали на самостоятельную значимость.
Средневековье
Западная Европа. Эпоху Средневековья относят к началу 11 в.н.э, а ее завершение к Х1У – ХУ вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, которые расходяться с христианскими догмами осуждаются.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска, и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.
В Средние века постулаты о творении предполагали выделение творящей (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata). Средневекье знало семь свободных искусств, триумвиум: грамматику, диалектику, риторику квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом – цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.
Патристика (от лат. патер –отец) – учение отцов церкви – выступила первым этапом развития средневековой философии. С 1 по У1 в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели (град божий), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.
Классик средневековой патристики Тертуллиан (160 – 220) обнажал пропасть между реальностью веры и истинами умозрения, всякий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте творения. Его кредо – «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.
Схоластика (от лат. – школьный), оформившаяся в 1Х – Х11 вв. стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриуген, Альберт Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.
Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) считает, что истины добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079 – 1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип « Понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.
Для понимания особенностей средневековой науки следует уяснить саму систему средневекового теологического миросозерцания конститутуирующими элементами которого выступали универсанализм. символизм,иерерхизм, телеологизм. Охарактеризуем их.
Универсанализм означал, что средневековое мышление стремилось к всеобъемлющему познанию, стремлению охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное всеединство. Исходным здесь выступало представление о единстве космоса и человека, которые обьединены общей креационистским происхождением. Поэтому знать способен только тот, кто проник в суть божественного творения – поскольку оно универсально, всякий знавший его, знал все; соответственно не знавший его, вообще не мог ничего знать.При таком подходе не находилось места частичному, относительному, незавершенному или неисчерпывающему знанию; знание могло быть быть либо универсальным, либо никаким.
Символизм как компонент средневекового миросозерцания являлся всеобъемлющим, ибо охватывал как онтологическую, так и гносеологическую сферы. В первом контексте он исходил из того непреложного принципа, что все в природе – от пылинки до природы в целом лишено всякой онтологической основательности. Существование природы не является независимым, ибо ее существование определено неким верховным планом. Отсюда, существование природы символично, оно лишь воспроизводит, воплощает, олицетворяет скрытую за ним фундаментальную сущность. несовершенным прототипом, которой оно является.
Исходным второго, гносеологического контекста выступает известное новозаветное»: « Вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».Слово здесь – орудие творения, онтологическая стихия. Но не только. Одновременно переданное человеку оно выступает и универсальным орудием постижения творения. Происходит прямое