Файл: История и философия науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 697

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отождествление понятий с их объективными аналогами, своеобразное тождество онтологического и гносеологического.Все, что выражается в языке, мышлении, понятии, слове присуще действительности.

Учитывая генетическую фундаментальность понятия по отношению к действительности, владение, обладание им вместе с тем означало владение исчерпывающим знанием о действительности, производной от понятия. В соответствии с этим процесс познания вещи заключался в обращении к исследованию понятия, ее выражающего, что определяло сугубо книжный, текстовый характер познавательной деятельности. Наиболее представительными текстами, освященные божественным авторитетом выступали святые тексты, идеалом, инструментом познания представлялась экзегетика – искусство истолкования святых писаний.

Иерархизм. «Все «вещи видимые» обладают свойством воспроизводить «вещи невидимые», быть их символами. Но не все в одинаковой мере. Каждая вещь – зеркало, но есть зеркала более, есть менее гладкие. Уже одно это заставляет мыслить мир как иерархию символов. Символы подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога на основе оппозиции небесного (непреходящего, возвышенного) – мирского (бренного, тленного, тварного). Так, вода «благороднее» земли, воздух «благороднее» воды и т.п.

Телеологизм. Атрибутом средневекового миросозерцания был телеологизм, заключающийся в истолковании явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благородны, занимают в иерархии ценностей более высокие места. Растения в свою очередь служат скоту.

Логическим финалом, естественным завершением телеологизма был антропоцентризм, исходящий из того, что ничто не существует напрасно, существует то, что полезно человеку. В свою очередь на основе антропоцентризма складывался геоцентризм. Человек представлялся существом сугубо амбивалентным: с одной стороны, он – венец творения, воплощение божеского созданный по образу и подобию верховного творца, с другой стороны, он – плод искушений дъявола, греховная тварь.

Однако взгляд на Средневековье как на интеллектуальное кладбище человечества был бы поверхностным. Хотя культура Средневековья не знала науки в современном понимании, в ее недрах успешно развивались такие специфические области знания – их нельзя назвать наукой, - которые подготовили возможность образования науки в более поздний период. Имеются в виду астрология, алхимия, натуральная магия. Примечательно то, что, представляя собой противоречивый сплав априоризма, умозрительного и грубого,
наивного эмпиризма, опытом своего функционирования эти области знания исподволь разрушали идеологию созерцательности, осуществляя переход к опытной науке. Опыт функционирования этих дисциплин справедливо расцениваемый как промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией, уже заключал в себе зхародыш будущей экспериментальной науки.

Проделанный анализ позволяет прийти к следующему заключению. В истории европейской культуры, в истории мировой мысли средневековая культура выступает феноменом совершенно специфическим. Если пытаться выразить эту специфику одним словом, то это проолтиворечивость, - амбивалентность, внутренняя неоднородность. С одной стророны, средневековье продолжает традиции античности, свидетельством чему являются такие мыслительные комплексы, как созерцательность, интенция на постижение общего безотносительно к единичному, склонность к абстрактно-умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного ползнания, признание примата универсального над уникальным, надличностного над личностным и т.д. С другой стороны, средневековье порывает с традициями античной культуры, подготавливая переход к совершенно иной культуре Возрождения. Подтверждением этого выступает значительный прогресс алхимии, астрологии, натуральной магии, имеющих экспериментальный характер. Будучи интегрированы воедино, эти моменты и обуловили противоречивость средневековой культуры.

Препятствием складыванию и развитию научного естествознания в средневековье мешали ряд причин.

1 средневековая культура не знала идеи самодостаточности природы, управляемой естественными объективными законами: поскольку природа есть нечто сотворенное, она управляется волей творца.

2 Созерцательный, теологически-текстовый характер познавательной деятельности, который был самодовлеющим, прочно укорененным в культуре, выступал мощным мировоззренческим фактором, сдерживающим прогресс опытной науки.

3 Полумистиче6ский, со значительным удельным весом вербального элемента (поборники натуральной мапгии верили в таинственную силу словесных заклинаний) характер опытной деятельности в науке.Конкретные методики натуральных магов не представляли еще эксперимента в общепринятом смысле слова – это были скорее чудодействия

, нацеленные на вызывание духов, потусторонних сил, сверхприродных могуществ.Акты опытного познания развертывались как ритуальные действа, направленные на контакт с потусторонним миром.Средневековый ученый оперировал не с вещами, а с силами, за ними скрытыми, - с их идеальными формами, праэлементами.

4 Качественный характер знания. Средневековая наука не была подвластна понятию количества, и в этом именно заключается ее коренное отличие от современной науки. Основу картины мира средневековья составляла качественная онтология – теория неоднородного и анизотропного пространства Аристотеля, узаконивавщая «естественную.» диалектику стихий и утверждавшая привилегированностьт различных точек и направлений движений в пространстве. Качественными были и гносеологические установки – господство традиционной для средневековья доктрины наивного реализма, некритически отождествляющего субъективное с объективным, что препятствовало в конечном счете адекватному познанию.

Свою специфику имеет развитие науки на Арабском Востоке.Это было связано с тем, что в условиях данного региона Востока в период У11 – ХУ в. развивались более благоприятные для развития интеллектуальной мысли производства. На Востоке в этот период времени получили свое развитие ювелирное дело, зубоврачебная практика, писчее, книжное производство, библиотечное дело. Наличие такого разнообразия производства стимулировало поиск научной мысли, способствовало развитию культуры. В Х11 – Х111 вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. Не случайно многие средневековые европейские ученые, как правило, были выходцами из арабских университетов.

На Арабском Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовали распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата - Багдад (конец У111 – начало 1Хвв.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран
, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которой была создана обсерватория.

Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский язык. В 1Х в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Альмагест». Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые также способствовали развитию математики, астрономии, физики.

Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем, в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы. Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение многообразного опыта по сравнению с античностью. После александрийского опыта в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии. Это относится к различным отраслям знания и, прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит в заимствований у индийских ученых позиционной системы счисления и совершенствования ее.

Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858 – 927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью введенных им тригонометрических функции, производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения. Им составлены таблицы тригонометрических функции, введено понятие «синус».

Аль-Фараби (870-950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере развил логическое наследие Аристотеля. Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику»), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.


Через Муххамеда ибн Муса аль-Хорезми (780-850), автора нескольких сочинений по математике, которые в Х11 в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами – от имени аль-Хорезми), выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. От алгебраического приема «Аль-джебр» идет название такого раздела математики, как алгебра.

Наиболее замечательное в области физики имя аль-Хайсам аль-Газен (965-1039) из Басры. Труд его по оптике, изданный на латинском языке в конце ХУ1 в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.

Немало было и ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них– среднеазиатский ученый аль-Бируни (973-1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать опыту и проверять результаты исследований опытным путем.

Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера). Хотя деятельность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Европе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в какой-то степени она способствовала его будущему возникновению. Труды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты.

К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048 – 1131), великого иранского ученого, философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, им расширено понятие числа (введены положительные иррациональные числа). Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, он предложил солнечный календарь, и усовершенствовал его.