ВУЗ: Омский государственный технический университет
Категория: Книга
Дисциплина: Методы оптимальных решений
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 13072
Скачиваний: 111
131
Эти веса достаточно близки к весам, полученным при наличии уровня факторов.
Пытаясь изыскать способы придания большей значимости преподавателям, было
предложено включить еще один первичный фактор – идеологию – во второй уро-
вень. Однако это не изменило значительно результатов, поэтому идеология не была
включена в число рассматриваемых факторов.
Теперь встает вопрос о том, кому следует ранжировать акторов (группы) в зави-
симости от степени их влияния, и насколько можно считать объективными эти оцен-
ки. Если сами представители этих действующих сил участвуют в оценке, то каждая
из них захочет придать своей группе высокий приоритет. Мы надеемся, что эта про-
блема может быть смягчена или решена после включения в иерархию уровня между
наибольшими силами и общими целями. Этот уровень должен состоять из критериев,
отражающих различные аспекты конфликта таким образом, чтобы ни один актор, не
мог чересчур явно претендовать на превосходство над всеми остальными без твер-
дой уверенности и обоснованности. Если это сделать качественно, то облегчается
ранжирование акторов в соответствии с их влиянием и таким образом разрешается
конфликт.
6.6. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СУДАНА:
ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС
Судан с 18-миллионным населением является крупнейшей страной в своем ре-
гионе Африки (площадь около миллиона квадратных миль). Занимаемая им террито-
рия, благодаря орошению Белым и Голубым Нилом и значительным осадкам к югу от
столицы страны Хартума, где обе реки соединяются, является одной из самых об-
ширных плодородных территорий в мире. По оценкам Судан с около 120 млн. акров
для выращивания продуктов питания и 80 млн. акров для нужд животноводства мо-
жет обеспечить продуктами питания несколько сотен миллионов человек. Поэтому
многие субсидирующие организации, такие как Всемирный банк, а также страны,
богатые нефтью, уделяют внимание его развитию. Однако экспорт сельскохозяйст-
венной продукции предполагает наличие развитой транспортной сети по стране. Ко-
нечно, эта сеть не нужна полностью сейчас же. Различные ее части должны разви-
ваться в различные периоды времени.
Автор данной книги был руководителем исследования [129] по проекту развития
транспортной сети Судана на конец восьмидесятых годов. Это исследование вклю-
чает оценки планов роста экономики, проведенное эконометристами, и составление
карты известных природных ресурсов. Для оценок путей движения от провинциаль-
ных регионов к главному экспортному пункту в Красном море Порт-Судану были по-
строены и использованы модели производства и потребления продуктов питания и
товаров при различных предположениях о темпах роста экономики. Затем были оп-
ределены приоритеты проектируемой сети дорог в соответствии с их вкладом в раз-
витие регионов, через которые они должны проходить. Они рассматривались от-
дельно для каждого региона и затем их приоритеты обобщались. В свою очередь,
были получены приоритеты регионов в соответствии с их влиянием на потенциаль-
ные (осуществимые и желательные) будущие сценарии развития Судана. Эти сцена-
рии представляют варианты развития Судана, учитывающие различные акторы: ста-
тус-кво, проецирующее теперешнее состояние дел на будущее; экспорт сельскохо-
зяйственной продукции, возвращающий капитал для развития и повышения жиз-
ненного уровня страны, в настоящее время одной из беднейших в мире; сбаланси-
рованный региональный рост, при котором по политическим и социальным мотивам
регионы развиваются сбалансировано (в отличие от ускоренного сельскохозяйст-
венного развития одних регионов, хотя и повышающего их жизненный уровень, од-
нако приводящего к сильному отставанию других регионов, что может быть причи-
132
ной внутренней нестабильности); сценарий арабо-африканских связей, по которому
Судан служит связывающим звеном между арабскими ресурсами и влиянием и аф-
риканскими странами, таким образом получая выгоду от этого.
Эти сценарии были разработаны достаточно глубоко в исследовании, которое
проводилось в течение нескольких месяцев. Судан после ухода англичан пережил
тяжелую гражданскую войну между Севером и Югом. Итогом этой 16-летней войны
были значительные разрушения на Юге и гибель полумиллиона людей. Юг не играет
главную роль в сельскохозяйственном развитии, однако является важной политиче-
ской единицей с более чем 3 млн. жителей, а также контролирует Белый Нил, кото-
рый имеет истоки в Уганде. Поэтому развитие только по чисто экономическим сооб-
ражениям было признано несоответствующим общей будущей стабильности Судана.
В проектах учитывалась роль связи Севера с Югом и с другими регионами этой об-
ширной страны для сохранения ее целостности. Интенсивное экономическое разви-
тие Севера могло вызвать обиды на Юге по поводу распределения ресурсов.
Следовательно, наиболее перспективным является обобщенный исход этих че-
тырех сценариев. Лица, участвовавшие в определении приоритетов, были высоко-
поставленными суданскими чиновниками, молодыми специалистами и экспертами,
проводившими исследования по суданскому транспорту. Полностью исследование
отражено в отчете на 1700 рукописных страницах. Здесь читателю предлагается су-
щественно сокращённая версия процесса определения приоритетов. Результаты ис-
следования сыграли большую роль в размещении ресурсов. Почти 6 млрд. дол. было
ассигновано на развитие Судана и большая часть этих вложений пошла на транс-
порт, что и было стимулировано нашим исследованием. Тот факт, что проекты ран-
жировались по приоритетам, а не по стоимости, позволил следовать нашим реко-
мендациям даже во время сильной инфляции в мире, когда цифры в долларах быст-
ро становились бессмысленными.
Парное сравнение четырех сценариев в соответствии с их осуществимостью и
желательностью к 1985 г. (пересмотром плана можно было разделить эти два крите-
рия) приводит к матрице, представленной в табл. 6.8.
Таблица 6.8. Приоритеты сценариев
Сценарии I
II
III
IV
Статус-кво I
1
1/7
1/5
1/3
Сельскохозяйственный транспорт
II 7 1 5 5
Сбалансированный региональный рост III
5
1/5
1
5
Арабо-африканские связи
IV 3 1/5 1/5 1
max
4,39
λ
=
; ИС = 0,13; ОС = 0,14
Приоритеты сценариев в порядке перечисления будут
(
)
0,05; 0,61; 0,25; 0,09
.
Числа показывают осознанную важность каждого сценария относительно других,
так же как и конечные результаты определения приоритетов. Как видно, сценарий
II доминирует, за ним по важности следует сценарий III. Так как будущее наиболее
вероятно не будет в точности воспроизводить один или другой сценарий, а будет их
композицией с силой выражения, обозначенной приоритетами, вся эта информация
была использована для построения обобщенного сценария по Судану для 1985 г.
Важность транспорта в перспективе развития предполагает большие инвестиции
в средства производства для железнодорожной системы, такие как подвижной со-
став и средства связи. Большая часть главной железнодорожной линии должна быть
двухколейной и нужно построить новые подъездные пути западного образца.
133
Следует хорошо развить систему дорог, широкие и пригодные в любую погоду
магистрали должны соединять большие города. Должны быть задействованы авто-
страды по направлению к Порт-Судану. В сельскохозяйственных зонах следует по-
строить много местных дорог, ведущих к железнодорожным путям. При рассмотре-
нии системы автомобильных дорог в общем случае можно считать возможным при-
менение транспортной цели сценариев II и III.
Водный путь по Нилу следует улучшить и пустить по нему современные суда.
Одновременно должны быть обеспечены качественные эксплуатация и обслужива-
ние средств швартовки. Системе воздушных сообщений со службой перевозки экс-
портных грузов воздушным путем следует приспособиться к сценарию II. Большая
часть воздушного движения и все международные перевозки будут использовать
Хартумский аэропорт. Следует открыть и связать с системой железных и автомо-
бильных дорог второстепенный порт в г. Суакин.
Приоритеты регионов и проектов
Судан состоит из 12 регионов (экономические и географические различия кото-
рых в большей или меньшей степени подтверждают их политическое разделение).
Регионы попарно сравнивались в различных матрицах в соответствии с их воздейст-
вием на каждый из сценариев. Они составили третий уровень иерархии. Получен-
ные собственные векторы использовались в качестве столбцов матрицы, умножение
которой на собственный вектор весов или приоритетов сценариев давало взвешен-
ное среднее влияние региона. Затем проекты (четвертый уровень иерархии) попар-
но сравнивались в 12 матрицах в соответствии с их воздействием на регионы, к ко-
торым они фактически относились. Проект может принадлежать нескольким регио-
нам, и это должно быть учтено. Результирующая матрица собственных векторов
вновь взвешивалась посредством вектора весов региона для получения меры обще-
го воздействия каждого проекта на будущее.
Приоритеты проектов должны определяться отдельно в соответствии с их эконо-
мическими, социальными и политическими воздействиями. Однако при проведении
суждений эти показатели рассматривались вместе. Некоторые усовершенствования
подхода в этих направлениях возможны при будущих пересмотрах плана.
Результаты определения приоритетов показали не только относительную важ-
ность регионов для возможных инвестиций, но и относительно каких проектов мо-
жет быть применена одна из следующих трех фаз: первая – удаление узких мест;
вторая – раскрытие новых возможностей сельскохозяйственных зон и вывоз товаров
во внешний мир; третья – поддержка сбалансированного роста регионов и транс-
порта между теми регионами, вклад которых в обобщенный сценарий не кажется
явно выраженным по сравнению с другими регионами, из чего следует возможность
получения ими меньших общих инвестиций.
Реализацию проектов следует производить, сосредоточивая внимание на проек-
тах с наивысшими рангами, при ограничивающих условиях общего количества
имеющихся для инвестиции ресурсов.
Отметим, что любой проект (скажем, дороги) может быть осуществлен с различ-
ной степенью сложности. Стоимость каждого варианта была оценена. Теперь было
легче увидеть, что нужно было осуществить и что могло быть просто усовершенст-
вовано или исправлено, и какие бреши должны были быть заполнены новыми про-
ектами.
Обнаружилось, что при скорости прироста в 7,3%, которая вначале предполага-
лась наиболее эффективной, всё казалось нужным: превращение многих железно-
дорожных линий в двухколейные с соответствующим балластным слоем; прокладка
дорог всюду и т. д. Стоимость оказалась настолько высокой, что Судану пришлось
бы быть обремененным долгами в течение 100 лет, даже если бы вначале имелись
средства, которых на самом деле не было.
134
Мы вернулись к 4,3% (нынешней скорости прироста) и обнаружили, что боль-
шинство имеющегося оборудования при существующем уровне эффективности будет
использовано до предела.
Очевидно, следовало прийти к компромиссу где-то между этими двумя крайно-
стями с рациональным подтверждением темпов прироста. Когда мы проверили ско-
рость роста ВНП 6%, которую эконометрический анализ нашел приемлемой, это
обеспечило отличные перспективы для тех проектов, которые считались нужными
при 4,3% роста и оставались инвариантными с большим приоритетом при 7,3% при-
роста. Эти проекты в основном и были рекомендованы для реализации.
6.7. КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС
Энергосистема
В приведенном ниже обсуждении обращено внимание на планирование будущего
энергосистемы. Используется комбинированный процесс планирования для рассмот-
рения взаимодействий между различными акторами, которые влияют на будущее
энергосистемы. Рассматриваются цели каждого актора, возможные будущие сцена-
рии, проблемы, связанные с достижением желательных сценариев или линий пове-
дения, контролирующих энергосистему.
Прямой процесс. Он обеспечивает описание среды, в которой должна работать
энергосистема. Это иллюстрируется рис. 6.4 вместе с основными (несоставными)
приоритетами факторов, представленных в иерархии.
Отметим, что целями руководства являются высокий доход, высокая базовая на-
грузка, гарантирующая надёжность системы и небольшой излишек мощности, чтобы
избежать высоких амортизационных расходов на неиспользуемое оборудование.
Цели других акторов также можно разумно объяснить. В рамках нашего обсуждения
мы не будем углубленно описывать другие цели.
Четвертый уровень иерархии прямого процесса состоит из возможных будущих
сценариев для энергосистемы. Первый сценарий – обычный бизнес, означающий,
что при работе системы будет сохраняться настоящее положение, применяется по-
литика краткосрочного планирования и не предусматривается долгосрочное плани-
рование диверсификации или надежности системы. Второй сценарий – сохранение и
планирование умеренного роста отрасли при диверсификации с тем же уровнем
прибыли. В третьем сценарии отстаивается минимизация роста отрасли с одновре-
менным проведением активной диверсификационной политики. Четвертый сценарий
заключается в планировании и осуществлении значительного увеличения платы за
электроэнергию, ведущего к ее экономии, что сильно влияет на использование
электричества в качестве источника энергии.
Отметим, что второй и третий сценарии имеют почти одинаковый высокий при-
оритет по сравнению с первым и четвертым. Это означает, что наиболее вероятным
исходом будет в равной мере второй или третий сценарий.
Обратный процесс. При имеющемся описании среды и того, что проясняет
прямой процесс, применяем обратный процесс в качестве декларативного механиз-
ма для определения тех линий поведения, которым должна следовать система для
достижения «желаемого» исхода сценария. На рис. 6.5 показана иерархия, соответ-
ствующая обратному процессу.
Здесь первый уровень – желаемое будущее энергосистемы. Второй уровень со-
держит желаемые сценарии развития энергосистемы, которые случайно (что не все-
гда так) оказались двумя предполагаемыми исходами прямого процесса. Третий
уровень содержит проблемы, связанные с достижением каждого из желаемых сце-
нариев. Уточнение этих проблем находится за пределами данного обсуждения.
135
Рис. 6.4. Иерархия процесса