Файл: Саати Принятие решений Метод анализа иерархий.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 13072

Скачиваний: 111

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131 

Эти веса достаточно близки к весам, полученным при наличии уровня факторов. 

Пытаясь  изыскать  способы  придания  большей  значимости  преподавателям,  было 
предложено  включить  еще  один  первичный  фактор – идеологию – во  второй  уро-

вень. Однако это не изменило значительно результатов, поэтому идеология не была 
включена в число рассматриваемых факторов. 

Теперь встает вопрос о том, кому следует ранжировать акторов (группы) в зави-

симости от степени их влияния, и насколько можно считать объективными эти оцен-
ки. Если сами представители этих действующих сил участвуют в оценке, то каждая 

из них захочет придать своей группе высокий приоритет. Мы надеемся, что эта про-
блема может быть смягчена или решена после включения в иерархию уровня между 
наибольшими силами и общими целями. Этот уровень должен состоять из критериев, 
отражающих различные аспекты конфликта таким образом, чтобы ни один актор, не 
мог чересчур явно претендовать на превосходство над всеми остальными без твер-
дой  уверенности  и  обоснованности.  Если  это  сделать  качественно,  то  облегчается 

ранжирование акторов в соответствии с их влиянием и таким образом разрешается 
конфликт. 

 
 
 

6.6. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СУДАНА: 

ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС 

Судан  с 18-миллионным  населением  является  крупнейшей  страной  в  своем  ре-

гионе Африки (площадь около миллиона квадратных миль). Занимаемая им террито-
рия, благодаря орошению Белым и Голубым Нилом и значительным осадкам к югу от 
столицы  страны  Хартума,  где  обе  реки  соединяются,  является  одной  из  самых  об-
ширных плодородных территорий в мире. По оценкам Судан с около 120 млн. акров 
для выращивания продуктов питания и 80 млн. акров для нужд животноводства мо-

жет  обеспечить  продуктами  питания  несколько  сотен  миллионов  человек.  Поэтому 
многие  субсидирующие  организации,  такие  как  Всемирный  банк,  а  также  страны, 
богатые  нефтью,  уделяют  внимание  его  развитию.  Однако  экспорт  сельскохозяйст-
венной продукции предполагает наличие развитой транспортной сети по стране. Ко-
нечно, эта сеть не нужна полностью сейчас же. Различные ее части должны разви-

ваться в различные периоды времени. 

Автор данной книги был руководителем исследования [129] по проекту развития 

транспортной  сети  Судана  на  конец  восьмидесятых  годов.  Это  исследование  вклю-
чает оценки планов роста экономики, проведенное эконометристами, и составление 
карты известных природных ресурсов. Для оценок путей движения от провинциаль-
ных регионов к главному экспортному пункту в Красном море Порт-Судану были по-

строены  и  использованы  модели  производства  и  потребления  продуктов  питания  и 
товаров при различных предположениях о темпах роста экономики. Затем были оп-
ределены приоритеты проектируемой сети дорог в соответствии с их вкладом в раз-
витие  регионов,  через  которые  они  должны  проходить.  Они  рассматривались  от-
дельно  для  каждого  региона  и  затем  их  приоритеты  обобщались.  В  свою  очередь, 

были получены приоритеты регионов в соответствии с их влиянием на потенциаль-
ные (осуществимые и желательные) будущие сценарии развития Судана. Эти сцена-
рии представляют варианты развития Судана, учитывающие различные акторы: ста-
тус-кво, проецирующее теперешнее состояние дел на будущее; экспорт сельскохо-
зяйственной  продукции,  возвращающий  капитал  для  развития  и  повышения  жиз-

ненного уровня страны, в настоящее время одной из беднейших в мире; сбаланси-
рованный региональный рост, при котором по политическим и социальным мотивам 
регионы  развиваются  сбалансировано  (в  отличие  от  ускоренного  сельскохозяйст-
венного развития одних регионов, хотя и повышающего их жизненный уровень, од-
нако приводящего к сильному отставанию других регионов, что может быть причи-


background image

132 

ной внутренней нестабильности); сценарий арабо-африканских связей, по которому 
Судан  служит  связывающим  звеном  между  арабскими  ресурсами  и  влиянием  и  аф-
риканскими странами, таким образом получая выгоду от этого. 

Эти  сценарии  были  разработаны  достаточно  глубоко  в  исследовании,  которое 

проводилось  в  течение  нескольких  месяцев.  Судан  после  ухода  англичан  пережил 
тяжелую гражданскую войну между Севером и Югом. Итогом этой 16-летней войны 
были значительные разрушения на Юге и гибель полумиллиона людей. Юг не играет 
главную роль в сельскохозяйственном развитии, однако является важной политиче-

ской единицей с более чем 3 млн. жителей, а также контролирует Белый Нил, кото-
рый имеет истоки в Уганде. Поэтому развитие только по чисто экономическим сооб-
ражениям было признано несоответствующим общей будущей стабильности Судана. 
В проектах учитывалась роль связи Севера с Югом и с другими регионами этой об-
ширной страны для сохранения ее целостности. Интенсивное экономическое разви-
тие Севера могло вызвать обиды на Юге по поводу распределения ресурсов. 

Следовательно,  наиболее  перспективным  является  обобщенный  исход  этих  че-

тырех  сценариев.  Лица,  участвовавшие  в  определении  приоритетов,  были  высоко-
поставленными  суданскими  чиновниками,  молодыми  специалистами  и  экспертами, 
проводившими  исследования  по  суданскому  транспорту.  Полностью  исследование 
отражено в отчете на 1700 рукописных страницах. Здесь читателю предлагается су-

щественно сокращённая версия процесса определения приоритетов. Результаты ис-
следования сыграли большую роль в размещении ресурсов. Почти 6 млрд. дол. было 
ассигновано  на  развитие  Судана  и  большая  часть  этих  вложений  пошла  на  транс-
порт, что и было стимулировано нашим исследованием. Тот факт, что проекты ран-
жировались  по  приоритетам,  а  не  по  стоимости,  позволил  следовать  нашим  реко-

мендациям даже во время сильной инфляции в мире, когда цифры в долларах быст-
ро становились бессмысленными. 

Парное  сравнение  четырех  сценариев  в  соответствии  с  их  осуществимостью  и 

желательностью к 1985 г. (пересмотром плана можно было разделить эти два крите-
рия) приводит к матрице, представленной в табл. 6.8. 

 

Таблица 6.8. Приоритеты сценариев 

Сценарии I 

II 

III 

IV 

Статус-кво I 

1/7 

1/5 

1/3 

Сельскохозяйственный транспорт 

II  7 1 5 5 

Сбалансированный региональный рост III 

1/5 

Арабо-африканские связи 

IV  3 1/5 1/5 1 

max

4,39

λ

=

; ИС = 0,13; ОС = 0,14 

 

 

 

 

 
Приоритеты сценариев в порядке перечисления будут 

(

)

0,05; 0,61; 0,25; 0,09

Числа показывают осознанную важность каждого сценария относительно других, 

так же как и конечные результаты определения приоритетов. Как видно, сценарий 
II доминирует, за ним по важности следует сценарий III. Так как будущее наиболее 
вероятно не будет в точности воспроизводить один или другой сценарий, а будет их 
композицией с силой выражения, обозначенной приоритетами, вся эта информация 
была использована для построения обобщенного сценария по Судану для 1985 г. 

Важность транспорта в перспективе развития предполагает большие инвестиции 

в  средства  производства  для  железнодорожной  системы,  такие  как  подвижной  со-
став и средства связи. Большая часть главной железнодорожной линии должна быть 
двухколейной и нужно построить новые подъездные пути западного образца. 


background image

133 

Следует  хорошо  развить  систему  дорог,  широкие  и  пригодные  в  любую  погоду 

магистрали  должны  соединять  большие  города.  Должны  быть  задействованы  авто-
страды по направлению к Порт-Судану. В сельскохозяйственных зонах следует по-

строить  много  местных  дорог,  ведущих  к  железнодорожным  путям.  При  рассмотре-
нии  системы  автомобильных  дорог  в  общем  случае  можно  считать  возможным  при-
менение транспортной цели сценариев II и III. 

Водный  путь  по  Нилу  следует  улучшить  и  пустить  по  нему  современные  суда. 

Одновременно  должны  быть  обеспечены  качественные  эксплуатация  и  обслужива-

ние  средств  швартовки.  Системе  воздушных  сообщений  со  службой  перевозки  экс-
портных  грузов  воздушным  путем  следует  приспособиться  к  сценарию II. Большая 
часть  воздушного  движения  и  все  международные  перевозки  будут  использовать 
Хартумский  аэропорт.  Следует  открыть  и  связать  с  системой  железных  и  автомо-
бильных дорог второстепенный порт в г. Суакин. 

 

Приоритеты регионов и проектов 

 
Судан состоит из 12 регионов (экономические и географические различия кото-

рых  в  большей  или  меньшей  степени  подтверждают  их  политическое  разделение). 
Регионы попарно сравнивались в различных матрицах в соответствии с их воздейст-

вием  на  каждый  из  сценариев.  Они  составили  третий  уровень  иерархии.  Получен-
ные собственные векторы использовались в качестве столбцов матрицы, умножение 
которой на собственный вектор весов или приоритетов сценариев давало взвешен-
ное среднее влияние региона. Затем проекты (четвертый уровень иерархии) попар-
но сравнивались в 12 матрицах в соответствии с их воздействием на регионы, к ко-

торым  они  фактически  относились.  Проект  может  принадлежать  нескольким  регио-
нам,  и  это  должно  быть  учтено.  Результирующая  матрица  собственных  векторов 
вновь взвешивалась посредством вектора весов региона для получения меры обще-
го воздействия каждого проекта на будущее. 

Приоритеты проектов должны определяться отдельно в соответствии с их эконо-

мическими,  социальными  и  политическими  воздействиями.  Однако  при  проведении 

суждений  эти  показатели  рассматривались  вместе.  Некоторые  усовершенствования 
подхода в этих направлениях возможны при будущих пересмотрах плана. 

Результаты  определения  приоритетов  показали  не  только  относительную  важ-

ность  регионов  для  возможных  инвестиций,  но  и  относительно  каких  проектов  мо-
жет  быть  применена  одна  из  следующих  трех  фаз:  первая – удаление  узких  мест; 

вторая – раскрытие новых возможностей сельскохозяйственных зон и вывоз товаров 
во  внешний  мир;  третья – поддержка  сбалансированного  роста  регионов  и  транс-
порта  между  теми  регионами,  вклад  которых  в  обобщенный  сценарий  не  кажется 
явно выраженным по сравнению с другими регионами, из чего следует возможность 
получения ими меньших общих инвестиций. 

Реализацию проектов следует производить, сосредоточивая внимание на проек-

тах  с  наивысшими  рангами,  при  ограничивающих  условиях  общего  количества 
имеющихся для инвестиции ресурсов. 

Отметим, что любой проект (скажем, дороги) может быть осуществлен с различ-

ной  степенью  сложности.  Стоимость  каждого  варианта  была  оценена.  Теперь  было 

легче увидеть, что нужно было осуществить и что могло быть просто усовершенст-
вовано или исправлено, и какие бреши должны были быть заполнены новыми про-
ектами. 

Обнаружилось, что при скорости прироста в 7,3%, которая вначале предполага-

лась  наиболее  эффективной,  всё  казалось  нужным:  превращение  многих  железно-
дорожных линий в двухколейные с соответствующим балластным слоем; прокладка 

дорог  всюду  и  т. д.  Стоимость  оказалась  настолько  высокой,  что  Судану  пришлось 
бы быть обремененным долгами в течение 100 лет, даже если бы вначале имелись 
средства, которых на самом деле не было. 


background image

134 

Мы  вернулись  к 4,3% (нынешней  скорости  прироста)  и  обнаружили,  что  боль-

шинство имеющегося оборудования при существующем уровне эффективности будет 
использовано до предела. 

Очевидно,  следовало  прийти  к  компромиссу  где-то  между  этими  двумя  крайно-

стями с рациональным подтверждением темпов прироста. Когда мы проверили ско-
рость  роста  ВНП 6%, которую  эконометрический  анализ  нашел  приемлемой,  это 
обеспечило  отличные  перспективы  для  тех  проектов,  которые  считались  нужными 
при 4,3% роста и оставались инвариантными с большим приоритетом при 7,3% при-

роста. Эти проекты в основном и были рекомендованы для реализации. 

 
 
 

6.7. КОМБИНИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС 

Энергосистема 

 
В приведенном ниже обсуждении обращено внимание на планирование будущего 

энергосистемы. Используется комбинированный процесс планирования для рассмот-
рения  взаимодействий  между  различными  акторами,  которые  влияют  на  будущее 

энергосистемы.  Рассматриваются  цели  каждого  актора,  возможные  будущие  сцена-
рии, проблемы, связанные с достижением желательных сценариев или линий пове-
дения, контролирующих энергосистему. 

Прямой процесс. Он обеспечивает описание среды, в которой должна работать 

энергосистема.  Это  иллюстрируется  рис. 6.4  вместе  с  основными  (несоставными) 

приоритетами факторов, представленных в иерархии. 

Отметим, что целями руководства являются высокий доход, высокая базовая на-

грузка, гарантирующая надёжность системы и небольшой излишек мощности, чтобы 
избежать  высоких  амортизационных  расходов  на  неиспользуемое  оборудование. 
Цели других акторов также можно разумно объяснить. В рамках нашего обсуждения 

мы не будем углубленно описывать другие цели. 

Четвертый  уровень  иерархии  прямого  процесса  состоит  из  возможных  будущих 

сценариев  для  энергосистемы.  Первый  сценарий – обычный  бизнес,  означающий, 
что  при  работе  системы  будет  сохраняться  настоящее  положение,  применяется  по-
литика краткосрочного планирования и не предусматривается долгосрочное плани-
рование диверсификации или надежности системы. Второй сценарий – сохранение и 

планирование  умеренного  роста  отрасли  при  диверсификации  с  тем  же  уровнем 
прибыли.  В  третьем  сценарии  отстаивается  минимизация  роста  отрасли  с  одновре-
менным проведением активной диверсификационной политики. Четвертый сценарий 
заключается  в  планировании  и  осуществлении  значительного  увеличения  платы  за 
электроэнергию,  ведущего  к  ее  экономии,  что  сильно  влияет  на  использование 

электричества в качестве источника энергии. 

Отметим,  что  второй  и  третий  сценарии  имеют  почти  одинаковый  высокий  при-

оритет по сравнению с первым и четвертым. Это означает, что наиболее вероятным 
исходом будет в равной мере второй или третий сценарий. 

Обратный  процесс.  При  имеющемся  описании  среды  и  того,  что  проясняет 

прямой процесс, применяем обратный процесс в качестве декларативного механиз-
ма  для  определения  тех  линий  поведения,  которым  должна  следовать  система  для 
достижения «желаемого» исхода сценария. На рис. 6.5 показана иерархия, соответ-
ствующая обратному процессу. 

Здесь  первый  уровень – желаемое  будущее  энергосистемы.  Второй  уровень  со-

держит желаемые сценарии развития энергосистемы, которые случайно (что не все-
гда  так)  оказались  двумя  предполагаемыми  исходами  прямого  процесса.  Третий 
уровень  содержит  проблемы,  связанные  с  достижением  каждого  из  желаемых  сце-
нариев.  Уточнение  этих  проблем  находится  за  пределами  данного  обсуждения.


background image

135 

 

Рис. 6.4. Иерархия процесса