ВУЗ: Омский государственный технический университет
Категория: Книга
Дисциплина: Методы оптимальных решений
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 13076
Скачиваний: 111
136
Большинство из них не нуждается в объяснении. Четвертый уровень содержит наи-
более влиятельные силы с точки зрения их способности воздействовать на будущее
энергосистемы. Они были избраны, основываясь на взвешивании, полученном при
прямом процессе. В этом случае все акторы с весом меньше 0,10 не были учтены.
Поэтому рассматриваются только управление системой, государственная комиссия
предприятий общественного пользования (КПОП), вкладчики и агентство по охране
окружающей среды (АООС). Пятый уровень является основной причиной проведе-
ния обратного процесса. Этот уровень содержит переменные решения, или контро-
лируемые политики системы, куда входят: устойчивая прибыль вкладчиков, гаран-
тия надежности поставки энергии потребителям, погоня за высокой нормой прибыли
на инвестируемый капитал, гарантия малого риска при инвестициях и активная кам-
пания по экономии энергии.
Рис. 6.5. Иерархия обратного процесса
Следующим шагом должно стать применение МАИ к этой иерархии так же, как и
при прямом процессе. Целью является получение обобщенного вектора приоритетов
для политик на пятом уровне. Эти веса показывают, какие политики следует прово-
дить для системы наиболее энергично, для того, чтобы достигнуть сценария с наи-
более желательным исходом. Результат применения МАИ представлен на рис. 6.5.
В этом случае третий сценарий, в котором настойчиво проводится политика ди-
версификации, был выбран в качестве наиболее желательного исхода. Обобщенные
веса линий поведения, которые должны быть проведены, будут: устойчивая при-
быль вкладчиков – 0,16; надежная поставка – 0,24; высокая норма прибыли – 0,26;
малый риск инвестиций – 0,10; экономия энергии – 0,24.
137
Заслуживает интереса интерпретация обобщенного вектора пятого уровня. Для
достижения желательного сценария в энергосистеме должна проводиться политика,
обеспечивающая надежную поставку энергии, высокую норму прибыли на вклады-
ваемый капитал и экономию электроэнергии. Веса каждого из этих требований поч-
ти равны. Веса остальных двух политик несколько ниже, поэтому им уделяется
меньшее внимание.
Рис. 6.6. Второй прямой процесс
На второй итерации прямого процесса (рис. 6.6) были удалены акторы, приори-
теты которых на первой итерации прямого процесса были ниже, чем 0,05. Относи-
тельная важность каждого актора также меняется, так как ситуация теперь такова,
138
что в развитии энергосистемы ставится целью активная диверсификация. Ниже в
таблице показано это изменение:
Управление
КПОП
АООС
Вкладчики
Первый прямой процесс 0,38
0,26
0,15
0,23
Второй прямой процесс 0,54
0,13
0,04
0,24
Наблюдается сдвиг в приоритетах от КПОП и АООС к управлению системой. Цели
управления – лучше отразить стремление к желательному сценарию – определяются
обратным процессом. Цели КПОП показывают изменение управления системой для
достижения желательного сценария. Цели вкладчиков также меняются по тем же со-
ображениям. Пересчет приоритетов для акторов и их целей во втором прямом про-
цессе показан на рис. 6.6.
Выводы. Применение стратегии, предоставленной обратным процессом, дает со-
гласованные с целями управления результаты при проверке во втором прямом про-
цессе. Различия появляются в основном между двумя наиболее предпочтительными
сценариями с акцентом на экономию электроэнергии.
Пример способствует пониманию управления как средства достижения компро-
миссов, необходимых для достижения желаемых целей. Для уточнения стратегии,
которой нужно следовать, процесс нужно продолжить.
Планирование в корпорациях
Целью этого исследования, проведенного для крупной корпорации с участием ее
планирующего персонала, было выявление сфер потенциальных проблем. Предме-
том обсуждения были сферы и внешние акторы, на которые могла бы воздейство-
вать политика корпорации для достижения более желательного будущего по срав-
нению с тем, если бы не были приложены специально направленные усилия.
Планирование исследовалось с точки зрения:
1. Проецируемого будущего. Каково будет будущее корпорации, если политика
планирования останется такой же, как и сейчас, а другие, в основном внешние, ак-
торы не будут изменяться?
2. Желаемого будущего. Какие изменения нужно провести в политике для дости-
жения желаемого, а не прогнозируемого в настоящее время будущего?
Для иерархии проецируемого будущего перечислим уровни в убывающем поряд-
ке важности:
а) акторы, которые будут влиять на будущее корпорации: оценка их относитель-
ной важности;
б) политики/цели каждого важного актора, которые будут влиять на планирова-
ние: оценка их относительной важности для соответствующего актора;
в) альтернативные сценарии будущего корпорации относительно политики акто-
ров: оценка относительной вероятности осуществления каждого сценария.
Для иерархии желаемого будущего были определены следующие уровни:
а) сценарии, желаемые для руководства: оценка их относительной желательно-
сти;
б) проблемы и препятствия, которые должны быть преодолены для реализации
одного или более сценариев: оценка относительной важности каждой проблемы;
в) акторы, контролирующие решение каждой проблемы: оценка относительной
значимости этих сил;
г) политики/цели каждого актора, воздействующие на стратегию поведения по
отношению к проблемам: оценка относительной важности каждой политики/цели;
139
д) реакции корпорации при подборе подходящих способов воздействия на пове-
дение акторов при решении проблем, связанных с реализацией желаемых вариан-
тов будущего: оценка относительной важности каждой противодействующей поли-
тики.
Итоги. Структура проецирования будущего иллюстрируется рис. 6.7. Каждый
сценарий строится посредством идентификации группы существенных факторов и
приписывания значений каждому из них. Вес каждого сценария получен на основе
совместимости с политикой акторов. Окончательный вес каждого сценария следую-
щий: бум – 0,41; сохранение – 0,31; диверсификация на международном рынке –
0,23; крах – 0,05.
Структура желаемого будущего проиллюстрирована на рис. 6.8. Основные поли-
тики и их окончательные нормализованные веса будут: небольшой риск для вклад-
чиков – 0,24; политический контроль правительства – 0,20; успешная борьба с кон-
курентами – 0,15; успех корпорации – 0,13; высокая прибыль – 0,12; повышение
курса акций – 0,09; личный успех руководства – 0,07.
Проецируемое будущее предлагает последовательную концентрацию внимания
корпорации на развитие деловой сферы, которая была успешной в прошлом. Будут
предприняты некоторые попытки для диверсификации на международном рынке,
однако это будет в основном вызвано ухудшением положения на внутреннем рынке,
а не привлекательностью международного рынка. Проецируемое будущее указывает
на возможность того, что внутренний рынок не обеспечит приемлемую скорость рос-
та в основном из-за действий поставщиков или правительства.
Наиболее значительными для проецируемого будущего корпорации акторами яв-
ляются по порядку важности вице-президенты компании, основные вкладчики ком-
пании, правительство и поставщики сырья. Роль потребляемой продукции не счита-
ется особенно значительной в проецируемом будущем, подразумевается, что при-
вычка делать покупки не изменится, если компания сама не предпримет каких-то
новых действий. Политика и цели руководящего персонала корпорации, занимаю-
щего ключевые позиции, ориентирована, во-первых, на успех компании, а также на
личный успех, означающий, что расширение существующих функциональных сфер
как ведущее к успеху компании в целом имеет высокий приоритет. Представляется,
что вкладчики руководствуются в основном минимумом риска и уже потом максими-
зацией прибылей. Для правительства важнейшим является политический контроль,
затем развитие и извлечение доходов в виде налогов. Предполагается, что постав-
щиков заботит доход и они не особенно лояльны по отношению к покупателям их
продукции; следовательно, существует риск недопоставки.
Международная экспансия рассматривается как намного более желаемое буду-
щее. Основные проблемы, существенные при реализации желаемого будущего, сле-
дующие: конкуренция на внутреннем и международных рынках; риск, сопутствую-
щий инвестициям в новую продукцию и рынки; политические и социальные пробле-
мы. Для желаемого будущего поставка сырья и организационное развитие считались
менее значимыми, чем другие проблемы. Наиболее значительными акторами, кото-
рые будут влиять на исход желаемого будущего, в порядке убывания важности счи-
таются: правительство, вкладчики, конкуренты и руководство компании. Важно, что
правительство оказалось ключевым актором при создании желаемого изменения. В
то же время руководство компании, которое было самой влиятельной силой в пря-
мом процессе, здесь имеет гораздо меньшую важность.
Из-за ограничений во времени противодействующие попытки управления корпо-
рацией обсуждались в общих чертах. Тем не менее обнаружилось, что имеется на-
стоятельная необходимость дальнейшего изучения, анализа и понимания поведения
основных внешних акторов; метода оценки риска и доходов по альтернативным но-
вым стратегиям роста; разработки методов для оказания большего воздействия на
внешние факторы, влияющие в основном на тот будущий курс, который компания
может пожелать провести.
140
6.7. Проецируемое будущее корпорации