Файл: ТарасовВ. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 980

Скачиваний: 201

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
_________________________________________
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТАГЕМЫ
- Об арсенале приемов и стратагем
,
Приемы и стратагемы играют столь значительную роль в искусстве управления что
- нередко все управленческое искусство только к ним и сводят Но они только надводная
, часть этого искусства если она вообще видна Подлинное управленческое мастерство
,
- выглядит столь простым и естественным поведением что не похоже на какое либо
,
: искусство К нему можно отнести слова сказанные про мудрость
"
,
Скрытая мудрость
,
,
,
которая поддерживает во сто раз лучше чем внешнее проявление мудрости ибо оно
".
само нуждается в поддержке
?
,
А что же в подводной части Напомню небезызвестное изречение о том что
"
умный
,
-
".
умеет выпута т ься из сложного положения а мудрый просто туда не попадает
,
,
Совершенное управление в том и заключается чтобы не попадать в положение где
.
будет необходимо применить прием или стра тагему Но неприменение не означает
.
невладение
: "
,
,
Одного ученика спросили Про твоего учителя говорят что он умеет ходить не
?!
-
!" - "
,
касаясь земли и не оставляя на ней следов Что то мы этого не замечали
Да он
.
".
умеет это делать Но он умеет также и этого не делать
,
,
Ознакомиться с арсеналом приемов и стратагем не означает что можно развернуться
,
, пойти и применять Если человек совершенно не имел дело с оружием то зайдя в
,
- арсенал едва ли он унесет весь его на себе Он сможет взять лишь две три единицы
,
,
,
, оружия такого которого он сам не боится которое его самого не убьет И такое которое
, по росту и по руке Унесет он из арсенала ничтожную часть но
.
уйдет вооруженным
Если
, же он просто как можно больше загрузит в грузовик и увезет домой то в нужный момент
, он окажется безоружным Брать надо столько сколько можешь освоить И освоение
-
:
,
"
" приемов не есть подражание Это долгая и трудная работа мы помним что быть и "
" - казаться разные вещи
,
Я слышал что школа менеджеров одного из поволжских городов решила взять на вооружение японский прием развития уверенности в себе и преодоления
:
,
,
застенчивости ученик должен был на вокзале при большом скоплении народа громко

.
"
".
,
распевать песни Решили приспособить это т прием к местным условиям Ученики
,
.
,
действи тельно пели песни на вокзале Но не в одиночку а расположившись группой в
.
,
.
кружочек И не громко а вполголоса Предупредив заблаговременно об этом дежурного
.
милиционера

-
,
-
По моему это получился какой то другой прием
,
-
:
,
Мы уже говорили о том что между приемами и стратагемами грань весьма условная то
,
- что для одного человека может быть стратагемой для другого просто прием Но все же
,
, разница есть Как мы например различаем ручей и речку
,
Различие между хорошо вооруженным и плохо вооруженным меньше чем между
.
вооруженным и безоружным
Обмануть императора, чтобы он переплыл море
-
,
.
Император Тай цзун пошел войной на государство Когуре находившееся в Корее
Дойдя во главе трехсо т т ы сячного войска до Восточного моря и увидев перед собой
,
.
бескрайний морской простор он пал духом и хотел повернуть обратно В смущении
,
.
обратился он к своим военачальникам чтобы узнать их дальнейшие планы Они
.
попросили время на размышления
.
В конце концов они обратились к хитроумному генералу Сюэ Жэньгую Он и придумал
,
.
стра тагему давшую общее название стра тагемам этого типа
,
,
На следующий день императору доложили что богатый крестьянин живущий на
,
морском берегу доставил продовольствие для войска и желал бы лично выразить
.
-
,
государю свои верноподданические чувства Тай цзун отправился на берег моря но
,
самого моря так и не увидел поскольку оно было скрыто тысячами искусно
.
расположенных полотнищ от палаток
,
Крестьянин со всей почти тельнос тью пригласил императора войти в дом где на
,
.
стенах повсюду висели занавеси а полы были устланы коврами Император и его
:
.
спутники уселись и начали пить вино начался веселый пир Через некоторое время
,
император услышал за окном свист ветра и почувствовал что пол в доме
.
,
раскачивается Он приказал слуге отдернуть занавеси и увидел что вокруг
. "
?" -
.- "
расстилался морской простор Где мы спросил он
Вся наша армия движется к
", -
.
берегам Когуре отве тил один из советников
,
,
Когда император понял что изменить ничего уже нельзя к нему вернулась
.
.
решимость Теперь он без страха вел свое войско к неведомой стране
,
,
,
Смысл стратагемы в том чтобы человек страшащийся некоторого шага оставался в
,
-
-
, уверенности что у него еще есть выбор делать шаг или нет даже тогда когда этот шаг оказался уже позади и оказался вовсе не таким уж страшным На уровне приема подобный ход встречается довольно часто
,
.
Ребенок учится ката ться на велосипеде но боится ехать один на двух колесах
,
: "
". - "
,
Сколько отец ни уговаривает попробовать в отве т слышит
Я боюсь
Хорошо я
!" -
. - "
?" -
буду бежать рядом и поддерживать за седло
Отец бежит рядом
Держишь


"
,
!" -
,
.
,
Держу конечно на бегу отвечает отец а сам давно уже не держит Наконец
,
. "
,
?" - "
,
,
ребенок понимает что едет сам Это что я сам еду
Конечно сам ты же
!"
умеешь
Или другой пример
: "
,
,
Иногда зубной врач говорит пациенту Не волнуйтесь я сейчас дергать не буду
,
..." -
только попробую крепко ли он держится и через мгновение показывает
.
-
удивленному пациенту его собственный зуб Еще пример из моей собственной
.
-
истории Однажды начальство под влиянием конкурирующего со мной коллеги
-
руководителя другого подразделения ликвидировало в моем подразделении ставку
,
инженера по обслуживанию оборудования а самого инженера перевело в подразделение
.
конкурента Никакие мои протес т ы и ссылки на непоправимый ущерб моему
.
,
, -
подразделению не помогали Единственное обещание которое я сумел вытянуть
,
"
"
.
то что инженер будет при необходимости консультировать Я предложил технику
.
,
выполнять обязанности этого инженера Техник категорически отказался ссылаясь
"
,
",
на отсу тс т вие и образования и фактических знаний в этом вопросе и пригрозил
,
.
"
уволиться если я буду настаива ть на своем Тогда я попросил техника помочь мне в
" -
-
одной работе в составлении процедурных правил решения тех типовых задач
, -
обнаружения и устранения неисправностей которые осуществлял ушедший
. "
,
,
инженер Это поможет потом тому кто заменит этого инженера быстрее войти в
".
курс дела
,
,
"
",
:
Техник отве тил что не знает что такое процедурные правила но я его успокоил
"
".
,
Мы будем составлять их вместе И мы составили их вместе потра тив месяц и
.
консультируясь с ушедшим инженером
,
: "
,
А когда работа была закончена техник с удивлением сказал Ну так с этими
!
,
-
,
,
обязанностями и я могу справиться Здесь в общем то теперь все ясно в каком
..." -
.
случае как поступа ть
И заменил собой инженера
Суть стратагемы заключается в следующем
Некто не готов и не желает делать нечто как психологически невозможное для себя
,
-
,
Однако психологически невозможное в отличие от других невозможностей технической
,
,
. . - финансовой правовой этической и т д является предельно субъективным Обычно
,
,
-
,
человек когда хотя бы поневоле или будучи обманутым как император Тай цзун
, преодолевает свою психологическую невозможность бывает доволен и не предъявляет
,
,
"
". претензий к тем кто его побудил принудил или обманул для его же пользы Когда таким
-
, же образом поступают с этической или эстетической невозможностями тоже казалось
,
,
, бы весьма субъективными то впоследствии могут появиться обида претензии или неудовлетворенность собой Именно на этом существенном отличии психологической
: невозможности от иных других и строится стратагема психологически невозможное в
, целом разбивается по шагам каждый из которых психологически приемлем
"
Глаза
,
!"
боятся а руки делают
,
Для того чтобы стратагема оказалась успешной необходимо разбиение неприемлемого на приемлемые шаги производить с учетом зоны ближайшего развития
, объекта на которого направлена стратагема


,
Зона ближайшего развития состоит из тех действий человеком ранее хотя и не
, совершаемых но представляющих собой несложную и вполне обозримую комбинацию ранее освоенных образцов поведения
,
,
Например когда мы стоим на тре тьей ступеньке обычной лестницы нам несложно
,
.
ступи ть одним шагом на четвер тую ступеньку да даже и на пятую Несколько
-
, ,
,
-
.
сложнее на шестую и пожалуй уж и вовсе невозможно на седьмую и выше
,
-
,
Здесь четвертая пятая и шестая ступеньки в зоне нашего ближайшего развития а
- более высокие ступеньки уже нет
,
Как только стратагема нарушает принцип зоны ближайшего развития она оказывается неудачной
Однажды мой американский приятель пригласил меня поехать с компанией его друзей
.
.
на пикник в горы Они собирались лазать по скалам с соотве тс т вующим снаряжением
,
,
Я честно предупредил что по скалам лазать не буду поскольку высоту люблю только
.
,
,
в переносном смысле Однако когда дошло до дела приятель очень настойчиво стал
.
меня уговаривать присоединиться к очередному штурму Мне было очень неплохо
,
греться на солнышке внизу и я отклонил даже такой заманчивый вариант когда меня
,
,
.
.
просто как куль поднимут на веревках наверх Все отправились ввысь без меня Я
,
,
-
:
думал что мои трудности позади но не ту т то было мой приятель не признавал
.
плюрализма в счастье
,
Примерно через час он появился возле меня с сообщением что обнаружил проход в
,
скалах и не потребуется никакого личного мужества с моей стороны чтобы
.
взобраться наверх и присоединиться к остальным без всяких веревок и крюков Я был
.
трону т его заботой и согласился
,
Поначалу тропинка и впрямь не доставляла хлопот однако постепенно становилась
.
.
круче и вертикальнее Пришлось уже карабкаться и подтягиваться Когда мы
,
,
добрались до вершины скалы и соединились с остальными я с тоской подумал что
.
придется еще и спускаться
-
,
,
,
!
!
?! -
,
Правда здорово что ты здесь наверху Какой чудесный вид Ты рад с восторгом
,
.
ожидая моего восторга воскликнул мой приятель
-
,
,
.
,
,
Вид действи тельно чудесный Но я должен сказать что я недоволен тем что
,
.
оказался здесь наверху
,
Я позволил себе столь не характерное для меня недружественное сухое и невежливое
, высказывание потому что предстоящий спуск вниз явно не находился в зоне моего ближайшего развития Так потом и оказалось
,
Задекорировав реальность человеку можно обманным путем придать
,
,
решимость действовать однако есть риск промахнуться если дело было
,
.
вовсе не в решимости и тогда останется просто обман


Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
,
.
Царство Вэй напало на царство Чжао и Чжао попросило помощи у царства Ци
Полководец союзнической армии государства Ци намеревался поспешить на помощь
,
:
осажденной столице Чжао но его военный советник Сунь Бинь отговорил его
-
?
.
Зачем вести армию в Чжао Там и так полно войск Все лучшие войска Вэй находятся
.
.
в Чжао Лучше отправиться в беззащитное царство Вэй Как только мы осадим
,
,
.
столицу Вэй так вэйские войска сами покинут Чжао чтобы спасать свое царство
.
Полководец последовал совету Сунь Биня Когда вэйская армия получила известие о
,
.
,
том что войско Ци осадило столицу Вэй она ту т же поспешила на помощь
.
осажденной столице Армия же Ци заняла выгодные позиции на пути следования вэйского войска и без труда нанесла сокрушительное поражение более
,
.
многочисленной но утомленной долгим походом армии Вэй
.
Так было спасено царство Чжао
Сунь Цзы формулирует эту стратагему как
"
избежание полного и проникновение в
"
пустое
: "
,
,
Появляйся в местах которые враг должен будет оборонять в спешке где он ".
тебя не ждет
,
"
",
Иначе говоря не следует спешить сражаться с противником лоб в лоб а надо искать "
".
, его ахиллесову пяту Хорошее войско подобно воде которая сама находит пустоты и
, устремляется в них В то же время надо отчетливо представлять что и
"
враг целится в
"
пусто ту
, . .
- т е также ищет у тебя пустое место ахиллесову пяту Надо представлять себе и свое собственное уязвимое место и принимать необходимые меры для его
,
, защиты в частности позаботиться о защищенности собственной семьи "
"
На фирменном календарике московской Школы менеджеров Арсенал изображена
: шутливая картинка пеликанообразная цапля заглатывает лягушку Уже и голова лягушки
, исчезла в страшном клюве но лягушка не сдается Свободными еще лапками она
-
:
?!
- сдавила потомку цапли и пеликана горло и еще неясно кто кого Этот рисунок прекрасная иллюстрация стратагемы
"
,
".
Осадить Вэй чтобы спасти Чжао
-
,
Смысл стратагемы поиск и уязвление уязвимого места противника вместо того чтобы
- нападать сопротивляться обращенному к нам и хорошо защищенному месту противника
,
Лучше остановить наезжающий на нашу позицию самодвижущийся бульдозер выключив
, у него зажигание чем упираться плечом в его громадный нож
,
Естественной защитой уязвимого места является изображение его не там где оно
,
, действительно есть тогда враг который
"
",
целится в пусто ту натыкается на твердое
,
В советское время когда я работал на государственном предприятии и много