Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 539
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие социальной инициативности в педагогической науке
1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
С. Рубинштейн отмечает, что выявление инициативности как волевого акта связано также с такими качествами личности, как решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплинированность, самоконтроль, которые в своей совокупности способствуют закаливанию характера [18].
Эти социально и личностно значимые качества эффективно формируются в образовательном процессе, построенном на активном освоении подростками возможностей коучинг-технологии.
Важным аспектом нашего исследования выступает рассмотрение значимых субъектных условий, блокирующих формирование социальной инициативности подростков. К.А. Абульханова предложила следующие условия, которые нужно создавать чтобы формировалась социальная инициативность:
- создание условий для представления личностью инициатив;
- поддержание инициативы на ранних этапах развития;
- создания условия использование способов формирования организаторских умений и социально-психологических способностей личности;
- профилактика страха неодобрения инициативы самой личности [1].
Таким образом, анализ научных трудов убедил нас в том, что процесс формирования социальной инициативности подростков соответствует возрастным особенностям и потребностям данной социальной группы.
Для развития социальной инициативности необходимо организовать:
- социальные пробы и выбор соответствующей социальной роли, отработка моделей социального и про социального поведения;
- личностное развитие и созидательное становлении индивидуальности;
- вхождение в группу, продуктивное социальное взаимодействие; - самореализация личности в социуме;
- построение своей траектории социального и профессионально-личностного развития в соответствии с общественными требованиями и ожиданиями.
По мнению коллектива авторов, (С.А. Алиева, О.Н. Омаров, Р.В. Раджабова), результативность сформированности социальной инициативности у подрастающего поколения определяется выраженностью патриотических чувств и взаимосвязана с социальными и духовно-нравственными качествами личности.
Данное мнение согласуется с работами В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, которые считали, что по мере продвижения человека от индивида к личности количество и значение совершаемых инициирующих действий увеличиваются, при этом возрастают качественные характеристики и социальная значимость полученных результатов.
Проведенный анализ позиций к определению понятия «формирование социальной инициативности подростков» позволил установить, что данное понятие включает в себя создание оптимальных социально-педагогических условий для осуществления подростком самостоятельной деятельности с целью решения социально значимых задач. В ходе данной самодеятельности подросток предлагает оригинальную и осмысленную социально полезную идею, распространяет и воплощает ее на практике с целью реализации себя и конструктивного преобразования окружающей действительности.
Перспективы настоящего исследования связаны с обращением к анализу особенностей и возможностей коучинг – технологии в формировании социальной инициативности студентов, что позволит в дальнейшем разработать и частично апробировать комплекс занятий.
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Рассмотрение инициативности как волевого акта связано с такими качествами личности, как решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплинированность, самоконтроль, которые в своей совокупности способствуют закаливанию характера [18].
Эти социально и личностно значимые качества эффективно формируются в образовательном процессе, построенном на активном освоении подростками возможностей коучинг-технологии.
Ключевой идеей применения коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности выступает понимание каждого подростка как уникальной личности, обладающей огромным потенциалом, благодаря которому возможно самостоятельное и творческое проявление инициативности личности и принятие ответственности за решение различных социально значимых задач. Так, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается приоритетность развития осознанности, инициативности, компетентности и ответственности у обучающихся. Следовательно, введение коучинг-технологии в образовательный процесс содействует реализации данного нормативно-правового документа [26].
Поскольку одним из основных современных требований к жизнедеятельности человека выступает необходимость осмысленного, нравственно целесообразного и социально полезного преобразования действительности, то приоритетом становления будущего специалиста является развитие его инициативности, субъектности и самостоятельности. По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, общество нуждается в молодых людях, способных самостоятельно осуществлять выбор, принимать социально полезные решения, практически реализовывать их и нести ответственность за будущее развитие страны.
Актуальность выбора коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности подростков, с одной стороны, обусловлена запросами практики, а с другой - потребностью в поиске эффективных технологий осуществления педагогического взаимодействия, способствующего профессионально-личностному развитию.
Использование коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности представляется эффективным по причине высокого потенциала данной технологии и ее направленности на личностное развитие подростка и повышение результативности его деятельности в различных сферах жизни. В основе данной технологии лежит проблемно-ориентированный подход, что, в свою очередь, предполагает активное участие непосредственно самого подростка в решении социальных проблем.
Помимо формирования инициативности, коучинг-технология позволяет развивать активность, осознанность, целеустремленность, самостоятельность и другие качества личности.
Приступая к анализу сущности понятия «коучинг» первоначально следует отметить, что в научной литературе не существует единого определения и различные исследователи предлагают собственное определение данного понятия.
В соответствии с определением Международной федерации коучинга, под коучингом следует понимать целостную систему реализации объединенного потенциала (социального, личностного, профессионального, творческого и т.д.) всех участников процесса развития для получения предельно эффективного результата [3].
В проекте профессионального стандарта специалиста в области коучинга (коуча), разрабатываемого на территории РФ, под коучингом понимается особая организация самостоятельной деятельности взрослых людей, направленная на мобилизацию и развитие внутренних ресурсов в рамках решения актуальных жизненных, профессиональных и иных задач [25].
В рамках проводимой работы мы выделили несколько аспектов в понимании коучинга.
Первым аспектом выступает понимании коучинг-технологии как вида индивидуальной консультативной поддержки, в рамках которой отмечается особое отношение к личности, предполагающее поддержку в достижении целей, самостоятельном решении имеющихся задач на основе максимальной реализации собственных способностей и возможностей. В рамках данного аспекта возможно составление индивидуальной программы развития, выполнение которой позволит достичь поставленных целей оптимальным способом и в оптимальное время за счет получения новых знаний, умений и навыков, формирования необходимых способностей и мобилизации внутреннего потенциала. Результатам подобной индивидуальной поддержки выступит профессионально - личностный рост клиента и общее повышение его персональной эффективности в различных сферах человеческой жизнедеятельности: профессиональная деятельность, образование, физическое состояние, здоровье, семья, межличностные отношения и т.д. [13].
Второй аспект понимания заключается в определении коучинг-технологии как процесса сотрудничества, ориентированного на результат и принятие конкретного решения. Бесспорно, что результатом коучинга здесь может выступать получение определенного социального опыта, повышение эффективности жизнедеятельности и т.д. [13]
Третьим аспектом выступает понимание коучинг-технологии как средства развития личностного потенциала человека или группы. В данном аспекте коучинг представляет собой совокупность приемов и принципов, содействующих наибольшему раскрытию и продуктивной реализации потенциала отдельной личности или группы лиц, объединенных совместной деятельностью [15].
Четвертый аспект является наиболее близким для нашего исследования и представляет собой непосредственно понимание сущности коучинг-технологии в системе образования как метода обучения и воспитания личности, а также управления ее развитием, который проявляется в стратегии проактивности, в смелости действовать. В данном аспекте использование коучинг-технологии соотносится с понятием организации сопровождения обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса [7].
В широком значении коучинг приравнивается к целостной философии, которая, используя тренинговые технологии, направлена на обучение личности новым успешным моделям поведения и способам взаимодействия с другими, содействующим личностному становлению и эффективному профессиональному развитию.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что коучинг представляет собой совокупность эффективных практических технологий и методических инструментов, имеющих четкие инструкции по использованию и стандартные речевые формулы.
Одной их коучинг-технологий является техника АВС, которая содержит в себе следующие этапы:
А – работа, направленная на понимание ситуации;
В – поиск вариантов улучшения ситуации;
С – обнаружение действий по качественному изменению ситуации, состояния проблемы.
Анализ литературы также показал, что в практике образования используется несколько основополагающих методик и конкретных инструментов коучинг-технологии:
1. Вопросная методика GROW, состоящая из 4 этапов и предполагающая определённую последовательность постановки вопросов;
2. Методика «ПРАВДА», включающая в себя 6 аспектов: П – проблема, Р – результат, А – анализ, В – взгляды, Д – действия, А - анализ;