Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 538
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие социальной инициативности в педагогической науке
1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в большинстве своем старшие подростки ориентированы на ценности семейно-бытового круга и ближайшее окружения. Ранг той или иной ценности определяется степенью вовлеченности с одной стороны в сферу учебы или труда, с другой стороны в семейно-бытовую и досуговую активность.
Интерпретируя данные результаты, можно предположить, что выбор ценностей отражает профессиональные ценности, характерные для избранной старшими подростками профессии.
Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к адекватным взаимоотношениям с людьми и гармоничному бытию. В основе системы ценностей лежит согласие с собой, со своей биологической природой, философское отношение к жизни, понимание и принятие социальной жизни и физической реальности. Было установлено, что доминирующими смыслами для подростков являются семья (создание семьи, продолжение рода, забота о родителях), самореализация (саморазвитие, достижение поставленных целей, интересная работа), статус (престижная работа, карьера, успех).
Целью использования методики является понять ориентацию социальной инициативности старших подростков. Результаты диагностики помогают нам определить социальную ориентированность каждого обучающегося, какая направленность социальной инициативы является наиболее выраженной у каждого подростка, в какое русло можно направить обучающегося, выявить ценности и склонности старших подростков, к чему они имеют интерес и что хотят развивать в себе.
Для изучения личностного компонента социальной инициативности была использована «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.».
При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Элерс исходил из положения: Личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. Ей свойственно избегать высокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху.
Диагностика состоит из 41 вопроса, на каждый из которых нужно ответьте "да" или "нет" (Приложение 3).
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха.
От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;
от 17 и более — высокий уровень мотивации;
Адекватная мотивация достижения может закономерно формироваться и конструктивно реализовываться лишь в рамках системы отношений, которые характеризуются чертами подлинного сотрудничества и, прежде всего, гармоничного сочетания личностно не разрушающего давления: позитивного санкционирования за успехи и неунизительной поддержки в случае неудачи.
Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.
Результаты показали, что у 18% обучающихся низкий уровень мотивация к успеху, для таких обучающихся характерны отсутствие интереса и желания в развитии социальной инициативности и достижения успеха, не осознают мотивы деятельности.
У 50% обучающихся средний уровень мотивации к успеху, характерны частичным осознанием своей ценностной ориентированности, имеют небольшой интерес к развитию своей инициативности, частично осознают мотивы деятельности, не замотивированы на успех, но не против добиться достижений и успеха.
32% обучающихся умеренно высокий уровень мотивации к успеху, который характеризуется осознанием своей ценностно ориентированности, осознанием окружающей действительности, имеют интерес к развитию своей инициативности, осознают мотивы деятельности, мотивированны на достижения и успех.
Анализ результатов, наглядно представлен на диаграмме (рис.2.2).
Рис.2. Результаты изучения уровня сформированности личностного компонента социальной инициативности старших подростков.
Для изучения деятельностного компонента социальной инициативности была проведена беседа «Социальная инициативность в жизни старших подростков» (Приложение 4).
В ходе беседы были затронуты такие темы как «Побуждение инициативности», «Направленность социальной инициативности» и др.
Далее представлены ответы подростков на вопрос «Занимаетесь ли Вы социально инициативной деятельностью?». Большая часть респондентов ответили «Да» - 17 (57%), «Нет» - 9 (30%), «Хотел(а) бы» - 4 (13%).
Было предложено ответить на вопрос «Как Вы думаете, чем чаще всего побуждается Ваша социальная инициативность?». Большинство ответили «Личными интересами» - 14 (47%), «Заботой об окружающих и близких мне людей» - 10 (33%), «Намерением внести свой вклад в достижение общей цели» - 4 (13%), «Стремлением повысить свой авторитет» - 2 (7%).
На вопрос «На что нацелена Ваша инициативность?». Большинство ответили «Удовлетворение своих планов и желаний» - 13 (43%), «Совершенствование себя и окружающего мира» - 8 (27%), «Обретение самостоятельности и независимости» - 5 (17%), «Получение знаний и другого опыта» - 4 (13%).
Далее представлены ответы на вопрос «Чему чаще всего способствовала Ваша инициативность?». Большинство ответили «Успешности в различных видах деятельности» - 16 (53%), «Укреплению чувства уверенности в себе/ повышению самооценки» - 9 (30%), «Более эффективному выполнению различных начинаний» - 5 (17%).
Было предложено ответить на вопрос «Как Вы считаете, чем социальная инициативность поможет в вашем будущем?». Большинство ответили «Стать успешнее» - 19 (64%), «Зарекомендовать себя и стать востребованным» - 7 (23%), «Найти единомышленников» - 4 (13%).
Исходя из ответов на вышеуказанные вопросы, можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов занимаются социально инициативной деятельностью и их инициатива побуждается личными интересами и заботой об окружающих. Инициатива нацелена на удовлетворение своих желаний и совершенствовании себя и окружающего мира, инициатива способствовала успешности в делах и укреплению чувства уверенности. По мнению подростков инициатива им поможет стать успешнее, востребованными и зарекомендовать себя.
Анализ беседы показал, что из общего числа респондентов низкий уровень 17 % для таких обучающихся характерны эгоистическими побуждениями, удовлетворением только своих потребностей, не готовы к проектированию и реализации осмысленных самостоятельных действий и принятию на себя ответственности.
Средний уровень 50 % характерны их инициатива побуждается внешними мотивами и личными интересами, инициатива нацелена на удовлетворение своих планов и желаний, не охотно принимают участив в социально инициативной деятельности.
Высокий уровень 33 % который характеризуется тем, что они занимаются социально инициативной деятельностью, их инициатива побуждается внесением собственного вклада в развитие мира, инициатива нацелена на совершенствование окружающего мира, умеют выдвигать и реализовывать социальные инициативы, умеют проектировать решения социально значимых проблем.
Анализ результатов, наглядно представлен на диаграмме (рис.2.3).
Рис.3. Результаты изучения уровня сформированности деятельностного компонента социальной инициативности старших подростков.
Обобщая результаты исследования проведенных диагностик, можем сказать, что в целом у обучающихся средний уровень сформированности социальной инициативности.
Анализ результатов исследования показал, что у большинства подростков, преобладает средний (50%) и низкий (31%) уровень сформированности социальной инициативности. Опираясь на анализ результатов исследования, можно сказать, что большинство подростков редко принимают участие в социально инициативной деятельности, продемонстрировали непонимание сущности социальной инициативности, её роли в жизни и обществе, необходимости её развития.
Необходимо поднимать общий уровень социальной инициативности старших подростков, формировать качества присущие социально инициативной личности, формировать важные знания, умения и навыки.
Анализ результатов, наглядно представлен на диаграмме (рис.4).
Рис.4. Обобщенные результаты исследования уровней социальной инициативности старших подростков.
С целью изменения полученных результатов в сторону повышения уровня социальной инициативности, нами был составлен комплекс занятий, апробация которого осуществлялась в МБОУ СОШ №55 города Иркутска.
В образовательном учреждении важно не только затрагивать тему социальной инициативности, но и проводить занятия, посвящённые развитию социальной инициативности и качеств присущих инициативным людям.