ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 850
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
детей. Совместные переживания значимых явлений намного увеличивают силу эмоциональных реакций у каждого члена детской группы. Вместе дети
переживают события не только ярче, но и глубже [17].
Ситуация интеллектуального заражения построена на выборе гносионосителя, т.е. подростка, чрезвычайно увлеченного каким-либо делом: историей, литературой, физикой. Педагог обязан заметить данные увлечения, сделать их достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному творчеству. «Заразить» коллектив можно в том случае, если успех отдельного подростка станет стимулом для успеха других, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда и ребенок, послуживший источником заражения,
будет чувствовать радость не столько за себя, но и за окружающих.
Соответственно, формулу ситуации эмоционального заражения можно представить следующим образом: сбывшаяся радость подростка + поддержка
педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка педагогом
«зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов. Также условием создания данной ситуации является состязательный характер, когда у первого гносионосителя появляется «соперник» – сверстник, претендующий на эту же роль. Важно в ситуации заражения правильно выбрать адекватные стимулы состязания, например,
стремление к
одобрению или интеллектуальному лидерству [5].
Включение в жизнь подростков соревновательных ситуаций способствует актуализации определенных эмоциональных состояний, которые становятся источником активности детей, вызывают у них интерес к совместной деятельности, позволяют переживать чувство успеха и одобрения коллектива, если достигнуты высокие результаты. Однако увлекаться созданием соревновательных ситуаций не следует, так как они порождают конкурентный, спортивный мотив; погоня за победами и наградами может превратиться в самоцель; возможны ссоры, недоброжелательность, ложное
товарищество, когда ради победы скрываются недостатки, проступки [47].
Схожим методом является ситуация творчества, которая предполагает создание таких условий, в которых актуализируются воображение, фантазия подростков, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают подростков, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности, сплачивают. В ситуации творчества подростки раскрываются с неожиданной стороны, отмечают свои актуализировавшиеся способности, тем самым повышая собственную самооценку. В случае завышенной самооценки ситуация творчества позволяет детям реализовать свои амбиции, получить внешнюю оценку и сравнить ее с собственной, тем самым корректируются рефлексивные навыки
и уровень самооценки подростка [24].
Не менее важной является ситуациям персональной исключительности,
когда педагог уверяет ребенка, что только он способен выполнить ту или иную задачу. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, т.е. все сопутствующие признаки заниженной самооценки. В случае завышенной самооценки данного приема
стоит избегать, чтобы не усилить сложившуюся проблему.
И наконец, наиболее широко в практике оптимизация самооценки используется ситуация успеха. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому подростку ситуацию успеха в индивидуальной или групповой деятельности. Важно разграничить понятия успех и ситуация успеха. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех это результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог, переживание же успеха – это особое состояние удовлетворения итогом физического или психического напряжения исполнителя дела. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы дать каждому подростку возможность пережить радость достижения, осознать
свои возможности, поверить в себя [25; 36].
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это тактика целенаправленного сочетания условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельного подростка, так и коллектива в целом. Чтобы содействовать успеху деятельности, нужны
определенные психологические влияния педагога на субъекта деятельности.
А.Б. ларина выделяет семь приемов, которые можно использовать для
создания ситуаций успеха, и разделяет их на шаги (этапы) [34]:
Шаг первый
– снятие страха у подростка перед предстоящей деятельностью как непременное условие его освобождения от психологического зажима, что можно достичь, переключив его внимание с себя на содержание деятельности. Этот прием включает совместный поиск и попытки решения подростком трудной ситуации. Педагог обязан сопровождать свои предложения для исполнения дела ясной инструкцией, советуя, как лучше всего его выполнить, но при этом данная инструкция не
должна быть аналогична приказу, распоряжению, открытой помощи, она должна быть скрытой. Техникой снятия неуверенности подростка, ощущения нереальности является усиление мотива деятельности. Педагог мотивирует необходимость организуемого дела, подчеркивая его высокую значимость для
всего коллектива, для общей пользы и лично для подростка.
Шаг второй – эмоциональная блокировка, которая заключается Суть в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное на данном этапе – помочь подростку переломить свой неуспех, найти его причину. Важно переориентировать с
пессимистической оценки событий на оптимистическую.
Шаг третий – выбор главного направления, смысл которого состоит в
том, чтобы не только определить очаг напряжения подростка, но и определить пути его нейтрализации.
Шаг четвертый – выбор равных возможностей. Суть данного приема заключена в том, чтобы создать условия, при которых подросток, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности
проявить
себя по сравнению со сверстниками.
Шаг шестой – неожиданное сравнение, когда педагог сравнивает подростка, для которого создается ситуация с лидером в группе, при этом
нужно сравнивать в области в которой подросток достаточно силен.
Шаг седьмой – стабилизация заключается в том, чтобы приятная для отдельного подростка общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданность стала привычной. Далее, сыграв роль стартового пуска,
подросток должен развиваться за счет собственных резервов [34].
В целом, чтобы обеспечить субъективное переживание успеха, при оценке выполненной работы следует выделить какую-то ее деталь, именно ее объявить удачной, оригинальной, яркой. Не следует оценивать достижения подростка в целом, т.к. далеко не всегда полностью выполненная работа может быть оценена высоко. Но какая-то сторона этой работы, получается хорошо, именно этим владеет лучше всего именно данный подросток. Подросток верит данной оценке и искренне переживает успех своих творческих усилий. Остальная оценка объективна, справедлива и гуманна, в
ней спрятан огромный потенциал стимулирующего влияния на всю
последующую деятельность [24].
Анализируя представленные средства и методы оптимизации самооценки, в своей работе мы будем использовать практические упражнения и игры, социально-психологический тренинг и метод воспитывающих ситуаций. Однако при индивидуальной работе с подростками необходимо четко разделять направления по оптимизации
переживают события не только ярче, но и глубже [17].
Ситуация интеллектуального заражения построена на выборе гносионосителя, т.е. подростка, чрезвычайно увлеченного каким-либо делом: историей, литературой, физикой. Педагог обязан заметить данные увлечения, сделать их достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному творчеству. «Заразить» коллектив можно в том случае, если успех отдельного подростка станет стимулом для успеха других, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда и ребенок, послуживший источником заражения,
будет чувствовать радость не столько за себя, но и за окружающих.
Соответственно, формулу ситуации эмоционального заражения можно представить следующим образом: сбывшаяся радость подростка + поддержка
педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка педагогом
«зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов. Также условием создания данной ситуации является состязательный характер, когда у первого гносионосителя появляется «соперник» – сверстник, претендующий на эту же роль. Важно в ситуации заражения правильно выбрать адекватные стимулы состязания, например,
стремление к
одобрению или интеллектуальному лидерству [5].
Включение в жизнь подростков соревновательных ситуаций способствует актуализации определенных эмоциональных состояний, которые становятся источником активности детей, вызывают у них интерес к совместной деятельности, позволяют переживать чувство успеха и одобрения коллектива, если достигнуты высокие результаты. Однако увлекаться созданием соревновательных ситуаций не следует, так как они порождают конкурентный, спортивный мотив; погоня за победами и наградами может превратиться в самоцель; возможны ссоры, недоброжелательность, ложное
товарищество, когда ради победы скрываются недостатки, проступки [47].
Схожим методом является ситуация творчества, которая предполагает создание таких условий, в которых актуализируются воображение, фантазия подростков, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают подростков, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности, сплачивают. В ситуации творчества подростки раскрываются с неожиданной стороны, отмечают свои актуализировавшиеся способности, тем самым повышая собственную самооценку. В случае завышенной самооценки ситуация творчества позволяет детям реализовать свои амбиции, получить внешнюю оценку и сравнить ее с собственной, тем самым корректируются рефлексивные навыки
и уровень самооценки подростка [24].
Не менее важной является ситуациям персональной исключительности,
когда педагог уверяет ребенка, что только он способен выполнить ту или иную задачу. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, т.е. все сопутствующие признаки заниженной самооценки. В случае завышенной самооценки данного приема
стоит избегать, чтобы не усилить сложившуюся проблему.
И наконец, наиболее широко в практике оптимизация самооценки используется ситуация успеха. Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому подростку ситуацию успеха в индивидуальной или групповой деятельности. Важно разграничить понятия успех и ситуация успеха. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех это результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог, переживание же успеха – это особое состояние удовлетворения итогом физического или психического напряжения исполнителя дела. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы дать каждому подростку возможность пережить радость достижения, осознать
свои возможности, поверить в себя [25; 36].
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это тактика целенаправленного сочетания условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельного подростка, так и коллектива в целом. Чтобы содействовать успеху деятельности, нужны
определенные психологические влияния педагога на субъекта деятельности.
А.Б. ларина выделяет семь приемов, которые можно использовать для
создания ситуаций успеха, и разделяет их на шаги (этапы) [34]:
Шаг первый
– снятие страха у подростка перед предстоящей деятельностью как непременное условие его освобождения от психологического зажима, что можно достичь, переключив его внимание с себя на содержание деятельности. Этот прием включает совместный поиск и попытки решения подростком трудной ситуации. Педагог обязан сопровождать свои предложения для исполнения дела ясной инструкцией, советуя, как лучше всего его выполнить, но при этом данная инструкция не
должна быть аналогична приказу, распоряжению, открытой помощи, она должна быть скрытой. Техникой снятия неуверенности подростка, ощущения нереальности является усиление мотива деятельности. Педагог мотивирует необходимость организуемого дела, подчеркивая его высокую значимость для
всего коллектива, для общей пользы и лично для подростка.
Шаг второй – эмоциональная блокировка, которая заключается Суть в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное на данном этапе – помочь подростку переломить свой неуспех, найти его причину. Важно переориентировать с
пессимистической оценки событий на оптимистическую.
Шаг третий – выбор главного направления, смысл которого состоит в
том, чтобы не только определить очаг напряжения подростка, но и определить пути его нейтрализации.
Шаг четвертый – выбор равных возможностей. Суть данного приема заключена в том, чтобы создать условия, при которых подросток, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности
проявить
себя по сравнению со сверстниками.
Шаг шестой – неожиданное сравнение, когда педагог сравнивает подростка, для которого создается ситуация с лидером в группе, при этом
нужно сравнивать в области в которой подросток достаточно силен.
Шаг седьмой – стабилизация заключается в том, чтобы приятная для отдельного подростка общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданность стала привычной. Далее, сыграв роль стартового пуска,
подросток должен развиваться за счет собственных резервов [34].
В целом, чтобы обеспечить субъективное переживание успеха, при оценке выполненной работы следует выделить какую-то ее деталь, именно ее объявить удачной, оригинальной, яркой. Не следует оценивать достижения подростка в целом, т.к. далеко не всегда полностью выполненная работа может быть оценена высоко. Но какая-то сторона этой работы, получается хорошо, именно этим владеет лучше всего именно данный подросток. Подросток верит данной оценке и искренне переживает успех своих творческих усилий. Остальная оценка объективна, справедлива и гуманна, в
ней спрятан огромный потенциал стимулирующего влияния на всю
последующую деятельность [24].
Анализируя представленные средства и методы оптимизации самооценки, в своей работе мы будем использовать практические упражнения и игры, социально-психологический тренинг и метод воспитывающих ситуаций. Однако при индивидуальной работе с подростками необходимо четко разделять направления по оптимизации