Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 923

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
педагогической (образовательной) системы тем целям, для достижения

которых она создана [64].

В своей работе мы будем понимать оптимизацию самооценки – как процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер.

Система способов оптимизации самооценки включает в себя:

  • комплектование задач;

  • конкретизацию задач;

  • генерализацию содержания (выделение главного);

  • координацию содержания;

  • выбор варианта методов, форм, средств;

  • выбор структуры;

  • дифференциацию обучения;

  • выбор темпа;

  • обеспечение условий [5].

Методологическую основу оптимизации самооценки составляет системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности. В нашем случае основным звеном

деятельности является личность подростка и взаимодействие с ним [32].

Психолого-педагогические условия оптимизации самооценки в

подростковом возрасте можно условно разделить на две группы.

Первая группа касается подготовки педагога к организации процесса и включает в себя: анализ и оценку педагогом своих возможностей; анализ и систематизацию педагогического опыта; самообразование и саморазвитие педагога; обмен опытом на консилиумах, практикумах и семинарах, которые

позволяют осуществить
единый подход к оптимизации всех педагогов.

Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно

оптимизирующие процесс самооценки в конкретной деятельности:

  • выбор оптимального варианта метода и формы мероприятия;

  • использование педагогом дифференцированного подхода к

подросткам на основе учета их реальных возможностей и возрастных особенностей развития самооценки;

  • создание атмосферы психологического комфорта;

  • использование способов стимулирования подростков к развитию

самооценки;

  • рациональное сочетание управления и самоуправления

деятельностью и оперативное регулирование и корректировка процесса в рамках конкретного мероприятия по оптимизации самооценки [44].

Форма деятельности по оптимизации самооценки подростков может

быть как индивидуальная, так и групповая. Главное в ней соблюдение

определенных принципов и требований [17]:

  1. Характер и стиль проведения мероприятий строится в соответствии с

возрастными особенностями подростков.

  1. Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с

особенностями самооценки и зависит от групповой динамики.

  1. До и после цикла занятий проводится диагностика с целью определения результата проделанной работы и необходимых изменений,

которые могут быть внесены в ней в дальнейшем.

  1. Обязательно исследуется отношение участников к проведенной

деятельности.

  1. Контакт с подростком должен быть позитивным, основанным на осознании и развитии его личностных и средовых ресурсов, использовании систематических стратегий формирования мотивации на изменение


самооценки.

  1. Работа всегда основывается на эмоциональной и социальной

поддержке подростка, сочетающейся с его проблемами [6].

Так, описав условия, принципы и требования к процессу оптимизации

самооценки подростков следует уточнить направления и формы организации деятельности по данной проблеме.

Так, в образовательной организации широко применяются массовые и

групповые формы оптимизации самооценки, которые можно условно разделить на несколько блоков [32]:

  • мероприятия образовательного характера: лекции, беседы,

диспуты, семинары со всеми участниками образовательного процесса;

  • мероприятия спортивного характера: соревнования, «Веселые

старты», военно-патриотические игры, туристические походы;

  • мероприятия тематические: конкурсы, литературные гостиные,

викторины, выставки, экскурсии;

  • мероприятия трудовые: субботники, трудовые рейды, акции;

  • мероприятия развлекательные: концерты, игровые программы,

посещение театров, праздничные вечера отдыха, дискотеки [41].

Каждое мероприятие имеет определенный характер воздействия на самооценку подростков, поэтому при оптимизации самооценки важно

использовать как можно больше видов мероприятий.

Пути оптимизации самооценки современных подростков основаны на

учете объективных и субъективных условий их развития и представляют собой несколько направлений:

  1. Реализация комплексной психолого-педагогической программы

оптимизации самооценки подростков, которая включает:

  • диагностику уровня и вида самооценки подростков, выявление

детей с
неадекватной самооценкой;

  • деятельность по формированию у подростков уверенности в себе,

потребностей в самопознании, самовыражении и самовоспитании;

  • использование современных технологий личностного роста [5].

  1. Совершенствование взаимодействия в системе «подросток –

сверстники родители учителя», которая предусматривает:

  • укрепление чувства взрослости и расширение представлений

подростков о своей внешности, происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;

  • побуждение подростков к формированию навыков самоанализа и положительных эмоций, порождающих уважение к себе; развитие эффективного стиля общения и способов взаимопонимания подростков со

сверстниками и взрослыми;

  • уважительное отношение взрослых к индивидуальности

подростков, сосредоточение на позитивных сторонах;

  • учет возрастных особенностей подростков [30; 47].

  1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса оптимизации

самооценки, которое включает:

  • разработку психологических методов воздействия, позволяющих

достичь большей открытости и гибкости Я-концепции подростков;

  • внедрение в работу с подростками достижений современной

практической психологии и психотехник самосовершенствования;

  • повышение квалификации педагогов, организаторов

воспитательной работы с подростками, руководителей образовательных организаций [25; 34].

Обращаясь к средствам оптимизации самооценки подростков, можно указать, что существует достаточно большой перечень методов регуляции

неадекватной
самооценки и развития позитивного самоотношения, однако в

своей работе мы перечислим те основные технологии, которые относим к наиболее эффективным.

Так, А.Г. Лидерс и К.Р. Сидоров в качестве эффективного средства

развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков выделяют социально-психологический тренинг [35; 49].

Социально-психологический тренинг это вид групповой деятельности, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий

круг задач в области компетентности в общении [63].

К основным принципам социально-психологического тренинга

относят:

  • качественные изменения процессов общения в группе;

  • активную позицию участника тренинга;

  • персонификацию высказываний;

  • намеренную межличностную обратную связь;

  • высокую степень включенности эмоций участников [35]. Основными характеристиками тренинга являются:

  1. Высокая степень неопределенности. Тренинг – это некоторая

ситуация, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.

  1. Искусственность. Тренинг это взаимодействие участников по

особым правилам.

  1. Специальная атмосфера. Возникновение особого психологического

климата, в котором начинают «раскрываться» участники.

  1. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на